Рогожская слобода — исторический духовный центр старообрядчества. Последний раз были здесь в январе — как в зимней сказке очутились: ослепительно белый снег похрустывает под ногами (как будто это и не центр Москвы), хлопья медленно опускаются на деревья, купола храмов, все больше укрывают землю. Хороша Рогожка и летом! Ухоженная огромная территория, аккуратно подстриженные газоны (натуральные, а не рулонные, в которых даже кузнечики не селятся), много зелени, деревья бывалые вперемежку с молодыми посадками. Тишина, покой, неотмирность — их не нарушает даже близость к шумному третьему кольцу. Такие места особенно благодатны посреди московской сутолоки.
Выставка «Сила духа и верность традиции», проходившая на Рогожке в июне, стала очень хорошим очередным поводом побывать в этом уютном благодатном месте. Архитектурный заповедник «Рогожская слобода» включает в себя три церкви: Покровский собор, Воскресенкую колокольню и церковь Рожества Христова. Выставка разместилась в Христорождественском храме, который был построен при Александре I в 1804 году. Это время старообрядцы отмечают как период относительной свободы по отношению к ним. Период довольно продолжительный — с Екатерины II (в самом начале своего правления она прекратила судебные преследования старообрядцев) и закончился, собственно, после Александра I: при Николае I старообрядцы вновь были объявлены государственными преступниками.
Прогулялись по территории. Со стороны посмотрели на историческое здание Духовного института. В советский период в нем находилась школа. Когда здание вновь передали РПсЦ, состояние его было крайне удручающее: потолок провалился, нарушена канализация. Школа вывезла всё: были срезаны батареи и даже школьные доски все до одной увезены. Остались голые стены. После закрытия института, его перевели на Таганку, но логичней, конечно, чтобы все было в одном месте, в центре: здесь и митрополит живет, и архиерейские могилы, и храмы, и Духовное училище. Три года назад открыли церковноприходскую школу, тогда было 3 ученика, сейчас уже 15. Купили кроватки для продленной группы, кормят детей бесплатно. После недавнего визита Президента было принято решение с этого года начать восстановление здания института. Есть надежды, что года через три в него уже въедет Духовное старообрядческое училище, а затем и Духовный институт вернется в свои родные стены. Также принято решение о восстановлении богадельни.
Нынешний период, кстати, тоже можно считать периодом свободы для старообрядцев, третьим в истории (второй, недолгий, наступил после Высочайшего Указа 1905 года). Хотя, все относительно: есть примеры, когда старообрядцы просят вернуть им исторически принадлежавшие им здания, или, к примеру, выделить место для строительства храма — и получают отказ. В Муроме сейчас РПсЦ просит для старообрядческой общины небольшой кусок земли для строительства деревянного шатрового храма. И даже не в самом городе просит, а на окраине — пока все глухо.
Рогожские храмы расписывали мастера из Палеха. Группа палехских реставраторов была очень удивлена, увидев такое мастерство. По их словам, они не могли даже представить, что увидят здесь такую красоту, исполненную их земляками. Христорождественский храм раньше был полностью расписан, но после двух сильнейших пожаров в нем сохранились только два небольших фрагмента росписи на своде. В советское время в храме была пивная. Как-то в храм зашел мужчина лет 70-ти, сказал, что помнит, как здесь была столовая (смягчил, так сказать, действительность). После пивной состояние храма было ужасное, висела черная паутина от потолка до пола, доски валялись полугнилые, грязища была страшная. В реставрации храма огромное участие приняло еще лужковское Московское Правительство, было выделено достаточное финансирование для этого. Говорят, что Лужков приезжал на Рогожку часто, в отличие от нынешнего мэра. Впервые Собянин появился здесь вскоре после визита Путина, но был очень недолго: поздоровался, обменялись с владыкой Корнилием книгами, чуть-чуть прошелся по выставке и вскоре уехал. Президент был здесь гораздо дольше. По словам очевидцев, на Путина произвели большое впечатление два хора: мужской и женский, которые встречали его знаменным пением. Он сказал, что ничего подобного раньше не слышал — удивительное пение. И Путину и Собянину были подарены книги об истории старообрядчества, выполненные старинным византийским переплетом с позолотой, кожаная обложка с тиснением, ремешки-застежки — все как у старинных мастеров.
Храм Рожества Христова трехпрестольный. Все иконы из его иконостаса живы-здоровы, хранятся в алтаре Покровского храма. Прихожане надеются, что в скором будущем храм опять будет действующим. Выставку начинаем осматривать с больших фотографий на стенах, сопровождаемых цитатами о старообрядчестве и старообрядцах. Фото крестного хода на Жен-мироносиц в Рогожской слободе в этом году: казаки с хоругвями проходят как раз мимо домика владыки. Сверху зело актуальные слова митрополита:
Сегодня нам нужно не только экономическое импортозамещение, но и духовное.
Фотография с заимки Агафьи Лыковой на фоне сибирской тайги, сопок; вдалеке речушка. Владыка с помощником (оба с лопатами) вскапывают ее огородик. Владыка Корнилий считает Агафью одной из немногих молитвенниц за Русскую землю. Она постоянно пребывает в молитве. Был такой случай, как в тайге навстречу Агафье вышел медведь, встал на задние лапы. Некоторое время они друг на друга смотрят, затем Агафья говорит:
Ты что, не видишь, я Николе молюсь — уйди в сторону!
