В мае прошлого года президент России Владимир Путин посетил Рогожскую слободу — один из центров старообрядчества. Вскоре после этого начались мероприятия по подготовке переселения староверов из-за рубежа на Дальний Восток с предоставлением крупных земельных участков и денежных средств. А в начале октября 2018 года в Москве состоялся Всемирный старообрядческий форум. В связи с этими событиями по интернету стали ходить конспирологические слухи: глава государства делает ставку на старообрядцев. Сегодня об этом рассуждает староста Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков (единоверие).
Хронология событий
Все началось с официальной встречи Владимира Путина с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым) и последующим визитом на Рогожское. За президентом в альма-матер старообрядцев зачастили видные гости: Собянин, Володин, Мединский. Зимой 2018-го был создан благотворительный фонд «Правда Русская», в который вошли представители крупнейших старообрядческих согласий. Председателем попечительского совета фонда стал Игорь Завьялов, заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех». Представители организации совершили визит в Латинскую Америку, в общины старообрядцев, с предложением рассмотреть возможность вернуться на историческую Родину. Еще год назад президент Владимир Путин предложил распространить на соотечественников, проживающих за рубежом, действие программы «Дальневосточный гектар». На прошедшем старообрядческом форуме отметилась делегация из последователей «старой веры», рассматривавших не только далекий уголок России, но и калужскую глубинку в качестве места для переезда. По их словам, условия и местность им «очень понравились».
А 1-2 октября состоялся сам Всемирный старообрядческий форум. Старообрядцы разных согласий много говорили о том, что их объединяет, называя себя наследниками Святой Руси и ее уклада. Впервые лидеры староверов собрались не для догматических споров, а ради мирного диалога и поиска точек взаимодействия в вопросах, касающихся пропаганды разделяемых ими духовных ценностей и решения общих проблем. Участвовали в мероприятии и представители федеральной власти. Всемирный старообрядческий форум прошел в Доме русского зарубежья имени Солженицына. Символично, ведь именно Александру Исаевичу принадлежат знаменитые слова о том, что причина революции 1917 года кроется в трагедии раскола XVII века.
«Нас объединяет Христос»
С этих слов начал выступление Всемирного старообрядческого форума предстоятель РПсЦ митрополит Корнилий. Старообрядцев в общественном сознании принято воспринимать как некую культурную общность и национальное меньшинство. В какой-то степени сами староверы начали на себя смотреть именно в таком ракурсе. Лидеры их согласий напоминают: прежде всего, они христиане.
После визита Владимира Путина к старообрядцам по интернету побежали конспирологические слухи: глава государства делает ставку на старообрядцев.
Выдвигались версии о чрезмерном сближении патриарха Кирилла с Папой Римским (что было сильно преувеличено на фоне встречи в Гаване) и обуздании «революционного духа» старообрядчества (что отсылает к неправдоподобным байкам о связях староверов с большевиками и активном участии в октябрьском перевороте). Слухи так и остались слухами, а вот разворот государства к носителям «древлего благочестия» — налицо.
Директор фонда имени Святителя Григория Богослова Леонид Севастьянов считает, что сила старообрядчества в «духовном суверенитете». Его отсутствием он объясняет идеологическую зависимость российского общества от «внероссийских центров». Эти мысли обретают новую актуальность на фоне противостояния Константинополя и Москвы в вопросе украинской автокефалии.
«Старообрядческая культура имеет в себе ментальность православной Руси XVI века, когда Русь воспринималась гражданами как идеологически независимая и самодостаточная цивилизация, как первоисточник миросозерцания, как земля особого присутствия Бога. Древнерусское православие мыслило о самой России как о богоизбранном Израиле и Третьем Риме, Святая Русь для древлеправославного человека является первоисточником, а греческое христианство имеет к нему второстепенное значение. Не случайно русские митрополиты благословляли константинопольских патриархов. Старообрядец по определению не может быть манипулируем из внероссийских центров. Любой идеологический центр вне Руси для старовера имеет второстепенное значение. Для старообрядца Россия является Святой и Oбетованной землей, где решаются судьбы всего мира», — отметил Севастьянов в интервью изданию «Интерфакс-Религия».
Труд в старообрядческой среде считается добродетелью, а работа и дело — участием в процессе Божественного творчества.
