В Москве есть здание с двойным адресом — ул. Таганская, д. 15а и Большой Факельный переулок, дом 18, строение 2. Ныне в нем находится Московский детский «Сказочный театр», созданный в 1989 году актерами Московского театра кукол Михаилом и Ириной Милениными. Несведущие жители столицы полагают, что сооружение возведено специально для театра — вычурный розовый цвет здания, причудливые картины на окнах, маленькие башенки навевают настроение сказочной бутафории. На самом же деле все не так просто.
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Театр-снаружи.jpg)
История Каринкинской общины
До революции в местности, расположенной слева от Семеновской (ныне Таганской) улицы, находились Большой и Малый Вокзальные переулки и Вокзальный сквер. В XVIII в. здесь располагался «воксал» — старинный увеселительный сад, в котором проходили гуляния с танцами, маскарадами, фейерверками. После 1917 г. переулки были переименованы, как полагают, в связи с революционной символикой («факелы революции»).
Здание Покровского храма в сильно перестроенном виде сохранилось до настоящего времени и находится на территории Детского парка им. Н. Н. Примякова (бывший Вокзальный сквер), недалеко от Таганской улицы.
Молитвенный дом Каринкинской общины был первоначально построен Т. Ф. Борисовым в XIX в. Во времена гонений на старообрядчество судебным постановлением было предписано подвергнуть Борисова тюремному заключению, а моленную сломать. Но приход продолжал существовать.
В январе 1907 г., вскоре после дарования свобод, прихожане Каринкинского храма написали заявление с просьбой о разрешении организовать общину. Такое разрешение было получено. Первым председателем Совета общины стал живший рядом, в Дурном переулке, Н. М. Мусорин.
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Проект-храма.jpg)
Весной 1909 г. на собрании общины было решено придать молитвенному дому церковный вид и соорудить колокольню и ограду со Святыми воротами. 7 мая 1909 г., в день праздника Вознесения Господня, по этому случаю настоятелем отцом Алексеем Новиковым был отслужен молебен, и работы начались. Все новые постройки велись по проекту и под наблюдением архитектора Петра Викентиевича Харко (1871-?), имевшего к тому времени опыт сооружения зданий в стиле модерн в Москве и Московской губернии.
28 июня 1909 г. состоялось торжество поднятия креста на вновь поставленный купол храма. Вот, как описан этот праздник в журнале «Церковь»: «После окропления сейчас же св. Крест был привешен к канату на блоках и по указанию распорядителя плавно стал подниматься. Хор певцов стройно запел: «Крест Возносится и бесове прогоняются» и «О! Преславное Чудо, живоносный сад, Крест пресвятый на высоту воздивгаем является днесь. К концу стихеры св. Крест как раз приблизился к своему назначению. Как только св. Крест стали ставить на назначенное место певцы запели стихиру и Крест воздвигаем на нем Вознесенному».
20 июля того же года крест подняли и на сооруженные Святые ворота. Через неделю, в присутствии старообрядческого архиепископа Иоанна, была произведена торжественная закладка шатровой, отдельно стоящей колокольни. В основание колокольни положили плиту с надписью. Владыка произнес поучительную речь, в которой вспомнил о горькой чаше страданий, испитой прихожанами Каринкинской общины в эпоху притеснений. К осени 1909 г. колокольня была построена, а 22 ноября на нее были подняты девять колоколов, отлитые на ярославском заводе «Товарищества Оловянишникова». Самый большой колокол весил 250 пудов, общий их вес — 400 пудов. Средства на изготовление колоколов пожертвовала благотворительница Ф. Е. Морозова.
По этому случаю Ф. Е. Морозовой был отправлен благодарственный адрес:
«Глубокоуважаемая Феодосия Ермиловна! Сейчас вознесли горячие молитвы о вашем долголетнем здравии, после чего, по милости Божией, благополучно состоялась отливка колоколов для храма каринкинской общины на вечную память ваших родных и на процветание храма Покрова Пресвятыя Богородицы. Душевно благодарим: свящ. Алексей Новиков, диакон Иоанн Хрусталев, Иван Трегубов, Григорий Зеленкин, Даниил Силин».