И медведь сошел с тропы в лес. Владыка просит не мусолить имя Агафьи, как это любят делать современные СМИ. Одна семья предлагала приобрести для Агафьи стиральную машинку — не нужна она ей, Агафья Лыкова — дитя природы, она даже спит сидя. По благословению своего отца она так и закончит свою жизнь здесь, в тайге, без всяких чудес современной техники и удобств цивилизации, в согласии с природой и Богом. Над фотографией цитата Валентина Распутина из книги «Смысл давнего прошлого»:
Старовер не курил, не пил вина, строго соблюдал посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе.
Следующее фото — владыка в «Бессмертном полку»; фотографии современных старообрядцев: улыбающиеся смышленые лица ребятишек, крепкие бородатые мужчины, миловидные женщины и девушки — пример здоровой нации, ее генофонд. «Обращение к старому — это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, а скачок вперед…» (академик Лихачев «Письма к молодым читателям»); «Если суждено быть великой России — она будет, но вырастет она под лучами просвещения, принесенного из далекого прошлого» (И.А. Кириллов «Правда старой веры»). Цитата из Бердяева о том, что смысл консерватизма не в препятствовании движению вперед и вверх, а в том, чтобы не упасть вниз и назад — к хаотической тьме.
Поразила «огненная» икона протопопа Аввакума. РПсЦ прославила его как священномученика. И фон иконы, и одежды, и лик выполнены красной охрой. Иконописец ярко и точно передал дух и подвиг «огненного протопопа». Икона епископа Павла Коломенского. Кто-то из старообрядцев посетовал, что не хватает в этом ряду иконы боярыни Феодосии Морозовой, но есть земля с предполагаемого места мученической кончины ее и ее сестры Евдокии Урусовой и земля с предполагаемого места сожжения Пустозерских страдальцев — протопопа Аввакума и иже с ним пострадавших.
Следующие экспонаты — «изюминка» старообрядцев — рукописные книги. Старообрядцам запрещали печатать свои книги в России; их, в основном, переписывали вручную. На полях таких книг много разных заметочек — искусствоведы тщательно изучают их, находят много интересного. В старообрядчестве было около 20 крупнейших центров книжности. Перед нами крюковая гуслицкая книга (Гуслицы — восточное Подмосковье). Книги не только машинально переписывали, но и украшали великолепными заставками: изумительный тонко выполненный орнамент, золотая вязь, вся книга необыкновенно красивая. Поразил своими размерами внушительный фолиант — почти до полуметра толщиной. И не развалился — все листы на месте. Как нельзя кстати подошедший молодой человек Петр с удивительно иконописной внешностью, студент второго курса училища, рассказал нам, что технология церковного переплета, который еще называют византийским, была разработана коптами еще во II веке в скитах Египта. Особенность этого переплета в том, что как бы вы и на какой странице не открыли бы книгу, она разворачивается более чем на 180 градусов. И корешок при этом не рвётся, и при этом листы абсолютно не страдают. Для современных книг это проблема. Церковный переплёт делался иноками, монахами. Они никогда не выдумывали каких-то особенных приспособлений — все делали с помощью трех предметов: иглы, ножа и топора. Топором обтесывали доску, обтягивали ее кожей. По русской же традиции — льняной материей, т.к. за кожей нужно особенно ухаживать, смазывать ее, чтобы не высохла и не потрескалась. Клей практически не использовался, всё вязалось льняной нитью — именно поэтому книга не высыхала со временем, не стягивалась, не рвалась. Служили церковные книги, сделанные в XV веке, по 400 лет. С приходом итальянской типографии на Русь, к сожалению, искусство церковного переплета утрачено. На Рогожке решили возродить это мастерство — совершенно бесплатно приглашаются все желающие научиться технике византийского переплета. Приезжал учиться даже Казанский владыка. Говорят, что на это уходит 2–3 дня. Учит делу переплета реставратор книг Кислицын Павел. Ему отовсюду привозят книги, и он дает им вторую жизнь. Кстати, книги-подарки для московского мэра и Президента делал тоже он. Ещё несколько книг рукописных. Теперь, напротив, удивила очень маленькая книжица — несмотря на очень мелкий шрифт, текст не сливается, каждая буква прописана четко, все читается. Рукописные книги стоили очень дорого.
Служебник преп. Сергия Радонежского (литография Сергиевой Лавры, XIX век). Напрестольное Евангелие. Изданное в 1633 году, украшено оно было два века спустя: тексты, выполненные киноварью, прописали твореным золотом; гравюры с изображением евангелистов искусно раскрасили; обложку — доски одели в золотую парчу, обрез книги позолочен и украшен тиснением. Несколько экспонатов медного литья, которое было запрещено в XVII веке, но старообрядцы тайно продолжали лить образки, крестики. Были также запрещены крюки, восьмиконечный крест. Шатровое завершение храмов было запрещено еще при Никоне — говорят, это напоминало ему костры, заполыхавшие по всей России после его реформы. По иронии судьбы, по воле Божией, последние годы своей жизни Никон молился именно в такой вот небольшой шатровой церквушке в Кирилло-Белозерском монастыре, где находился в ссылке — только там ему было разрешено бывать на службах.
