В 2016 году отмечает свое 800-летие один из древних городов России, город воинской славы Ржев. Во Ржеве жили древнерусские святые князь Владимир и княгиня Агриппина, родился великий подвижник, защитник Троице-Сергиевой лавры в Смутное время — преподобный Дионисий Радонежский. Город в свое время дал Российскому государству немало имен ученых, изобретателей, представителей купечества. Ржев справедливо будет называть центром старообрядчества Тверского края. В конце XIX — начале XX вв. в городе большую часть населения составляли старообрядцы, и насчитывалось не менее пяти старообрядческих храмов.
Святые благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские
Годом основания города Ржева считается 1216 год. Ржев — первый по течению город на Волге. Волга разделяет древний город на два исторических района: Князь-Федоровскую (ныне Советскую) и Князь-Дмитриевскую (ныне Красноармейскую) стороны. Кроме этого, на территории Ржева протекают еще три реки — Холынка, Серебрянка и Большая Лоча.
Город Ржев в древности назывался Ржевою Володимировою, по имени своего первого князя — святого Владимира. Владимир был сыном Мстислава Храброго, братом Мстислава Мстиславича Удалого. По другим источникам, он был сыном Всеволода Большое Гнездо. Святая Агриппина была женой князя Владимира. Академик Е. Е. Голубинский пишет:
В старое время Ржев назывался Ржевой Володимеровой. По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой, со всей вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее своему родному брату.
Будучи князем псковским, Владимир участвовал в 1216 году на стороне брата Мстислава в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве), а также в междоусобной битве на Липице. В 1217 году, после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе которого Владимир получил ее восточную часть с Ржевой. В 1226 году князь Владимир Мстиславич еще раз защищал области Торопецкую и Смоленскую, а значит и Ржев, на этот раз от литовцев, в битве под Усвятом. Это последнее упоминание о нем в летописных источниках.
Начиная, по крайней мере, с 30-х годов XIV века, возможно, и несколько ранее, Ржева не раз находилась под властью Литовского великого княжества; о сидевших здесь в это время русских и литовских князьях имеются отрывочные сведения, и Владимиры среди них неизвестны. С 80-х годов XIV века Ржевская область принадлежит Московскому княжеству, в 1389 году на короткое время она вошла в удел боровско-серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго († 1410), однако к моменту своей кончины он Ржевой уже не владел и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
В XVI-м веке Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой, в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой. Вероятно, к этому времени относится возникновение местного почитания святых князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских.
Преподобный Дионисий Радонежский
Среди святых ржевской земли известен преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570-1633 гг.). «Он жил в сложный период Смуты. Преподобного Дионисия справедливо будет назвать и Радонежским, и Ржевским, и Старицким, и Зобниновским. Три населенных пункта Тверской области равно считают его своим, особо почитаемым, святым. Также особенно почитается преподобный Дионисий и в Троице-Сергиевой лавре, которую он спасал в Смутное время от поругания». [1]
В результате раскола Русской Православной Церкви в середине XVII века гонения обрушились не только на живых приверженцев старой веры, но и на святых. Так, в 1745 году РПЦ деканонизировала святых князя Владимира и княгиню Агриппину Ржевских. Их мощи, находившиеся в Успенском соборе Ржева, были вскрыты, а гробница разобрана. Только старообрядцы сохранили почитание княжеской четы, впрочем, как и некоторых других тверских святых, деканонизированных РПЦ после раскола. Подробней о деканонизации святых читайте в нашем материале «Святость под запретом».
Ржевские таланты
Во Ржеве жил и работал известный изобретатель Терентий Иванович Волосков (1729-1806 гг.). Т. И. Волосков являлся и первым городским главой.
Терентий Иванович создал ряд сложных систем часов-автоматов. Построил большие часы, которые показывали не только минуты и часы, но и дни, различные праздники, фазы Луны, движение Солнца по знакам зодиака и т. п. Ценный вклад Терентий Иванович сделал в отечественное производство красок. Он организовал выделку и продажу красок, заслуживших высокую оценку петербургской Академии художеств.
