В воскресенье 23 февраля 2020 года в Доме причта, что на Рогожском, состоялась третья встреча старообрядцев города Москвы. На встрече говорили о состоянии дел в приходах, о новых общинах и праздновании 400-летия протопопа Аввакума. Среди участников — духовенство, актив приходов и все неравнодушные христиане.
Ведущим выступил иерей Никола Бобков — настоятель храма Покровско-Успенской общины в Малом Гавриковом переулке в Москве.
Он напомнил участникам, что это уже третья встреча старообрядцев: первая состоялась 22 января 2017 года, вторая — 25 ноября 2018 года. В прошлом году встречи старообрядцев Москвы не было.
В начале нынешней встречи присутствовало около 20 человек, к концу собралось около 50 участников. Отец Никола заметил, что пока присутствующих не очень много, зато пришли те, кому это действительно интересно. Хорошо бы, конечно, чтобы организованно прибыли представители всех храмов Москвы, но как это сделать, если люди не проявляют активность?
Мероприятие прошло в формате ознакомительных бесед о различных событиях и инициативах, представляющих интерес для старообрядцев Москвы. Первым было выступление прихожанки храма свт. Николы на площади Белорусского вокзала Валерии Владимировны Мальковой — бывшей помощницы депутата Мосгордумы, директора НКО и эксперта Конкурса грантов Мэра Москвы.
«Большинство наших старообрядческих общин с точки зрения закона являются некоммерческими общественными объединениями (НКО). Союз НКО готов оказывать помощь старообрядцам в получении государственного финансирования и участия в государственных контрактах, например, по благоустройству территории храмов и т.д. Предлагаю включить в резолюцию пункт о взаимодействии с Союзом НКО», — сообщила в своем выступлении Валерия Владимировна.
Также она отметила, что чиновники уважительно относятся к старообрядчеству, они готовы помогать, и эту возможность надо использовать. «Складывается впечатление, что власть делает ставку на старообрядчество», — добавила В. В. Малькова.
«Взаимодействие с государством — область для нас новая, — подчеркнул о. Никола Бобков. Возникает вопрос: зачем им это нужно? Эта помощь не будет ли обусловлена какими-то требованиями, например, слиянием с РПЦ?»
«Я никогда о таком не слышала, — ответила Валерия Владимировна. Всё зависит от личной позиции, некоторые люди и без денег уходят в никонианство. По-моему, интерес властей к старообрядчеству вызван тем, что власть поддерживает семью и традиционные ценности».
Олег Гусев, предприниматель и прихожанин того же храма свт. Николы, отметил, что Валерия Владимировна — член правящей партии «Единая Россия», и поэтому она по-своему воспринимает окружающее.
«А у меня, на основании моего личного опыта, складывается иное впечатление: помощь получают только близкие к власти, — заметил Олег. Я около 30 лет занимаюсь бизнесом, реальным производством, изготовлением электрического оборудования, мою продукцию раньше охотно брали торговые сети и крупные магазины. Но в последние годы мой бизнес просто уничтожают. Тендеры, политика менеджеров лишает обычных предпринимателей Москвы всех рынков сбыта. Мы не можем конкурировать с продукцией из Китая, так как в Китае нет налога на добавленную стоимость (НДС), у них изначально иная цена на металл. Я считаю, что нам, старообрядцам, надо от властей держаться подальше, помогать друг другу. Но надо иметь и представителей во власти, чтобы мы могли получить хотя бы то, что нам полагается».
Реакция слушателей на это выступление была оживленной. «Что нам брать у властей и на каких условиях?», «Единая Россия никогда не дает деньги просто так», — звучали реплики с мест. Также было высказано политико-экономическое предложение: «Для поддержания старообрядческого и вообще отечественного предпринимательства уместно ставить вопрос об отмене НДС».
Василий Гладышев, представитель Покровской старообрядческой общины г. Ржева, рассказал об истории и деятельности детского христианского оздоровительного лагеря «Ржевская обитель» и об отдыхе здесь детей и молодежи из старообрядческих приходов г. Москвы.
Отец Никола Бобков сообщил о выделении старообрядцам участков земли под строительство церквей в рамках программы «200 храмов», действующей в Москве. «Зачем нам новые храмы в Москве? — спросил он. — В уже существующих старообрядческих храмах часто на службах народу мало, особенно вечером. Но в то же время на некоторые праздники храмы бывают полны.
В одном из районов Москвы — Орехово-Борисово, на месте которого раньше существовала старообрядческая деревня Борисово, до сих пор проживает много христиан-старообрядцев, создана община, которая регулярно проводит молебны на месте, где раньше был старообрядческий храм. Однако местные власти заявляют, что возможности выделить нам участок под строительство храма в этом районе нет, при этом РПЦ участки под храмы выделяются.
Участок земли под строительство старообрядческого храма выделен на севере Москвы, около района Химки и Долгопрудного. Этот участок располагается у съезда с МКАДа, рядом планируется строительство транспортно-пересадочного узла и речного порта. Место для строительства храма будет очень шумное и загазованное. К тому же у него низкая транспортная доступность, туда можно добраться только на одном автобусе, который отправляется как раз около нашего храма свт. Николы у Белорусского вокзала. Однако я, по благословению митрополита Корнилия, решил все-таки брать этот участок, так как другого не дадут. Теперь надо, чтобы нашлись христиане, желающие потрудиться для создания храма в этом месте.
