Древний город Ржев со времен раскола являлся центром старообрядчества. В городе строились и процветали моленные, нисколько не уступающие своим богатым внутренним убранством новообрядческим церквам. Известные ржевские купцы: Образцовы, Чупятовы, Шараповы, Немиловы, Долгополовы, Ваулины, Поганкины, Протопоповы и многие другие являлись старообрядцами. Сегодня мы попытаемся вернуться в первую половину XIX века, чтобы увидеть одну из святынь ржевских староверов.
На окраине Ржева
Во Ржеве, неподалеку от речки Серебрянки, в первой половине XIX века был построен старообрядческий моленный дом, под видом богадельни. Он был настолько хорош, что даже местные новообрядцы восторгались им, желая поскорее «прибрать к рукам». Но об этом позже. От железнодорожного вокзала добраться до места, где находилась моленная, представляется возможным на автобусе № 4. Автобус делает остановку на улице Садовая, где нужно выйти и, перейдя дорогу, повернуть налево. По правую сторону, на Садовой, медленно гибнут руины новообрядческой Варваринской церкви, напротив которой — супермаркет «Тележка».
Дойдя до следующего перекрестка, нужно повернуть налево и идти по улице Т. Фрунзе до перекрестка, а затем повернуть направо на улицу Большевистская, пересечь Серебрянку, по левую сторону будет частный сектор, построенный на месте старообрядческой моленной, по настоящему адресу: улица Воровского, квартал 21, а справа — гаражный кооператив.
Никаких следов от каменного здания старообрядческой моленной и кладбища при ней не осталось, но осталась память, которую уж точно не стереть никакими репрессиями и войнами…
Жизнь, преисполненная трудностей
Первая старообрядческая моленная во Ржеве существовала уже в 1810-х годах. В 1825 году во Ржеве купцом Василием Михайловичем Образцовым на Князь-Федоровской стороне, в 21 квартале, неподалеку от реки Серебрянки, при старообрядческом кладбище была построена каменная моленная. Известные ржевские купцы Шаровы, Комоловы, Чупятовы прилагали немало усилий для постройки этого молитвенного дома. Следует отметить, что В. М. Образцов на то время являлся ни много ни мало градским головой. Первым пастырем ржевских староверов стал священноинок Александр. В 1825 году ему было официально разрешено служить при моленном доме на Князь-Федоровской стороне. Священноинок Александр (в миру — Алексий Кузьмич Палицын) появился во Ржеве еще в 1816 году. До присоединения к старообрядчеству проживал в селе Холохольня Старицкого уезда Тверской губернии. В старообрядчество он перешел в конце XVIII века. Во Ржеве у священноинока Александра был свой дом, выстроенный им самим. Священноинок Александр находился под арестом несколько раз: в 1817 году, с 1818 по 1820 годы. Каждый раз ржевские староверы пытались вызволить своего пастыря из-под стражи. Но недолго продлилось относительно спокойное служение священноинока Александра. Согласно сведениям чиновника Тверского губернского правления, священноинок Александр был отправлен в сумасшедший дом. Вероятно, власть в лице никониан в определенный момент просто решила избавиться от старообрядческого священника [1].
