Крупнейшая выставка в честь протопопа Аввакума «Аз Аввакум протопоп тако верую» открылась 11 марта 2021 года в музее русской иконы г. Москвы. Музей русской иконы был создан трудами известного мецената Михаила Юрьевича Абрамова, трагически ушедшего из жизни в 2019 году.
Авторы выставки отмечают, что «огнепальный» протопоп Аввакум является одной из ключевых фигур истории XVII века. Духовный лидер, обладающий непререкаемым авторитетом среди староверов всех конфессий, сейчас на государственном уровне признан общероссийским феноменом, определившим путь развития общества на многие годы. Мощь его личности поразительна: яростный обличитель и народный заступник, горячий проповедник и смиренный молитвенник, авторитетный политик и духовный учитель — протопоп Аввакум оставил ярчайший след в истории и культуре России.
Несмотря на всю значимость фигуры протопопа Аввакума, до наших дней фактически не сохранилось подлинных предметов, ему принадлежавших. И это неудивительно, ведь последние 14 лет своей жизни он провел в опале, находясь в заточении в далеком Пустозерске — остроге, расположенном за Полярным кругом. Там он и был сожжен вместе со своими сподвижниками весной 1682 года. Поэтому наследие протопопа Аввакума — это, прежде всего, рукописные тексты, написанные им и его сподвижниками во время пустозерского заточения, и объединенные в три рукописные книги, получившие название «Пустозерские сборники».
На выставке в Музее русской иконы представлены оригиналы двух «Пустозерских сборников»: из собрания Дружинина (Библиотека Российской академии наук) и из собрания Барсова (Российская государственная библиотека). Третий сборник (из собрания Заволоко), содержащий текст знаменитого «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного», не покидает стен Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. На выставке представлена электронная копия этого уникального памятника. Таким образом, в рамках выставочного проекта впервые объединены все три сохранившиеся рукописные книги с текстами, написанными самим протопопом Аввакумом и его сподвижниками.
Среди экспонатов выставки выставлены предметы и личные вещи, принадлежавшие главному антагонисту протопопа Аввакума — патриарху Никону: вериги и янтарные четки из музея «Новый Иерусалим». А также портреты патриарха и царя Алексея Михайловича, гравюры с видами городов и монастырей, с которыми была связана жизнь протопопа Аввакума. Все это поможет воссоздать контекст эпохи, в которой велись непримиримые споры, приведшие к церковному расколу.
Церемонию открытия выставки предварило выступление хора Московского старообрядческого духовного училища, который исполнил ряд песнопений, включая духовный стих о протопопе Аввакуме. Несколько неожиданным было исполнение греческих песнопений, которые, как известно, сам Аввакум не одобрял.
Открывая мероприятие, заместитель директора по связям с общественностью Сергей Евгеньевич Богатырев отметил: «Наконец мы смогли осуществить задуманное. Открывая выставку «Аз Аввакум протопоп тако верую» могу с ответственностью заявить, что на сегодняшний день это крупнейший проект для нашего музея. Среди участников проекта есть как учреждения, так и частные коллекционеры, общим числом 23. Я, если позволите, назову часть участников. Среди них, помимо самого Музея русской иконы, Библиотека Российской академии наук (Санкт-Петербург); Государственная публичная историческая библиотека России; Государственная Третьяковская галерея; Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»; Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»; Государственный исторический музей (Москва); Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (Санкт-Петербург); Митрополия Московская и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви; Музеи Московского Кремля; Музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет» (Сергиев Посад); Музей «Невьянская икона» (Екатеринбург); Музейное объединение Ненецкого автономного округа; Российская государственная библиотека; Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник; Серпуховский историко-художественный музей; Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного; Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; частные собрания Ю. И. Афанасьева, С. А. Афонина, М. С. Бывшева, А. Л. Кусакина (Москва), М. А. Максимова (Санкт-Петербург)».
Также Сергей Евгеньевич рассказал и о научной работе музея. Дело в том, что один из экспонатов выставки, один из «пустозерских сборников», был взят на реставрацию в рамках благотворительной деятельности Музея русской иконы, отреставрирован силами специалистов центра имени Грабаря. Таким образом, музей поддерживает исследования Академии наук, и этот сборник будет доступен для экспонирования в новых выставочных проектах.
Затем слово было предоставлено матери основателя музея Михаила Юрьевича Абрамова, Галине Михайловне Абрамовой: «Эта выставка, на самом деле, была задумана Михаилом Абрамовым еще при жизни. И вот сегодня совершилось, наконец, открытие этой выставки. Вашему вниманию представлены редкие памятники, которые сохранились с момента зарождения старообрядческого движения, а также были созданы в те десятилетия и столетия, когда старообрядчество было гонимо, но продолжало сохранять традиции древней Руси.
Судьба так распорядилась, что продолжать дело моего сына Михаила пришлось мне и остальной семье. Мы полны решимости не только сохранить экспонаты музея, но и всячески развивать его в том же духе, как и хотел Михаил.
Основную ценность музея Миша видел в том, чтобы любой человек мог прийти сюда, насладиться потрясающими произведениями древнерусского искусства. Каждый может найти здесь свое. Для одних иконы — это святыни, для других — материал для исследований, памятник старины.
