Здравствуйте, батюшка. Мне сейчас 35 лет. Я жил в монастыре, потому что хотел понять, как жить по-монастырски. Но после того я вернулся в мирскую жизнь, и у меня появилось видение. Лежу я в гробу, а хоронят меня монахи. Но видение появляется, когда делаю добрые дела, а когда я не делаю добрых дел, я в видении исчезаю из гроба. К чему это видение? Я с детства вижу как святых, так и бесов. Для чего меня избрал Господь? Я теперь плачу по монастырю.
иерей Никола Муравьев
Доброго! Возможно, я ошибаюсь, но в 35 лет стоит начинать включаться в жизнь. Вопрос принятия иноческого пострига или обустройства христианской жизни в миру стоит вне возможностей интернет вопрошаний и ответов. Это вопрос как вашего внутреннего устройства, так и советования с мудрым и настоящим духовным отцом. Которого и рекомендую обрести, если вы остаетесь в миру. Иноческая же жизнь, по святым отцам, возможна только при наличии евангельского отца, который не только принимает исповедь, но и помогает рассудить о приходящих помыслах начинающего монаха.
Единственный путь, чтобы узнать и принять Волю Божию о нас, — это молитва. Возможно, вам нужно начать молиться Псалтырь. Смиренно, но настойчиво. Ежедневная усердная молитва поможет вам успокоить свою душу и откроет глаза души к уразумению своего пути.
Но искать видений, откровений и чудотворений — дело неправильное. Отцы предостерегают от желания видения духовного мира, запрещают искать «особых» состояний, т.к. это может ввергнуть душу человека в прелесть или отчаяние. Старайтесь и в миру четко организовывать свою жизнь, молитву, работу, чтение Священного Писания. Подъемы и отбои, питание и прочие дела должны быть организованны так, чтобы не было праздности, т.к. от нее рождаются всякие непотребства. Ведь забота о чистоте души и наследии Небесного Царства не зависят от места проживания человека, а только от благорасположенности его души к принятию Воли Божией и трудов по Ее исполнению.
К снам могу посоветовать относиться «полегче», не придавать им руководящего или какого-либо серьезного значения. Проснулись, помолились, позавтракали — и творите добрые дела без оглядки на приснившихся или не приснившихся монахов.
Добрый вечер. Снимает ли принятие монашеского чина канонические препятствия для хиротонии? Спаси вас Господи.
иерей Олег Гаврилов
Доброго здоровья. Насколько мне известно — нет. Более подробный ответ может быть дан, только если узнаем, в чем именно состояли канонические препятствия.
Простите, батюшка, за мой вопрос. Благословляют ли монахов, которые послушаются в детских приютах при монастырях, бить детей, мальчиков, с воспитательной целью? Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос, потому что я очень переживаю, что забрали сына из православной школы-интерната только по этой причине. Монах воспитатель буквально регулярно бьет детей, если те сделали что-то не так. Очень нравилось в школе, но пришлось уйти из-за побоев. У нас ребенок очень скромный и спокойный, физически не очень развит, здоровье слабоватое, многое делать не получалось, за это был бит регулярно.
иерей Никола Муравьев
Доброго! Я, наверное, могу долго пытаться рассуждать об общей пользе для подрастающего поколения телесных наказаний или вреде их, как для души наказуемых, так и в особой мере для наказателей, но не буду. Мне кажется, что этот вопрос можно решить только с непосредственным руководством учебного заведения, в котором обучался Ваш сын. Возможно, это новая (как сильно забытая старая) педагогическая метода, но, скорее всего, индивидуальный перегиб конкретного человека. Читал ранее несколько монастырских иноческих уставов, не помню, чтобы были рекомендованы телесные наказания. Поклоны в большем количестве — да, ограничения в пище — есть, но колотушек не было. Да и монахам строго указано держаться дальше от детей, во избежание всяческих искушений.
Поэтому могу только предложить Вам обратиться к руководству школы либо в соответствующее епархиальное управление. Бог в помощь!
Благословите! Мне 26 лет. В семье я единственный ребёнок. В 18 лет ушла в монастырь, и вот уже 6 лет как официально «приукажена» к монастырю послушницей. Последние несколько лет, а сейчас все чаще и сильнее, терзают мысли о том, что это не мой путь. Анализируя сейчас свой уход в монастырь, я понимаю, что шла не к Богу, а к людям, т.к. была к ним привязана (в детстве ездила в монастырь летом на послушание). Сейчас эта привязанность прошла, и мне уже здесь тяжело находиться, ничто не держит. Очень боюсь совершить ошибку, но если не совершу, то как понять тогда, какой твой...