Севастьянов убежден, что идеология, которая ставит личную деловую инициативу во главе экономического процесса, при этом базируется на консервативных семейных ценностях и устоях, продвигая идеал многодетной патриархальной семьи и ставя патриотизм как основную психологическую мотивацию в экономической деятельности, преобразит Россию и ее народы.
Новый Иерусалим
Старообрядцы за несколько столетий своей истории как феномена сделались самым настоящим брендом, этаким «спецназом русской нации». Выброшенные из общественной жизни, они смогли сохраниться, остались верны убеждениям, добились признания недействительным деяний Московского Собора 1666-1667 годов. Православные старообрядцы (имеются в виду единоверцы — прим. ред.) вернулись в Русскую Церковь, сохранив для всего русского народа жемчужину древнего благочестия. К сожалению, отмена клятв на старые обряды не завершила дело врачевания тяжелой раны раскола. Свидетельство тому — ряд старообрядческих согласий, которые, правда, несмотря на публичный отказ от возможности канонического воссоединения, провозгласили дружеское единство.
Недаром институт Единоверия в последние годы набирает силу и популярность среди верующих. Именно единоверцам в перспективе может быть отведана важная роль учреждения, на базе которого объединенное старообрядчество вольется в ряды Матери-Церкви. Это событие станет и историческим, и будет иметь глубокую метафизику…
Но если отбросить высокие материи, старообрядчество морально-этическими принципами, традициями не на уровне лозунгов, активностью как образом жизни, рассудительностью, безусловно, принесет пользу и Церкви, и российскому обществу в целом. В свою очередь возвращение в каноническое лоно и для старообрядцев откроет возможность возврата во Вселенскую Церковь, вернет потерянный вместе с духовным Третьим Римом в XVII веке былые возможности к масштабным действиям. В духе любви и покаяния это возможно. От нас всех — старо- и новообрядцев — зависит христианское будущее России.
____________________
Автор: Владимир Басенков
Источник: elitsy.ru
"Зачем Россия сегодня собирает последователей старой веры, репатриирует староверов из-за рубежа, пытается консолидировать сообщество наследников культуры Древней Руси? Возможно, это именно попытка государства поддержать еще одну здоровую консервативную силу в стране с прицелом на объединение ее с Русской Церковью?"
Странные вопросы и не по теме. Во-первых староверов никто не собирает помимо них. Староверы сами создали Межстарообрядческий совет без чье-либо подсказки. Сами староверы пытаются создать Всероссийскую общественную организацию на которую пока нет денег, и государство пока никаких попыток помощи для этого не делало. И сами староверы проживающие зарубежом решили возвращаться на Родину, так как им их предки завещали возвратиться в Россию. А власти как мы видим на деле пока только препятствуют широкому возвращению староверов из-за границы и пока дальше красивых слов дело дальше не движется. Переехало всего лишь менее двух десятков семей.
Выделение разовых грантов из различных государственных фондов старообрядческим религиозным и общественным организациям происходит на общих для всех условиях, старообрядцы никаких льгот и преференций не имеют также как все, пишут грант и участвуют в конкурсе, иногда выигрывают, но чаще не выигрывают. Так что никаких особых попыток государство не делает, чтобы "поддержать еще одну здоровую консервативную силу в стране". Иногда правда бывает, случайно дают подачки с хозяйского стола, но опять же это делается по остаточному принципу, по сравнению с другими конфессиями и национальностями в разы меньше. Не нужно выдумывать того чего нет.
"Единоверие набирает силу" — ага, только пение знаменным распевом, распространенное на некоторых приходах РПЦ, это не многочасовые уставные службы.
"Активность как образ жизни" — это точно про единоверцев? В чем эта активность проявляется и где?
А вот просветите меня статистикой, уважаемый автор (или знающие комментаторы). В каких цифрах изменяется современное единоверие и растет ли оно вообще?
> это не многочасовые уставные службы
Надеюсь, такое не вернётся никогда. Не в единоверие, не в новообрядчество. Человечество погибнет и без этого.
> В каких цифрах изменяется современное единоверие и растет ли оно вообще?
Недавно же обсуждали, и признали, что рост так себе. Потом сказали, что "так себе" это вообще для староверия нормально, для староверия и не может быть "ничего себе".
