Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной неделей. Название ее происходит из того, что в субботу вечером по особому чину совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, ставшему для нас «древом жизни» и открывшему вход в потерянное первозданным человеком блаженное небесное Отечество. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.
14 марта 2024 года в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная библейской истории сотворения мира. Главная цель выставки — показать христианское понимание процесса сотворения мира и человека, основанное на библейском рассказе, через иконописные и иные художественные образы.
В последнее время в староверческих группах в социальных сетях «Вконтакте» и «Фейсбук» усилился интерес к истории одежды. Люди обсуждают в комментариях и выкладывают посты о том или ином предмете. Часто возникают споры и обсуждения. Мы продолжаем публикацию статей об истории разных предметов исторической одежды староверов и сегодня остановимся на таком важном предмете гардероба, как сарафан.
30 марта Церковь отмечает память преподобного Макария, Калязинского чудотворца. У русского человека имя этого подвижника ассоциируется не только с историей отечественного иночества и монастырестроительства, но и с печальным символом периода безбожия — затопленными храмами и монастырями древнего Калязина, от которых осталась лишь печально возвышающаяся из-под воды колокольня.
В массовом сознании русский купец — это скользкий делец, который легко идет на обман и с шиком уходит в загул. А вот те, чьи принципы не позволяли ни лгать, ни употреблять спиртного, часто оставались в тени. Огромная роль староверов в становлении русского бизнеса, их имена и заслуги в меценатстве до сих пор малоизвестны.
Празднование Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершается 27 марта (14 марта ст. ст.) и 29 августа (16 августа ст. ст.). Также во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери «по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г.». У новообрядцев в этот день совершается память святителя Григория Паламы (1296-1359 гг.). Феодоровскому образу Богородицы молятся о здравии, рождении ребенка, легких родах, благополучии супружеской жизни.
Сегодня мы публикуем с небольшими комментариями полный текст старообрядческого Малого домашнего Устава, касающийся Великого поста. Также публикуются указания Устава Кирилло-Белозерского монастыря по списку 1652 года и Соловецкой Кормчей 1493 года.
Православие немыслимо без икон. Сегодня нам кажется, что так было всегда. Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества. Полтора века, на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Исуса Христа, Богородицы, святых. Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы. Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста. Возникновение празднования связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой, чтобы восстановить иконопочитание в Византийской империи.
Память Сорока мучеников Севастийских Церковь совершает 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Лицинии. Сорок мучеников очень почитаются православными христианами.
Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» прошла в Московском государственном университете. На нее прибыли ведущие археографы и историки старообрядчества России и стран ближайшего зарубежья. Были заслушаны интереснейшие доклады и разоблачен один «авантюрист от науки».