Были запрещены в середине XVIII века иконы, где Бог в Триединстве. Но старообрядцы продолжали их писать. Опять Гуслица. Это был крупный старообрядческий центр, где лили медную пластику, переписывали книги, писали иконы. Гуслицкая икона соединила в себе строгановскую и палехскую школы иконописи. Представлен ряд икон. На одной из них можно разглядеть и Покровский и Христорождественский соборы. Икона с большим медным крестом в центре, причём крест вынимается. Старообрядцы сохранили, донесли до нашего времени и крюки, и медное литье, и шатровые храмы. По словам экскурсовода, очень много сохранилось шатровых храмов в Каргополе. Бывает, что уже и населенных пунктов нет, а эти храмы всё стоят, причём, с внутренним убранством.
Нам крупно повезло — экскурсию по выставке для нас проводил директор Духовного училища Шатохин Анатолий Иванович. Когда мы выразили свое восхищение от множества древних уникальных икон, представленных на выставке, в ответ Анатолий Иванович посетовал, что, к сожалению, уже очень давно вокруг старообрядчества накручено много разного негатива. Много мифов и неправд за 300 лет накопилось, и живут эти мифы до сих пор. Привел такой пример: была на Рогожском экскурсия, и вот их экскурсовод говорит, что в Покровском соборе много сохранилось древних икон, а все потому, что в 1812 году старообрядцы хлебом-солью встречали французов. Французы разграбили все близлежащие храмы, и иконы из этих храмов, мол, передали старообрядцам. Чтобы развеять этот миф, обратились к историкам с просьбой провести анализ. Так вот, из 120 тысяч тех, кто проживал в Москве к 1812 году, с приходом французов осталось примерно около 6 тысяч. По уголовным делам, заведенным позже, в связях с французами были замешаны 400 человек (этот список до сих пор существует). И среди них нет ни одного старообрядца! В Покровском соборе французы устроили конюшню; на выставке есть икона, изрубленная и исколотая французскими саблями и штыками. Икона была дверью в алтарную часть. Когда пришли французы, настоятель Иван Ястребов (который из Москвы не убежал) собрал все самые ценные вещи и спрятал. Французы посчитали, что всё золото и серебро находится в алтаре и стали долбить эту икону. Следы этого варварства реставраторы убирать не стали — оставили небольшой кусок и рядом сделали памятную надпись: «следы неистового неприятеля, оставленные 3 сентября 1812 года». Абсолютное опровержение клеветы о сотрудничестве старообрядцев с французами, но она живет еще с XIX века и «гуляет» до сих пор. Время от времени рассказ Шатохина прерывался знаменным пением. Ученик Духовного училища красивым басом исполнял богослужебные тексты для гостей. Отметили, что в храме прекрасная акустика.
Пелена с изображением Божьей Матери Одигитрия с избранными святыми — раритет XVI века (1582 год), время Ивана Грозного. Пелена была заказана на рождение царевича Димитрия, убиенного в Угличе; по преданию, сама царица Мария Нагая вышивала. На боковых полях святые покровители царя и царевича св. Димитрий Солунский и св. Иоанн Предотеча. Долгое время пелена была на хоругви в Успенской Гребневской церкви на Лубянке. Сказали, что очень сложно и долго ее реставрировали.
Информация о Ковылине — обыкновенный крестьянин, ставший знаменитейшей личностью в Москве. Он архитектурно обустроил Преображенское кладбище по прообразу мужского Выговского и женского Лиговского монастырей; могила Ковылина сохранилась на Преображенке. По словам Шатохина, сейчас происходит исторический момент, пошли первые шаги к объединению разных старообрядческих согласий. На Рогожку стали чаще приезжать, общаться, наблюдается некая концентрация здесь. Но есть и другая позиция, сторонники которой считают, что не надо ни с кем общаться. Даже вот выставку не надо было проводить, т.к. это бывший храм. Таких радикально настроенных людей меньшинство. Но владыка никого не отталкивает. Шатохин вспомнил забавный случай, когда владыку, выходящего со службы из Покровского храма, начал фотографировать японец из большой экскурсионной группы, как раз проходившей мимо. И вдруг на этого бедного японца ревнительно накинулась некая старушка, схватила его за фотоаппарат. Владыка потом говорил: ну, сущая Баба-Яга, ну что такого этот японец сделал, что она на него так набросилась? Может, и не стоило бы мне приводить этот случай, но, зная владыку и представляя, с каким смирением и любовью он это произнес, думаю, что вряд ли кому-то придет в голову обижаться на его слова или, того хуже, пытаться его шельмовать.
Сохранилась грампластинка «Волною морскою» с записью духовных песнопений морозовского хора. Арсений Иванович Морозов, возглавлявший Богородскую мануфактуру, создал этот знаменитый хор. Заинтересовала гравюра с видом Казани в 1767 год: поразило количество церквей, сконцентрированных очень плотно — интересно, осталась ли хоть одна из них «в живых» на сегодня? Икона Спаса в алтаре. Сам образ древний, XVI века, но вставлен, врезан в доску XIX века. Такую методику сохранения икон старообрядцы стали применять в XIX веке. Работа настолько виртуозно выполнена, что граница между старой и новой доской вообще незаметна — все как единое целое. Также сохраняли и облачение: брали более старую материю и как-то искусно соединяли с новой. Представлено несколько священнических облачений; фелонь с красивым растительным орнаментом.