Лично я измеряю состояние единоверия по углу наклона забора вокруг храма в Рубцово. И как могу подпираю этот забор взглядом, потому что я к единоверию отношусь куда лучше, чем единоверие ко мне.
дяденька бредит
Не очень ясно откуда оптимизм именно у этого "дяденьки" — ведь Путин по пути на Рогожское проехал мимо единоверия и даже не притормозил.
Право слово, ну чего вы от болящего хотели? Воспевать единоверие без своих изображений дело неблагодарное. Поался Басенков туда — вот теперь и пиарит вовсю.
"Именно единоверцам в перспективе может быть отведена важная роль учреждения, на базе которого объединенное старообрядчество вольется в ряды Матери — Церкви". И это один из промежуточных выводов столь афишированного всеохватывающего анализа нынешних единоверческих приходов? Если это современное изложение позиции митрополита Платона на рубеже 18-19 вв., то это или наивное заблуждение, или неадекватное проявление миссионерства. Даже если ограничиться откликами на эту тему только на этом сайте, то все равно становится очевидно, что современные единоверческие приходы состоят как из потомков единоверцев и старообрядцев, так и из пришедших из новообрядчества (пропорции в приходах, видимо, разные). Не тяготение ли помпезной тусовкой, партесным пением, вызывающей роскошью, бюрократической атмосферой и приводит новообрядцев в единоверие? Скорее всего, именно это и формирует в РПЦ весьма сдержанное, а нередко и отрицательное отношение к т.н. старообрядным приходам. А на заявление Басенкова возможно повлияло головокружительное турне, в ходе которого он чрезмерно демонстрировал себя любимого в отснятых материалах на фоне ряда единоверческих приходов. А хотелось бы увидеть более-менее реальную картину, но, как говориться, " не по Сеньке шапка" оказалась.
Кстати причины перехода в единоверие интересны. И это не протест как в случае перехода в старообрядчество. А именно какой-то поиск. Вопрос чем этот поиск завершается. И почему.
Еще одно "открытие" для нашего брата из-под пера В.Б.: "В свою очередь возвращение в каноническое лоно и для старообрядцев откроет возможность возврата во Вселенскую Церковь, вернет потерянный вместе с духовным Третьим Римом в XVII веке…". Видимо, "каноническое" и "новообрядческое" для сочинителя — синонимы. А вот к кому вернется "Третий Рим" — до меня авторская мысль не донесла…
Публикация довольно странная: трудно понять где тут Басенков, а где — Севастьянов.
Да и определилось многое в последнее время: Единоверие несет идеал Древней Руси в РПЦ, а Старообрядчество несет этот идеал от РПЦ. При этом пересечения не происходит.
Батюшка Иоанн, уточнить бы, что бы не ошибиться в понимании. "Старообрядчество несет этот идеал от РПЦ", то есть несет мимо РПЦ? Обладает идеалом, но не делится :)?
Расшифровать бы "идеал Древней Руси" как-то более детально: по категориям и короткими определениями, хотя бы самого главного.
@Владимиру(со звездочкой*)
Батюшка Иоанн имеет в виду, что старообрядчество разъединяет, а единоверие — объединяет.
И это все от самой природы старообрядчества, разделенного между собой на множество толков и согласий.
http://www.stoletie.ru/print.php?ID=34135
Надо что-то новое строить, а не чаять возврата к древности. Христианство это же вневременная платформа, зачем древняя русь, если нужна новая русь которой никогда не было.
"Надо что-то новое строить, а не чаять возврата к древности." /Сергий 985/
Не приведи Господи! "…мы наш, мы новый мир построим…"-это всегда катастрофа. То, что Вы предлагаете, уже пытались сотворить Лютер, Кальвин, Никон, Петр Великий, обновленцы, мормоны, сайентологи, и прочие, имже несть числа. Назад, к истокам, к древлему, временем испытанному, благочестию!
Мы наш, мы старый мир построим!!!!
Хорошо распевать сие сидя в доме с центральным (или местным автоматическим) отоплением, при свете электрической лампы у импортного компьютера!!!! Только в окне нужен двухкамерный бычий пузырь, а то в ересь впадём!!!!
Строительство нового это не обязательно революция со сломом всего подряд. Прошлое надо анализировать, и строить новое на опыте старого и на некоторой вневременной платформе которой и является христианство.
