19 декабря 2023 в г. Владивосток состоялось епархиальное собрание Хабаровской и всего Дальнего Востока епархии. Эта церковная область РПсЦ за свою историю пережила немало неоднозначных событий, трагических историй и драматических потрясений. Однако мало кто знает, что в нынешнем виде она была сформирована всего лишь 10 лет назад. Публикуем мнение о ситуации в епархии одного из наших авторов, который что называется «в теме» (с некоторыми комментариями).
Поводом к переучреждению этой епархии в 2014 году послужили длительные трения, возникшие между тогдашним архипастырем Патермуфием (Артемихиным), епископом Иркутско-Амурским и всего Дальнего Востока, и влиятельным священником, настоятелем крупнейшего в регионе прихода г. Хабаровск иереем Александром Чукаленко (в прошлом присоединился к РПсЦ от Русской Древлеправославной Церкви).
Освященный собор 2014 года постановил по этому вопросу:
«10.1. Принять к сведению доклад преосвященного Патермуфия, епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока.
10.2. Разделить Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию на Иркутско-Забайкальскую и Хабаровскую и всего Дальнего Востока.
10.3. Включить в состав Иркутско-Забайкальской епархии: Иркутскую область, Республику Бурятия, Читинскую область, Республику Саха (Якутия), Амурскую область.
10.4. Включить в состав Хабаровской и всего Дальнего Востока епархии: Приморский край, Хабаровский край, Магаданскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Сахалинскую область.
10.5. Назначить правящим архиереем Иркутско-Забайкальской епархии преосвященного епископа Патермуфия.
10.6. Поручить митрополиту Корнилию временно окормлять Хабаровскую и всего Дальнего востока епархию».
На территории семейских
Надо отметить, что первоначально епархия Амурско-Иркутская и всего Дальнего Востока была основана на территории традиционного проживания семейских староверов и учреждена Освященным собором белокриницкого согласия еще в 1911 году. Поводом к этому событию стало письмо, составленное на Втором съезде духовенства и мирян Дальнего Востока, состоявшемся в 1911 году в старинной старообрядческой деревне Бардагон Амурской области.
Первым архиереем этой епархии стал рукоположенный в 1911 году вл. Иосиф (Антипин). Служение его оказалось непростым, на это время выпали годы Первой мировой войны, двух революций и большевистского погрома. После его кончины, в 1927 году, встал вопрос о новом архипастыре. 6 мая 1929 года в г. Томске хиротонию кандидата во епископы для Дальнего Востока священноинока Афанасия (Федотова) совершили епископ Томско-Алтайский Тихон (Сухов) и епископ Амфилохий (Журавлев). Пастырская деятельность вл Афанасия была непростой, она проходила во времена особо интенсивной борьбой властей СССР с религией и закончилась трагически. 6 марта 1938 года епископ Афанасий был приговорен к расстрелу за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор приведен в исполнение 18 апреля. Перед своей кончиной владыка успел спрятать в горах церковные святыни. Ныне он в РПсЦ прославлен в лике новомучеников.
Церковное возрождение началось на этих землях лишь в середине 90-х годов XX века. В эти годы на территории епархии начала понемногу восстанавливаться молитвенная, литургическая жизнь, а также просветительская деятельность. Немало для этого было сделано выходцами из города Большой Камень — иереями Елисеем Елисеевым, Александром Шестаковым и мирянином Александром Ванчевым.
В Большом Камне сложилась активная группа белокриницких христиан-старообрядцев, объединившаяся 29 октября 1995 года в старообрядческую общину во имя Сретения Господня. В 1995 году они создали многотиражную (до 20 тысяч экземпляров) газету «Русь православная». В 1996 году было создано Приморское Аввакумовское братство, сыгравшее значительную роль в возрождении староверия и белокриницкого согласия в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1997 году в Большом Камне был организован Древлеправославный Иркутско-Амурский архив.
Поскольку успехи РПсЦ в этом регионе на тот момент были налицо, то решением Освященного собора от 20-22 октября 1999 года Уссурийская и всего Дальнего Востока епархия была установлена в границах Приморского и Хабаровский краев, Сахалинской, Еврейской автономной, Амурской, Магаданской, Камчатской областей, Чукотского автономного округа, Якутии, Бурятии, Читинской области. Временным управляющим епархией был назначен епископ Новосибирский Силуян (Килин), а кафедральным храмом стал собор во имя Пресвятой Троицы в Уссурийске.
В феврале 2005 года правящим архиереем возрожденной Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии был утвержден епископ Герман (Савельев), который так же, как и иерей Александр Чукаленко, присоединился к РПсЦ в сущем сане от Русской Древлеправославной Церкви.