Отец Прохор Баталин
Ближе к 1830 году правительство для борьбы с расколом организует «Особый совещательный комитет по делам раскола», который работает в Твери и других губерниях, где немало старообрядцев. Вторым настоятелем ржевской моленной, вероятно с 1827 года, становится отец Прохор Петрович Баталин. Он бежал во Ржев из Черниговской губернии Новозыбковской слободы, где ранее служил священником у старообрядцев [2]. Семья о. Прохора состояла из супруги Анны Петровны, сына Ивана и невестки Агафьи. У Ивана и Агафьи Баталиных были сыновья Петр (11.01.1834 г. р.) и Михаил (21.11.1835 г. р.). 30 марта 1834 года о. Прохор преставился. Ему было 54 года [3]. За смертью священника последовали трагические события…
Ржевские гонения
15 октября 1835 года Тверскому гражданскому губернатору графу Алексею Петровичу Толстому (1801–1873 гг.) поступил донос от Тверского архиепископа Григория (Постникова; 1784–1860 гг.): «Святейший Граф. Милостивый Государь! Ржевского Успенского собора Протоиерей Георгий Алексеев донес мне, что в городе Ржев выстроены две раскольничьи часовни. Одна, назад тому лет пять, на Князь-Федоровской стороне, на раскольническом кладбище, под видом богадельни. Она составляет обширный каменный дом, в котором устроен престол, жертвенник и иконостас с царскими дверями. Из этой часовни, при всех посещениях Губернаторами города Ржева, почти обыкновенно выносится все принадлежащее часовне, и она обращается в богадельню. Вторая построена в 1832 году на Князь-Владимирской стороне (вероятно, имелась в виду Князь-Дмитриевская сторона — прим. автора), внутри самого города. Эта часовня составляет самое высокое в городе здание и на высоком месте, в пятнадцати сажень длиною и в семь шириною, с железными в окнах решетками, с двумя по сторонам двухэтажными флигелями, садами, прудами, плотиною на реке для прохождения на освящение, и оградою, вмещающею несколько десятин возделанной земли для овощей бродягам. Она вся расписана и весьма богато отделана, так как быть церкви, только без главы и креста наверху. В обеих этих часовнях открыто совершается раскольническое служение, и они весьма много способствуют раскольникам к совращению православных. Находя существование означенных часовен противным Свода законов 14-го тома 48 статье о предупреждении и пресечении преступления, покорнейше прошу Ваше Сиятельство, дабы Вы, Милостивый Государь, благоволили употребить нужные меры чтобы означенныя часовни были упразднены, и чтобы таким образом они не были соблазном для православных, и с последующем почтить меня уведомлением. С истинным почтением и совершенною преданностию честь имею быть, Ваше Сиятельство Милостивый Государь Покорнейший слуга Григорий Архиепископ Тверской» [4].
О моленной на Князь-Дмитриевской стороне будет рассказано в другой публикации. А вот сообщение министра внутренних дел:
«Его Императорское Величество приняв во внимание, что как ржевским раскольникам в 1831 году разрешено вместо сгоревшей часовни устроить моленную в частном доме (речь о моленной на Князь-Дмитриевской стороне — прим. автора), а посему новое здание могло быть возведено одним из раскольников на общий их капитал и служить теперь им моленною, то сию часовню должно оставить в настоящем виде, но действия раскольников в отношении другой часовни представляют изворот в нарушении существующих постановлений, Высочайшим повелением соизволил: 1) признавать часовню в городе Ржеве на князь-Федоровской стороне за богадельню, и предписать местному начальству наблюдать в отношении сей раскольничьей богадельни, те самыя правила, кои даны в руководство для Папулинской в городе Судиславль богадельни, не допуская быть в ней моленной и 2), как противозаконное своевольство ржевских раскольников не могло быть столь явно, если бы городничий исполнял точные правила полиции, то определить в городе Ржеве самого благонадежного, которому вменить в обязанность наблюдать за действиями раскольников и неослабно исполнять существующие постановления. Министр внутренних дел» [5].
В 1846 году в городе Судиславль Костромской губернии была упразднена моленная известного купца-старообрядца федосеевского согласия Николая Андреевича Папулина. Моленная была построена в 1812 году под видом богадельни. Богадельня состояла из моленного дома и жилых помещений. Внутреннее убранство моленной отчасти состояло из икон Благовещенской церкви г. Сольвычегодска. Иконы купец Папулин выкупил и разместил в своей моленной [6]. Подробнее: «Грибной царь и его богадельня».
Весьегонский городничий Алексеев, осмотрев моленный дом во Ржеве, донес Тверскому архиепископу следующее:
«Моленная обнесена каменною оградою, внутри коей каменный дом, внизу коего устроено наподобие церкви… Царские врата престол и жертвенник, внизу онаго четыре жилых комнат в коих живут сторожа и прислуги; а как по частным сведениям известно, оная моленная устроена в 1827 году иждивением ржевского первой гильдии купца Василия Михайловича Образцова вероятно с помощью других и оная выстроена на городской земле, при оной пруд и плотина для хождения на Иордань» [7].