Константин, я же не в смысле переезда в тайгу, в рубленую избу с колодцем, печным отоплением и лучиной. Если угодно, я против демонстративного ношения косовороток поверх джинсов с кроссовками. Это всё внешнее. Я к тому, что митр. Иларион (Алфеев) назвал богослужение по старому обряду ЭТАЛОНОМ. а эталон, как известно, не требует перестройки. А то будет по-черномырдински: "Хотелось как лучше, а получилось как всегда." Или "никогда у нас такого не было, и вот опять!"
Все свалил в одну кучу: приезд Путина, новые фонды, переезд соотечественников, форум старообрядцев и в итоге под дружным лозунгом во главе с единоверием быстренько "вливаться" в церковное общежитие. Автору за количество букв платят что ли? Чем еще объяснить эту нелепо "сварганиную" какофонию?
Vladimir , для богослужения должна быть особая одежда. Косоворотки, например. Сарафаны. Кафтаны. Русская одежда в храме Вам не нравится? Лучше в чем на торжище, в том и в церковь Божию?
Владимиру. Об одежде.
Понимаете, Христос и Апостолы об этом не учили. Есть некоторые трогательные нюансы: платок в роспуск под булавку, ну и юбка в пол. Кафтан и борода, приличествующая мужчине. Пояс. А вот джинсы и косоворотка-как на корове седло. И потом, что значит на торжище? Для храма можно выделить обычную одежду (парадную форму), которую в другое время человек не надевает. Вот то, как одеты представленные на фото делегаты поморских общин стран Балтии, мне совсем не нравится.
Vladimir, говоря о старообрядчестве все особо подчеркивают (даже Л.Севастьянов) национальную кондовую сермяжную русскость его. А русскости с айфоном быть не может. Всех в тайгу! — только там можно сохранить свою Особую Идентичность, ни с кем не общаясь, не видясь и не слышась.
Да, и лапти, обязательно всем лапти — наше категорическое отличие от греков.
Константину. Я -единоверец, православный старого обряда. Для меня старый обряд-эталон, наиболее чёткий, духовно выверенный путь ко спасению. Патриотом можно быть и в костюме с галстуком, посмотрите на фото тех же Морозовых-Рябушинских. А хотите уединения-на то есть монашество. Спаси Христос!
Vladimir , "платок в роспуск под булавку, ну и юбка в пол. Кафтан и борода, приличествующая мужчине. Пояс." Это же красиво! Это самоидентификация, то есть устойчивое отождествление себя с какой-либо социальной группой или общностью, принятие её целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности. Что в этом плохого? Когда я вижу человека в рубашке с пояском и с бородой, мне приятно, старообрядец! Чувствую родню по духу :). Посмотрите фотографии с Рогожского, когда все женщины в белых платках и сарафанах, вот она, община! А русский человек человек общины. Согласен, джинсы не гармонируют с косовороткой, ну уж что есть.
"Я -единоверец, православный старого обряда"
Все это звучит красиво, но не имеет ни какого отношения к старообрядчеству. С нашей колокольни вы обычный, ну ладно необычный, но все равно никонианин. И ходите хоть в чем, хоть в лаптях, хоть в Мартенсах, в косоворотке или Том Тэйлор, вы ни на шаг не приблизитесь к Истинной Православной Церкви.
1. Владимир*, видел, видел, как приходит на Рогожское (или в иной храм) девушка в джинсах, свитере и куртке, красота такая, что глаз не отвести. Вот заходит она в подсобку, переоблачается, и выходит в древнерусском уборе, ещё краше. И куды мне глядеть, о чём думать? Шутка. А суть в том, что я не против, но тогда уж надо и в миру ходить в чём то подобном, как это делают мусульманки. Вот таких -уважаю, ряженых-нет.
2. Уважаемый Игорь Львович, тут спорить бесполезно. Вот с "вашей" колокольни какая Церковь суть Истинная, РПСЦ или РДЦ? А я никакой не никонианин, я чадо Вселенского Православия во всём его многообразии. Ведь после Стоглава Русская Церковь продолжала общение с греками-троеперстниками, и ничего. А сербы, грузины, болгары, арабы, румыны-они что, тоже никониане?
