В продолжение темы «О традиции чтения Псалтыря на Руси» мы попросили настоятеля храма во имя святого пророка Илии в г. Гомеле, Беларусь, протоиерея Николу Косырева рассказать о чине чтения Псалтыря.
***
Псалтырь — это всем книгам книга. Это слово Божие, обращающееся к Богу. Испокон веков это была священная книга. В Ветхом завете, и в Новом завете, и в первоначальных иноческих чинах — всегда подвизались чтением псалмов. Еще преподобному Пахомию Великому явился ангел и сказал, как надо читать Псалтырь. Почему и входил Чин двенадцати псалмов в основную уставную службу иноков-подвижников в общежительстве, а уже остальные псалмы читали все, подвизались каждый индивидуально, и, естественно, укреплялись святым духом, роднились со святым духом при постоянном общении.
Как сказано: «Со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися». Например, протопопу Аввакуму было дано: Псалтырь он знал наизусть. Или первый патриарх Иов. И Псалтырь знал наизусть, и Евангелие, и Апостол весь наизусть, и большие молитвы на Пятидесятницу (Троицу) также наизусть. Это был особый Божий дар, эти люди — богодухновенные сосуды, необыкновенной величины чистоты духа и совести.
А грешные люди в общежительстве побуждали свою природу молитвенным подвигом, и земные, плотские наклонности усилием воли, покаянием перерождали в другое состояние. Как говорит Ефрем Сирин: «Плачь, грешник, слезы твои тебя переплавляют из грешника в праведника».
Поэтому про чтение псалмов некто сказывает: «Скорее солнце остановится на небе, чем прекратится чтение Псалмов». Вот какова мера этой святая святых. Эта книга «духом святым и усты пророка богоотца Давыда отрыгнута всей вселенной». «Отрыгну сердце мое благо, глаголя аз дело мое цареви». Святой дух через него говорит, слова не человеческие, а именно Божии. Это духоносная книга, связывающая Ветхий завет и Новый завет.
Когда человек в Псалтыре обращается к Богу, он как в чистую воду окунается и становится чистым, получает и утешение, и умиротворение, и ответы на все волнующие вопросы.
Устав чтения псалтыря — это очень хорошо, но, тем не менее, он уступает. Он уступает Божественной литургии, которая несомненно выше, в ней участвует вся церковь, земная и небесная в совокупности.
Например, в Пилипах-Хребтиевских до последних времен практиковалась Неугасимая, это круглосуточное чтение Псалтыря за болящего. Четверо человек к условленному времени приходили в одно место, по 3 часа читали, затем менялись. В течение суток по два раза приходили на стойку и вычитывали псалмы. Заказчик обеспечивал всем необходимым. Неугасимое чтение продолжалось 40 дней, непрерывно. Очевидно, усматривали перерывы на воскресную службу, когда нужно было в церкви присутствовать, но тем не менее распределяли Псалтырь на оставшееся время, чтоб чтение Неугасимой продолжалось непрестанно.
Одинаковый чин чтения, о здравии и за упокой. Только когда читаешь о здравии, вместо заупокойного тропаря поминаешь тех, за кого молишься.
Можно и так молиться.
Да, можно и просто молиться. По окончании чтения обиходные тропари заздравные и заупокойные отдельно. В самом Псалтыре указан устав чтения.
Сразу так не скажу. Например, в церковном Уставе не показано читать вообще псалмы, даже на полиелеосной службе, даже «Блажен муж» опускается на светлой неделе. Светлая неделя сама по себе как Божие сияние.
Во-первых, понятие о Сорокоусте. Он в самом его истинном критерии именовался служением сорока литургий. В отсутствие у священников возможности совершения литургий, так как гонения на церковь Христову были очень часты, сие наименование стало перенесено на чтение Псалтыря.
А так как в старообрядчестве это явление было самым больным, когда на всю страну был один-два священника, духовенства не оставалось, то основная масса староверов оказалось в беспоповстве. Они перешли на чтение Псалтырей.
Раскол, конечно, внес очень много разномыслий, неверия, расстроенные чувства, все пошло вверх ногами. При всех перспективах, конечно, что ожидает всех христиан подвижников? Какова Агафья Лыкова и ей подобные. Конечно, они спасаются.
Весь круг богослужения не все могут совершать, и столько книг не могут содержать, потому подвизаются чтением Псалтыря. Так и в будущем. Оно не прекратится до скончания века, как сказано, по всей вселенной. Все любящие будут прибегать к Богу. «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых». А так, как нечестие обуяет сейчас, беззаконие узаконивается, как известно, во всех сферах, как норма, то эти слова самые актуальные. От этого нечестия удалятся, так и получится блаженство. «А путь нечестивых погибнет». Все это отображено по жизни. Жизненная истина, там от и до, на все времена, для всех поколений, времен и национальностей.
Даже 40 Псалтырей не могут заменить одну литургию, и тысяча Псалтырей не заменят одну литургию. Именно 40 литургий были истинным Сорокоустом подвига. Потому что здесь происходит молитва одного человека, его обращение к Богу, а там молитва всей церкви в совокупности, вместе с Богом, с Исусом Христом, ходатаем за наше спасение перед Отцом Своим. Это несравненное!
А потом укоренилось с увеличением безверия, малодушия, слабости и прочего-такое механическое чтение. Произошла, можно сказать, духовная деградация.
Родственники, как правило, сами не читают Сорокоуст, а поручают другому за плату. Это уже воспринимается как работа. А любовь за деньги не продается. О какой же силе такого чтения можно говорить?
Это очень больной вопрос. Такое чтение, лишь бы оттараторить, ничего не дает, поэтому такая купля-продажа — это коробит. Тут только по вере. Кто заказывает другому прочитать по своей вере, по немощи сил, это Господь будет определять. Это уже Божье дело, не человеческое. Хотя по совести даже в этой ситуации лучше отслужить несколько литургий (40 вряд ли кто сейчас сможет).
Если человек не знает «Помилуй мя Боже» и «Верую», то он неверующий…Но проще сказать, что на домашнюю молитву устава твердого не существует. По мере сил, усердия и возможностей. Преподобная мати Мария без псалмов подвизалась и стала Божьим сосудом, на всю вселенную сияющая.
Это старинные иноческие правила, как раз те, которые открылись через ангела Великому Пахомию. Они краткие, не очень утомительные. Было установлено их читать дважды в ежедневном правиле. А индивидуальный молитвенный подвиг уже совершали каждый по силе, по любви, возможностям. Двенадцать псалмов же были общественным правилом.
Первично даже канонарх пропевал псалмы. На великие праздники, например, когда совершается освящение храма, очень торжественно поются псалмы на 7-ой глас. Достойное такое исполнение. Псалмопение — это Божье дело!
Надо почитать Библию. Все это узаконено свыше. Так, 40 дней постился пророк Илия, Моисей, сам Господь, на 40-ой день Пресвятая Богородица приносится в церковь, на 40-й день Господь вознесся на небеса. На 40-й день душа определяется (до этого по мытарствам ходит), поэтому 40 — это не простая цифра, она символическая, соответствующая духовному подвигу святых. Очевидно, имелся ввиду молитвенный подвиг, приближающийся к тем святым подвигам, которые нам показали святые. Святая церковь руководствовалась примером святых подвижников, таких столпов, как Моисей, Илья, сам Господь. Поэтому и душеспасительная Четыредесятница так называется.
И, конечно, нужно помнить, что ночная молитва самая богоугодная и душеполезная!
Комментариев пока нет