Доброго! Вы ставите меня в очень интересное положение: с одной стороны, я должен поблагодарить вас за интересный вопрос и заинтересованность серьезным вопросом греховности, с другой — мне вспомнилось схоластическое выяснение, сколько ангелов поместятся на кончике иглы.
В Священном Писании нет конкретного списка грехов, как не описывается и наказание за каждый из них. Есть Десять Заповедей ветхозаветных (Исх. 20.1-17), есть Христовы Заповеди Блаженства (Мф. 5.1-12; Лк. 6.20-23). Послания апостола Павла также указывают, чего творить нельзя, предупреждая о лишении надежды на наследие Царства Небесного в случае нераскаянности (1 Кор. 9-10).
Восточная и западная церкви выстраивают свои катехизисы в соответствии со своим учением, опираясь на духовную практику, утвержденную в традиции. Число семь, укрепившееся в католической традиции, для главных грехов в западном христианстве ввёл папа Григорий Великий. Он перечислил семь грехов, которые затем включил в катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования».
Поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» описывает семь кругов ада в порядке, который описал папа Григорий. Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине», и это определение вполне соответствует и православной традиции.
Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде в восточной христианской аскетике. Перечень восьми главных грехов был широко распространён в ранней аскетической литературе. Киприан Карфагенский (3 век), преп. Евагрий Понтийский (4 век), преп. Иоанн Кассиан (начало 5 века), а также преп. Нил Синайский, преп. Ефрем Сирин, преп. Иоанн Лествичник и многие другие писали о восьми «главных» грехах.
Слово «грех» имеет греческие корни и в переводе звучит как «ошибка, неверный шаг, оплошность». Совершение греха — отступление от истинного человеческого предназначения влечет болезненное состояние души, ведущее к её разрушению и смертельной болезни. В современном мире грехи человека рисуют как запретный, но привлекательный способ выражения личности, что искажает настоящую суть термина грех» — деяния, после совершения которого душа становится искалеченной и требует врачевания — исповеди.
Самые страшные грехи в православии — поступки, после совершения которых человек не кается, а добровольно отходит от Бога, теряет с ним связь. Без такой опоры душа черствеет, теряет способность переживать духовную радость земного пути и посмертно не может существовать рядом с творцом, не имеет возможности попасть в рай. Раскаяться и исповедоваться, избавиться от смертных грехов, изменить свои приоритеты и пристрастия можно, находясь в жизни земной.
Смертные грехи — поступки, совершая которые человек отдаляется от Бога, это пагубные привычки, которые он особо не желает признать и исправить. Господь по своей великой милости к роду людскому прощает смертные грехи, если видит искреннее раскаяние и твердое намерение изменить пагубным привычкам. Обрести душевное спасение можно через исповедь и достойное причащение Святых Тайн.
Грех «лени» в старообрядчестве, по-моему, имеет источником «праздность», которую некоторые отцы считали основной причиной греховности.
Если ваш вопрос вызван не праздным любопытством, а действительным желанием победить грех в себе, то прошу вас обратить внимательнейший взгляд на преподобного Нила Сорского, в его наследии простым человеческим языком разбираются виды подходов к нам искусительных помыслов, их попытки перерасти в действие, а затем и привычку, которая называется страстью.
Самое же главное в его трудах — практические способы борьбы с искусительными воздействиями.
Бог в помощь! Трудитесь во спасение своей души!