Не напрасно, говорит св. Златоуст, бывают приношения за умерших, не напрасно молитвы, не напрасно милостыни. Все это установил Святой Дух, желая, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу (Творения его, т. IX, стр. 207). Выскажемся здесь лишь в отношении поминальных обедов 9, 20, 40 и годового дней поминовения и сорокоустия, т.е. служения 40 литургий. Поминальные обеды, совершаемые православными христианами в память усопших, ведут свое происхождение еще из времен ветхозаветных. Так, в книге Товита находится предсмертное завещание сыну Товии: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» (Тов., 4, 17).
А пророк Иеремия называет отверженными от Бога тех, по смерти которых не бывает благотворений: «Не будут, — говорит он, — преломлять для них хлебы в печали, в утешении об умершем: и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и по матери» (Иерем., 16, 7). О существовании в новозаветной Церкви с самых первых времен такого обычая — поставлять при погребении или поминовении усопшего трапезы нищим и убогим, а также и священникам, да молятся о душе его, — находим свидетельство у св. Иоанна Златоуста (Творения его, т.VII, стр. 345).
Св. Феодор Студит пишет:
Следуя божественному примеру и делая ежегодно из посылаемых от Бога даров посильный взнос для покупки погребальных вещей, потребных к погребению других, определяем в Господе следующее: когда окажется, или будет усмотрен на пути каждым из причисленных к братству умерший человек, то его с приличными погребальными принадлежностями выносить и полагать в назначенных у вас священных гробницах; и ежегодно, в начале индикта, и многократно, в дни пятидесятницы, совершать нам общее поминовение всех погребенных, устрояя в то же время складчиною и вечерю телесного утешения, впрочем, не преступая установленных пределов достаточной трапезы, чтобы многопитием или многоядением нам не обесчестить совершаемого поминовения, но с благоговением вознося славословие Богу, удостоившему вас совершить такой священный праздник, и таким образом приступать к употреблению трапезы (Творения его, т.2, стр.228 по изд. 1908 г.).
В житии св. Афанасии повествуется, что сия святая завещала сестрам своего монастыря устраивать в память ее трапезу нищим в продолжении 40 дней после ее смерти. Но сестры исполняли это завещание только 10 дней. Такое непослушание их вызвало святую из потустороннего мира. В сопровождении двух ангелов святая явилась сестрам и сказала:
Зачем вы не исполнили моего завещания? Да будет вам известно, что милостыня, творимая за душу до 40 дней, а также питание нищих и священников умилостивляют Бога. Если души усопших грешны, то чрез сие приемлют они от Господа отпущение грехов; если же они безгрешны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям.
Сказав это, она воткнула в землю свой жезл и стала невидима. На другой день утром сестры увидели, что жезл ее процвел (Чет. мин. и Пролог 12 апр.). В «Книге о Вере» читаем:
Добре и благопотребне за них (усопших) литургии совершати, жертвы приносити, милостыня и пространная нищих питания творити, вещь похвальная и полезная, спасительная же и богоугодная есть (гл. 13).
В той же книге дается ответ и на вопрос:
Чесо ради памяти по умершем третьяго дне и девятаго, и четыредесятаго по смерти творим?
