О том, как связаны богослужебное пение и написание икон, насколько близки напевы, которые мы сейчас слышим в приходских храмах, к тому, что звучало на богослужениях во времена Древней Руси, почему в хоре должна быть важна личность каждого певчего, и правда ли, что для привлечения молодежи в храмы нужно вводить попсовое пение за богослужениями в сопровождении гитар, или молодых людей, скорее, заинтересует знаменное пение, а также о многом другом корреспондент портала «Приходы» расспросил Анатолия Гринденко, основателя и руководителя хора «Древнерусский распев».
В последние годы в старообрядческой среде активно обсуждаются онтологические и философские вопросы староверия. Например, что объединяет староверов разных согласий кроме двуперстия. Редакция сайта «Русская вера» предлагает вниманию читателей некоторые принципы, выработанные в ходе этих дискуссий и обсуждений.
В статье анализируется старообрядческий сборник, составленный северодвинским беспоповским наставником и писателем Симеоном Гавриловым в начале XX века, содержащий подборку старообрядческих сочинений о крещении и наставления для духовных отцов, совершающих таинство крещения.
25 июля 2019 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Всемирный Союз Староверов. Как отмечал в интервью нашему сайту председатель Союза Л. М. Севастьянов, главными задачами новой организации станет «помощь и защита староверов, старообрядческих общин и организаций». По мнению Леонида Михайловича, прежде всего речь идет о юридической защите. «Нужно помогать старообрядцам получать разрешения на строительство храмов и молелен, помогать в оформлении документов и разрешении конфликтов с местными властями. Конечно же, будем помогать и в образовательных инициативах. Поднятие уровня образованности в старообрядческой среде является архиважной задачей», — отметил Л. М. Севастьянов. Сегодня Леонид Михайлович выступает с программной статьей, посвященной общественным и политическим задачам староверия.
Мы продолжаем публикацию уникальных исторических сочинений в честь юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Сегодня мы представляем читателям сочинение бывшего хасида, а впоследствии старообрядческого историка и публициста Владимира Карловича (ум. 1912). В книге «Критический разбор Окружного Послания и все оттенки направления самого автора его» автор дает оценки составителям «Послания», участникам раздора, а также публикует много другой, ныне неизвестной, информации. С помощью автора мы возвращаем в научный оборот термин «мнимо-окружники». Также в этой части книги рассказано о некоторых подлогах, на которые шли «окружники» с целью победы над «неокружниками».
Как государство регулировало функционирование старообрядческих молитвенных домов 100 лет назад? Авторы исследования подвергли анализу законодательство Российской империи по данному вопросу на территории Томской губернии, а также изучили специфику его реализации на местном уровне за счет богатого комплекса архивных данных, многие из которых были использованы впервые.
Конфессионально-этическая система старой веры оказывала значительное влияние на формирование и развитие староверческого хозяйствования в XVIII — начале ХХ веках. Под воздействием многих, в том числе конфессиональных, факторов сложился особый тип личности старовера с активной жизненной позицией, деятельным характером, высоким уровнем личной ответственности и самоконтроля, приверженностью к ограниченному личному потреблению. О формировании хозяйственной этики старообрядчества рассказывает проф. Школы исторических наук НИИ «Высшая школа экономики», д.и.н. Валерий Керов.
Тема различных чудесных и сверхъестественных явлений очень актуальна в наши дни. Но все ли чудеса от Бога? Нередко в рубрику «Вопрос священнику» поступают вопросы касательно того, как относиться к мироточению икон, к благодатному огню в Иерусалиме, к целительным способностям отдельных людей, к вещим снам и откровенным видениям и даже к самопроизвольному перемещению мебели в нежилой квартире, где недавно умер человек. В связи с этим представляем подробное и аргументированное размышление о природе чудес и знамений епископа Древлеправославной церкви Христовой Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ) Алимпия (Вербицкого).
В Екатеринбурге есть уникальный музей. Создал его двадцать лет назад Евгений Ройзман. Вся экспозиция — единое запечатленное явление: Невьянская икона. Ее собиранию и изучению основатель музея посвятил годы. Все знают Ройзмана — мэра, бизнесмена, депутата, борца с наркотиками. Но у него есть и другие роли — хранителя, историка, поэта.
В постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г. РПсЦ установила общецерковное почитание святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси, в день его преставления 2 июля. Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а все несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной. Недавно появилось новое учение, что Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда приняла от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова. Данная статья служит ответом на вопросы о событиях ХV века.