На месте жертвенника в алтаре — походный храм-палатка атамана Платова. Во время правления Николая I они были особенно актуальны. Сильнейшие гонения на старообрядцев, алтари закрыты. Но людей нужно было исповедовать, крестить, отпевать, причащать. И вот такие походные храмы были как нельзя кстати. Разворачивались быстро, в любом месте, служились службы, совершались Таинства. Эта палатка атамана Платова была подарена Рогожскому в начале XIX века. Говорят, что есть ряд священников-старообрядцев, у которых такие палатки до сих пор есть — на случай, если вновь начнутся гонения. На выставке целая витрина отведена под походные атрибуты XIX века. Представлены деревянный небольшой иконостас-складень с Царскими вратами, миниатюрные Чаши, лжицы, антиминс, маленький часовник, и небольшая коробка, в которую все это аккуратно укладывалось и пряталось.
Сохранились печати, которыми были опечатаны почти 50 лет алтари Покровского и Христорождественского соборов. Старообрядческий паспорт, помянник (сначала в нем запись имен идет очень красивая, четкая, на церковнославянском; потом уже видно, что дописывались имена — уже корявенько, как получалось. У меня тоже сохранился такой семейный помянник — изначально имена в нем идут с заглавными буквами, вензелями, буквы все ровные — не отличишь от печатных. Потом уже это мастерство утратилось, как-то пытались подражать, копировать буквы, но чем дальше, тем больше все сходило на нет — к обыкновенному повседневному письму). Сохранился древний синодик Рогожского довольно внушительных размеров, за каждой Литургией все имена прочитывались.
Большой портрет владыки Амвросия. В этом храме в 1832 году состоялся секретный Собор. Решали вопрос, что делать: Николай I приказал всех старообрядцев разогнать. Встал вопрос, где найти митрополитов, архиепископа. Были выбраны несколько монахов, среди них — Павел и Алимпий. Их портреты также представлены на выставке. Им было приказано, по сути, идти туда, не знаю, куда и найти того, не знаю кого. И эти монахи сделали невозможное. Встретились с австро-венгерским императором, выкупили место для будущего белокриницкого монастыря. Когда нашли митрополита Амвросия (а искали его более 15 лет), тот не знал русского языка. Несколько лет общались с ним, объясняли, что от него хотят и кто такие старообрядцы. Но решающую роль в определении митрополита сыграл свт. Никола Чудотворец — он приснился ему, когда тот решал, присоединятся ему к старообрядцам или нет. Святитель сказал, что нужно пострадать. Амвросий стал ставить епископов, священников. Их сажали в суздальскую тюрьму, двое из них похоронены на Рогожском (архиерейская усыпальница сохранилась; чудо, что не разорили ее в советское время). Амвросию предлагали золотые горы, все, что угодно, только отойди от старообрядцев. Но он выбрал ссылку.
На портрете в руке у митрополита посох. Он пошёл в ссылку, а этот посох остался в Белой Кринице. В 1945 году территория была оккупирована. Монахи разбежались и всё там оставили. Посох вернули в Митрополию следующим образом — разобрали его (он состоит из нескольких частей) и вынесли в сетке с картошкой…. Таким же образом было вывезено еще несколько особо значимых для РПСЦ вещей. Сейчас посох хранится у владыки. Монахи Павел и Алимпий похоронены в Белой Кринице (сейчас это территория Украины), два креста на их могилах.
Следующий стенд рассказывает о благотворителях-старообрядцах, которых множество было: купцы, фабриканты. Морозовы, Солдатенковы, Рябушинские, Царские, Рахмановы, Кузнецовы — все они имели крестьянское происхождение, хорошо знали нужды простого люда. Они строили больницы, богадельни, другие социальные объекты. И так по всей стране. Благотворительная деятельность считалась правилом для купцов и промышленников XIX в. «Хорошо бы этому научить наших современных предпринимателей, что нужно делиться; не выводить деньги за границу, а и для своего народа что-то делать, — заметил Анатолий Иванович. — Народу тяжело очень. Особенно в глухих деревнях, в провинции». Фотография Солдатенкова, выделившего средства на постройку в Москве бесплатной больницы «для всех бедных без различия званий, сословий и религий» (Боткинская больница); ремесленного училища, богадельни. Известный меценат-благотворитель Савва Морозов. У Морозова было пять сыновей; он выкупил из крепостной неволи сначала себя, потом свою семью. В конце жизни он каждому сыну оставил по фабрике, а также детскую больницу, Старо-Екатерининскую больницу и роддом в Москве, больницу в Орехово-Зуево, ряд учреждений для безработных (ночлежный дом, биржа труда и т.д.), школы и даже театр.
