13-16 (26-29 н. ст.) апреля 2018 года в богоспасаемом граде Москве, в резиденции Древлеправославного Патриарха Александра (Калинина), Московского и всея Руси, состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.
Повестка Освященного Собора 2018 года:
- Об итогах декабрьского Собора 2017 года;
- Вопрос о канонизации святых Древлеправославной Церкви;
- Межстарообрядческое сотрудничество;
- Вопрос об отношении Русской Древлеправославной Церкви к другим религиозным сообществам;
- Доклады церковных отделов и комиссий;
- Рассмотрение различных церковно-канонических и богослужебных вопросов.
1) Святейший Патриарх Александр открыл Освященный Собор своим приветственным словом. Владыка сообщил, что данный Собор приурочен к памяти св. священномученика Аввакума. В частности, Святейший Владыка отметил, что в этом году исполняется 30 лет со дня общецерковного прославления св. священномученика, а через недолгое время исполнится и 400 лет со дня его рождения. Наилучшим же выражением нашей признательности и свидетельством почитания святого будет общецерковное прославление его соратников, страдальцев за веру и ревностных защитников Древлеправославия. Также в этом году исполняется 1030 лет со дня Крещения святой Руси, и наш долг поблагодарить за этот чудесный дар Всемилостивого Бога и прославить его угодников, посвятивших свою жизнь служению Его святой Церкви.
После вступительного слова Святейшего Патриарха, секретариат доложил участникам Освященного Собора о ходе работы и решениях зимнего Архиерейского Собора.
Освященный Собор одобрил труды минувшего Архиерейского Собора, однако в соборное решение в отношении прихожанина общины г. Санкт-Петербурга Сергия Криулина счел нужным внести корректировку. Несмотря на то, что Сергий Криулин до своего возвращения во святую Церковь на протяжении ряда лет служил клириком в одном из новообрядческих расколов, в лоне Русской Древлеправославной Церкви ему определяется высокое служение мирянина, и лишь в этом качестве и лишь на этом поприще он может потрудиться на благо Истинной Веры и спасти свою бессмертную душу, искупив, таким образом, свой проступок — сознательное отпадение в общество, отвергающее и проклинающее Святое Древлеправославие.
2) До трагического раскола XVII века, потрясшего всю Христову Церковь, страна Русская прославилась подвигами многочисленного сонма угодников Божиих, все они подобно небесным светильникам озаряли наш народ благочестием. И как не может укрыться город на горе стоящий, так не могли быть сокрыты святые праведники от глаз и любви народа. Многих из них Святая Церковь уже прославила на своих Соборах, но гораздо большее число еще надлежит прославить. Этому ранее препятствовали многовековые гонения на Церковь, долговременное отсутствие единоверных нам епископов и отсутствие самой возможности проводить всецерковные Соборы.
Лишь в самом конце ХХ века ситуация изменилась, и Церковь чрез глас своего Освященного Собора смогла открыто воздать хвалу Богу о даровании нам «ангелов земных и небесных человеков», благословив общецерковное почитание целого ряда святых мужей, в разное время потрудившихся на благо Церкви Христовой. Так, на Освященном Соборе 1988 года были торжественно прославлены свщмч. Гермоген, Патриарх Московский; святит. Макарий, Митрополит Московский; прп. Андрей Рублев; прп. Максим Грек; свщмч. протопоп Аввакум и иже с ним пострадавшие иерей Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Освященные Соборы 2004 и 2007 годов прославили замученных безбожниками св. свщмч. Пансофия, Епископа Ростов-на-Дону и Курского, и св. свщмч. Стефана, Архиепископа Московского. Также Освященный Собор 2007 года постановил, чтобы во Вторую неделю Великого поста ежегодно совершалась общая память всем древлеправославным христианам, иже от новолюбцев за древлее благочестие и от безбожных властей в новое время пострадавшим. Архиерейский же Собор 2010 года возродил общецерковный день памяти и древнюю службу всем святым чудотворцам российским, которую определил всегда совершать в Воскресение, ближайшее к 17(30) июля, но после Недели святых отец первых шести Вселенских Соборов. Теперь, когда мы имеем возможность действовать вполне свободно и без всяких ограничений решать волнующие Церковь вопросы, уже не право имеем прославить сонм истинных друзей Божьих (Иоан. 15:14), но обязанность, как учит нас Святое Писание: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс.67); «Доброе дело — благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедовать о делах Божиих… Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально» (Тов.12:6,7).
