Казалось бы, рядовая встреча предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова) и епископа Григория (Коробейникова) с губернатором Красноярского края Александром Викторовичем Уссом неожиданно всколыхнула общественную дискуссию. Поводом стала просьба Красноярской старообрядческой общины РПСЦ передать ей иконы из запасников Красноярского краевого краеведческого музея. В сообщениях СМИ указывалось, что в запасниках музея хранится немало ценных икон и других реликвий. Одних только меднолитых икон, крестов и складней насчитывается более 550 штук.
После этого возникло несколько вопросов. Во-первых, неизвестно проведена ли атрибуция хранящихся в музее икон. В Красноярском крае и вообще на Енисее издавна проживают представители самых разных старообрядческих согласий – белокриницкого, поморского, часовенного. Почему только одно согласие должно претендовать на возвращение икон, к тому же неизвестно на самом деле кому принадлежащих? В прошлом так неоднократно поступали представители Русской Православной Церкви, когда, нисколько не сомневаясь, принимали в дар от государства иконы, принадлежавшие некогда старообрядческим согласиям. Здесь имеются ввиду факты передачи икон таможенными службами Российской Федерации, которые изымали их у многочисленных контрабандистов.
Второй вопрос, который стали обсуждать в околостароборядческом научном сообществе, — это проблема сохранности икон в старообрядческих общинах. Известны неоднократные случаи ограблений храмов, моленных и просто частных домов старообрядцев. Регистрировались и случаи изобличения некоторых недобросовестных сотрудников общин (от прихожан до клириков), которые занимались распродажей древних икон или их подменой на современные копии.
В Русской Православной Церкви в 90-е годы наблюдалась настоящая вакханалия в деле сбыта старинных икон. В этот мутный период множество церковных реликвий, не без участия служителей культа, было вывезено за рубеж. Но, по счастью, в последние годы этим деяниям стали ставить серьезные преграды. Так, 24 февраля 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (РПЦ) издал специальное положение, касающееся строгого надзора над всем церковным имуществом. П. 4.2. данного положения устанавливает следующее:
«Приходы, братства (сестричества), епархиальные монастыри, архиерейские подворья, духовные образовательные учреждения епархиального подчинения не вправе совершать сделки по распоряжению особо ценным движимым имуществом богослужебного назначения (в том числе договоры купли-продажи, аренды, залога данного имущества). Положением допускается передача особо ценного движимого имущества богослужебного назначения в собственность (пользование) епархии, в структуру которой входят данные религиозные организации. При этом подобные сделки совершаются на основании распоряжения епархиального архиерея».
Митр. Ювеналий сослался на 12 правило VII Вселенского собора, которое устанавливает принцип неприкосновенности церковного имущества.
В категоричной форме этот принцип выражен в 35 правиле Карфагенского собора:
«Положено, чтобы никто не продавал церковной собственности».
Таким образом, Русской Православной Церковью определено, что сделки по отчуждению старинных икон и предметов церковной утвари (прямая продажа их скупщикам; передача на реставрацию нескольких икон или предметов под условие перехода в собственность реставраторов их части; обмен старинных икон или предметов на новые и т. д.) являются незаконными и недопустимыми, а клирики, виновные в заключении этих сделок, подлежат мерам канонического воздействия и уголовной ответственности.
Между тем на данный момент в старообрядчестве нет ни одного официального документа, определяющего вопросы движимой церковной собственности и охраняющего церковное право собственности на иконы, книги и утварь. Также не разработаны меры церковно-канонического воздействия на недобросовестных лиц, занимающихся махинациями с иконами. Все ранее выявленные злоумышленники в основном отделались легким испугом. Поэтому ставить вопрос о передаче икон и прочих ценностей старообрядческим согласиям преждевременно.
Помимо собственно злоупотреблений при сделках с иконами, никто не исключает и событий стихийного характера, во время которых гибнут памятники искусства. Так, 6 марта 2021 года в помещении иконохранилища Духовного центра РПСЦ, что на Рогожском, вследствие гидравлического удара произошел прорыв системы отопления. Иконы пострадали от воздействия горячей воды и пара и нуждаются в срочной реставрации. 23 июля этого же года во Владимирской области произошел пожар в Успенском храме Русской Православной старообрядческой Церкви. Постройку начала прошлого века спасти не удалось. Деревянная церковь выгорела дотла, полностью сгорела коллекция древних икон.
Российским старообрядцам следовало бы обратить внимание на опыт староверов стран Балтии. Там законодательство крайне строго регламентирует хранение и использование церковных ценностей, принадлежащих общинам. Ведется полная каталогизация церковного имущества, устанавливаются противопожарные системы и полицейские сигнализации.
Разные общественные организации, в том числе Всемирный союз староверов предлагали руководству Московской Митрополии РПСЦ помощь в создании цифрового каталога икон и других древностей Рогожского кладбища, однако согласия на это не последовало.
Несомненно, подобные условия не только могут, а должны быть созданы и в российских старообрядческих общинах. Весь вопрос в том, что хватит ли воли у руководства согласия пойти на этот крайне необходимый шаг? А пока иконам лучше оставаться в музеях.
О. Сидоренко
Комментариев пока нет