иерей Глеб Бобков
Мой вам совет будет такой: решать вам самой, но у вас в любом случае есть долг перед вашими родителями. Посмотрите на пример преподобного Сергия Радонежского, который сначала дождался блаженной кончины родителей своих, и только потом удалился в монастырь от мира, а ведь он не был единственным ребенком в семье, как вы. И вы как добрая христианка должны позаботиться в первую очередь о своих родителях, а потом... Господь укажет вам путь спасения. А что касается скандала — приходится иной раз идти и на сложные решения, если люди не понимают по-хорошему.
Можно ли иноку стричь волосы? И где есть на это указания?
иерей Никола Муравьев
Думаю, что истоки иночества, появившегося в христианские времена, имеют и более давние корни, например, институт «назорейства», когда благочестивый человек накладывает на себя дополнительные аскетические требования. В Святом Писании среди обетов назорейства есть указание «растить волосы на главе своей» (Чис. 6.5). Обеты брались на некоторое время или навсегда. Апостол Павел рассуждает о значении волос для мужчины и женщины:
«Если муж растит волосы, то это бесчестье для него; но если жена растит волосы, для нее это честь» (1 Кор. 11, 14-15)
В разные периоды истории монашества отношение к стрижке волос было неодинаковым. Было время, когда православные иноки даже брили голову. Преподобный Аполлос как дело тщеславия осудил ношение некоторыми иноками вериг и отращивание длинных волос. Тавенские иноки, впрочем, по уставу носили волосы длинные; прочие же иноки египетские, по общему обычаю Востока, носили волосы короткие. Преподобный Иларион Великий каждый год в день Пасхи остригал их у себя. По свидетельству Иеронима, не только в Египте, но и в Сирии был обычай, чтобы даже девы и вдовы, посвящающие себя Богу, обрезали себе волосы. Это делали им настоятельницы монастыря. Хотя женщины обыкновенно ходят с покрытою и повязанною головою, замечает Иероним. Но так как этот обычай повсеместен, то он не мог остаться неизвестным. Остригали волосы для чистоты и потому, что не употребляют никакого масла для головы (Письмо Иеронима к Собициану). Тавенские монахини также остригали волосы (Hist. Lavs. Р. 41). Бороду монахи носили (Исидор Пелусиот. Кн. 1. П. 92.).
На мой взгляд, вопрос может быть решен только в конкретном случае, т. е. в зависимости от Устава монастыря, где человек постригался и где несет послушание, т. к. настоящего монаха без послушания не бывает. Хотя, ко всеобщей беде, в наши времена и самочинники почитаются «старцами».
Простите и благословите! С недавнего времени стал интересоваться вопросами раскола и реформами патриарха Никона, верой отцов и дедов. Являюсь монахом РПЦ. Могу ли перейти в РПСЦ с сохранением монашеского чина, и что нужно для этого сделать? Спаси Господи!
иерей Иоанн Курбацкий
Вопрос Ваш понятен. Ответ будет разным, в зависимости от чиноприема. Если человек был крещен погружательно, то принимается вторым чином через отречение от ересей и миропомазание, иноческий чин сохраняется. Если приходится человека крестить, то пострижение в иноческий чин тоже заново совершается. Иногда это делается не одномоментно. Но я убежден, что иноческие обеты человек дает Богу и должен оставаться монахом, даже если его сразу и не постригли вновь. А вот каноническое правило святого Василия Великого по подобному вопросу:
Аще которыя из женскаго пола, бывши в ереси, дали обет девства, но потом избрали брак: о таковых мню, яко не подобает осуждати их, елика бо закон глаголет, сущим в законе глаголет (Рим.3:19). Но те, которыя еще не взяли на себя ига Христова, не знают и законоположения Господня. Посему оне могут со всеми приемлемыми быти в церкви, и получают в сем случае прощение, чрез принятие веры во Христа, и вообще все, соделанное в житии оглашенных, не подвергается истязанию. Явно же есть, яко церковь не приемлет таковых без крещения: посему необходимейшую для них потребность составляют преимущества возрождения (Правило 20).
Поэтому для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно знать о Вас больше. Епархия, в которой Вы находитесь, имеет правящего архиерея нашей церкви, и так как ему принимать решение о Вашем чиноприеме, то беседа с ним и выяснит все возможности или невозможности. Координаты епархий можно узнать у дежурного по Митрополии: тел. +7 (495) 361-51-91.
