В 1930 году, 85 лет назад, в небольшом городке Ржеве Тверской области упокоился устроитель и настоятель Троицкого старообрядческого храма, автор известных проповедей в журнале «Церковь» протоиерей Иоанн Иголкин. Спустя 4 года со дня его смерти храм, в котором он служил, будет закрыт местной властью, а чуть позднее по Ржеву прокатится страшная волна репрессий, которая захлестнет и детей священника.
Устроитель старообрядческих церквей
Иоанн Георгиевич Иголкин родился в 1860 году. Место рождения на данный момент неизвестно. Однако в некоторых источниках местом рождения Иголкина называется г. Санкт-Петербург. Сведений о рукоположении Иоанна и его служении в сане диакона нет. Известно, что Иоанн Иголкин был учеником будущего епископа Арсения Уральского. Изначально в сане священника о. Иоанн служил в деревне Слобода Медынского района Калужской губернии, затем в Москве, а в 1888 году был поставлен на служение в Нижегородскую губернию, в с. Городец, по рекомендации инока, а впоследствии епископа Арсения (Швецова).
В Городце Иголкин устроил церковь, в которой стал проводить богослужения [1]. Самовольное открытие старообрядческой церкви в селе вызвало обвинения у господствующего духовенства. Иголкин был привлечен к ответственности судебным порядком. Суд приговорил о. Иоанна к заключению в тюрьме. Иголкин обжаловал решение суда и перенес дело в высшую инстанцию, а затем в сенат [2]. Таким образом, ему удалось остаться на свободе.
Старообрядческий храм в Городце называли «австрийским», поскольку служило в нем духовенство Белокриницкой иерархии. Известно, что в Городце также были и беглопоповцы, не признавшие этой иерархии. В их ведении имелась отдельная часовня. Они обрели беглого попа — священноинока Макария, который исполнял требы у местного населения. В начале июня 1890 года о. Иоанн Иголкин составил и отправил Макарию и его пастве обличительное послание, что они совершают тяжкое преступление, не приемля Белокриницкую иерархию [3]. С этим посланием можно ознакомиться чуть ниже.
В середине 1890-х годов о. Иоанн Иголкин п С 1908 года о. Иоанн — настоятель Троицкой старообрядческой церкви г. Ржева, построенной по его инициативе на земельном участке местного купца-старообрядца Пояркова Григория Ивановича. Во время служения в Тверской губернии о. Иоанн был возведен в достоинство протоиерея.
В семье Иголкина было шестеро детей: три сына и три дочери. Старшим был Василий (1886-1944 гг.), впоследствии писатель, краевед-любитель г. Ржева. Репрессирован в 1937 году. Известно имя второго сына священника — Иоанн (1887-?).
В исторических документах Громовской старообрядческой общины Петербурга упоминается диакон Иоанн Иголкин, служивший 21 декабря 1908 года в домовом храме при Громовском кладбище по случаю престольного праздника, дня памяти свт. Петра, митрополита Киевского, и в виду праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. Однако в Городце о. Иоанн служил раньше, и в сане священника, о чем свидетельствует его «Послание». Получается, что либо в документах Громовской общины неверная датировка, либо д. Иоанн Иголкин — это сын ржевского протоиерея.
О. Иоанн Георгиевич Иголкин имел обширную библиотеку духовного содержания, часть которой находится в Ржевской Покровской Церкви. Упокоился в 1930 году. Похоронен на ржевском старообрядческом некрополе.
Иголкин Иван Егорович. Обличительное послание раскольнического попа австрийского поставления к раскольническому беглому попу. М., 1890 год
Именуемому [ 4] иеромонаху отцу Макарию, желаю вам здравствовать и быть во всем благополучну!
До сведения моего дошло о вашем проживании здесь в селе Городце, которое продолжается уже несколько месяцев. Но для меня это не составляет никакой важности, а важно то, что вы изволите разъезжать по разным местам принадлежащим к часовни Городецкой по отношению религиозного убеждения, при чем распространяете ваше лжеучение, которое мне известно, в следующем порядке. В первых числах месяца мая вы были в с. Василеве, забывши страх Божий, в угоду беззаконных раздорников, постановили строгое запрещение для своих последователей, чтобы они не имели с нами никакого общения ни в пище, ни в молитве, а притом даже и милостыни запретили подавать нашим православным христианам, чем совершенно впали в противоречие учению церкви Христовой, которая не повелевает испытывать просителя, какой он веры, еретик ли он, или даже если бы был и совершенно неверный, и тогда отказывать просящему во имя Божие не должно (см. о сем бес. св. Злат. к рим.: 21 гл. 12 ст. 13, и Такт. слово 2, л. 19 и 20.)