Посему, следуя прежде бывшим Святым Соборам, нынешний Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви в год 1030-летия Крещения Руси и в день памяти св. священномученика протопопа Аввакума, на основании представленных комиссией по канонизации материалов, торжественно определил прославить и благословить общецерковное почитание следующих угодников Божьих, благочестивыми трудами и духовными подвигами своими укрепивших и распространивших истинную веру Христову:
- Святителя Феофилакта, Архиепископа Болгарскаго (+1107г.). День памяти 8(21) марта;
- Св. праведнаго Николу Солуньскаго (+1397г.). День памяти 14(27) ноября;
- Святителя Симеона, Архиепископа Солуньскаго (+1429г.). День памяти 15(28) сентября;
- Святителя Марка Исповедника, Митрополита Ефесскаго (+1444г.). День памяти 28 июня (11 июля);
- Св. преподобнаго отца нашего Нила Столобенскаго Чудотворца (+1554г.). День памяти 7(20) декабря;
- Св. благовернаго царя Феодора (+1598г.). День памяти 7 января;
- Св. преподобнаго отца нашего Захарию Копыстенскаго, игумена Киево-Печерскаго (+1627г.). День памяти 21 марта (3 апреля);
- Св. преподобномученика Афанасия, игумена Брестскаго (+1648г.). День памяти 5(18) сентября;
- Св. преподобнаго отца нашего Иова, игумена Почаевскаго Чудотворца, нареченнаго в схиме Иоанном (+1651г.). День памяти 28 октября (10 ноября);
- Св. священномученика Даниила Костромскаго (+1653г.). День памяти 17(30) декабря;
- Св. священномученика Логгина Муромскаго (+1654г.). День памяти 1(14) сентября;
- Св. священномученика Павла, Епископа Коломенскаго (+1656 год). День памяти 3(16) апреля;
- Св. преподобнаго отца нашего Спиридона Исповедника (+1665г.). День памяти 2(15) ноября;
- Св. мученика блаженнаго иже Христа ради уродиваго Киприяна, нарицаемаго Нагим (+1675г.). День памяти 7(20) июля;
- Св. преподобномученицу Феодору и иже с ней св. мучениц Евдокию и Марию за правоверие от новолюбец гладом уморенных (+1675г.). День памяти 2(15) ноября;
- Св. священномученика Никанора архимандрита и преподобных отец наших, иже с ним во обители Соловецкия избиенных от новолюбец (+1676г.). День памяти 22 января (4 февраля);
- Св. преподобнаго отца нашего Иова Льговскаго Чудотворца (+1681г.). День памяти 27 февраля (12 марта);
- Св. священномученика Никиту Суздальскаго (+1682г.). День памяти 11(24) июля;
- Св. преподобнаго отца нашего Досифея Чирскаго (+1691г.). День памяти 19 февраля (4 марта);
- Св. преподобнаго отца нашего Софонию Керженскаго Чудотворца. (+ок.1700г.) День памяти 3(16) декабря;
- Св. преподобнаго отца нашего Иону Керженскаго (+после 1780г.). День памяти 22 марта (4 апреля).
Также Собор определил составить новопрославленным угодникам Божиим церковные службы и жития, писать их святые иконы. Торжественно пропев величание новопрославленным святым, Освященный Собор в рамках этого же вопроса повестки дня утвердил обновленный состав комиссии по канонизации: Преосвященный Дионисий, Епископ Уренский (председатель), архимандрит Епифаний, протоиерей Никола Субботин, протоиерей Андрей Марченко, диакон Виктор Кузнецов, диакон Михаил Степанов, иподиакон Алексий Калинин.