Его внучатый племянник Алексей Яковлевич Волосков (1822-1882 гг.) — академик живописи, известный русский художник. Он был вольноприходящим учеником Императорской Академии Художеств, а в 1845 году получил звание свободного художника.
Из художественных полотен А. Я. Волоскова наиболее известны: «Пейзаж с усадебным домом», 1840-е гг., «Вид имения Глубокое», 1844 г., «Вид Выборга с моря ночью», 1847 г., «Вид Ржева», 1856 г. и другие. В Ржеве он работал городским нотариусом и агентом Московского страхового общества.
Во Ржеве жил известный меценат, купец, создатель театра и первого во Ржеве синематографа Павел Семенович Немиров. Его зять, Павел Иосифович Коллар, был известным Ржевским пиротехником. Подробнее читайте в статье «Ржевский пиротехник и старообрядческий театрал».
Ржев старообрядческий
Со времен раскола Русской Церкви во Ржеве большую часть населения составляли старообрядцы. Так, в начале XX века (1913 год) во Ржеве насчитывалось около 20 тысяч старообрядцев. [2] А всего жителей г. Ржева, согласно Народной энциклопедии «Мой город», в 1913 году было 23 200 человек. В конце XIX века в городе было несколько моленных домов, а после 1905 года были построены два храма — Троицкий и I (первый) Покровский.
Особенно богата на моленные дома была Князь-Дмитриевская сторона. Кроме того, сильно было во Ржеве и неокружничество. В начале XX века в городе были два неокружнических храма, и оба, согласно архивным материалам, были освящены в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. В 1929 году священник Покровского неокружнического храма (Покровский III) Порфирий Димитриевич Глазов (1900-1952? гг.) был возведен в епископский сан с именем Петр.
Сын настоятеля Троицкого храма, священнопротоиерея Иоанна Иголкина (1860-1928? гг.) Василий (1866-1944 гг.) искусно пел и руководил хором Троицкой церкви, а в 1929 году даже создал при церкви кружок для детей, желающих обучаться знаменному пению. Однако за это благое свершение на Василия завели уголовно-следственное дело.
В другом Покровском старообрядческом неокружническом храме Ржева (Покровский II) с 1930 года служил иерей Михаил Сергеевич Карпов (1894-1937 гг.). Судьба этого пастыря оказалась весьма трагичной. Неоднократно он подвергался репрессиям, а в 1937 году был расстрелян.
В 1931 году Василий Иванович Иголкин (1866-1944 гг.) написал художественное произведение о жизни старообрядцев Ржева в конце XIX века. Книга была издана в марте 2015 года.
В 1934 году Троицкий храм был закрыт местными властями, а позднее в нем был устроен клуб. Во время Великой Отечественной войны деревянное здание храма было разрушено. До наших дней сохранился остов каменной колокольни.
Ржев в Великую Отечественную войну
Во время Великой Отечественной войны город Ржев был оккупирован фашистскими захватчиками (14 октября 1941 — 3 марта 2943 гг.). За этот период в городе из 5443 жилых домов уцелело лишь 297. В 1942 году немецким солдатом на паперти старообрядческого I Покровского храма был расстрелян его настоятель протоиерей Андрей Павлович Попов (1883-1942 гг.). В 1942-1943 годах подо Ржевом развернулась одна их самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны. По оценкам историков, в Ржевской битве погибло около 600 000 советских военнослужащих. Об этой битве пишут и рассказывают немного, поскольку в послевоенной период это драматическое сражение затмили куда более удачные операции под Сталинградом и на Курской дуге.
1 марта 1943 года оставшиеся в живых жители Ржева были согнаны в подготовленную ко взрыву Покровскую церковь. Однако Господь не допустил осуществиться этому жестокому плану. 3 марта жители были освобождены советскими солдатами. Покровский старообрядческий храм не закрывался ни в годы советских гонений, ни во время войны. И сейчас этот храм — единственный в Тверской области процветающий островок старообрядчества.