Сосипатр Сидоров. Сам был безпоповцем. Основал Яковлевскую мануфактуру. Крестьянин, обыкновенный мужик, крестьянам он и давал работу на своей фабрике (кстати, будущие два старообрядческих епископа тоже работали здесь). Выпускал скатерти и салфетки. В год 300-летия Романовых подарил царской семье красивую скатерть, на которой были вышиты портреты всех Романовых. В советское время у Сосипатра фабрику отобрали, и переименовали ее в фабрику им. Ленина. В Европе салфетки и скатерти покупать сразу перестали — иностранцы говорили: «Не знаем никакой фабрики Ленина, а знаем большую Яковлевскую мануфактуру Сосипатра Сидорова». Пришлось вернуть прежнее название. Фабрика работает по сей день и очень успешно. Делают различные скатерти: квадратные, круглые, маленькие, большие…. Всё льняное. Заграница с удовольствием эти вещи покупает. На выставке представлен маленький кусочек продукции – салфетка. Сохранилась небольшая молельня недалеко от мануфактуры, построенная Сидоровым, очень красивая, из красного кирпича, возле нее Сосипатр и похоронен.
Фотографии больниц, детских приютов, которые строили старообрядцы. Морозовская детская больница, биржа труда, санаторий в Ессентуках. Здания, которые старообрядцы отдали под лазареты в Первую мировую. Представлены некоторые предметы из продукции морозовских фабрик: льняные изделия, стеклянные флаконы для лекарств. Привлекла внимание металлическая ложка с интересным окончанием. Приглядевшись, поняли, что это рука, сложенная в двуперстие. Шатохин сказал, что такие ложки, только деревянные, делают сейчас в Нижегородском крае.
Следующий стенд об участии старообрядцев в различных войнах и благотворительных акциях (пожертвованиях на нужды Отечественной войны 1812 года, русско-турецкой, русско-японской, Первой мировой); служили в казачьих войсках и императорском конвое. Здесь и атаман Матвей Платов — герой войны 1812 года и Козьма Крючков — первый Георгиевский кавалер Великой европейской войны — так в документах того времени названа Первая мировая. Старообрядцы защищали Родину на полях всех войн. Дед нынешнего владыки Константин Титов был мобилизован в действующую армию в 1914 году. На выставке есть некоторые предметы из личного архива митрополита Корнилия: фотография его деда в военной форме, настольная книга с дарственной надписью ему же, меднолитой образок св. Георгия Победоносца.
У таблички с надписью: «На рассвете 3 марта 1943 года разведчики 30 армии освободили из заминированной фашистами Покровской церкви более двухсот стариков, женщин и детей города Ржева». Шатохин рассказал историю этого храма. Ржев был стерт немцами с лица земли, не осталось ничего, кроме старообрядческого храма. Окна были в нём выбиты, но храм стоял. Священника Андрея Попова (георгиевского кавалера Первой мировой, подвергшегося в 30-е годы репрессиям, отсидевшего в концлагере) в сентябре 42-го года в упор расстрелял из автомата немец. Прихожане внесли настоятеля в церковь, где он в страшных мучениях скончался. О. Андрей даже во время фашистской оккупации не оставил свое служение, прятал у себя в доме людей, спасая их от немцев. Служивший с ним диакон Феодот Тихомиров после гибели настоятеля взял на себя его функции. Проживал он недалеко от храма в землянке, т.к. его дом был разрушен. Немцы грабили храмы города, и только один Покровский старообрядческий храм избежал разграбления. Увидев, что к храму немцы подогнали две машины и уже начали выносить иконы, диакон подбежал и начал уговаривать немецкого офицера иконы не трогать. Офицер говорит ему, что всё равно ваши придут и все разграбят. Диакон в ответ: «С нашими мы сами разберёмся». И уговорил ведь каким-то образом — не дал вывезти в Германию иконостас. Немцы, отходя из Ржева, храм заминировали, у окон повесили снаряды. Людей собрали со всего города, искали с собаками. Согнали всех в этот храм, более 200 человек было, в том числе и диакон. Он сразу сел возле Царских врат и никого не пускал в алтарь. Так и говорил людям, хотящим туда войти по нужде: «Не пущу! На улицу идите, только не в алтарь!» — «Да сейчас нас всех тут взорвут». – «Пусть взрывают, но в алтарь не пущу!» Не взорвали немцы храм, до сих пор загадка — почему? Наши потом всё разминировали. И вот такая памятная табличка сейчас висит на старообрядческом Покровском храме в городе Ржеве.
Пока проходила экскурсия заледенели ноги — полы холодные. Шатохин сказал, что раньше под полом и по стенам было отопление — целая система желобов-воздуховодов, по которым проходил теплый воздух от печей.
