Как государство регулировало функционирование старообрядческих молитвенных домов 100 лет назад? Авторы исследования подвергли анализу законодательство Российской империи по данному вопросу на территории Томской губернии, а также изучили специфику его реализации на местном уровне за счет богатого комплекса архивных данных, многие из которых были использованы впервые.
Конфессионально-этическая система старой веры оказывала значительное влияние на формирование и развитие староверческого хозяйствования в XVIII — начале ХХ веках. Под воздействием многих, в том числе конфессиональных, факторов сложился особый тип личности старовера с активной жизненной позицией, деятельным характером, высоким уровнем личной ответственности и самоконтроля, приверженностью к ограниченному личному потреблению. О формировании хозяйственной этики старообрядчества рассказывает проф. Школы исторических наук НИИ «Высшая школа экономики», д.и.н. Валерий Керов.
Тема различных чудесных и сверхъестественных явлений очень актуальна в наши дни. Но все ли чудеса от Бога? Нередко в рубрику «Вопрос священнику» поступают вопросы касательно того, как относиться к мироточению икон, к благодатному огню в Иерусалиме, к целительным способностям отдельных людей, к вещим снам и откровенным видениям и даже к самопроизвольному перемещению мебели в нежилой квартире, где недавно умер человек. В связи с этим представляем подробное и аргументированное размышление о природе чудес и знамений епископа Древлеправославной церкви Христовой Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ) Алимпия (Вербицкого).
В Екатеринбурге есть уникальный музей. Создал его двадцать лет назад Евгений Ройзман. Вся экспозиция — единое запечатленное явление: Невьянская икона. Ее собиранию и изучению основатель музея посвятил годы. Все знают Ройзмана — мэра, бизнесмена, депутата, борца с наркотиками. Но у него есть и другие роли — хранителя, историка, поэта.
В постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г. РПсЦ установила общецерковное почитание святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси, в день его преставления 2 июля. Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а все несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной. Недавно появилось новое учение, что Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда приняла от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова. Данная статья служит ответом на вопросы о событиях ХV века.
2 июля (19 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Паисия Великого. Ему молятся об избавлении от муки умерших без покаяния православных христиан.
В этом году эпидемия коронавируса повлияла на обычное течение церковной жизни. Многие верующие были вынуждены оставаться дома. В этой связи особенно актуальным стал опыт прославленных Церковью святых, подвиг которых заключался в удалении от мира, бегстве в пустыни, леса и горные расселины.
Из фарфора с кузнецовских фабрик ели и в императорском дворце, и в купеческих домах, и в сельских избах. Более 100 лет Кузнецовы были лидерами фарфорово-фаянсового бизнеса России. После 1917 года был уничтожен почти весь этот род. А вот фарфоровое дело, основанное когда-то простым гжельским кузнецом и продолженное его потомками, живет и сегодня. Да и знаменитая «кузнецовская» посуда до сих пор встречается на наших столах.
26 февраля 2020 года состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве», на котором прозвучал доклад А. В. Шишкина, посвященный Всероссийскому съезду старообрядцев в 2000 году. Сегодня мы публикуем этот доклад.
Присутствует ли любовь среди современных христиан? Почему они не доверяют друг другу? Почему некоторые готовы рисковать здоровьем ближних? Обязан ли Бог совершать чудо в обмен на посещение храма? Эти и другие вопросы мы продолжаем обсуждать в рамках круглых столов.