Что бывает с животными после смерти? Святой Василий Великий на эту тему оставил такое мнение:
Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Левит 17, 11), то по всей справедливости душа скотов есть нечто земное... избегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали сие, были безсмысленнее рыб.
И еще во Второзаконии есть такие слова:
Наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом.
На основании всего вышеизложенного можно предположить, что животные имеют души, что эти души в их крови, и души смертны. Но есть у некоторых святых и особое мнение — например, святой Феофил Александрийский пишет:
Но когда человек опять возвратится в сообразное со своей природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости.
И поэтому некоторые предполагают, что это мнение лишено смысла, если считать, что души животных смертны. Большинство святых отцов, опираясь на ветхозаветные указания, считали, что души животных в их крови и после их смерти разрушаются. Но данная тема довольно сложна по причине разнополярных мнений как в Ветхом, так и в Новом Завете, и у святых отцов, и ждет своих исследователей. А на вопрос «А для чего существуют животные?» ответ простой: Бог создал человека как «царя и владыку всей твари». И весь этот мир создан для человека. Человек создан по образу и подобию Божию. И как Богу покорна вся вселенная, во всей ее полноте, так и земля дана человеку, чтобы он проявил в себе это подобие Божие. Есть мнение святого Григория Нисского, который так пишет:
Чтобы земное сопревознеслось с Божественным и единая некая благодать равночестно проходила по всей твари при растворении дольнего естества с естеством премирным.
В.Н. Лосский на эту тему приводит слова святого Максима Исповедника:
Первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари.
То есть если говорить по-простому, мир дан людям, чтобы они им управляли, чтобы люди научились руководить не только сами собой, но и тем, что рядом с ними. Так, родители покупают ребенку домашнее животное, чтоб ребенок научился ухаживать за ним, воспитывать его, сопереживать ему и, конечно, принимать решения о подчиненном ему существе. Так и Отец наш Небесный покорил человеку земной мир.