Человек даже не сомневается, что он именно на колокольне и у него есть право сортировать людей. Или даже судить. И это лицо современного "истинно православного старообрядца"?
Это лицо раскольника, отче Иоанне!
А вы не опасаетесь, что связав молитву с кафтаном и платком, вы добавляете еще больше к той пропасти которая выстраивается между христианской жизнью человека и обычной жизнью? Вот пришел в храм, обед кафтан, лапти, зажег свечи — и вроде ты христианин. Переоделся после службы, одел джинсы, кроссовки, включил светодиодную лампу — и роль совсем другая, нет навыка жить христианином.
Вот сейчас приведу немножко цитату:
"Вторая ценность чтения Терстегена – вопрос следования Христу в повседневной христианской жизни. В православной практике следовать за Христом – значит поститься, читать правила, ходить на службы… Двигаться по кругу. Это «срабатывает» на начальных этапах, как педагогические материалы для первых классов, когда человек только воцерковляется.
Но вот он уже переходит в среднюю школу, и ему уже требуется другое. Книга Терстегена (не системно, Терстеген не методичку писал) может научить тому, что следование за Христом – не хождение на всенощные, а уподобление Ему в смирении, кротости, любви, терпении, а главное – непрестанная внутренняя жизнь сокровенного сердца человека (1 Петр. 3, 4).
Из искаженного понятия о важнейших вещах – богослужении и следовании за Христом – вытекают и искажения богословски-практические. Приравнивание храмового богослужения к богообщению логически тянет за собой идею, что центр церковной жизни – храм и прочие сакральные атрибуты. Но христианство отличается от других религий именно тем, что отменяет всё внешне сакральное, помещая святыню в сердце человека (вспомним все евангельские места о почитании субботы). Христос отменил выделенные места, времена и особые предметы для богослужений; Он не создавал никаких новых ритуалов и даже Тайную вечерю совершил в рамках «наличествующего под руками» иудейского чина. Он пользовался формами, предоставленными Ему религиозностью, бывшей вокруг Него.
Так поступала и Церковь. Она воспользовалась общерелигиозным стремлением человека к сакральности, и появились храмы, прекрасная христианская культура и так далее. Никто не говорит, что это плохо; нужно просто всё ставить на свои места в христианской жизни. Если смыслом и целью становится храм, священнодействия, жреческое священство – это не христианство, а общечеловеческая религиозность. И это наглядно видно по плодам, как говорит Евангелие – когда человек годами ходит в храм, участвует в ритуалах, весь такой освященный, а христианином по сути не стал, полон злобы, глупости и всего, что противоречит следованию за Христом и истинному служению Богу…"
Это цитата из статьи игумена Петра Мещеринова (РПЦ). Ну чтоб не думали, что я вам тут каких-то лютеран или баптистов подсовываю.
Сергий 985, Вы-протестант, или просто ищущий человек? Если интересно, зайдите на сайт "Благодатный огонь" или "Антимодернизм. ру" и прочтите там об иг. Петре (Мещеринове) и иже с ним, о протестантизме восточного обряда и "православии-лайт". С уважением к Вам, В.
Я интересуюсь деятельностью Петра Мещеринова, слушаю его лекции, проповеди, купил книги протестантских мыслителей которые он переводил. Как богослов и проповедник П.Мещеринов мне не близок, есть более точные и интересные лекции у других. Но вот тема того, что православие однобоко в части христианской жизни, что православие слишком ограничено храмом, что надо брать из протестантизма ценные невероучительные, а какие-то педагогические методики — это я очень согласен.
Я вообще регулярно слушаю протестантов, баптистов в частности. Мне во многом симпатичны элементы их проповеди вне вероучения, хотя стать баптистом не захотелось ни разу.
Говорю же, надо не тосковать о древней Руси, а компилировать Русь новую. Не замыкаясь на кафтанах, сарафанах, лучинах и каше в бороде. Но элементы прошлого надо брать, особенно забытые напрасно.
Тут вот статья ещё сегодня опубикована, про освящение подручников и т.п. Я считаю православию вообще надо немножко подсушиться в части сакрализации предметов, жидкостей и т.п. Некая протестантсткая подсушенность и смещение акцентов от чудес и старцев в сторону более сухой и разумной веры — это вот полезно.