Послесловие
В настоящее время многие старинные постройки Ржева находятся в плачевном состоянии. Князь-Дмитриевская сторона города была особенно богата на памятники архитектуры. Это старообрядческие моленные, купеческие дома, храмы, погосты. Однако в настоящее время лишь архивные материалы хранят сведения о многих историко-архитектурных памятниках города. На территориях иных старинных построек теперь располагаются жилые дома, магазины, автосервисы, стоянки и иные сооружения. Но хочется надеяться, что со временем архитектурный облик города преобразится.
[1]. М.Н. Волоскова. Преподобный Дионисий Радонежский в русской истории и культуре. Тверь: Славянский мир, 2015. С. 3.
[2]. РГБ. Миссионерская поездка в гор. Ржев и публичная беседа с глаголемыми старообрядцами. Тверь, 1913. С. 1.
Уважаемая "Русская вера"! У вас точно статьи пишут люди, имеющие хоть какое-то отношение к старообрядчеству? Нет имени Агриппина в дораскольных святцах. Есть святая мученица Агрипина (23 июня ст.ст. ей память, ок.253-260г), в честь которой княгиня и получила свое имя. Будьте внимательны.
Опять что ли дело в двойной букве?
Очередной обрядец.
Заметил, что в календарях, которые издает Московская Митрополия РПСЦ, что на Рогожке, в помещенных в календарь святцах, имя Агриппина с двойной буквой "п", что немного странно.
Дмитрий, действительно странно. Удвоение согласных произошло после Раскола, и те, кто во всём придерживается старины и заповеданных святыми отцами традиций и обычаев, строго следят за соблюдением оных. Да, староверы умирали за одну букву, как ни странно для вас, уважаемый Александр, вам видно всё равно Исусу молиться или, прости Господи, "Иисусу".
Печально, что до революции и до ВОВ во Ржеве была не одна старообрядческая церковь, а сейчас, мирное время, нет войны, нет революций, и население Ржева, если верить Википедии, не 20 тысяч, а 60 с лишним, а церковь одна и на всю область.
Владимиру.
По-моему вопрос о двойных согласных в написании имен не столь однозначный, как вам кажется. Агриппи́на — женское имя латинского происхождения (Agrippa); Савва́тий — греческое мужское имя (др.-греч. Σαββάτιος от σάββατον «суббота»).
Имена собственные переводятся с других языков методом калькирования (кальки), то есть заимствование иноязычных слов и выражений происходит буквальным побуквенным переводом. А вот в русских именах, незаимствованных, действительно не было сдвоенных. Даже интересно, когда чисто русское Иван, по аналогии с переводами с греческого, стало Иоанном?
Ирина, почему тогда в русских святцах имена написаны без удвоения согласных? Кирил, Саватий, Агрипина ? Я не придираюсь к написанию, я всего лишь сравниваю написанное здесь с дораскольными источниками. Имя Иван образовалось, скорее всего, как упрощенное в произношении от Иоанна, ведь часто по паспорту ребенок Иван, а священник крестит его как Иоанна, вроде как одно и тоже.
> Александр, вам видно всё равно Исусу молиться или, прости Господи, "Иисусу".
А вот если, скажем, американец какой-нибудь примет старообрядчество, но молиться будет на своем языке Jesus’у ("Чизазу") — это что будет? Он Тому Самому будет молиться всё же, или категорически не Ему?
Ну так, а по каким книгам будет молиться ваш американский старообрядец? Ежели по дораскольным святым книгам, то на каком бы языке он не молился, читать будет правильно, как надо, независимо от речевых особенностей его Родины.
Вообще, не вижу смысла продолжать эту тему, от сайта всего лишь хотелось видеть грамотного написания имён и наименований (как в случае со свт.Спиридоном) в публикуемых статьях. Простите все Христа ради. и вас Бог простит.
Американец может вообще молиться на английском языке. Молитвами, переведенными на его американский английский. Вы же не хотите сказать, что молитвы жестко привязаны к языку? Или что старообрядчество "не действенно" вне русского языка?
Я о том, что все эти правильные написания имен это очень хорошо и может быть благочестиво — но только до того момента как это написание начинает почти сакрализироваться. Тогда добрая и благочестивая традиция превращается во вред и посмешище.