Всем вам известно, что Михаил в первую очередь был бизнесменом, и довольно успешным. Его интерес к тематике икон, его значение долгое время было загадкой не только для многих знакомых, но даже и для меня. Потому что он был совершенно обычным мальчиком, может быть отличало его от других лишь то, что с большим интересом он смотрел всевозможные выставки, на живопись прославленных русских мастеров.
Но промысел Божий привел его в такое общество, познакомил с такими людьми, которые занимались коллекционированием икон. И здесь он каким-то, видимо, внутренним чутьем, прочувствовал связь между иконами и творчеством великих русских мастеров, увидев в иконе то начало, которое потом передавалось художником в живописи.
Мне хочется привести вам его слова, где он объясняет, с какой целью он принял решение учредить музей. Я прочту это: «Почему я с самого начала хотел сделать музей? Потому что не знаю, как мои дети и внуки распорядятся моей коллекцией, будет ли она вообще им интересна. А пока она интересна мне, я хочу сделать свою коллекцию публичной, чтобы все знали, что в Москве на Гончарной улице существует Музей русской иконы, куда каждый человек может прийти, получить удовольствие и насладиться вот этими памятниками старины»».
Действительно, далеко не все коллекционеры задумываются о судьбе своих коллекций. Часто уникальные произведения искусства после кончины коллекционера распродаются с молотка, коллекции распыляются, некоторые важные памятники истории и культуры исчезают навсегда.
Затем выступил предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий: «Добрый вечер, уважаемые Галина Михайловна и все собравшиеся. Я, конечно, я думаю, что и Михаил Юрьевич Абрамов сейчас тоже с нами радуется этому большому событию.
В деле создании музея, собирания духовного сокровища, которое здесь хранится, он как основатель и меценат сделал все, чтобы множество людей смогли соприкоснуться с духовной культурой, с корнями, которые нам оставили наши благочестивые православные предки.
Все с почитанием вспоминают имя огнепального протопопа Аввакума, он отдал свою жизнь за веру, за принципы. Может быть, в те годы не всем было понятно, для чего он пошел на муку, на костер. Однако с годами стало выявляться значение его подвига. Мы видим, что в XVII веке началось разрушение основ православия. Мир, который был враждебен русской культуре (а сейчас еще более агрессивен) — это западный бездуховный мир, стал проникать в Россию, разрушать наш духовный фундамент, сперва через реформы Никона, а затем через это «окно», которое Петр I прорубил в Европу.
Наша задача сейчас — понять, что же мы потеряли, и куда нам возвращаться, где наш родной дом. Наш родной дом — это святая Русь. Староверы пронесли иконы, книги сквозь столетия гонений. И эти святыни были не запасниках, не в тепличных условиях, чтобы можно их было легко сохранять. Условия были таковыми, что порой за сохранение этих реликвий нужно было отдавать жизнь.
Протопоп Аввакум, боярыня Морозова жили 400 и более лет назад. Но есть и современные примеры подобных подвижников. Сегодняшний, можно сказать, человек-крепость — Агафья Карповна Лыкова, ей 76 лет, человек уже в возрасте, но она образец духовного мужества! Она верует, живет, трудится, молится, по ее молитве сохраняется мир в нашей стране. Хотя есть в России и танки, и ракеты, без Божией помощи, без таких молитвенников, как Агафья Лыкова, будет очень сложно».
От Русской Православной Церкви на мероприятии выступил руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов: «Мы переживаем очень сложный период жизни страны и народа. Вырастает поколение, которое можно назвать люди «без роду, без племени». Народ сейчас находится в поисках своей идентичности, ищет основу своей культуры, своего происхождения, свои корни. Академик Д. С. Лихачев определял культуру народа глубиной исторической памяти. Сегодня у многих глубина исторической памяти простирается не далее ста лет. Ну, может, за триста у кого-то. Однако подлинная память нашего народа насчитывает не менее тысячи лет. Такого рода мероприятия, выставки, музейные экспозиции помогают восстановить эту историческую память, реабилитировать незаслуженно забытые события и исторические эпохи».
В мероприятии также приняли участие глава Всемирного Союза Староверов Л. Севастьянов, директор музея имени Андрея Рублева Б. Миндлин, основатель музея Невьянской иконы Е. Ройзман, директор серпуховского историко-художественного музея Ж. Алейникова и многие другие.
Даты проведения выставки: 12 марта — 15 июня 2021 года
Москва, Гончарная ул. 3, стр. 1
Режим работы музея: с 11:00 до 19:00 ежедневно, кроме среды. Вход свободный
Слава Богу есть люди, хранящие Святыни!
• Поп (пастырь овец пасомых) — находящийся в бесовской прелести служитель земным богам, совершающий обряды религиозного характера, облачившись в священнические одежды (ряженный). Некоторые попы, или ряженные, встроены в исполнительную вертикаль административной системы управления обществом и занимаются общественной, политической, пропагандистской, торговой, или учительской деятельностью, давая тем самым пищу кагальным СМИ, критикующим и осуждающим Церковь. Члены организаций, партий, или союзов, по Канонам Церкви не могут быть священниками Православной Церкви. ОНИ ЧЛЕНЫ! И этим все сказано.
Сборник Азбуковник © 2000-2021 http://abc.shn-host.ru/index.htm
Все же пошел нездоровый пиар Агафьи. Как и писали некоторые люди, сделает Корнилий из нее вторую «Матренушку»((.