25 июля 2019 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Всемирный союз староверов «Русская вера». Появление этой организации связано непосредственно с решением Всемирного старообрядческого форума, состоявшегося 1–2 октября 2018 года в Доме русского зарубежья в г. Москве. Участники форума постановили:
Поддерживая решение, принятое на международной конференции «Старообрядчество, общество, государство в современном мире» (Москва, июнь 2016 г.), мы одобряем идею создания старообрядческими общественными организациями международной общественной организации староверов для взаимопомощи в общественных делах, для защиты своих гражданских прав, для диалога в интересах старообрядчества с органами власти, с общественными организациями, а также для сотрудничества на международном уровне.
В дискуссии участники форума особенно отметили, что в создании такого союза не должны принимать участие непосредственно религиозные объединения, чтобы у их чад не возникало опасений вмешательства нового общественного объединения во внутреннюю жизнь религиозных общин или прозелетической деятельности со стороны других, более влиятельных согласий. Наилучшим вариантом было признано, если подобное объединение будет создано уже имеющимися общественными организациями и физическими лицами.
Участник Всемирного старообрядческого форума, представитель Русской Православной старообрядческой Церкви Леонид Севастьянов, выступая на форуме, предложил учредить такую организацию в ближайшее время, что и было сделано в июле этого года.
Надо отметить, что в последние годы в старообрядческой среде сформировался запрос на подобное общественное объединение. Так, выступая на международной старообрядческой конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире», которая состоялась 23–24 июня 2016 года, протоиерей Андрей Марченко (РДЦ), апеллируя к дореволюционному опыту, отметил:
Если в так называемый Золотой век старообрядцы стремились к сотрудничеству, создавали совместные союзы и организации, реализовывали различные благотворительные, социальные, культурные и иные проекты, то в нынешнее время, когда старообрядчество сравнительно немногочисленно, необходимость во взаимной поддержке и сотрудничестве еще более ощутима. Не использовать потенциал такого сотрудничества было бы безответственным и даже преступным по отношению к будущим поколениям староверов, да и вообще ко всему российскому обществу.
Подобные идеи высказывались и раньше, в частности на круглом столе представителей старообрядческой общественности, который состоялся 6 февраля 2015 года. В его резолюции было отмечено, что целью будущего движения должна стать «защита интересов старообрядчества в обществе, обсуждение социально значимых, национально-культурных, общественно-политических проблем и взаимоотношения с государственными органами, а также поддержка в случае возникновения проблем в отношениях между старообрядческими общинами с одной стороны и государственно-муниципальными общественными структурами с другой, общественно-политические инициативы, юридический анализ законодательных актов, участие в защите традиционных прав граждан». Участники круглого стола особенно подчеркнули, что будущая структура не должна быть клерикальной и подменять собой официальные церковные структуры.
Эту позицию в интервью нашему сайту подтвердил председатель учрежденного Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов:
«Новый союз будет общеконфессиональным, к сотрудничеству в нём приглашаются чада всех без исключения старообрядческих согласий, как поповских, так и безпоповских. Однако принцип его работы будет строиться на внеконфессиональной основе. Мы поддерживаем идею, что старообрядчество — это надконфессиональный феномен, и заботимся о каждой общине, каждом старовере, который себя так идентифицирует. Отказываясь от принципа конфессиональной идентификации, мы не делим старообрядцев на «хороших» и «плохих», «каноничных» и «неканоничных», потому как во всю историю староверия разные согласия привносили свои, уникальные — богословские, общественные или культурные явления. Например, взять филипповское согласие — казалось бы, самое строгое из всех, — они не молились за царя и т.д. Но при этом считается, что филипповская иконописная школа — это едва ли не лучшее, что было создано в этой сфере.
Мы руководствуемся в своей деятельности, с одной стороны, старообрядческой традицией общинности, а с другой — предприимчивости и индивидуализма. И не забываем о корнях межстарообрядческого сотрудничества, которое имело место и в прошлом. На самом деле оно было всегда, даже в политике. Если вспомнить знаковые фамилии начала XX века, такие как Рябушинские, Гучковы, Зимины, которые принадлежали к разным согласиям, но могли успешно взаимодействовать на пользу своей родине и старообрядчеству в целом.
Чем непосредственно будет заниматься Союз?
Решать самые разные юридические вопросы. Помогать старообрядцам получать разрешения на строительство храмов и молелен, помогать в оформлении документов и разрешении конфликтов с местными властями. Конечно же, будем помогать и в образовательных инициативах. Возможна помощь талантливой и перспективной молодежи, которая нуждается в образовании. Отчасти эта деятельность будет похожа на работу профсоюза.
Ну и, конечно, будут созываться тематические круглые столы, конференции, выставки. На таких мероприятиях будет ставиться повестка дня, отсутствующая на традиционных церковных мероприятиях, таких как собрания общин, Соборы и т. п. Не нужно думать, что староверы интересуются исключительно вопросами храмового благочестия. Спектр интересов их несравнимо шире. Сейчас мы даже не знаем общественных настроений, культурных и бытовых запросов, которые имеются в старообрядчестве, потому что на церковных собраниях эти вопросы никогда не ставятся и не обсуждаются. Старообрядчество и государство, старообрядчество и гражданское общество, старообрядчество и культура — все эти темы мы будем обсуждать и прорабатывать. По большому счету, все эта деятельность должна была начаться раньше, еще в 90-е годы, когда активной общественной деятельностью стали заниматься другие религиозные объединения, включая РПЦ. Добавлю, что союз называется всемирным, так как открыт для сотрудничества в любой форме для любого представителя мирового старообрядчества. Двери Союза открыты для любого, кто идентифицирует себя носителем русской веры, носителем староверия».