Еще недолго пообщались, вспомнили и замечательных современников-старообрядцев: о. Леонтия Пименова, о. Валерия Шабашова, о. Вадима Коровина. Отец Валерий Шабашов, по словам Шатохина, очень хороший рассказчик. У него была интересная жизнь. Когда он что-то рассказывает студентам, те слушают с открытыми ртами. Про советское время, к примеру; как переселяли старообрядцев в 20-е годы. Его прабабка с детьми шла на новое место поселения. Дошла одна — всех детей по дороге похоронила. Вся черная от горя была. О. Валерия, в советские годы работавшего на заводе, вызвали к начальству и поставили перед фактом: отрекайся от своих религиозных взглядов или мы вычеркиваем тебя из очереди на квартиру, отдаем трудовую книжку и до свидания. Жена была беременна вторым ребенком, жить негде, работы нет. Но он был тверд. После увольнения смог устроиться только на Водоканал — туда брали всех: освободившихся из тюрьмы, пьяниц. Пришедшему из армии сыну также твердо сказал: даю тебе год, чтобы ты нашел себе невесту; не найдёшь — я сам тебе найду. Негоже молодым долго «гулять», сложно сохранить себя в этом случае в чистоте и целомудрии. А по поводу семейной жизни так учил молодых студентов на недавно прошедшей на Рогожке лекции на эту тему: «Вы из головы выкиньте эту дурь — поучать своих жен. К своим женам надо только так обращаться — Машенька, Манечка. И никаких «кулаком по столу». Так должен себя вести мужчина, глава семьи, глава рода по отношению к своим женам, сестрам, дочерям». Такого же мнения и о. Вадим Коровин, многодетный семьянин, хороший детский врач, седобородый саратовский священник из беглопоповцев. Оба знаменитых старообрядческих священника за большую семью. Если воспитывается 5-10 детей, то они уже в семье получают все специальности, необходимые в дальнейшем, они уже с детства готовы к взрослой жизни: умеют пеленать ребенка, печь хлеб, готовить, все делать по дому. А когда один ребенок в семье, то все его лелеют, не знают какую ложку ему дать и с какой стороны подойти, чтобы он покушал. В большой же семье никого уговаривать не надо — все сели дружно за стол и все съели. У самого Шатохина шестеро — пять девочек и мальчик.
«Удивительный у нас владыка» — так тепло Анатолий Иванович охарактеризовал митрополита Корнилия. Он с утра уже на службе, даже на буднях, когда мало людей. Участвует в чтении, пении. Литургия служится ежедневно: в будние дни в храме под колокольней, в воскресные и праздничные — в Покровской церкви. На вопрос, бывают ли священники РПЦ, сказал, что да. Приходят, стоят на службе. Никто на них не набрасывается, очень корректно делают им замечания, если что-то не так сделают. Анатолий Иванович посетовал, что мало записывается, фиксируется. Сказал, что необходимо вести летопись, как это важно для истории, для потомков. Мы не замечаем, как летит время, люди уходят из жизни, и все забывается.
Выставка официально уже закрылась, но те, кто не успел посмотреть, могут в любое время обратиться и для них проведут экскурсию — «С этим проблем не будет», — прощаясь, заверил Анатолий Иванович. Почти одновременно на другом конце Москвы проходила еще одна выставка, рассказывающая о старообрядцах-беглопоповцах. Мы поспешили посетить ее «по горячим следам» — буквально за два дня ее до закрытия. Выставка «Духовный мир старообрядцев села Коломенского» более скромная, чем на Рогожке, всего четыре витрины, не так много экспонатов. Разместилась она в действующей Георгиевской церкви музея-заповедника «Коломенское».
Село Коломенское — крупный беглопоповский центр в Московском уезде, образовавшийся предположительно в конце XVIII века (в документах Преображенского приказа 1719 года и следственной комиссии 1745 года говорится о крестьянах, «подозреваемых в раскольничестве»). К 1826 году в Московском уезде было 2749 старообрядцев, из них 1904 проживало именно в Коломенской волости. В основном, в Коломенском жили последователи ветковской традиции. Ветка — остров на реке Сож, одно из мест, куда после Никоновой реформы бежали приверженцы дореформенного порядка. Ныне это Белоруссия — 20 км от Гомеля. Ветка была полностью разорена в середине 18 века — дотла сожгли множество слобод и храмов, а большинство старообрядцев сослали в Сибирь. При Екатерине II старообрядцам было даровано множество свобод с приглашением переселиться туда, где требовался подъем хозяйства. В село Коломенское часть населения прибыла из Ветки.
Ветковская традиция отличалась тем, что она приняла священство нового поставления от новообрядческих епископов. Священник должен был пройти чин присоединения к старообрядчеству через погружательное крещение (если был крещен обливательно) или через миропомазание с проклятием ересей. Безпоповцы же такое священство не приняли. Когда была основана Белокриницкая иерархия, поповцы тоже разделились — часть приняла Белокриницкую иерархию, а часть продолжала присоединять беглых попов — священников, перешедших из новообрядчества. Их стали называть беглопоповцами. Местное население отличалось высокой работоспособностью, взаимным уважением, строгостью нравов, тактичностью, трезвостью жизни, душевной и телесной чистоплотностью.
Богослужение по древнему чину продолжались 4–6 часов. На выставке представлены некоторые книги, по которым проводились службы: Ирмосы, минея, служебник. Певческие книги до конца XIX века, как мы уже знаем, были рукописные. По их художественному оформлению можно было определить, какой старообрядческой традиции книга принадлежит. Ирмосник явно из Гуслиц: гуслицкая традиция отличается цветовой гаммой, крупным орнаментом; слева обязательно присутствуют заставки-рамки, а справа на полях — крупные инициалы и украшения, многоцветные миниатюры.
Все моленные села Коломенского располагались на усадьбах зажиточных крестьян. О внутреннем виде моленных можно судить по сохранившимся описаниям. На выставке представлен рукописный документ — рассказ о посещении Александром I дома столетнего крестьянина Т. Лапшина. После войны 1812 года Лапшин занимался торговлей лесом, скопил хорошее состояние. Моленная была у него в доме и император, увидев ее убранство, сказал: «Хорошо же у тебя украшено». Моленная вся «от низу и до верху» была в образах в золоченых ризах.