Благодаря сооружению колокольни, Святых ворот, ограды, декоративному украшению стен здания, скромный молитвенный дом превратился в красивый и нарядный храм, внешним видом напоминающий древнерусские постройки. Большая заслуга в организации работ принадлежала председателю Совета общины Николаю Михайловичу Мусорину.
Внутреннее благоукрашение храма Каринкинской общины продолжалось несколько лет. 15 сентября 1913 г. московский архиепископ Иоанн совершил освящение Покровского храма. С 1915 г. председателем Совета общины стал Д. Л. Силин. В новый состав Совета вошли Г. А. Зеленкин, Н. М. Маричев, А. Ф. Михайлов, И. А. Кулаков.
Каринкинский благотворитель
С Каринкинской общиной связано имя московского мецената Аркадия Ивановича Новикова (1874 — 1937), который участвовал в строительстве нескольких храмов, в частности храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы, что на Апухтинке. Так, в метрической книге Каринкинской старообрядческой общины В. Н. Анисимовой найдена запись 1911 года апреля 25 дня о браке Аркадия Ивановича Новикова. Жених — крестьянин Московской губ., Бронницкого уезда, деревни Каменно — Тяжино, проживает в Рогожской части, 2 уч., Семеновская ул., дом Новикова, 32 года; невеста — дочь Московского второй гильдии купца Александра Иванова Петрова , 22 года. Поручителями были: Московский мещанин Гончарной слободы Егор Николаевич Оленев и московский мещанин, также известный московский благотворитель Федор Яковлевич Мишуков. Неслучайно, что Федор Яковлевич Мишуков был поручителем! Пятиярусный иконостас в Успенском храме на Апухтинке был сделан по образцу Успенского собора в Москве и других старинных храмов и весь обложен древней вызолоченной басмой, по старинным рисункам художественно исполненной Ф. Я. Мишуковым («Церковь», 1907 г.).
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Новиков_Аркадий_Иванович_1874_-_анфас.jpg)
В 1937 году Новиков был расстрелян в Бутово. В материалах его допросов сохранилась следующая информация: «В связи с чем Ваш отец был на приеме у царя Николая?». Ответ: «Мой отец был на приеме у царя Николая в связи с окончанием постройки храма старообрядцев в Новоселенском переулке». И другой вопрос: «За что Вы имели награду царского правительства?». Ответ: «Я имел награду от царского правительства — серебряную медаль за охрану царя при его приезде в Москву».
Закрытие храма
Вскоре после революции 1917 г. власти закрыли все домовые моленные Таганского района, и многие их прихожане перешли в Каринкинскую общину. Покровский храм благополучно пережил трагичный рубеж конца 1920 — начала 1930-х гг., ставший последним для многих московских храмов. К середине 1930-х гг. из храмов и моленных, расположенных между Таганкой и Рогожской заставой, незакрытыми остались Успенский собор на Апухтинке и Каринкинская церковь. В 1935 г. на волне очередных атеистических гонений власти собрались закрыть и их. Президиум Мособлисполкома решением от 22 июня 1935 г. постановил закрыть Каринкинский храм и передать его помещение якобы для заочных курсов Наркомзема.
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Зрительный-зал.jpg)
В книге «Москва старообрядческая» В. Ф. Козлова приводится письмо прихожан во ВЦИК:
«Такое постановление равносильно ликвидации нашей общины, чем весьма значительное количество верующих лишается возможности удовлетворять свои духовные потребности. Наш храм после ликвидации 5 общин: 1) Нырковской — Шелапутинский пер., 2) Спиридоньевской — Малая Андроньевка, 3) Балашовской — Гжельский пер., 4) Успенской — Николоямский тупик, 5) Баулинской — Таганская площадь, является единственным храмом в районе, обслуживающим наших единоверцев в радиусе более 4 километров, составляющих более 1000 человек, преимущественно трудящихся и в подавляющем своем числе состоящих из граждан города Москвы, многолетних жителей районов, тяготеющих к этому храму, существующему более 60 лет, причем большинство из нас имеют весьма почтенный возраст и установившийся уклад жизни, в котором значительное место занимает исполнение религиозно-духовных потребностей. С изъятием храма мы будем лишены возможности удовлетворять эти потребности, что для нас будет очень тяжело… Просим принять во внимание и то обстоятельство, что ближайшим старообрядческим храмом к нашему храму являются храмы Рогожского кладбища, находящиеся на окраине Москвы, на расстоянии около 3 километров от места нашего храма, причем из двух храмов общины Рогожского кладбища один храм, летний, огромный по размерам, совершенно не пригодный для богослужений в зимнее время. Другой храм под колокольней столь малых размеров, что не вмещает всех нас. Кроме тою, к храмам не подходит ни с какой стороны трамвай, а потому сообщение с храмом в осеннее и зимнее время довольно затруднительно, в особенности для пожилых лиц. Таким образом, присоединение нас с общиной Рогожского кладбища явилось бы бесцельным и весьма тягостным бременем для наших прихожан, несущих повседневную государственную общественную работу… Председатель исполнительного органа Каринкинской Старообрядческой Общины Гудкова. 19 июля 1935 г. г. Москва».