10 июля 1836 года Ржевскому городничему было приказано опечатать моленную. Вот как Ржевский городничий описывает посещение моленной:
«Я по прибытии в моленную от попечителя купца Петра Поганкина и старосты Акима Храмцовского узнал, что оная моленная, хотя и строена купцом Образцовым, но принадлежит всему их обществу (старообрядческой общине — прим. автора) и что особого оной владельца нет» [8].
В июне 1836 года моленная была закрыта. Власть решила в помещении моленной устроить единоверческий храм [9]. 22 марта 1839 года Тверской вице-губернатор Александр Егорович Аверкиев (1788–1858 гг.) явился во Ржев и посетил две старообрядческие моленные:
«… осматривал между прочим запечатанную раскольническую моленную на Князь-Федоровской стороне и открытую их моленную на Князь-Дмитриевской стороне и нашел, что как первая так и вторая прекрасные и прочные здания, в особенности на Князь-Дмитриевской стороне, на которой моленная гораздо обширнее первой с принадлежащими к сим заведениям жилыми помещениями. Оба здания представляют все удобства к учреждению церквей: в пространных залах обеих моленных устроены в каждой иконостас с образами, алтарь, престол, крылосы, хоры и все церковные принадлежности» [10].
Купцы-старообрядцы Ржева Василий Образцов, Василий Чупятов, Афанасий Берсенев и другие обращались к Тверскому губернатору с прошением вернуть им моленную на Князь-Федоровской стороне. В прошении три листа заняли подписи ржевских староверов [11].
Красота и величие моленной
В 1842 году была составлена опись внутреннего убранства моленной. Авторами описи являлись губернский архитектор Н. А. Львов (1753–1803/1804 гг.), ржевский городничий и соборный священник Герасим Измаилов.
«В алтаре престол, одетый шелковою одеждою с нашитыми на ней с западной стороны осьмиконечным крестом, на престоле имеется Евангелие, напечатанное при государе Михаиле Феодоровиче и патриархе Иоасафе в лето от сотворения мира 7145 (1637 год от РХ) в феврале 3 дня, доски Евангелия обложены зеленым бархатом и медным Распятием, и евангелистами, престол и Евангелие покрываются сверху шелковою пеленою без креста. Пред престолом к Горнему месту устроены: Распятие небольшого размера, обложенное с лица и боков серебряным вызолоченным окладом. Восточная сторона алтаря на двух простенках между тремя алтарными окнами, вся обставлена старыми разного размера иконами, коих 25; из коих более замечательны икона Казанской Божией Матери в медном посеребренном окладе и в киоте простой работы, изображение плащаницы на холсте без рамок; по сторонам восточного кона поставлены две маленькие ручные хоругви простой же работы с таковыми подвесками. По углам восточной стены два глухих шкафа со створчатыми при них дверьми, в правом хранятся два медных посеребренных венца для бракосочетания, медная чаша, плисовая черная пелена с нашитым на ней осьмиконечным крестом, и старое разобранное, большое медное паникадило, а в левом медная посеребренная чаша для Водоосвящения, ладоница и медное кадило. В южном углу алтаря утроен киот и в нем резной работы Спаситель с небольшой лампадой. При южной стене алтаря — комод с тремя ящиками с личиною и ключом, в нем два ящика пусты, а в одном — старые ризы черного плису, шелковый епитрахиль с узкими серебряными позументами, еще старые ризы парчовые и епитрахиль с нашитыми серебряными позументами. Место от врат до престола — ковер. Иконостас деревянный вызолоченный, резной пять ярусов, в верхнем семь икон, в среднем, во втором и третьем по девять икон, в четвертом — тринадцать, а в нижнем — четыре. Первая — Успение с тремя серебряными позлащенными венцами, поля иконы в виде рамы серебряной, вызолоченной окладом, вторая — Христа Спасителя в серебряном окладе с вызолоченными венцами, третья простая — Тихвинская, с 13 изображениями святых по краям, с надписью «Корсунская». При ней привинчена медная кружка для пожертвований, четвертая икона — святитель Никола в серебряной позлащенной ризе, с венцем, поля обложены позлащенным окладом с 22 изображениями чудес. Посреди иконостаса между иконами Христа и Тихвинской иконы Богородицы — царские двери, вызолочены, резные с шестью изображениями: Благовещение и четыре евангелиста. Клиросы вызолочены, деревянные