Редакция сайта «Русская вера», которая в течение последних лет рассказывала о жизни староверия, поддерживает создание Всемирного союза староверов. Поддерживает готовность не только онлайн, но и оффлайн осуществлять помощь, продвигать идеологию староверия в широком смысле этого слова. Пора открыто заявить, что старообрядчество — это не группа миноритарных конфессий с фольклорным уклоном, а духовная альтернатива для русского народа. Но для этого нельзя зацикливаться исключительно на внутрицерковных вопросах. Нужно не бояться выдвигать инициативы, представляющие интерес для всего российского общества. Надо понимать, что размеры сообщества (религиозного объединения, движения, партии и т.п.) далеко не всегда свидетельствуют о его авторитете. Старообрядчество — это как раз то явление, тот феномен духовной жизни русского народа, который при относительно скромных своих нынешних размерах может стать очень авторитетным и значимым.
если союз — «Всемирный», то председателя именовать не мьньшьми яко — «Вселенский»!
Севастьянов никонианин. Его организация похожа на троянского коня. Что там делает РПсЦ? Господи, прости нас грешных!
Хотелось бы отметить, что учреждение этой организации никоим образом не вытекает из решения всемирного форума, так как форум одобрил идею учреждения такого союза общественными старообрядческими организациями. В данном же случае, ни одна общественная старообрядческая организация не выступила учредителем.
А чем «ruvera» хуже, чем «Гильдия предпринимателей-староверов Латвии» или «Культурно-паломнический центр Аввакума». Все эти организации действуют в рамках светского законодательства и занимаются вопросами старообрядчества. А кто из них больше старовер — дело исключительно вкуса и тенденциозности. А что касается непосредственно религиозных старообрядческих организаций, то сразу говорилась, что ни одна из них не может создавать межстарообрядческую общественную организацию чтобы не создавать себе конкурентные примущества и «началить» другие согласия.
Поэтому встает вопрос к РПСЦ, которая создает свою организацию во главе с Коровиным. Если эта организация именно для РПСЦ это одно . Если Коровин хочет управлять и всеми остальными согласиями, то так не договаривались.
Почему «во главе» с Коровиным? Вы устав видели? Покажите, пожалуйста.
Ни одна огранизация не внушает доверия. С одной стороны никонианство и дружба с Папой, с другой евразийство. Эти вещи ничего хорошего старообрядчеству не принесут!
Полное наименование: ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ СТАРОВЕРОВ, СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН И ОРГАНИЗАЦИЙ «РУССКАЯ ВЕРА»
Юридический адрес: г. МОСКВА, ПЕРЕУЛОК КОЛПАЧНЫЙ, ДОМ 3, СТРОЕНИЕ 2.
Учредители: 1. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ РУССКИХ КУЛЬТУРНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «БИРЮЧ»
2. СЕВАСТЬЯНОВ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ
Основная заявленная деятельность: Деятельность профессиональных членских организаций, Виды издательской деятельности, Деятельность по организации конференций и выставок
К слову сказать учредителем АНО «БИРЮЧ» (исп.директор Якунин Михаил Алексеевич), является ООО «Фирма Актеон» (директор он же), учредителем которой является Якунин Вадим Сергеевич.
В общем новоучрежденный союз — это все та же Рувера, только теперь в виде общественной организации.
Я в прошлой статье на счет создания уже спрашивал, так ответа и не получил, еще раз спрашиваю: А где можно узнать кто входит в этот союз староверов и какими староверческими организациями этот «Всемирный союз староверов» создан???
«…Целью союза является помощь и защита староверов, старообрядческих общин…» — из цели выходит, что это Международная религиозная организация, а тогда какие религиозные общины ее учредили???
А Коровин, какой Cоюз староверов создает, получается еще один Всемирный союз староверов???
Вот самое первое дело — систематические отказы в строительстве храма РПсЦ в Нижнем Тагиле
Предлагаю конкретное и неотложное дело для новоявленного Союза : всестороннее содействие исправлению сложившегося положения в Григорово и Большое Мурашкино в предверии юбилея протопопа Аввакума. Все разговоры, обещания и даже решения повисли в воздухе ( построить небольшой храм или часовню в Григорово, добиться передачи 2-х этажного дома рядом с храмом в Б.Мурашкино, отремонтировать и использовать его при проведении торжеств, а также при проведении ежегодных крестных ходов и просто для размещения паломников ). Сил и средств у небольшой общины явно не хватает. На сегодня мурашкинцы минимизировали цели : установить вместо деревянного монументальный крест возле памятника и оформить передачу второго этажа и землю под зданием (власти эатягивают обещанное), и ,конечно, изыскание средств на ремонт дома. Включайся Союз, иначе может выйти просто стыдоба — везде будут трезвонить, а на родине протопопа вот такая ситуация (для любителей поязвить сообщаю, что был там совсем недавно).