"Я считаю православию вообще надо немножко подсушиться" / Сергий 985/
Сергий, простите, зачем Вы здесь?
А почему мне здесь не быть? Кто сказал, что здесь сайт только тех кто поклоняется кафтану и считает, что дважды перекрещенный компот не то же самое, что трижды перекрещенный. Тем более староверие это по факту очень богословски-творческая среда, тут есть целые течения которые осмыслили изменения так, что по их мнению больше нет попов. Что причастие стало духовным и т.п. Почему на фоне этого творчества нельзя немного устроить сакральной подсушки? Сущая мелоч по сравнению с отказом от священства.
"А почему мне здесь не быть?" /Сергий 985/
Потому что, на мой взгляд, Ваши единомышленники окормляются на "Правмире", жж Кураева, при храме Космы и Дамиана в Шубине у о. А. Борисова, у Кочеткова. Но, с другой стороны, безплатной рекламы они тоже вроде как не заслужили. Читать Вас интересно, но обновленческим реформаторством здесь заниматься негоже. Я несогласен с Вами, остальное-вопрос модерации сайта.
@Vladimir
Ну во-первых хотел выразить искреннее христианское благодарство за наводки на возможно-интересные приходы, деятелей и сайты, хотя некоторые из них мне хорошо известны.
Как я уже раньше и говорил, староверие это на самом деле куда большее религиозно-традиционное творчество чем может показаться. Подумайте, сколько традиций были вынуждены разработать те кто поставил себя в условия которых не было раньше: попов нет, кругом поганые, анчихрист уже в пути и скоро будет, посуда нечистая, картофель нельзя, жениться хочется но нельзя но надо не надо ладно женимся но вроде не женимся. И так далее. Сформировать согласия на всех этих реалиях требовало немало креативности, и к чести тех деятелей они свою задачу решили, сформировав традиции и подбив под них необходимые для продвижения труды.
А вообще староверие это же не про замыкание на старине, а про умение наделяь и преобразовывать реальность, в том числе и ту которой никогда не было, в формат христиански-осмысленной жизни. Уметь быть христианином в кафтане, в джинсах, в сапогах, в кроссовках, в сандалях, халате, в тюбитейке, в мембранном костюме из нескольких слоёв синтетики, в скафандре.
Христианство это как ядро системы под названием человек, а кафтан это всего лишь цвет рабочего стола и тема отображения окошек. Ядро не может менять поведение если сменили цвет рабочего стола, или видоизменили окна. Система сохранит поведение которое диктует ядро, даже если внешне разные ее экземпляры могут быть тематизированы очень по-разному.
А вот эти все замыкания на кафтаны и бороды это либо от непонимания, либо от неспособности сохранять христианство как ядро своей жизни. Люди замкнутые на портки похожи на тех, кто пытается вернуть прежние обои рабочего стола или цвет заголовков окошек для того, чтоб устранить зависания системы или оправить её от сбоя.
"…а про умение наделяь и преобразовывать реальность, в том числе и ту которой никогда не было,…" а чего никогда не было: лжи, любви, подлости, рождения детей, болезней …? Чего надо преобразовывать? Сергий, читая не Св.Предание, а человеческие измышления ты уже попал в сети неприязни, становишься язычником. Что тебе кафтан — одежда отцов? Христианин в храме оказывается среди своих, посему его духовная, социальная и внешнего образа составляющие находятся в гармонии и согласии. Но выйдя из храма он оказывается окружен язычниками, коих большинство. Сохранять внешним обликом внутреннее содержание среди них можно. Но в большинстве своем это вызовет у них в той или иной мере осуждение человека, не поддерживающего общепринятое. А подтолкнуть человека на осуждение — это грех. Хочешь жить легко и комфортно — вступай в "ЕР", и не блуди в философских баснях.
Мы можем жить в тех условиях бытовых и социальных которых раньше не было. И как остаться в этих условиях христианами может потребовать не тупого книгочейства и выискивания правила в методичке, а более творческой работы.
Напрмер, о.Алексий Уминский (рекомендую!) говорил, что люди сейчас вступают в брак в таких условиях которых почти никогда не было. Такой свободы выбора и удержания себя в браке не было у предков, тогда социум влиял на выбор и дальнейший союз куда сильнее, чем сейчас. Наши предки не жили в таких условиях как сейчас. Это один пример "новой реальности".