3) По третьему вопросу повестки дня выступил диакон Виктор Кузнецов, являющийся официальным представителем Святейшего Патриарха Александра в работе межстарообрядческой контактной группы. Диакон Виктор рассказал участникам Собора о созданном и официально зарегистрированном в январе этого года Благотворительном Фонде поддержки и содействия старообрядчеству (Древлеправославию) «Правда Русская». Учредителями Фонда выступили Русская Древлеправославная Церковь и ряд старообрядческих согласий. Целями деятельности Фонда, среди прочих, являются, например:
- поддержка старообрядческих духовных учебных заведений, учебных и просветительских проектов и учебных программ;
- решение неотложных задач по воссозданию, сохранению, реставрации, реконструкции и должному содержанию зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение, а также мест захоронений и религиозного почитания (паломничества);
- поддержка переселения на территорию Российской Федерации старообрядцев, проживающих за пределами Российской Федерации, а также их адаптации к условиям проживания в новой российской обстановке.
Совместное учреждение Благотворительного Фонда четырьмя старообрядческими религиозными организациями России стало ещё одним важным шагом в развитии межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и социального служения.
Затем диакон Виктор рассказал о подготовке Всемирного старообрядческого форума, запланированного на осень текущего года, который будет посвящен вопросам самоидентификации старообрядчества, сохранению его духовного и культурного наследия, вопросам репатриации старообрядческих семей.Также отец Виктор сообщил Собору о решении Департамента культурного наследия Москвы провести в рамках мероприятий, посвященных празднованию 400-летия со дня рождения св. свщмч. Аввакума, реставрацию фасадной части московского кафедрального собора и возвращенной недавно Церкви колокольни храма св. влмч. Екатерины, располагавшегося до революции в доме купца Карасева. Собор с удовлетворением отметил все эти значительные для нашей Церкви события и поблагодарил диакона Виктора за понесенные труды.
4) Освященному Собору был представлен доклад Миссионерского отдела о его богословских контактах с различными религиозными группами, интересующимися Древлеправославием.
Также участники Собора были проинформированы о состоянии богословского диалога, который уже на протяжении многих лет продолжается между Древлеправославной Церковью и старостильными христианами Греции. В частности, на данный момент среди старостильных христиан распространяются исторические и богословские материалы, переведенные на греческий язык, призванные еще более подробно ознакомить старостильных христиан с Древлеправославием.
Миссионерский отдел доложил и о сложностях, имеющихся в диалоге, так, например, признавая двоеперстное перстосложение для крестного знамения древним и однозначно православным преданием, старостильные иерархи между тем не решаются вернуться к его употреблению в своих общинах, остерегаясь непонимания и отторжения этого шага их прихожанами. Такая осторожность понятна и даже в определенной мере достойна похвалы, но все-таки забота о спокойствии в приходах не должна превалировать над обязанностью всякого иерарха следовать церковной правде и заботиться, прежде всего, о духовном, а не о душевном благе своей паствы.
Участники Собора выразили надежду, что многолетние труды, положенные представителями нашей Церкви на распространение знания о Древлеправославной вере среди старостильных христиан Греции, не останутся без доброго плода, и Бог укрепит старостильных пастырей, отринув мужественно все опасения и страхи, вернуть свою паству к древним преданиям Святой Православной Церкви.
Затем перед Собором были зачитаны документы, характеризующие положение дел с так называемой «Древлеправославной Архиепископией», как себя именуют бывшие наши братья, разорвавшие общение с Церковью в 1999 году. Из представленных документов видно, что позиция их в отношении Русской Древлеправославной Церкви существенно изменилась, теперь они официально заявляют о том, что в нашей Церкви нет никаких нарушений и ересей, и, исходя из этого, разрешают и даже приветствуют переход их клириков и мирян в нашу Церковь. Об этом в письме руководителя «Древлеправославной Архиепископии» «епископа» Никодима (Елякина) от 15.03.2018 года их «диакону» Василию Елисютикову сказано следующее: «Мы действительно соборно приняли Постановление (пока что в одностороннем порядке), позволяющее каждому члену Древлеправославной Архиепископии посещать храмы РДЦ… В своем письме ты также ссылаешься на данный наш Собор, членом которого был и ты. Цитата из письма: «На основании этого решения я считаю возможным возобновить молитвенное общение с РДЦ». Вот и пожалуйста, реализуй эту возможность».