Шрамы церковного раздора
В октябре-ноябре 2007 года епископ Герман и духовенство Дальневосточной епархии прекратило поминовение предстоятеля РПсЦ митрополита Корнилия, по причине канонических нарушений, совершенных им и рассмотренных на Освященном Соборе 2007 года. И хотя Освященный собор «не нашел в деяниях митрополита действий, подлежащих каноническим прещениям», часть участников собора, главным образом с Дальнего Востока, прервала молитвенной общение с Московской Митрополией. За это время еп. Герман рукоположил себе в преемники в сане епископа инока Внифантия (Смольникова). Это случилось 8 декабря 2007 года в с. Суходоле Приморского края, в старообрядческом храме прп. Сергия Радонежского.
Чтобы не углублять дальнейший раздор, руководство РПсЦ, через управлявшего делами Митрополии, обратилось с «отеческим увещеванием» к духовенству и мирянам Дальневосточной епархии последовать примеру Евангельской притчи о блудном сыне. А именно — одуматься, примириться и, «ожидая великодушное отеческое прощение», вернуться в Церковь.
Еп. Герман (Савельев) и еп. Внифантий (Смольников), прислушавшись к «доброму увещеванию», вернулись. По возвращении они были тотчас же наказаны самым жестоким образом — вл. Герман извержен из сана, а вл. Внифантий (вернувшийся несколькими годами позже) признан обычным иноком, что было объяснено единоличным его рукоположением, противоречащим каноническим правилам.
Факт отказа в признании этой единоличной хиротонии имел крайне отрицательное влияние на ход диалога РПсЦ с РПЦ по вопросу признания Белокриницкой иерархии. Так, в официальных комментариях Московской Патриархии, присланных от имени главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) с отказом признать иерархию РПсЦ, было указано:
«Понимая пагубность подобной практики в настоящее время Русская Православная старообрядческая Церковь применяет указанные правила достаточно строго: единоличные епископские поставления ею категорически не признаются. Например, священноинок Внифантий (Смольников) в 2007 году был поставлен единолично епископом Германом (Савельевым), но рукоположение не было признано».
Состоявшийся в 20 февраля 2019 года тайный Архиерейский собор РПсЦ пересмотрел решение Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви от 25 января 2012 года, признавшего бывшего епископа Внифантия (Смольникова) простым иноком. Он назначил монаха Внифантия (Смольникова) выступить в роли священника в храме РПсЦ во Владивостоке. Никакого официального документа с указанием канонических причин, как бывший епископ или бывший монах стал священноиноком Московская Митрополия так и не выпустила. Повторной хиротонии, которая могла бы закрыть вопрос, также не совершалось. По этой причине статус совершаемых им таинств крещений или венчаний остается под вопросом.
Так или иначе после Освященного собора 2007 года епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока была практически разрушена. До раздора 2007 г. в ней было более 20 приходов. Сейчас осталось восемь (на самом деле есть всего три официально зарегистрированные общины и пять групп христиан, собирающихся на молитву, поминающих предстоятеля РПсЦ. — прим. ред.)
Долгие годы новый правящий архиерей вл. Патермуфий (Артемихин) (назначенный вместо извергнутого из сана еп. Германа) провел в изнурительной борьбе с приходами РПсЦ, прекратившими поминовение предстоятеля. Он инициировал судебный процесс по поводу старообрядческого храма в Улан-Уде, который несколько лет оставался за дальневосточными «раздорниками». Много сил было потрачено на противостояние с харизматичным оппонентом, клириком Дальневосточной епархии о. Елисеем Елисеевым. Вл. Патермуфий от имени Митрополии РПсЦ рассылал письма местным чиновникам, где указывал: «Не верьте Елисею, он не наш». «Зато он наш», — отвечали ему чиновники, знавшие Елисеева с самого детства.
Несмотря на то, что вл. Патермуфию удалось отсудить храм в Улан-Уде, главным итогам этого многолетнего противостояния стал исход заметной части прихожан РПсЦ в Русскую Древлеправославную Церковь. Среди них был и уважаемый в регионе председатель, и настоятель Верхнеудинской старообрядческой общины г. Улан-Удэ о. Карп Утенков. Ставленник митрополита Корнилия, который рукоположил его во иереи еще в 2008, в 2015 году он присоединился к беглопоповцам в качестве мирянина. Этот факт подвел черту, подписал приговор некомпетентной церковной политики Московской Митрополии РПсЦ в начале XXI века на Дальнем Востоке.
Можно рассматривать крах строительства полноценной Белокриницкой епархии как некую историческую данность, поскольку беглопоповцы и в прошлом составляли тут большинство. В наши дни развитие этого согласия в местах проживания семейских связано с активной и позитивной деятельностью митрополита Сергия (Попкова) (РДЦ).