Что же касается до пищи и молитвы, то правила свв. соборов и отцев действительно запрещают иметь общения с еретиками, как в молитве, так и в пище. Но до сих пор никто и нигде со стороны беглопоповского раздора не доказали за нами никакой ереси или отступления от истины Господней, пребывающее во веки. А посему вперед нежели постановлять безрассудныя запрещения относительно общения с нами, следует вам доказать, какую мы содержим ересь и в чем именно? Но так как не ты и не другой кто-либо из принадлежащих беглопоповству до сего времени не указал никакой ереси за нашими епископами, а посему я вполне считаю справедливым указать вам следующия правила, запрещающие тебе священнодействовать и наконец подвергающие извержению за твое непокорение православным старообрядческим епископам и за неразумное твое властолюбие, ведающее к большому соблазну и разделению Церкви Христовой. Правило св. Апост. 39:
Без воли епископа своего презвитери или диакони да не творят ничто же, тому бо суть поручении людие Господни.
Правило св. Апост. 31:
без вины отторгнувся епископа и ину поставить церковь, и с приемшими его да извержется.
Но может быть ты скажешь, что епископ старообрядческий никак не может быть моим епископом, что я де и не рукоположен им и никогда не был от него зависим, и общество старообрядцев, к которому я пришел, не имеет и не приемлет его, а посему я и не подвергаюсь наказанию показанных правил; но все это могущее представляться тебе оправданием, в сущности не может тебя изъятии от осуждения показанных правил, по той причине, что ты пришел к старообрядчеству, но оно имеет епископов, как выше сказано, ни от кого не изобличенных ни в какой ереси.
А посему ты должен подчиниться коему-либо из них, и согласно его воли священнодействовать, но не восхищать самовольно не дарованную тебе паству. Что же касается до общества, к которому ты пришел, то и оно не менее тебя подлежит осуждению, как не имеющее у себя пресвитера по воли епископа, следующим правилом: Гангрскаго соб. правило 6:
Аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается, и не радя о церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним презвитеру по воли епископы, да будет проклят.
Но это каждому известно, что как ты, также равно и другие именующиеся, священниками, которые приходят к часовне Городецкой, все вы служите без воли православнаго епископа; а посему указанныя правила вполне всею своею тяжестию применимы к вашему осуждению. Но чтобы упредить против сего суетные возражения, я приведу здесь некоторое объяснение. До митрополита Амвросия священники, приходящие к старообрядчеству, хотя и не получали требуемаго правилами повеления епископа, но священнодействовали без воли онаго, то это было единственно только по той причине, что старообрядцы не имели в виду православного епископа. В настоящее же время они уже не в праве утверждать того, потому что всем известна существующая старообрядческая законная иерархия. А посему то минувшее время, переполненное горя, нужды и церковнаго вдовства, никак не может в данном случае быть применимо к настоящему.
При всем помянутом нельзя пройти молчанием и того беззакония, которое во очию всех совершается в часовне Городецкой: 1-ое, отвергнув истинное священство церкви Христовой, происходящее в рукоположении митрополита Амвросия Белокриницкаго, незаконно и неправильно до сего времени продолжаете Богом ненавидимый раздор в церкви Христовой, котораго по учению св. Иоанна Златоуста и кровь мученическая загладить не может (Нравоуч. 11 к Ефес.). Но раздорники часовни Городецкой еще не остановились на том, но, забыв страх Божий, к одному беззаконию прилагают и другое: отвергнув истинное священство, сами никем не рукоположенные и не имея никакой духовной власти, крестят, сводят браки, а вместо исповеди во время говения, читают скитское покаяние и думают быть оное в отпущение грехов; тем и обманывают простодушных влача за собою в вечную погибель; 2-ое, городецкие раздорники лишившись совершеннаго освящающего крещения, совершение котораго принадлежит только одним освященным лицам по слову Господа, сказанному св. Апостолам (Матф. 28 и 29). А правила св. Апостол 49 и 50, епископа и презвитера извержению подвергают за неправильное совершение крещения. А посему и понятно, что совершение его принадлежит только одним епископам и презвитерам, а если бы совершение онаго принадлежало и простым, то правила не оставили бы и их без наказания. Еще в Кормчей л. 30:
Восхищающие недарованное им, раздражают Бога, якоже сыны Кореовы и Иозия царь, и проч. (см. пр. 2).
Итак из сего понятно, что раздорники городецкие, самочинно взявшись за не дарованное им дело, через это и стали противоборствующими Христу, по словам св. Апостол. Вместе с тем лишились и помазания мастию небесною, не стали быть и причастниками царствия Христова, по 47 правилу Лаодикийскаго собора. А по словам блаженного Симеона Фесалонитскаго, не известны Богу, ни Ангелом Его (гл. 41, стр. 86 и 87). В Книге же о вере даже произнесена троекратная анафема на тех, которые отлагают помазание мира до совершеннаго возраста. В помянутом указании хотя и другия отступления костела западного от церкви восточной показаны, но и за се тоже произнесена анафема (О вере гл. 28 л. 240 об). А это и есть новый обычай введенный кроме церковнаго предания и учения, который существует в часовне Городецкой. В этом каждый может убедиться те, что беглопопопцы в часовне Городецкой, едва ли не большая половина, находятся не крещенные попами, а только погружены каким-нибудь Иваном Кондратьевым, или Тимофеем и им подобными, которых конечно могли бы священники их, когда они бывают, довершать, т.-е. помазывать мнимым миром и проч. Но они о сем и не думают, для них как бы и не существует закон миропомазания, без котораго никто же может совершен христианин быть (Больш. Катих. Гл. 75).