В связи с этим Освященный Собор призывает членов «Древлеправославной Архиепископии» последовать пожеланию своих руководителей и для спасения своих душ присоединиться к Русской Древлеправославной Церкви. В отношении же самой «Древлеправославной Архиепископии» Собор постановил никак более не отличать всех, кто принадлежит к ней в настоящее время, от белокриницких старообрядцев, с которыми они объединились в недавнем прошлом. Следовательно, и чин присоединения переходящих из «Древлеправославной Архиепископии» должен быть идентичным чину присоединения, употребляемому в Церкви в отношении переходящих белокриницких старообрядцев.
Далее Собор имел суждение о последствиях раскола XVII века и всём многообразии религиозных сообществ, порожденных этой церковной схизмой. В результате обсуждения данного вопроса было принято решение сделать в соборных Деяниях следующее разъяснение позиции Древлеправославной Церкви в отношении новообрядческой схизмы:
- С позиции Древлеправославной Церкви, все существующие новообрядческие религиозные сообщества, признающие правильными деяния разбойничьих реформаторских соборов 1656, 1666, 1667 годов и следующие их противным Православию решениям, или хотя и осуждающие (отвергающие) в той или иной мере деяния выше упомянутых соборов, но тем не менее удерживающие в своей сакрально-богослужебной практике так называемый новый обряд, или считающие его «равноспасительным», как и любые иные религиозные сообщества, находящиеся с вышеназванными в каноническом, молитвенном или литургическом общении, согласно 1-му правилу св. Василия Великого, являются расколом. Следовательно, пребывание в этих религиозных сообществах для верующих неспасительно.
- Необходимо отметить, что как в постановлениях вышеуказанных реформаторских соборов с самого начала содержались догматические ереси, так и в период после раскола 17 века новообрядческие юрисдикции продолжили усвоение себе чуждых Православию учений и обновленческих обычаев. Это позволяет квалифицировать данные юрисдикции не только как расколы, но и как еретические сообщества.
- Чада Русской Древлеправославной Церкви не должны иметь с членами указанных в пунктах 1 и 2 сообществ никакого молитвенного общения и никакого общения в таинствах.
- Самовольное возращение новообрядческих общин или целых сообществ к соблюдению древлеправославных чинов и обычаев само по себе не отменяет необходимость их примирения с Древлеправославной Церковью посредством существующего чинопоследования с отречением о никонианских ересей. До этого момента, с точки зрения Русской Древлеправославной Церкви, такие старообрядные общины ничем не отличаются от прочих общин новообрядческого раскола, поэтому молитвенное общение с ними и общение в таинствах также недопустимо.
- Согласно 1-му правилу св. Василия Великого, «древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры», то есть совершитель крещения должен непременно исповедовать Триединого Бога так, как учит Православная Церковь, а само крещение совершать согласно апостольскому преданию в три полных погружения крещаемого в воду, как об этом гласит 50-е правило св. Апостолов. Таким образом, если крещение было совершено кем-либо без соблюдения обоих этих условий, Церковь, даже с точки зрения церковной икономии (смотрительного снисхождения), не может признать такое крещение законным, совершившимся в действительности или могущим быть восполненным только лишь «возложением рук епископских» (Св. Миропомазанием). Таким образом, всякий, приходящий к Древлеправославной Церкви из раскола любого новообрядческого толка, если был крещен в расколе не по православному обычаю (не в три полных погружения всего тела в воду), но каким-либо иным образом (например, неполным погружением, обливанием или окроплением) должен быть присоединен к Церкви посредством совершения над ним полного православного чинопоследования Таинства Св. Крещения.
- Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется мирянин, над которым в расколе было совершено правильное, православное по своей форме крещение в три полных погружения в воду, то таковой должен быть принимаем в церковное общение посредством совершения над ним специального церковного чинопоследования, сопровождающегося отречением от раскола и Св. Миропомазанием, согласно 1-му правилу св. Василия Великого;
- Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется клирик, то он должен быть присоединен на тех же канонических основаниях, что и мирянин. Причем в том случае, если в расколе над ним было совершено правильное, православное по своей форме крещение в три полных погружения в воду, а также наверняка известно, что такое же правильное крещение было совершено и над рукоположившим его архиереем, то таковой клирик может быть принят в церковное общение не только без повторения таинства крещения, но и с сохранением полученного в расколе духовного сана, согласно 8-му правилу 1-го Вселенского Собора. Данное правило, хоть и было изначально составлено относительно раскольников-наватиан, тем не менее по разуму 7-го Вселенского Собора «оно относится ко всякой ереси» (Деяние 1-е);
- Говоря о том, что Церковь при вышеуказанных определенных условиях может принять с сохранением сана переходящего из новообрядческого раскола рукоположенного там клирика, Собор также подчеркивает, что это является правом Церкви, но никак не обязанностью. Церковь сама решает, как и в каком качестве должен быть принят всякий к ней приходящий и какое служение в дальнейшем он может в Церкви совершать. Сам же приходящий должен с кротостью и смирением принять любую волю Церкви о себе. По слову св. Василия Великого, то, что раскольники «сохраняют наше крещение, сие да не устыжает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию» (св. Василия Великого 1-е правило);
- Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется мирянин или клирик, который, находясь в духовном единстве с раскольниками-новообрядцами, совершал при этом богослужение по старопечатным книгам и придерживался прочих древлеправославных преданий и обычаев, то таковой должен быть присоединяем к Церкви на тех же самых условиях и основаниях, на каких присоединяются к ней прочие раскольники-новообрядцы. Церковь не может делать между ними никакого различия, поскольку всякий кто «неприобщеному приобщается и сам не приобщен» (9-е правило Карфагенского Собора, Кормчая, лист 121 об.);
- Тот факт, что Древлеправославная Церковь, при наличии вышеназванных условий, принимает в общение лиц, переходящих из новообрядческого раскола, без повторения над ними таинств крещения, брака и священства, никак не оправдывает сам раскол и не может свидетельствовать о спасительности для раскольников совершаемых у них в расколе таинств, ибо «что во истине светлее препровождало бы их к вечной жизни, то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим» (68-е правило Карфагенского Собора).
5) Перед Собором выступили руководители и сотрудники различных церковных отделов и комиссий с информацией о деятельности за прошедший год представляемых ими церковных структур. Собор принял к сведению сделанные доклады и поблагодарил за проделанную работу.
6) Освященный Собор рассмотрел ряд предложенных к обсуждению богословских, канонических и богослужебных вопросов. По некоторым из них были вынесены специальные постановления.
О публичных высказываниях официальных представителей Церкви в духе сервилизма в годы Советской власти
Древлеправославная Церковь за минувшие века претерпела множество испытаний, горестей и страданий, но самым страшным, самым жестоким было время, когда Церковь находилась под гнетом коммунистов-безбожников. Советский период ознаменован такой скорбью, какой Церковь Христова не испытывала от времен нечестивых царей Алексея, Федора и Петра Романовых. Но даже при тех гонителях пролилось намного меньше христианской крови. При Советской же власти и по ее распоряжению за веру в Бога были расстреляны сотни наших священнослужителей, казнен почти весь епископат, преданы пыткам и смерти десятки тысяч наших христиан, а еще большее количество обездолено, сослано, обречено на ужасы советских лагерей и тюрем.