Доброго здоровья. Прости меня, отче честныи, и благослови. Может ли маленький ребёнок, или родители, или муж быть препятствием ухода в монастырь? Обязательно ли на это нужно благословение духовного отца? По каким вообще причинам могут запретить стать послушником?
иерей Иоанн Курбацкий
Если у вас на иждивении маленький ребенок, вы обязаны воспитывать его до совершеннолетия. Надо приобщить его Христу и Его Церкви, дать ему образование и профессию. И речи не может быть о монастыре. Точно также обстоит дело в случае необходимости ухода за престарелыми родителями. Если некому о них позаботиться, вы должны взять это на себя. Воспримите эту обязанность как крест и как служение Богу. Раз у вас есть ребенок, есть немощные родители, значит такова воля Божия в отношении вашей жизни. А что иное может быть побуждением к уходу в монастырь, кроме как желание исполнить во всем волю Божию? Так вот, смиренно исполняйте волю Божию, а не пытайтесь сойти с креста под благовидным предлогом. Из этого ничего хорошего не выйдет. Наступит очередное разочарование.
Да, есть примеры, когда в монастырь уходили вопреки воле родителей. Например, преподобный Александр Свирский. Но родители его не нуждались в уходе с его стороны — у них были и другие дети. Что касается мужа, то здесь ситуация несколько сложнее. Но общее правило таково, что брак нерасторжим, и уход в монастырь возможен при обоюдном согласии супругов по примеру святых князей Петра и Февронии Муромских.
Безусловно, благословение отца духовного необходимо. Именно он может помочь принять решение в каждом конкретном случае. Послушник — это человек, готовящийся стать иноком. Требования к нему предъявляются строгие. Можно назвать следующие препятствия для вступления в монастырь в качестве послушника: психическое заболевание, обязанность досматривать престарелых родителей, содержать свою семью (жену и детей), выплата алиментов, пребывание под следствием или в розыске, наличие вредных привычек (курение, наркомания, пьянство, сквернословие и др.) и т.п.
Доброго здоровья! Есть ли мужские монастыри или скиты в РПСЦ?
иерей Иоанн Севастьянов
Мужские скиты и отшельники есть в Сибири, на Украине и в Казанско-Вятской епархии. Если Вы старообрядец (а для нестарообрядцев такая информация не афишируется), обратитесь к своему духовному отцу, и он Вам обязательно подскажет.
Здравствуйте! Хотел бы задать такой вопрос: почему у староверов нет института монашества?
иерей Иоанн Севастьянов
Здравствуйте, Евгений! К счастью, в старообрядчестве сохраняется монашеский чин и имеет достаточно глубокие и благочестивые традиции. Численно монашеский чин не так велик, как этого хотелось бы, но мы знаем, что и Церковь Христова, и Ее иноки на протяжении двух тысяч лет своего существования переживали разные периоды численного состояния. Но по численности монахов совершенно не следует судить о их качественном состоянии. У нас есть и женские, и мужские монастыри, у нас есть иноки-священнослужители, а также есть огромное количество сокрытых от мира монашеских старообрядческих общин и отшельников, о которых известно очень ограниченному кругу лиц.
Батюшка, здравствуйте. Скажите, а возможно ли, чтобы и монахи, и монахини находились в одном монастыре? Я просто ездила в паломничество в мужской монастырь в Новочеркасск и там находились монахини. Как такое может быть? Спасибо.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемая Виктория! Если Вы имеете ввиду город Новочеркасск Ростовской области, то там нет мужского монастыря. Может быть, Вы перепутали со Старочеркаском. В Старочеркасске действительно восстанавливают Донской мужской монастырь РПЦ. Насколько мне известно, монахини там не проживают, только монахи. Ну а то, что на территории мужского монастыря можно встретить монахинь, то это зависит от устава той или иной обители. Есть мужские монастыри, на территории которых лицам женского пола находиться категорически запрещено. Я не знаю современные уставы монастырей РПЦ, но вот Афонские обители или монастырь св. Саввы в Палестине строго блюдут это правило.
С другой стороны, монастыри, которые имеют на своей территории великие святыни, такие, как, например, мощи преподобного Сергия Радонежского, дозволяют посещать свою территорию лицам обоего пола ради поклонения великой святыни. Я думаю, и то, что вы видели в Вашем случае, тоже было связанно или с паломничеством или иной практической необходимостью.