Второй участок дают в Новой Москве, около г. Внуково, в поселке Марушкинское, недалеко от Боровского шоссе. Участок не предназначен под храм, его сначала надо перевести для использования в религиозных целях, в том числе и через процедуру общественных слушаний. Место неудобное, верующих-старообрядцев вокруг будущего храма я пока не выявил, что ставит вопрос о его наполняемости. Однако другого не предвидится, все удобные участки передают под храмы РПЦ».
После этого от некоторых участников встречи поступило предложение создать в бывшей подмосковной усадьбе Успенское, принадлежавшей до революции Сергею Тимофеевичу Морозову, брату знаменитого Саввы Морозова, музей старообрядчества с возрождением бывшей раньше в усадьбе домовой старообрядческой церкви. Очевидно, что в нынешних условиях наша Церковь не может получить этот особняк, расположенный недалеко от элитного Рублевского шоссе, не имеет средств создать в нём музей и поддерживать его.
Сотрудник Митрополии РПсЦ Илья Ворошнин рассказал о запланированных к 400-летию священномученика Аввакума мероприятиях.
Праздничные мероприятия планируется провести в 60 субъектах РФ. Все мероприятия курируются Министерством культуры РФ и включают в себя реставрацию старообрядческих храмов, выставочные проекты, концерты знаменного пения. В Москве планируются книжно-иллюстративные выставки в библиотеках. Готовится выставка в башне-остроге музея Коломенское, в которой, по преданию, содержался во время сибирской ссылки протопоп Аввакум. Ключевые мероприятия должны пройти 20–23 октября 2020 года в Москве и Боровске. Должен состояться международный форум с участием властей и четырех основных старообрядческих согласий: двух поповских — РПСЦ и РДЦ, а также двух основных беспоповских согласий.
Многие мероприятия находятся в стадии подготовки и согласования, поэтому более точной информации о них пока нет. На официальном сайте Митрополии РПСЦ создан раздел, посвященный подготовке к юбилею 400-летия Аввакума, на котором публикуются все новости по этой теме.
Отец Никола Бобков высказал пожелание, чтобы к празднику Жен-мироносиц в этом году был подготовлен информационный буклет о готовящихся в Москве мероприятиях в рамках 400-летия священномученика Аввакума. Это поможет прихожанам московских старообрядческих приходов быть в курсе событий и посещать юбилейные мероприятия.
После этого о. Никола рассказал о возможном участии старообрядцев Москвы в праздновании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В этом году 9 мая приходится на субботу, поэтому участие нашего духовенства в шествии «Бессмертный полк» оказывается под сомнением — вечером начинается служба под воскресение. Есть предложение протодьякона Виктора Савельева 9 мая в 10 часов утра всем колокольням старообрядческих храмов начать звон.
Георгий Мауль, прихожанин Покровского собора на Рогожском, предложил 9 мая 2020 года во всех храмах РПСЦ Москвы молиться заупокойные литии за воинов-старообрядцев, погибших во время Великой Отечественной войны. На это о. Никола сообщил, что в последние годы в некоторых приходах РПСЦ появился обычай 9 мая священникам и прихожанам молиться заупокойные литии на кладбищах, могилах погибших во время Великой Отечественной войны воинов.
После этого о. Никола коснулся некоторых организационных вопросов.
Необходимо все-таки определиться, с какой периодичностью проводить встречи старообрядцев Москвы, с представительством от приходов, выработать положение об этих встречах, избрать оргкомитет и т.д.
Ближе к концу собрания в зале появился предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов). В заключительном слове он поблагодарил о. Николу Бобкова за организацию и проведение этой встречи, а также отметил важность возникновения инициативных групп мирян для открытия новых приходов и иных полезных для Церкви дел.
Предстоятель РПСЦ подчеркнул, что «митрополит один за всех всё сделать не сможет», но обещал помощь и поддержку инициативным, неравнодушным к церковным делам христианам.
Текст и фото: Алексей Шишкин
Олегу Гусеву: «Мне кажется, что Церковь все больше и больше опирается на государство, а государство помогает Церкви. Но для чего? Чтобы Церковь идеологически обслуживала власть. Я думаю, именно это и происходит, и мне это не нравится», — признался выведенный за штат протоиерей Андрей Федосов (РПЦ).
И кто бы мне сказал, чем отличается грех членства в КПСС от принадлежности к иной политической организации? неужто только отношением партии к религии?
фамилию Вершинина перепроверьте, если не затруднит.
Участников все меньше и меньше, и часть не из Москвы вовсе.
> В начале нынешней встречи присутствовало около 20 человек,
> к концу собралось около 50 участников. Отец Никола заметил,
> что пока присутствующих не очень много
А кто сказал, что людям, верующим, больше нечем заняться как тратить свободное время на решение вопросов митрополии, отношений с властью и тп.? У всех работа, потом надо дома дела делать, оставшееся время отдохнуть, полежать, в ютубчик залипнуть, псалмы послушать и всё такое.
Вторая версия. А что если от всех этих собраний и обсуждений реального толку с точки зрения людей нет. То есть люди ходят, говорят, высказывают что-то, их высказывания записываются, составляется протокол — и все. Ничего заметного не происходит, важные задачи не решаются. И люди перестают участвовать в том, что на их взгляд ощущается как малоэффективное. А?
2017 год — 80 человек
2018 год — 60 человек
2019 год — встреча не проводилась
2020 год — 20. Ну ладно, 50 к концу.
Тенденция, однако.