Николай Андреевич Папулин являлся одним из самых богатых людей Костромского края, владельцем маслобойного завода и полотняной фабрики. Ему принадлежала огромнейшая коллекция древних икон, книг и рукописей, им была написана «Летопись города Судиславля», которая бесследно исчезла в 1960-е годы. Все эти ценности хранились в его богадельне, которая являлась тайной моленной местных староверов. С именем купца также связан ряд таинственных историй, о которых и сегодня шепотом рассказывают в Судиславле.
Судиславский промышленник
Николай Андреевич Папулин родился в 1779 году в городе Судиславле в купеческой семье старообрядцев федосеевского согласия. С ранних лет Николай занимался грибным промыслом: собирал, сушил, солил грибы, а затем продавал их. Благо, слава о судиславском грибе «гремела» на всю Россию, а грибные блюда являлись излюбленным лакомством российских монархов. Таким образом, Папулин заработал свой основной капитал.
В середине XVIII века представители рода Папулиных являлись одними из самых богатых не только в Судиславле, но и в Костромской губернии. Именно в то время и начался для Судиславля «золотой век»: город застраивался новыми двухэтажными домами, население стремительно увеличивалось. Судиславль развивался как город благодаря местным купцам-старообрядцам, которые были владельцами огромных капиталов. В это время Николай Андреевич Папулин стал известным на весь край. Богатые купцы-староверы направляли свои денежные накопления на полезные богоугодные дела — строительство и содержание моленных, фабрик, выкуп крепостных крестьян. Но поскольку выкуп крестьян требовал немалых денежных средств, промышленники находили практичный выход — нанимали на работу беглых, в том числе и каторжников, которые были согласны на самую дешевую и черную работу. А так как это было опасно, беглых прятали в моленных и скитах.
Таинственная богадельня
К 1812 году Папулин обеднел. В этом же году он получил от императора Александра I разрешение на строительство богадельни. Богадельня была построена на пожертвования купцов-старообрядцев. Согласно документам 1820 года, в Папулинской богадельне проживало 65 человек, но разрешено было чуть более десятка. Согласно архивным материалам, богадельня имела немалый доход. Многие из ее жильцов принимали активное участие в грибном промысле. Местные грибы были настолько востребованы, что многие их любители приезжали прямо в лес в самый разгар сборки, чтобы купить только что собранные грибы.
У Папулина работали сотни беглых крестьян, которых он и прятал в своей богадельне. В связи с этим зародилась легенда, что судиславский купец-старообрядец чеканил собственные золотые монеты. Легенда нашла свое подтверждение, когда на одном из огородов Судиславля была найдена в настоящее время монета 5 рублей золотом 1830 года, отчеканенная в судиславской богадельне Папулина.
Папулин являлся не только успешным промышленником, но и коллекционером. Его страсть к коллекционированию обусловила покупку им предметов внутреннего убранства (1350 икон), включая иконостас церкви в честь Благовещения Богородицы в Сольвычегодске. Купленные предметы церковного убранства Папулин привез в Судиславль, большую часть икон он разместил в своей богадельне, а остальные раздал в старообрядческие скиты и моленные.
Тщетные попытки властей уничтожить Папулинскую богадельню
В начале 1830-х годов деятельностью Николая Андреевича Папулина заинтересовались в столице империи — Санкт-Петербурге. Поступил донос о том, что построенная им богадельня вовсе не богадельня, а старообрядческая моленная, в которой регулярно совершаются богослужения. Кроме того, Папулин был обвинен в незаконной покупке икон. Расследовать это дело было поручено новому костромскому губернатору М. Н. Жемчужникову (1788–1865 гг.). Но неофициально в Судиславль был отправлен целый спецотряд, состав которого лично подбирали министр внутренних дел и шеф столичных жандармов. Но миссия спецотряда оказалось безрезультатной: в богадельне они обнаружили только полуслепую и глухую старуху, которая ничего вразумительного царским служакам сказать не смогла. Но при осмотре помещений богадельни было заметно, что совсем недавно здесь пребывало немалое количество людей и что называется «кипела жизнь». Лучшие полицейские и жандармы Санкт-Петербурга старательно обыскали, «прочесали» всю богадельню и ее окрестности, но ничего не нашли. Так и уехали ни с чем. А через несколько часов богадельня снова наполнилась людьми. О приезде непрошенных гостей купец Папулин узнал заранее — у него были свои надежные источники информации, его люди были не только в канцелярии губернатора, но и в канцелярии Министерства внутренних дел, шефа жандармов и других министерствах. О назначении Н. М. Жемчужникова костромским губернатором в Судиславле узнали задолго до его приезда в Кострому. Жемчужников все же не оставил дело Папулина, а решил продолжить расследование. В течение буквально нескольких месяцев были схвачены несколько насельников богадельни и отправлены в острог. А через некоторое время губернатор получил известие о смерти своей жены. И ему пришлось срочно оставить службу и уехать в свое имение в Орловской губернии, к своим детям. Так что «дело судиславского купца» было приостановлено.
