Соловецкий монастырь является знаковым местом для каждого старообрядца. Со времени своего основания в 1430-х годах и до 1676 года монастырь являлся главным духовным и просветительским центром Северной Руси, твердыней русского православия. Сегодня мы рассказываем о том, как обитель сопротивлялась церковной реформе патриарха Никона, о соловецких мучениках и исповедниках за веру.
Редакция сайта «Русская вера» продолжает общение со старообрядческими иконописцами нашего времени. О судьбах современных иконописцев и их делании на наших страницах рассказывали Виталий Наумов, Константин и Анастасия Антоновы. Сегодня у нас в гостях старейший иконописец белокриницкого согласия, епископ ДЦХ (БИ) Алимпий (Вербицкий).
Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов размышляет, может ли благочестивый христианин выступать против власти, ходить на митинги и выражать свое политическое мнение, если в Послании апостола Павла сказано: «Всякая власть от Бога» и «Противящийся власти противится Богу» (к Римлянам 13).
Вышла в свет книга «Град невидимый. Древлее православие в русской поэзии. XVII–XXI века». Составитель антологии — современный поэт Михаил Исаакович Синельников, его произведения также вошли в сборник. Это первая попытка создать антологию поэзии о древлем православии и его духовной традиции. Издание приурочено к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума и подготовлено по благословению предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова). Публикуем критическую рецензию, посвященную данному изданию.
Интервью с Председателем Всемирного совета староверов Леонидом Севастьяновым о воссоединении Древлеправославной архиепископии с РДЦ, изменении церковных Уставов, «пенсионном возрасте» для предстоятелей и событиях в Беларуси.
Вопросы истории древней Колхидской кафедры, судьба древлеправославия на территории современной Грузии, актуальные вопросы бытия белокриницкой старообрядческой иерархии и перспективы ее развития — вот лишь некоторые темы, затронутые в обширном интервью, которое дал нашему сайту архиерей града Зугдиди и Колхидской низменности страны Иверии епископ Антипа (Схулухия).
В управлении христианской Церкви всегда существовали два начала. С одной стороны, это соборность и общинность, обеспечивающие участие народа в делах Церкви, с другой — единоначалие епископа, который за счет своего иерархического положения и авторитета осуществляет надзор за благочинением богослужения вверенной ему церковной области и решает текущие вопросы. Таким образом, эти два начала позволяли уравновешивать друг друга, устанавливать взаимоконтроль в церковных делах. О соборности и единоначалии как основах церковного устройства размышляет историк Кирил Михайлов.
Образы Петра I и основанной им столицы нередко встречаются в сочинениях XVIII – первой трети XIX века писателей старообрядческой Выговской пустыни. Причем данные произведения свидетельствуют об исключительно позитивном восприятии выговцами Петра I как милосердного и мудрого правителя, чему способствовала проводимая царем политика веротерпимости. Интересные подробности читайте в статье.
О том, как связаны богослужебное пение и написание икон, насколько близки напевы, которые мы сейчас слышим в приходских храмах, к тому, что звучало на богослужениях во времена Древней Руси, почему в хоре должна быть важна личность каждого певчего, и правда ли, что для привлечения молодежи в храмы нужно вводить попсовое пение за богослужениями в сопровождении гитар, или молодых людей, скорее, заинтересует знаменное пение, а также о многом другом корреспондент портала «Приходы» расспросил Анатолия Гринденко, основателя и руководителя хора «Древнерусский распев».
В последние годы в старообрядческой среде активно обсуждаются онтологические и философские вопросы староверия. Например, что объединяет староверов разных согласий кроме двуперстия. Редакция сайта «Русская вера» предлагает вниманию читателей некоторые принципы, выработанные в ходе этих дискуссий и обсуждений.