«Третины, — говорится, — того ради творим. Первое, яко той человек, иже преставися, крещен бяше во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице Единаго Бога. И ныне того иереи и ближнии за преставльшагося умоляют. Второе являем сим, яко отшедши света сего, храняще три богословския добродетели, в них же все спасение висит: веру, егда во Святей Соборней и Апостольстей Церкви, до конца живота своего богообразне и терпеливе пребывал: надежду, егда в животе своем и в молитвах, в Бозе все упование свое полагал. Любовь, егда Бога ради Единаго и ближняго своего любил, яко себе самого... Третий вина сия есть, яко до того отшедшаго человека, молитв наших тридневных ради трегубое действо телесное, душевное, духовное очистится... Девятины сего ради совершаем, духовное таинство в том, со известным и разумным вниманием храняще, сиречь просим Господа Бога, яко да преставльшагося душа за молитвами и ходатайством девяти ангельских ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится; по воскресении же блаженства ангел и сожительства вкупе да сподобится... А еже о сорокоустном, или четыредесятном числе, во Святом Писании 40‑е число великую почесть и похвалу имеет. Людие израильстии 40 лет по пустыни водими манною небесною брашна насытишася. Моисей 40 дней и нощей постися, два краты закон приемля, пред Господом Богом на горе пребысть. Илия 40 дней и четыредесять нощей идыи до горы Божия Хорив промедли. Господь наш Исус Христос 40 дней и 40 нощей в пустыни постися. И паки по воскресении четыредесять дней со апостолы пребываше, уверяя Свое воскресение. Се колико почтено 40‑е число в Божественном Писании. Сего ради праве и благочестне восточная Церковь от древних веков содержит, егда от указания ея сорочины, еже есть четыредесятого дня по усопшем знаменитую память творим» (гл.13, л.110-111).
Относительно тех же дней поминовения усопших св. Макарий Александрийский дает такое изъяснение: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, — говорит он, — то душа умершего в этот день получает облегчение в скорби, какую чувствует она по разлучении с телом. В третий же день Спаситель повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Ему. Вот почему в третий день Святая Церковь совершает приношение и молитву за нее. После поклонения Богу повелевается показать душе различные обители святых и красоту рая. Душа все рассматривает шесть дней. После сего она опять возносится ангелами на поклонение Богу. И в этот девятый день Церковь возносит опять о душе умершего усиленные молитвы. Далее, после вторичного поклонения Богу, душа водится по области ада, чтобы увидеть находящиеся там места мучений. По этим различным местам она носится 30 дней, трепеща, чтобы и самой не попасть сюда. Наконец, в сороковой день душа в третий раз является к Богу, как для поклонения Ему, так и для получения от Него определенного места, в котором бы она могла находиться до времени Страшного Суда. Как Господь Исус Христос Сам в сороковой день после Своего Воскресения вознесся на небо и восшел в славу Свою, восседая одесную Бога Отца, так в этот же самый день Праведный Судья определяет и каждой душе христианской приличное по ее делам место» (см. в Слове о исход. души). Вот почему св. Церковь совершает особенное поминовение усопших в 40‑й день.
О годичном поминовении списатель «Книги о Вере» приводит свидетельства свв. Григория Богослова и Иоанна Дамаскина. «Святый Григорий Богослов, — говорит он, — сице рече, яко едины вещи совершили есмы, а другие паки совершати будем; еже есть летния чести и поминания жертвующе». В русском переводе это место читается так: «Мы воздали часть (приношение в память усопшего), а другую, кто останется из нас в живых, воздаст при годичном чествовании и поминовении» (надгробное слово Кесарию). Далее «Книга о Вере»:
Святый же Иоанн Дамаскин, сие же подкрепляя, глаголет: никогда бы нам Бог тоя ревности не подавал, яко да тех, иже отходят света сего, в безкровней жертве воспоминати имели; или еже третияго и девятаго и четыредесятаго дне, наконец же во обращении лета на их память, литургию божественную действовали, еже истинно без всякаго любопрения, Соборная и Апостольская Церковь, и божественне собираемии людие, доблественне и без всякаго сумления держит и сохраняет, аще бы пред очима его не была правая вещь (гл.13, л.112).
Наконец о сорокоустии, т.е. совершении божественной литургии в течение 40 дней, в той же книге говорится:
Яко чрез вся 40 дний молитвы и божественныя литургии за преставльшагося на всяк день творимыя в церкви Божии сорокоустом нарицаются (л.111 об.).
Итак, из приведенных нами святоотеческих учений достаточно выясняется, какое значение имеют и поминальные трапезы в память усопших, и поминовения их в 3‑й, 9‑й, 40‑й и годовой дни, и что значит совершаемое за их душу сорокоустие.
«Церковь», 1913, № 4.