История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
В прошедшей 23-24 июня Международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» приняли участие представители старообрядческих Церквей и общин, старообрядческих общественных организаций из многих стран мира. Координатор межстарообрядческой рабочей группы, профессор Михаил Олегович Шахов выступил с докладом «Проблемы и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений», текст которого мы публикуем.
В 2016 году исполняется 350 лет со дня центрального события церковного раскола — Большого Московского Собора 1666-1667 годов. Именно Большой Московский Собор утвердил реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона и положил начало расколу Русской Церкви: одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками и еретиками.
Известный блогер, фотограф и путешественник Антон Афанасьев, продолжает открывать для себя и читателей сайта «Русская вера» места погребения старообрядческих подвижников. Сегодня речь пойдет о двух скитах: Старом Шарпане и Голендухинском ските.
Публикуем статью одного из самых приближенных лиц к епископу Анастасию — доктора искусствоведения Н. Г. Денисова. Уже свыше 30 лет Николай Григорьевич, получив благословение владыки Анастасия, продолжает изучать старообрядческое пение и культуру. В день памяти владыки Николай Григорьевич поделился своими воспоминаниями о первой встрече с ним и о том, каким запомнился ему приснопамятный архипастырь.
Представляем нашему читателю еще несколько уникальных глав из книги «Я — Victor», которая сейчас готовится к публикации. Это воспоминания В. Н. Милованова (1923 – 2011) — певчего старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы на Рогожском кладбище в Москве. В представленных главах речь пойдет о разрушении старообрядческого храма на Апухтинке, а также об отце, Николае Милованове, который был председателем церковного совета старообрядческой Рогожской общины с 1968 по 1979 год. Автор рассказывает, как строились взаимоотношения его отца с Комитетом по делам религии в те богоборческие времена.
Библейская история является составной частью Лицевого летописного свода Ивана Грозного — монументального памятника древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющего аналогов в мире. Издание содержит исторические книги Ветхого Завета, включая историю древней Персии и Вавилона, а также историю древнего Рима.
Представляем нашему читателю уникальные главы из книги «Я — Victor», которая сейчас только готовится к публикации. Это воспоминания В. Н. Милованова (1923 – 2011) — певчего старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы на Рогожском кладбище в Москве. Повествование начинается рассказом о детстве, насквозь пронизанным интеллигентным духом старообрядчества, хотя и отравленным горечью воинствующего атеизма послереволюционных лет. В представленных главах автор рассказывает о строительстве и жизни храма Успения Богородицы на Апухтинке, а также о тяжелых временах гонения на Церковь, которые он застал, будучи подростком. Эта книга — спокойный, слегка ироничный взгляд в прошлое.
Случайно найденный Антоном Афанасьевым керженский синодик подвигнул его к необычному путешествию в край старинных могил. Известный блогер, фотограф и путешественник открывает заново для себя и читателей сайта «Русская вера» места погребения старообрядческих подвижников: иноков, схимников, священноиереев и скитоначальников. Сегодня путешественник рассказывает про могилы иноков-схимников Пафнутия и Льва и инокинь-схимниц Февронии и Феодосии.
В марте 2016 г. в Москве пройдет Круглый стол по вопросу создания общественной организации «Всероссийское старообрядческое общественное движение». По мнению С. П. Петрова, председателя совета РОО, «Общество культуры семейских Республики Бурятия», необходимо на это мероприятие пригласить в первую очередь представителей общественной организации Общины русских-липован Румынии, чтобы они поделились своим опытом. Сегодня один из основателей Общины русских-липован Румынии Феодор Кирилэ вспоминает, как она создавалась.
Не так давно наша читательница Галина Кочеткова от своего деда, Виктора Федоровича Кочеткова, узнала о том, что когда-то и ее предки носили другую фамилию — Шибаевы. Подробностей ее дед, к сожалению, не знал, и Галина буквально по крупицам собирала информацию у ещё живых на тот момент родственников, которые помнили об этом. Многие, наверняка, не раз слышали о таких старообрядцах, как Шибаевы. Среди них были такие известные личности, как первый нефтепромышленник, фабрикант, владелец ткацкой мануфактуры Сидор Мартынович Шибаев и московский купец, попечитель Рогожского кладбища Иван Иванович Шибаев, который, несмотря на полицейские запреты, проводил текущий ремонт его храмов.Но в этой статье речь пойдет о других Шибаевых — Шибаевых из Гуслиц.