Наверное и другие есть.
Можно сидеть, охать и думать как бы так взять и откатиться обратно в 15-й век, затолкать всё общество снова в "идеалы древней руси" на которые у нас имеется ворох всевозможных инстукрций: какой рукой водку пить, с какой рукой вместо бабы жить, в каких штанах баклуши бить. Но это невозможно (хорошо).
Не пытаться заморозить здоровое течение и развитие жизни ради того, чтобы подпадать под созданные много веков назад правила, а уметь так менять старые и писать новые правила, чтоб они соответствовали здоровому течению жизни, но при этом не нарушать смыслового ядра которое вневременное.
Давно не исповедовался брат Сергий, в голове не туман — болото.
Попытаюсь пояснить. Нажимая кнопочки в мирных ролевых компьютерных играх, можно давать жизнь персонажам вплоть до "рождения" ими потомства, но в пределах программы. А теперь представь, что и мы такие же персонажи в мире, созданном Творцом, но наделенные полной свободой выбора поведения на земном пути между Его программой и теми правилами, что люди придумывают сами под диктовку неприязни. Полагаю, наиболее близко замыслу Создателя держатся древлеправославные христиане. Но научно-технический "прогресс" все более затуманивает людей, заменяя Бога языческими идолами — "дела рук человеческъ" и человек чувствует себя уже не просто царем природы, а самим "творцом". Отсюда все теорийки — суть "новые правила" для "здорового течения жизни", кои уводят в ров душу человека… Так вот, во сколько порядков божия тварь — человек превосходит компьютерных человечков, настолько же мудрствования человеков — "ни бо есть духа во устехъ их", ниже словес Св.Писания, ведь "разуму его несть числа".
Опять грешу…
" Полагаю, наиболее близко замыслу Создателя держатся древлеправославные христиане" — скромно, по-христиански, с орлиным взором…..
Новые правила не значит противоречащие старым.
Во времена Св.Отцов не было джинсов и гаджетов, а сегодня есть. Как быть с этими явлениями сегодня, как пользоваться всем этим правильно и без вреда? Это и есть новые правила.
Ревнители же нередко находят этому другое решение: чем думать и решать как быть с ранее неведанным — мы это ранее неведанное лучше отвергнем да запретим как богомерзкий душегубительный новодел. В реальности конечно ревнители и сами так не живут, но в неловкое положение попадают.
Сергий, пользование "джинсов и гаджетов" и т.п. далеко не "новые правила", это вообще не правила. Скорее, лишь лакмус, через которое виден православный. Если христианка идет в облегающем, пусть даже в платье, — она выставляет на всеобщее рассмотрение свои формы — то, что м.б. доступно только взгляду мужа — это грех прелюбодеяния (Правило). Если в смартфоне глазеть на "звезду" в топлесс — тоже падение, а читать Иоанна Златоустаго — стремиться вверх. Имеющему страх Божий обращать во благо/отвергать любые придумки человеков самостоятельно не сложно, т.к. у него есть "лекало" — Правила, данные много веков назад, и сомнение есть кому разрешить.
Опять отступил от предписанного…
Ну вот же я примерно об этом же, только надо тут отличить некую вневременную основу от правил, которые применяли эту основу в контексте времени своего.
Например.
Вневременная основа, core: нехорошо женщине захотеть быть мужчиной.
Некий вневременной middle-level: поведением и внешним видом женщина не должна умышленно и целенаправленно трансформироваться в мужчину.
Реализация во времени: не одевать штаны в те времена когда ношение штанов женщинами было как сейчас воспринимается ношение мужчинами нейлоновых чулок с кружевами.
Но сейчас, когда даже самые классические и строгие нормы предполагают женский брючный костюм, ношение такого костюма не может классифицироваться как "попёрла против природы". Потому что женщина ведет себя как женщина своего времени.
Так же как во времена Христа мужики носили какие-то халаты-платья (не знаю как называются), а сейчас в такой одежде с Рогожки погонят как последних наглецов и извращенцев.
Большинство этих вот правил высокого уровня, имеющих временную привязку, не могут быть гарантированно актуальными сотни лет.
Таким образом мы установили, что вневременные лекало это вот эти принципы — core и middle-level.