В правление Николая I старообрядцы лишились всех льгот, предоставленных им прежними царями. Их браки не признавались, детей считали незаконнорожденными — они не имели права даже на наследство. Старообрядцам запрещали возводить не только храмы, но и любые новые общественные постройки. Личным распоряжением императора было разрешено оставить старые, пока будут стоять, новые же строить запрещалось.
В прошении (1859 год) министру внутренних дел Сергею Дмитриевичу Ланскому, текст которого представлен в экспозиции выставки, крестьянин Фёдор Кошкин сетует на то, что село Коломенское лишено храма для молитвы, «мы остались без духовного приюта». «Дозвольте моленной существовать на тех же правах, как и прежде и тем облегчить нужды молящихся».
После экономической реформы 1864 года крестьяне села Коломенского получили землю. Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года открыл старообрядцам новые возможности: они начинают строить храмы, молельные дома, школы, выпускают журналы, создаются музеи, благотворительные учреждения.
Есть фотографии внешнего вида и внутреннего убранства Овражной моленной села Коломенского (название дано от улицы, на которой она располагалась) во имя великомученика Георгия. Построена моленная была в 1907 году. К 1920-м годам прихожан было более 500: всего около 60-ти домов, 40 из которых — села Коломенского. Молитвенный дом закрыли в 1939 году. В экспозиции иконы, книги из Овражной моленной; рукописный «Чин присоединения к Древлеистинной Русской Церкви приходящих от никонианской ереси»; медный складень с Двунадесятыми праздниками (XVIII век), отлитый на Русском севере в Выге. Поморское литье больше имело распространение среди безпоповцев, в то время как старообрядцы-поповцы почитали литьё гуслицкое.
Изделия выговских мастеров отличались чистотой и тонкостью литья, передающего мельчайшие детали вплоть до завитков волос; огневым золочением и яркими стекловидными эмалями. Медное литье пришло на Русь из Византии, но второе свое рождение оно получило именно в старообрядчестве. Во-первых, отлитое в металле изображение практически невозможно исказить (а мы знаем, что реформаторы варварски правили на писаных иконах надписи, форму перстосложения). И второе преимущество — это их небольшой размер. В условиях постоянных гонений их удобней было переносить с собой. Уральские заводчики Демидовы покровительствовали поморцам, снабжали их достаточно медью и железом. Даже после запрета Петром I резных и отливных икон, старообрядцы продолжали их изготавливать нелегально.
К началу XX века крестьяне села Коломенское стали жить достаточно зажиточно. Фотографии и архивные выписки, представленные на выставке, это отражают. Семейные фотографии жителей села: Камочкины, Конторины, Зарубины, Синицыны — добротная одежда, обувь. Видно, что не из бедных. В советское время их назвали «кулаками» и одними из первых подвергли раскулачиванию. Революция 1917 года и последовавшие за ней события нанесли старообрядчеству непоправимый урон. Большевистские кампании «расказачивания», «раскулачивания» и другие серьезно коснулись старообрядцев. Они стали очевидным объектом репрессий и на религиозной почве.
Сотрудница музея-заповедника «Коломенское» О.П. Савостьянова провела большую работу по восстановлению событий, общалась с потомками «кулаков», фиксировала, записывала. Итогом ее пятнадцатилетнего труда стала книга «Беглопоповская община села Коломенского (XVIII – XX вв.)», где собрано множество трагических свидетельств той эпохи.
Но даже в советское время старообрядцы поддерживали древнехристианские традиции. Среди экспонатов поминальная книжка Гороховых — старейшего старообрядческого рода села Коломенского. Такие домашние помянники были в каждой семье. Сложившийся традиционный жизненный уклад старообрядцам удалось поддерживать вплоть до шестидесятых годов XX века.
Что можно сказать в заключение. Отрадно, что старообрядцы стали более активно освещать свой исторический путь; целый цикл культурно-просветительских мероприятий организован и проводится Митрополией РПСЦ: выставки, лекции, передачи на телевидении и радио, издания трудов старообрядческих деятелей. Благодаря старообрядцам, сохранившим древнюю икону, книгу, мы можем почувствовать красоту средневекового искусства. Имея уникальный исторический опыт, им есть, что рассказать и показать. Старообрядцы совершили подвиг — пройдя через многовековые гонения, притеснения, уничтожение, все же сохранили для потомков отечественную историю, то культурное наследие, те традиции, которые отличали и отличают нас от всего остального мира, пустившегося, в конце концов, как мы видим в настоящее время, во все тяжкие. Старообрядцы, сохранившие крепкий внутренний нравственный стержень, являются неким сдерживающим фактором, примером, эталоном того, к чему нам надо стремиться, какой путь вновь нужно выбрать великой России, чтобы стать действительно Великой — Святой Русью.
____________________
Автор: Андреева Анна, руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке
Фотографии Центра специальных информативных исследований и официального сайта РПcЦ
Вроде бы и ничего принципиально нового — выставка в том или ином виде функционирует уже несколько лет, но сразу видна профессиональная рука автора из старообрядного прихода РПЦ на Берсеневке. В этом году, проходя мимо по делам, зашел в храм на престольный праздник ( бывал там ранее, но давно ). Внутри ремонт, все в лесах и пленке, на литургии около 25 пожилых женщин и бабуль, пара-тройка мужчин, хор из двух девушек. Поразила какая то нервозная обстановка: женщины постоянно с озабоченными лицами лихорадочно суетяться, почти бегают, разговаривают на повышенных тонах и все это во время службы в единоверческом храме! Служил настоятель игумен Кирилл (Сахаров), кстати, как пишущий человек интересен. Посмотрел их сайт, что то стал бледнеть. Внешне храм великолепен, большая зеленая территория в самом центре, напротив через Москва-реку храм Христа Спасителя и мощный бас его колоколов заглушил легкий перезвон Никольского храма.