Трудно было христианам в такое время сохранить саму веру, устоять в Истине, но еще труднее было духовенству вести за собой к спасению вверенную ему в управление Христову паству. Желая хоть как-то утишить ярость безбожников по отношению к Церкви, церковные пастыри нередко вынуждены были свидетельствовать свою лояльность по отношению к Советской власти. Крайне сложно было в тех условиях не преступить грань допустимого и, к сожалению, не всем и не всегда это удавалось. Иногда высказывания отдельных представителей Церкви, в том числе и некоторых предстоятелей, сделанные ими под давлением Советской власти, были явно неправильными. Так, например, на Всемирной конференции в Москве в июне 1977 года от лица церковного священноначалия прозвучали такие слова: «Поборники войн пускают в ход клевету и ложь о нарушении прав человека в нашей стране. Но их вымыслы нетрудно опровергнуть. К примеру, вот уже шестьдесят лет мы, старообрядцы, имеем возможность свободно собираться и молиться. И нас не может не возмущать та клевета, та ложь, которая распространяется особенно в последнее время некоторыми деятелями на Западе в отношении религии в нашей стране. Тот, кто занимается подобной клеветой, не ищет мира».
Подобные высказывания тяжелым бременем ложатся на совесть наших христиан. Ибо отрицание гонений на веру в СССР является отрицанием и самого факта страданий за Христа от безбожников бесчисленного сонма наших единоверцев — мучеников и исповедников, в том числе и одного из Предстоятелей нашей Церкви священномученика Стефана (Расторгуева).
Поэтому прекрасно отдавая себе отчет, в каких сверхтяжелых условиях приходилось совершать свое служение нашим Предстоятелям и священнослужителям во время богоборческого периода, и ни в коем случае не дерзая выносить над ними какой-либо личностный суд, мы тем не менее должны признать, что такого рода заявления Архипастырей и пастырей, как и вообще представителей Церкви, не соответствуют святоотеческой норме исповедничества во времена гонений на веру, и впредь такое не должно повториться. «Иначе, по слову преп. Феодора Студита, — все погибло, тщетно мученичество, напрасны ратоборные подвиги; но да не будет!» (П. 204. К Ирине игуменье).
По молитвам святых исповедников и мучеников да укрепит всех нас в Истине Всемилостивый Бог, а тем, кто будет призван для свидетельства «пред языки и царьми», даст мудрость и мужество поступать и говорить так, как того требует Христова вера и правда!
Поминовение оглашенных, не успевших принять святое Крещение по причине скоропостижной смерти
В священном Писании сказано: «Милости хочу, а не жертвы» (Матф. 12:7), и: «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Движимая этой волей Божьей, изреченной чрез святых Апостолов, Церковь Христова всегда миловала духовно страждущих, желая приобрести для Царства Небесного если уж не всех, то хотя бы многих. И прежде всего эта любовь выражается в установленной святой Церковью молитве об умерших, которая, по своей сути, является милостивой помощью тем, кто сам себе уже помочь ничем не может. Всех своих чад Святая Церковь духовно окормляет как в сем мире, так и в мире загробном не оставляет их своей любовью. И любовь эта простирается порой беспредельно далеко, являя удивительные примеры. Так, например, в Потребнике (М. 1647 г. Л. 243 об.) о младенцах, умерших без святого Крещения, сказано: «Аще ли младенец умрет некрещен, а оглашен молитвою и именем наречен, и тех младенцев в церкви не отпевати, но точию в дому святым маслом полити, творя крест на персех. И погребсти его с своими родители у церкви и поминати его». Таким образом, сам факт наречения христианского имени, по разуму святых отцов, устанавливает связь нареченного с Церковью Христовой, а потому и любовь Церкви к таковому понуждает ее не ограничивать заботу о нем лишь миром видимым. Следовательно, благим делом христианской любви является совершение молитв об упокоении тех умерших, кто через принятие церковного оглашения и наречение святого имени сотворен был христианином, вел жизнь добродетельную, богоугодную, однако скоропостижно, не по своей вине, умер, не успев принять спасительное таинство св. Крещения. Да будет милостив к таковым Господь!