Исчезновение архипастыря и современные дела
В 2017 году еп. Патермуфий (Артемихин) неожиданно «исчез с радаров». Никаких официальных церковных постановлений на эту тему не было опубликовано. Однако его подпись перестала появляться под деяниями Освященных и Архиерейских соборов. Как рассказывали очевидцы, на одном из Архиерейских судов ему было предъявлено обвинение в рукоположении клирика на территории чужой епархии. А посему вл. Патермуфию было предложено постричься в схиму или согласиться с извержением из сана. Владыка Патермуфий, взмолившись, уговорил дать ему несколько дней на размышление, после чего скрылся и «залег на дно» (епископ Патермуфий последнее время периодически появляется на Рогожском кладбище, но статус его не известен — прим. ред.)
Никакого официального решения об отстранении вл. Патермуфия от управления Дальневосточной кафедры Освященные соборы не принимали. Эксперты по РПсЦ отмечают, что это отстранение сделано тайно сознательно, чтобы оставалась возможность в случае необходимости незаметно «отыграть партию назад».
Тем временем временным управляющим епархии решением Освященного собора РПсЦ от 16 октября 2018 года был назначен епископ Томско-Енисейский Григорий (Коробейников).
19 декабря 2023 года под председательством епископа Григория (Коробейникова) и состоялось совещание многострадальной Дальневосточной епархии. Владыка Григорий зачитал обширный доклад из двух частей, посвященный истории епархии. Первая часть — истории епархии с 1910 г. до 1937 г, вторая — с 1999 г. до 2023 г.
На совещании также было рассказано, что в епархию входят 3 общины и 5 групп христиан без официальной регистрации:
• г. Хабаровск, Хабаровский край;
• г. Владивосток, Приморский край;
• г. Свободный, Амурской области;
• г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край;
• г. Биробиджан, Еврейская автономная область;
• г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край;
• г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область;
• г. Магадан, Магаданская область.
В епархию входят 8 субъектов РФ, совещание определило ответственными за данные территории:
• Приморский край окормляет священноинок Внифантий Смольников
• Хабаровский край окормляет иерей Александр Усов
• Магаданскую область окормляет иерей Александр Усов
• Еврейскую автономную окормляет иерей Александр Усов
• Чукотский автономный округ окормляет иерей Александр Усов
• Камчатский край окормляет епископ Григорий
• Сахалинскую область окормляет иерей Сергий Боголюб
• Амурскую область окормляет иерей Сергий Боголюб
• отдельно г. Комсомольск-на-Амуре, по просьбе прихожан, окормляет иерей Сергий Боголюб.
Участники совещания единогласно приняли решение считать кафедральным собором храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы г. Хабаровск. Икономом и благочинным епархии избран иерей Сергий Боголюб. Обсуждены были и кадровые вопросы. О. Александр Усов предложил рукоположить во чтеца свещеносца Матфея Ткачева (г. Хабаровск) и Арсения Петрова (г. Комсомольск-на-Амуре). В связи с намерением священноинока Внифантия уйти на постоянное проживание в монастырь, вл. Григорий решил продолжить поиски кандидата во иереи на должность настоятеля храма в г. Владивосток Приморского края.
Иерей Александр Усов предложил в следующем году отметить 10-летие со дня основания епархии. О. Сергий Боголюб доложил о возможности освящения храма в г. Свободный летом 2024 г. Епархиальный архиерей Григорий (Коробейников) предложил передать 12 новых икон двунадесятых праздников из г. Хабаровск в г. Владивосток. Этот вопрос будет обсуждаться на собраниях соответствующих общин. Вопрос взаимоотношений с белокриницкими общинами, не состоящими в молитвенном общении с Московской Митрополией РПсЦ, на совещании, судя по всему, не поднимался. Неформальные контакты такого рода продолжаются все последние годы. Рассказывают даже о якобы прошедшей конспиративной встрече о. Елисея Елисеева с митрополитом Корнилием. Но никакого положительного результата эти попытки пока не приносят.
Осведомленные люди предполагают, что последствия раздора будут исцелены лишь после ухода нынешнего предстоятеля РПсЦ. Интересно, что такую же позицию недавно озвучил Архиепископ Белокриницкий и всех Древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Изот). Примирение между старообрядческими Митрополиями и в целом церковный мир наступит только при новом главе Московской Митрополии.
Автор: С. Разуваев
Получается что епархия с 2007 года рушиться и уничтожается, а ежегодные соборы РПСЦ смотрят на это с благодушием? У никониан, наверно, такого бы не допустили!
Епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока Древлеправославной Христовой Церкви создана в 1911 году, уже более 120 лет. Была одной из самых многочисленных старообрядческих епархий, оплотом древлеправославия, но благодаря козням современного безбожного мира разгромлена и возрождения не предвидится.
Да вообще-то непонятно почему без должного обсуждения переименовали исторически официально утвержденную «Епархию Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока»….???