Священное писание, богослужебные книги и творения святых отцов, переведенные в IX веке на славянский язык, послужили основой образовательной системы на Руси и развили в народе тот религиозно-нравственный характер, который так ясно выражается во всех чертах исконного уклада русской жизни, и едва ли другая книга имела на русского человека такое влияние, как Псалтырь — она употреблялась и как книга богослужебная, и как книга учебная, и как книга назидательная для домашнего чтения, а в некоторых особых случаях и как книга спасительная.
***
Судьба Псалтыря на Руси
Славянский перевод Псалтыря, употребляемый в Церкви, принадлежит святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые по свидетельству летописца Нестора, Псалтырь, вместе с Евангелием и Апостолом, переложили первее. Перевод осуществлялся с греческого, поэтому вместе с псалмами царя Давыда были переведены и содержавшиеся в греческом Псалтыре полиелейные (или избранные) псалмы, составленные из разных псалмов и величаний Господу, Богородице и святым, а также библейские песни, лежащие в основе некоторых канонов.
В разные времена вошли в Псалтирь и другие прибавления: предисловие, содержащее в себе изречения о значении псалмов, заимствованные из сочинений святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и блаженного Августина; различные тропари и молитвы, которые помещались или отдельно в каждой кафизме, или все вместе после всех псалмов, и устав, како подобает пети Псалтырь.
Встречаются в рукописях и Толковые Псалтыри, составленные святыми отцами (святителем Афанасием Александрийским и блаженным Феодоритом Кирским) или по изречениям из сочинений некоторых святых отцов Церкви (так, в середине XVI века Максимом Греком был сделан перевод толкования Псалтыря, собранного неизвестным автором по сочинениям Златоуста, Августина, Феофилакта, Василия Великого, Кассиодора и других).
Псалтырь в монашеской жизни
Особенно часто читали Псалтирь в монастырях. Многие монахи знали Псалтирь наизусть и пели псалмы во время работы. Основатель русского иноческого жития преподобный Феодосий Печерский говорил братии: «Наипаче же имети в устех Псалтырь Давыдов подобает черноризцем, сим бо прогонити бесовское унынье». Сам он, по сказанию жизнеописателя, «пел усты тихо Псалтирь», в то время, как руки его были заняты прядением или другим делом.
Есть в Печерском Патерике рассказ и о некоем иноке Спиридоне, который несмотря на послушание ежедневно печь просфоры для монастыря, успевал прочитывать в Псалтырь, «ибо, или дрова секий, или тесто меся, непрестанно в устех своих псалмы Давыдовы имеяше, да на всяк день скончает по обычаю, якоже и бысть». О блаженном Феодоре рассказывается, что он в своей пешере молол жито для братии и в то же время пел псалмы «изуст». При изустном чтении или пении псалмов, конечно, много было и таких, которые, подобно святому Спиридону, прочитывали всю Псалтырь каждый день.
Бытовало в монастырях и определенное правилами чтение Псалтыря, установленное по примеру первых подвижников иноческой жизни. Оно соединялось иногда с домашним отправлением утрени, часов, обедницы, вечерни и повечерия и само имело вид домашнего богослужения, потому что совершалось по определенному чину. Подробные правила для такого чтения Псалтыря изображаются в обшем уставе «како подобает иноком жити».
Псалтырь в домашнем обиходе
Среди всех духовных книг, сохранившихся до наших дней, — как рукописных, так и печатных,— большое место занимает именно Псалтырь. Как книгу особенно любимую, наши предки переписывали ее с особенным тщанием и богато украшали.
Неграмотные должны были заменять чтение псалмов поклонами и Исусовой молитвой. На этот случай в древних Псалтырях встречаются правила, из которых видно, что за прочтение одного псалма полагалось двадцать поклонов, за прочтение всей Псалтыри в сидячем положении — триста, а стоя — три тысячи поклонов; прочтение одной кафизмы заменялось произношением пятьсот раз молитвы Исусовой, а вместо всей Псалтыри требовалось произнести эту молитву шесть тысяч раз.
Чтение Псалтыри для мирян зачастую носило характер домашнего богослужения. Однако, как бы высоко ни ценилось домашнее чтение Псалтыри, оно никогда не приравнивалось молитве. Это правило было непременным законом для наших предков, строго воспрещавшим всякое уклонение от церковной молитвы.
Псалтырь употреблялась и в некоторых особенных случаях. Так, бытовало обыкновение читать псалмы над больными, страдавшими тяжкими продолжительными болезнями, и особенно над теми, которых считали находящимися под влиянием нечистых духов. Псалмы как песнопения богодухновенные своей благодатной силой утишали душевные и телесные страдания — с их помощью еще сам святой пророк Давыд отгонял от царя Саула злого духа и успокаивал его взволнованные чувства и бурные страсти.
Также на благодатную силу Псалтыри указывают жития святых иноков и отшельников, пением и чтением псалмов отражавших нападения злых духов, которым они беспрестанно подвергались.
Псалтырь по усопшим
Самый главный обычай, связанный с Псалтырью и неукоснительно соблюдаемый в России до сих пор — читать псалмы по умершим. Продолжая традиции христиан первых веков, певших псалмы при погребении усопших собратьев, обычай этот к IV веку, по свидетельству историка Церкви Сократа Схоластика, стал всеобщим в христианской Церкви.
По своей продолжительности чтение псалмов по умершим в древние времена было неодинаково: их читали большей частью в третий, девятый и сороковой день после смерти. В более поздние века и вплоть до наших дней Псалтырь обыкновенно читалась и читается над телом умершего с момента кончины до погребения, и после погребения в продолжение сорока дней.
При чтении через несколько псалмов после каждой славы совершается поминовение умершего, то есть произносится особая молитва о упокоении души. Само чтение псалмов производится по особому чину, применяемому к поминовению усопших.
Особенно важным обычай чтения Псалтыри по усопшим представляется тогда, когда мы припоминаем то состояние, в каком, по учению Церкви, находится душа после смерти, проходя различные мытарства и подвергаясь тяжким испытаниям в продолжение сорока дней начиная от дня кончины. Постоянное чтение псалмов в это время с чистой молитвой об умершем помогает его душе перенести эти испытания.
За основу материала взят труд историка литературы, профессора истории русской словесности Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823–1890) «Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа»
Продолжение следует
Комментариев пока нет