на их стенах образы Спасителя и вокруг по шесть образов святых. Около правого клироса деревянный большой крест с изображением Господа Саваофа и Распятого Христа над коими два серебряных позлащенных венца и на самом Распятии серебряная риза. Около клиросов по две пары хоругвей, из коих одна пара большого размера с изображением Богоявления и святителя Николы в серебряном окладе, а другая пара меньшего размера с изображением Нерукотворного образа и Покрова Богородицы. За клиросами между окнами — четыре киота, три из красного дерева, в киотах иконы Троица, Тихвинская, Одигитрия и святитель Никола. Над амвоном большое медное посеребренное паникадило с тридцатью подсвечниками без свеч. Над входом в часовню с западной стороны находится небольшая в серебряном окладе икона Нерукотворного образа с серебряными венцами. Перед иконами и крестом посеребренные подсвечники пять медных, и еще девять таких же, четыре медных паникадила, спускаемые по облакам, два аналоя для образов и два складных для клиросов и под образами тринадцать небольших пелен десять шелковых, а прочие ситцевые. Пол деревянный, печей в ней три из белых изразцов, одна в алтаре, а две в церкви, при стенах в часовне лавки и четырнадцать скамеек» [12].
Устройство в моленной единоверческой церкви
В октябре 1843 года судьба моленной была решена: «Поручить Вашему Превосходительству сделать немедленно распоряжение о передаче в Духовное ведомство оказанной раскольнической часовни на Князь-Федоровской стороне со всем находящемся в оной имуществом, а Тверскому Преосвященному предоставить устроение из сей часовни Единоверческой церкви назначение причта и открытие в сказанной церкви богослужения» [13].
Бывшая старообрядческая моленная стала единоверческой Успенской церковью. Рядом была построена колокольня. К такому рода ограблению старообрядцев приложил руку не кто иной, как духовный отец писателя Н. В. Гоголя — ржевский протоиерей Матвей Константиновский (1791–1857 гг.).
Примечание: в цитатах из архивных документов сохранена орфография, пунктуация.
[1]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 6553. С. 31
[2]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 6553. С.31
[3]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5824.
[4]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 7–8.
[5]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 10–11.
[6]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 12.
[7]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 16.
[8]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 27.
[9]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 38.
[10]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 62–64.
[11]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 103–106.
[12]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 149–151.
[13]. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. С. 160.
«В обеих этих часовнях открыто совершается раскольническое служение, и они весьма много способствуют раскольникам к совращению православных».
«…покорнейше прошу Ваше Сиятельство, дабы Вы, Милостивый Государь, благоволили употребить нужные меры чтобы означенныя часовни были упразднены, и чтобы таким образом они не были соблазном для православных, и с последующем почтить меня уведомлением. С истинным почтением и совершенною преданностию честь имею быть, Ваше Сиятельство Милостивый Государь Покорнейший слуга Григорий Архиепископ Тверской».
«…противозаконное своевольство ржевских раскольников не могло быть столь явно, если бы городничий исполнял точные правила полиции, то определить в городе Ржеве самого благонадежного, которому вменить в обязанность наблюдать за действиями раскольников и неослабно исполнять существующие постановления. Министр внутренних дел».
В июне 1836 года моленная была закрыта. Власть решила в помещении моленной устроить единоверческий храм.
Вот почему сегодня я против определения «ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ».
собственно это "единоверие" вымышлено для способствования "к совращению православных" к раскольникам-новообрядцам. И вопрос имущества решался именно таким образом невинно господствующими. "Простите" — не прозвучало по сих пор.