И не когда либо это делалось, но и в настоящее время делается то же, на что даже нет надобности и приводить доказательства, потому что это хорошо известно всем городецким жители. А посему и понятно, что раздорники городецкие, не приняв истиннаго священства, ввели обычай, не соласный учению Христову и правилам апостольским, чрез что и далеко отчуждили себя от истины. Итак, припомнив все сие, кто же может оставаться настолько нечувствен и окажется яко мертвец? Кто не ужаснется и не вострепещет о том, еже бытии отчуждену царствия Христова и не помазану мастию небесною (по 47 прав. Лаод. соб)? разве той, иже живот вечный погубити хощет. И кто не будет оплакивать состояние тех, которые стали неведомы ни Богу, ни Ангелам (Сим. Сол. Гл. 41), и ужаснее всего подпали под троекратную анафему, по словам писателя Книги о вере? Разве той, иже сам хощет отчужден бытии Бога и Ангел Его, или той, иже не веруют писанию, вознерадев о своем спасении.
Но Ты Господи Боже наш вразуми и настави в правду ко спасению. Третье:
Супружества или законнаго брака тайна от Христа Бога установлена есть, и проч. (Кормч., гл. 51, л. 521).
Но раздорники часовни Городецкой, удалившись от мирнаго общества церкви Христовой, не сохранили в целости и сего Богом установленнаго таинства. В этом убеждают нас самыя обстоятельства их супружеской жизни, таким образом, что они хотя и приемлют священство, но однако очень многие из них остаются не совокуплены законным браком, повенчанием священническим, а только сведены или своим родителями, или каким-нибудь мирянином, неимеющим на то никакого права. А посему и очень правильно может относиться к ним определение Кормчей (гл. 43, л. 336). Четвертое: о разрешении кающихся пишет Малый Катихизис (л. 58), Кормчая (вопрос и ответ Иоанна Мниха, гл. 54, л. 58) и Тактикон (гл. 14, л. 72). Но раздорники городецкие вместо того, чтобы исповедываться епископу или презвитеру, как научает св. писание, ввели обычай не известный церкви Христовой: они во время говенья в известное время и место собираются и читают скитское покаяние, и думают это быть себе в оставление грехов, после чего некоторые пьют мнимую святую воду, и так собравшись, прочитав скитское покаяние, значит или все старые, юные и малыя дети согрешили поровну, или никто ничего не согрешил. Это объясняется тем, что собрались исповедываться, но никто ни в каком грехе не изобличился. А посему и очень точно может относиться на таковых сказанное у Никона Черногорца (Сл. 51, л. 410).
В заключение же всего прошу вас, почтенный отец Макарий, а вместе с тобой и попечителя часовни Городецкой, или оправдайте себя по изложенным противу вас показаниям, или оставьте ваше явное заблуждение, которое влечет вас в вечную гибель. При сем прошу вас, во имя правды Божией, скажите нам: 1-ое за что отделились от нас, и почему не хощете с нами иметь общения? 2-ое. Если же находите у нас ересь, то скажите, какую и в чем именно и коего еретика? 3-е. Чего ради не приемлете священство, принявшее рукоположение от митрополита Амвросия Белокриницкаго? 4-ое Если же вы сомневаетесь принять священство, рукоположенное митр. Амвросием, то на каком основании приемлете оное от других архиереев той же церкви, от которой был принят и митр. Амвросий?
Все сие написанное прошу вас, братие, примите в духе евангельской кротости, мире, и христианской любви, ни на что не раздражаясь, но все со вниманием и страхом Божиим разсуждайте, меня же потрудившагося в всем написании не яко врага имейте, но яко брата и друга. Здравствуйте и будьте благополучны во всем, о Христе Исусе Господе нашему, Ему же слава во веки веком. Аминь.
Ваш доброжелатель иерей Иван Егоров Иголкин.
С. Городец. 7 июня 1890 года.
В тексте послания сохранены исходные орфография и пунктуация.
[1] РГБ. Иголкин Иван Егорович. Обличительное послание раскольнического попа австрийского поставления к раскольническому беглому попу. М., 1890. С. 2.
[2] Там же. С. 2.
[3] Там же. С. 3.
[4] Прошу не обижаться на то, что я называю тебя только именуемым, а не действительным иеромонахом. Сомневаться в действительности твоего чина следует, не только мне как человеку постороннему, но даже и каждому последователю часовни Городецкой, потому что, под видом таких же бежавших священников от церкви господствующей в России, нередко являлись не только что изверженные, каков был поп Михаил, живший в Городце около 4 лет, но даже и никогда не бывшие, как это случилось в Дубовке, Саратовской губернии, заштатный квартальный священнодействовал несколько времени, благодаря чему то общество почти все обратилось от раздора к истинной церкви Христовой и приняло священство называемое вами австрийское. (Прим. Иголкина).
Комментариев пока нет