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Башенка.jpg)
Однако это и другие письма не помогли. 7 декабря 1935 г. Президиум ВЦИК утвердил решение Мособлисполкома. Каринкинский храм закрыли и передали под общежитие завода «Металлолампа», а в начале 1936 г. — под Центральную лабораторию стройматериалов. Имущество храма было изъято. Казалось, многое пропало навсегда.
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Театр-снаружи_2-1.jpg)
Возвращение святыни
Однако, в 1990 году состоялось крайне необычное событие, как впоследствии выяснилось, непосредственно связанное с каринкинским храмом. 7 августа 1990 года Русской Православной старообрядческой Церкви вернули колокол, хранившийся с 1930-х гг. в театре МХАТ и использовавшийся для озвучивания оперных постановок и спектаклей. Вес колокола — 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Церемонию воздвижения колокола на колокольню Рогожского кладбища возглавил митрополит Русской Православной старообрядческой Церкви Алимпий (Гусев).
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/000-1991.jpg)
Так вот, до сей поры многие считают, что этот уникальный колокол до революции и принадлежал храмам Рогожского кладбища. Однако, исследовательница В. Н. Анисимова установила, что уникальный колокол принадлежит Каринкинской общине:
«В мае 2003 года с благословения настоятеля храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы о. Леонида Гусева я поднималась на колокольню и с помощью военного бинокля прочла надпись на возвращенном колоколе. Оказалось, что этот колокол принадлежал храму Покрова Пресвятыя Богородицы Каринкинской старообрядческой общины, что в Вокзальном переулке в Москве».
Надпись, сделанная на колоколе, гласит:
«Помощью Всемогущаго Бога въ лето 7418е месяца октября въ 27 день слитъ сей колоколъ въ царствующий градъ Москву храму Пресвятыя Богородицы Честнаго и славнаго Ея Покрова что при Каринкинской старообрядческой общине въ Вокзальномъ переулке при державе великаго государя царя Николая Александровича всея Руссия самодержца и при господине архиепископе Московском Иоанне оусердием потомственной почетной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой въ память вечную о своихъ скончавшихся родственникахъ Иоанне и чадахъ его Сергии, Александре, Марии, Ермилы и Иулиании и чадахъ ихъ Антонии, Марии и Александре».
Вернут ли храм староверам?
В советское время здание Покровского храма использовали самые разные организации, например, конструкторское бюро, затем коммерческие структуры, а в последние три десятка лет — Московский государственный Детский сказочный театр. В результате нещадной эксплуатации и переделок трудно узнать в сохранившемся здании бывший храм. Во время ремонта середины 1990-х гг. уничтожены белокаменные декоративные украшения шатровой колокольни. Были снесены стоявшие рядом с храмом старые постройки, а на месте прихрамовой территории был устроен детский парк.
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/фойе.jpg)
Совершенно очевидно, что историческое здание храма Каринкинской общины должно быть передано старообрядцам. Для Детского сказочного театра городские власти могли бы найти другое, более подходящее место. Тем более, что сейчас в столице наблюдается переизбыток самых разных нежилых площадей и площадок. Возрождение этой старинной московской святыни возможно лишь при условии передачи здания старообрядческой общине.
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Лестница-1.jpg)
Комментариев пока нет