О чине положения во гроб при младенческом погребении
Исходя из самого чинопоследования погребения младенцем, предшествующий ему чин положения во гроб должен быть во всем аналогичен чину, предшествующему чинопоследованию обычного мирского погребения, лишь в прошениях ектеньи и при пении «Вечная память» следует поминать умершего, как «младенца, имрек». При этом наличие прошений и молитв о прощении согрешений младенцу, содержащихся как в чине положения во гроб, так и в чинопоследовании самого погребения, не должно вызывать никаких смущений, поскольку Священное Писание учит нас: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов, 14:4-5).
Град Москва.
Лета 7526-го апреля месяца 16-го (29) дня.
Неделя 4-я по Св. Пасце. О расслабленном.
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Митрополит Сибирский СЕРГИЙ
Митрополит Верхневолжский ВАСИЛИЙ
Епископ Нижневолжский САВИН
Епископ Уренский ДИОНИСИЙ
"Также в этом году исполняется 1030 лет со дня Крещения святой Руси" — полагаю, крестили языческую Русь, а до Святой ей еще предстояло немало послужить.
И как это последовательно, признавая новообрядческие "юрисдикции", отрицать старообрядческую — ЦРОДЦ(ДА), "так называемую". Ссылаться на некие "документы", не именуя их, не указывая ни даты, ни места составления — не достойно высокого съвета…
Судя по фото, что то "жидковат" для Освященного Собора состав его участников.
Ну здОрово! Ну молодцы! Оказывается, во Вселенной нет Церкви, акромя РДЦ! Все иные — или раскольники, или еретики, или и те, и эти вместе!
учитывая опыт хотя бы последних лет ста пятидесяти — сколько раз вот так появлялись единственно спасительные и объявляли других "неистинными" и "неспасительными" — все это в принципе канонически ничтожно и собственно говоря не заслуживает, чтобы на нем акцентировать к-л внимание
Состав — совершенно справедливо… небольшая группа иереев. Я думаю (вернее знаю) что перед собором они вовсе и не вопрошали даже и своих духовных чад — спасительны ли священнодействия МП или нет. Их чада совершенно спокойно ходят в МП как и сам Авдий ходил, будучи секретарем архиепископии.
В общем дань традиции, хотя и неприятная.
Мы пережили и посерьезнее вещи — еще совсем недавно иосифляне и зарубежники говорили о безблагодатности таинств МП, греки извергали болгар, неокружники — окружников и наоборот.
Подобные действия уж как-то стали чем то привычным — объявят, а через 50 л е т сливаются с признанием якоже не бывшими
> Оказывается, во Вселенной нет Церкви, акромя РДЦ
Каждая __Ц так заявляет по отношению к тем с кем нет роумин… евхаристического общения.
нет!
например РПСЦ никогда не утверждало о неспасительности РДЦ
> например РПСЦ никогда не утверждало о неспасительности РДЦ
Задавался ли прямой вопрос о спасительности или просто речь не заходила?
" Об этом в письме руководителя «Древлеправославной Архиепископии» «епископа» Никодима (Елякина) от 15.03.2018 года их «диакону» Василию Елисютикову сказано следующее: «Мы действительно соборно приняли Постановление (пока что в одностороннем порядке), позволяющее каждому члену Древлеправославной Архиепископии посещать храмы РДЦ… В своем письме ты также ссылаешься на данный наш Собор, членом которого был и ты. Цитата из письма: «На основании этого решения я считаю возможным возобновить молитвенное общение с РДЦ». Вот и пожалуйста, реализуй эту возможность». "
А кто хотел бы высказаться возможно ли частную переписку выставлять на всеобщее обозрение, тем более вставлять в такие документы? и кстати, как и каким образом приняли дьякона Василия Елисютикова?
Получается, что диакон Василий Елисютиков, сослужив с белокринницкими в октябре 2017 (https://izdrevle.ru/mirnyy_prazdnik) ушёл в РДЦ?