Уважаемый читатель! Благодарю за Ваш комментарий и признание моего профессионализма (если не шутите, конечно). Согласитесь, что лучше написать отзыв (особенно если впечатление положительное осталось от мероприятия), чем оставить без внимания.
Жаль, что Вы попали к нам в храм (да еще и после долгого перерыва), видимо, не в самый удачный момент – по-разному у нас бывает: и суета, к сожалению, тоже. Особенно, в большие праздники, когда помимо Литургии нужно подготовить еще и водосвятный молебен (обычно это делается с вечера, но в тот день, из-за ряда причин, из-за ремонта, прежде всего — произошел сбой и чашу заполняли во время службы – думаю, это Вас и смутило), и крестный ход, и праздничную трапезу, на которую у нас приглашаются все, кто был в храме, даже если человек случайно зашел (что нельзя сказать про все приходы – обычно только избранные сидят за столом, а то и вообще, трапезы нет, а ведь трапеза – это продолжение молитвы).
Но, в основном, на мой взгляд, богослужения в нашем храме спокойные, тихие и молитвенные. Это многие отмечают. Многим нравится пение (пусть и небольшого) нашего хора, но есть и те, которым совсем не нравится – тоже ничего нового: на всех не угодишь.
Надо признать, что небольшим числом молящихся на службах (особенно в будний день – ведь престол не является государственным выходным) страдают практически все старообрядные (и старообрядческие, кстати) приходы, и мы не исключение. Разве что Михайлова Слобода немного благополучней в этом плане.
И еще бы кафедральному звону быть слабее приходского! Как раз это нормально. Хорошо, что у нас есть звонница, построенная взамен разрушенной колокольни, а ведь можно привести пример того, что звона вообще нет, даже на престол и даже в старообрядном приходе (не буду уточнять где – у всех есть свои проблемы). Но звонят наши звонари очень вдохновенно, от всей души; не раз наблюдала, как люди останавливались и стояли до конца, пока не затихнет последний звук.
Прошу меня простить за мою следующую просьбу: могли бы Вы на нашу почту (bersenevka@mail.ru) отписаться (не обязательно называть себя при этом) — есть вопросы. Всегда очень важно услышать критическое мнение со стороны, и предпринять попытки для улучшения ситуации. Вы очень помогли бы нам в этом. Заранее благодарю, Андреева Анна.
P.S. Очень благодарна редакции сайта «Русская вера» за прекрасную подборку фотографий и оформление статьи – уверена, что интерес к материалу на 80 % зависит от удачного сопровождения.
После таких проникновенных слов захотелось еще раз посетить храм на Берсеневке и это произошло сегодня — на Николу "зимнего". Ремонт продолжается, но правый и левый приделы фактически завершены и расписаны. Народа было в два раза больше. Настоятелю сослужили священник и диакон, сразу заметно, что из новообрядцев. Впервые увидел, что с проповедью выступил диакон! Пел приглашенный мужской хор во главе с известным головщиком Василием Сорокиным. А вот бесконечная суета со стороны прихожанок в сарафанах продолжалась и в этот раз ( даже во время Херувимской). Крайне удивило сверхлиберальное отношение к захожанам — женщина средних лет в брюках и с непокрытой головой, купив свечи, долго расхаживала по храму, а свечница при лавке в это время чем то гремела, да постоянно крестилась. Насчет приглашения на трапезу — не слышал, а в прошлый раз я вроде и "заработал"(попросили на молебне носить ведро с водой из храма в сад и обратно), но к уже накрытым на улице столам не пригласили. Простите, Христа ради и не обижайтесь, это просто взгляд со стороны, а не выискивание недостатков. А вот звон действительно прекрасный, постоял, послушал. И последнее, почему на сайтах храм называется Никольский, если св.Николе посвящен только левый придел? Да и престольный праздник, как мне сказали, только на Николу "вешнего"?
Интересный приоритет ценностей у нас! Сокрушаемся, что на трапезу не пригласили! А что опять не удостоились Тайн Христовых во Святом причащении вроде как и нормально…. Выходит, только в насыщении чрева есть потребность? :)
Причащаться у никониан новоиспеченный пенсионер, очевидно, и не собирался, а за подвиг терпения и смирения (без иронии, "всяк претерпевший до конца — спасется") накормить надо было бы…
Владимиру со звездочкой. Сокрушаться надо по другому поводу. Это не у нас, а у вас "сверхинтересный" приоритет. Это же надо додуматься: без исповеди накануне и благословения духовника придти в чужой храм и подойти к причастию!
"без исповеди накануне и благословения духовника придти в чужой храм и подойти к причастию! " — так делать не следует! Но, думаю, так бывает, потому что так возможно в храмах, где полным полно народа, паломников, в частности. В лавре, например. Это уж дело совести и чести лично человека.