Ситуация, описанная вами, действительно довольно часто встречается в современных условиях, потому постараемся прояснить некоторые важные моменты, касающиеся крещения и венчания.
1. О количестве крестных. В некоторых местностях принято брать двух (а иногда и более) крестных, как правило, со стороны матери и со стороны отца. Но этот обычай, распространенный в местах компактного проживания староверов, иногда просто невыполним, как в Вашей ситуации. Согласно же постановлениям Стоглавого собора крестным должен быть один человек:
«А кум бы един, любо мужеский пол, любо женский, а о два бы кума, и о мнозе кумове не были, как у вас преж сего было» (гл. XVII).
2. О духовном родстве и венчании. Родственники не могут вступать в брак и венчаться. Родство однородное и кровное разделяется на восходящих, нисходящих и боковых родственников. Восходящие — те, которые нас родили (отец, мать, дед, баба и те, которые выше их). Нисходящие — те, которые родились от нас (сын, дочь, внук, внука, правнук, правнука и проч.). Боковые — те, которые не родили нас, ни родились от нас, но которые восходят вместе с нами к одному и тому же началу и роду (брат, сестра, дядя, тетка, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра и их дальнейшие). Между родственниками существуют степени родства (мать и сын — это первая степень, брат с сестрой — вторая степень и т.д.). Брак разрешается только в восьмой степени родства и далее.
Помимо кровного родства, существует еще духовное родство, которое возникает между крестным и восприемником. Правила, регулирующие отношения, возникающие при духовном родстве, описаны в главе 51 Кормчей «О сродстве еже от святаго крещения» (л. 541 об. — 549, стр. 1196-1209 Кормчей патриарха Иосифа 1650 г., репринт которой был переиздан в 2004 г. издательством «Воскресение»).
«Святое крещение, есть Божественное рождение, и души обновление. Иже убо аще крещен будет во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в три погружения, якоже святии апостоли научают, очищен всех грехов, и плотских помысл; исходя от спасительной бани, абие восприемлем от единаго вернаго человека, иже должен есть к благочестию наставляти его, и есть свидетель крещения его; и сицевыи человек нарицается восприемник, и отец духовный крещеному, и больши есть, нежели отец, родивыи его по плоти: ов убо к плотским служит ему, сей же к духовным. Посредствующе же Духови Святому, отец духовный крещеному бывает брат плотскому его отцу…».
Исходя из этого понимания недопустимо, чтобы мать или отец ребенка становились ему крестными. Правило 53 Шестого Вселенского собора запрещает крестным жениться на матерях своих восприемников в случае, если те овдовеют, мотивируя такой запрет тем, что «сродство по духу есть важнее союза по телу».
Возникает вопрос, на кого (помимо крестного и восприемника и его родителей) распространяется духовное родство и, соответственно, до какой степени родства по духу запрещается брак? В Кормчей приводятся два мнения по этому поводу. Священник, с которым вы общались, считает, что духовное родство распространяется на всех родственников, всех «породняет» между собой, так же, как и при кровном родстве. По этой логике, если человек становится крестным родственнику своей будущей жены, то впоследствии ему нельзя будет на ней жениться, нельзя венчаться (хотя если они уже венчаны, то такой проблемы не возникает).
Другие считают, что духовное родство нельзя приравнивать к кровному. Вальсамон в толковании на приведенное правило шестого Вселенского собора пишет: «Одни говорили, что, поелику и по правилу и по закону духовное родство важнее родства по плоти, то мы должны следовать тому, что узаконено о браках запрещенных по причине плотского родства. А большинство не так думало, но распространяло это родство и простирало запрещение только на лица, обозначенные в законе» (т.е. в правиле 53, курсив мой — о. И.К.). Иначе говоря, большинство считало, что поскольку духовное родство выше плотского, то здесь действуют другие правила. Никто не может взять в жены ту, которую воспринял при крещении, ни ее мать или дочь. Но на родственников по боковой линии духовное родство, возникающее при крещении, не распространяется.
Вот, что пишется в Кормчей: «… но да покажет сие (т.е. духовное — о. И.К.) сродство не протязатися и к восходящим, и побочным. Прилагает бо закон по онех именах, сицевая словеса: «сего ради прощено есть кождо хотящему пояти себе в жену кроме всякого препятия сестру мужа кума своего» (стр. 1198).
Также и Матфей Властарь пишет в той же Кормчей:
«Сродство от святого крещения соблюдается между двема онома кмотрама (т.е. между крестным и восприемником — о. И.К.), и нисходящим от них, а не между прочих родством, си есть, между восходящих и побочных, си есть, отцы, деды, прадеды, братии, стрыя и братаничов, якоже неции мнят. Между двумя бо онеми лицама Дух Святыи посредствова, а не плоть, и сего ради сицево есть сродство духовное, а не телесное. Сынове убо восприемников, аще от единого и того же восприемника суть крещены, или ни, запрещаются счетатися в супружество, аще мужескаго полу суть. Аще женска, даже до седмаго степени низходяще, и прощаются в осьмом. И сего ради прощено есть коемуждо хотящему пояти в жену кума своего сестру. И знаменай добре, яко лица сущая от боку, не препинаются к супружеству крещением» (Кормчая, л. 546, стр. 1205-1206).
Итак, из приведенных текстов ясно следующее. Родство духовное выше кровного, и по отношению к нему действуют другие правила. А именно то, что оно распространяется только по прямой нисходящей линии. Это крестный, его дети, внуки, правнуки и далее до 8 колена. Все они не могут вступать в брак с крестником, его детьми, внуками и далее до 8 колена. А на боковую линию родство не распространяется: крестный может, например, беспрепятственно жениться (венчаться) на сестре своего восприемника (л. 42 об., стр. 1198 Кормчей).
Исходя из такого понимания, ваш зять может стать крестным, а потом (по мере духовного возрастания) беспрепятственно венчаться со своей супругой. Лучше, если молодая пара придет к решению о венчании обдуманно и ответственно, чем вынуждать их делать это поспешно, без должной подготовки и понимания. Посодействуйте им в этом, побеседуйте сами и дайте почитать соответствующую духовную литературу.
Но, повторюсь, часть священников не согласны с такой позицией, действуя по принципу: чем строже, тем правильнее. Разные мнения имели и имеют место в Церкви (вспомним апостольский собор по вопросу об обязательности обрезания и сохранения иудейских обрядов). В вашем случае, чтобы сохранить добрые отношения с духовным отцом, лучше всего найти благочестивого христианина, который бы согласился стать крестным вашему внуку. Такого человека, которого бы он всегда видел в храме на богослужении, с которого бы брал пример христианского образа жизни. Я знаю довольно случаев, когда люди брали крестных не из числа родни, а искали именно духовных наставников. Для детей, их христианского воспитания — это гораздо лучше номинального наличия крестных, которые порой не знают даже азов православной христианской веры.
Разделяю вашу надежду и желаю, чтобы ваши дети стали истинными христианами. Молитесь об этом милостивому Богу.