Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из господских двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю).
В Музее имени Андрея Рублева впервые представили уникальные церковные святыни. Выставка «Сокровища Русского Севера» демонстрирует памятники, обладающие значимой историко-культурной ценностью, высоким художественным и мастерским уровнем исполнения. Ранее они были доступны только избранным специалистам.
Встреча проходила в Высоко-Петровском монастыре в Отделе по религиозному образованию и катехизации Московской Патриархии. На встрече были представители основных старообрядческих направлений: Белокриницкой митрополии, Новозыбковской архиепископии, Высшего старообрядческого Совета Латвийской республики и Российского Совета старообрядцев-поморцев. Братства, к сожалению, были представлены значительно хуже.
14 мая 2025 года состоялось знаковое для старообрядчества событие. В Доме русского зарубежья, что расположен в столице, г. Москве, прошла научная конференция, посвященная презентации книги «Запрещенное согласие. Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии». Сегодня мы продолжаем публикацию доклада историка и публициста Г. С. Чистякова. В прошлый раз было рассказано о том, почему в синодальной Церкви считалось, что староверы веруют в иного Бога. Сегодня рассказываем о точке зрения неокружников.
Во второй половине XIX века Якутская область была в центре мирового торгового обращения. Старообрядец-миллионер Петр Кушнарев в экстремальных климатических условиях смог не только преумножить свое состояние, но и своими действиями дал развитие родине. Проводником в эту историю стала Маргарита Кушнарева, потомок знаменитого якутского купца.
Особняк старообрядца И. А. Миндовского — памятник архитектуры в Москве, расположен на углу Поварской улицы и Скарятинского переулка. Построен в 1903–1904 годах по проекту архитектора Льва Кекушева.
Всероссийский музей декоративного искусства представил масштабную выставку, посвященную одному из художественных символов русской культуры, — хохломской росписи. Считается, что хохломская роспись изобретена старообрядцами, знакомыми с техникой золочения икон и имевшими обширные промыслы производства деревянной посуды. Подробно эти промыслы описываются в знаменитом романе П. И. Мельникова (Печерского) «В лесах и на горах».
Аксеновы были не только известными в Нижнетагильском заводском поселке купцами и благотворителями, но и старообрядцами, поэтому для моления они построили на внутренней территории подворья свою небольшую часовню. Изначально Аксёновы строили молельную только для собственного пользования, однако со временем туда стали ходить все тагильские старообрядцы.
Недавно стало известно о том, что администрация Нижнего Тагила выделила более 4,8 млн рублей на ремонт и реставрацию фасадов объекта культурного наследия федерального значения «Дом Исаака Фёдоровича и Вонифатия Исааковича Худояровых» по адресу улица Тагильская, дом 24. Династия художников Худояровых считается основоположниками тагильской школы росписи по металлу и авторами уникального лака, благодаря которому тагильские подносы сохраняют свои цвета на протяжении многих десятилетий.