Разгром богадельни
Но, к сожалению, в 1846 году купец Н. А. Папулин был арестован по личному распоряжению императора Николая I. Примечательно, что сделали это не местные власти, а губернские, тайно, ночью, дабы избежать конфликтов с местным населением. Лишь через несколько дней жители Судиславля узнали об аресте Папулина. Без волнений, разумеется, не обошлось, но было уже поздно. Все ценности Папулинской моленной, которые староверы берегли веками, на двадцати подводах вывезли в Кострому, большую часть отдали новообрядческим церквам и монастырям, часть уничтожили, лишь около трех десятков икон попало в старообрядческие церкви Москвы. Власть в лице новообрядцев увидела в этом серьезную угрозу, потому что богадельня, по ее мнению, способствовала поддержке раскола. История Папулинской моленной «врезалась» в память гонителей староверов. Так, тверские гражданские власти усмотрели сильную угрозу и в ржевской Образцовской богадельне, которая, по сути, являлась богатейшей моленной Ржева первой половины XIX века [1].
Ссылка и смерть
Николай Андреевич Папулин был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, а затем на Соловки. Многие люди пытались попасть к купцу Папулину. Однако по личному распоряжению императора Николая I посещение купца было запрещено. К тому же он дал обет молчания и никого не принимал. Скончался Папулин в 1848 году. Где он был погребен — неизвестно. Его моленная-богадельня была уничтожена. Н. А. Папулин был глубоко верующим человеком, который умел не только зарабатывать деньги, но и помогать нуждающимся. Благодаря его энергичной деятельности к XIX веку Судиславль стал одним из крупнейших центров старообрядчества Российской империи.
Явления купца людям после его кончины
Интерес к личности и деятельности старовера-промышленника Н. А. Папулина существует и по сей день. Развлекательный Костромской интернет-портал «КоБайда» вспоминает о знаменитом земляке по-своему:
В Судиславле во время сноса старинной постройки строители столкнулись со странными явлениями. Бригаде одной из строительных компаний города было поручено уничтожить остатки дома средины XIX века. Изначально работы шли по плану, но в ходе них рабочие обнаружили необозначенный на плане погреб и, вскрыв его, увидели странные вещи.
«Внезапно очень сильно запахло солеными грибами, а потом у меня вдруг свело руку, пальцы сами собой согнулись в двуперстное знамение, и разжать их не было никакой возможности. Затем мы услышали потусторонний голос, он говорил что-то про иконы и царя-ирода, в голове помутилось, и я потерял сознание», — рассказал бригадир Антон Никонов.
В полиции заявление от рабочих не приняли, предположив, что причиной странностей являлся скопившийся в старом подвале ядовитый газ. Но люди, знающие историю Судиславля, находят этим событиям иное объяснение. «Строители потревожили дух Николы Папулина — купца-старообрядца, жившего в Судиславле при Николае I», — утверждает краевед Сергей Ведовский. «Ему служит целая армия теней, бывших при жизни укрытыми им от помещиков беглыми крестьянами, кроме того, еще при жизни он имел власть над грибами, которые служили ему глазами и ушами и сообщали о всем происходящем в округе. В городских хрониках есть свидетельства, что дух Папулина уже появлялся в 1918 году, и тогда для его усмирения большевикам пришлось снять с колчаковского фронта целую дивизию Красной армии», — сообщает краевед Ведовский.
Согласно устным преданиям, людям Папулин является в образе закованного в кандалы седого, босого старца с бородой, который держит в правой руке старинную икону, а в левой — дубовый бочонок соленых грибов.
Хорошая статья до "Явления купца людям после его кончины", дальнейший бред с стиле районного дома культуры, можно было бы безболезненно опустить. Спаси Христос!
Интересно то, что некоторые образа из моленной Папулина оказались на Рогожке.
Дык, чёрным по белому "…около трех десятков икон попало в старообрядческие церкви Москвы".
Дык как федосеевские образа попали к поповцам? Дык могли и у ангелического наместника по такой логике оказаться.
Дык. взятки никто тогда не отменял..
А по мне так наоборот, глава "Явления купца людям после кончины" добавляет статье некую изюминку, не все же о серьезном говорить. Только жаль, что это вымышленная история про явления.
Только изюм этот больно окультизмом воняет. Для ревнителей старой веры (да и новой тоже) запах непереносимый.
В современности понятие "ревнитель веры" весьма искажено и почти что прямо противоположно тому, которое было в прошлое время, исконному. Сейчас "ревнитель веры" — этот тот, кто радеет за количество лоскутков при пошивке подручника, цвет платка, длину кафтана, пояска и т.д. Но вера заключается, прежде всего, в таких делах, как милосердие, любовь, долготерпение, да все есть в Евангелии, не мне объяснять. Я думаю, Вы и сами все понимаете. Не вижу никакого оккультизма, скажу только, слава Богу, что хоть авторы портала, который придумал историю с "Явлением", знают, кто такой Папулин, кем был, чем занимался. Ну а то, что придумали — Бог с ними, не богохульство же придумали, не оскорбили никого.