РДЦ тоже никто вопроса не задавал
Полтора десятка попов решили соригинальничать
Интересно, ведь это не все же их попы, если около ста приходов, да и епископы не все… видать остальным трепотня-то эта тоже надоедать стала
Зато епископ Уренский список завершает. В Нижегородском Заволжье у РДЦ около 7 храмов. И как же надо не уважать общины городов Городец (там была знаменитая для беглопоповцев Часовня) и Семенов ( "Керженская Мекка"), чтобы епископа определить в Урень ( как говорили — 40 деревень, а ныне, пожалуй, и половины нет, давненько туда не заезжал). А вот на единственный на правобережье храм в Сормово аж целый митрополит Верхневолжский приходится. Все таки частенько у маленьких взрослых комплекс неполноценности с манией величия перемешиваются!
может не разбегутся все — где еще можно старообрядческим митрополитом стать… а тут еще сколько дораскольных митрополий можно возродить… Казанскую, Астраханскую
если серьезно, то каноны прямо воспрещают ставить епископов в малые города и веси, для окормления которых достаточно пресвитера.. а для кого там пресвитера не достаточно и только митрополиту под силу?
Для Gleb. "Епископ" Никодим сам распространил эту переписку по своим и нашим приходам, тем самым, сделав ее публичной. Желание предать данную переписку огласке он высказал в своем письме, которое процитировал наш Собор. Елисютикова приняли третьим чином, как мирянина.
Сергей пишет: "И как это последовательно, признавая новообрядческие "юрисдикции", отрицать старообрядческую — ЦРОДЦ(ДА), "так называемую""
Вполне последовательно. Основатель "иерархии" ДА бывший наш священноинок лишенный сана. Таким образом, у нас нет никаких оснований признавать данную иерархию законной. Для параллели приведу аналогичную позицию РПСЦ по хиротониям бывшего еп. Германа (Савельева). Еп. Германа изверг из сана собор РПСЦ, поэтому не признал епископом рукоположенного Германом в архиереи Внифантия (Смольникова), несмотря на то, что и Герман, и Внифантий — старообрядцы. При этом РПСЦ также признает новообрядческие юрисдикции и принимает переходящих от них клириков в сущем сане. Как говорится, учите матчасть…
многие "новообрядческие" юрисдикции также происходят от клириков, лишенных сана
Например, Агафангел (РПЦЗ) сана лишен. Понятно, что он это не признает, но ведь никто из раздорников не признает наложенные на них клятвы
для Andrey. благодарю вас за информирование.
С самого начала было понятно, что приём ДА в общение с РПсЦ ничто иное, как авантюра
О. Андрей пишет: "Еп. Германа изверг из сана собор РПСЦ, поэтому не признал епископом рукоположенного Германом в архиереи Внифантия (Смольникова), несмотря на то, что и Герман, и Внифантий — старообрядцы. "
Хиротония Внифантия состоялась значительно раньше, чем извержение еп. Германа. И хиротония еп. Внифантий была не признана по крайне странной, неудачно выбранной причине — единоличного рукоположения.
В прошлом, в БИ всегда признавались единоличные хиротонии, даже совершенные в неокружническом раздоре. Очевидно, за этой грубой промашкой нынешних деятелей РПСЦ, (которая может аукнуться для оценки других единоличных хиротоний в БИ включая само основание БИ) стояло желание скорой расправы над Внифантием и иже с ним.
О.Андрей, как-то в комментариях (http://ruvera.ru/articles/sobor_breila_2017) я задал в ваш адрес безответный вопрос: "Почему вы разного происхождения? У вас один первый иерарх — раскольник-обновленец, запрещенный в служении, но священнодействовавший у беглопоповцев. У вас сугубные стандарты?".
Украина хоть признает Крым "своим", вы же отвергаете само существование юридически оформленной организации отколовшейся части христиан, "так называемых"? Наверное, по примеру отношения к РДЦ Московского Патриархата..
вопрос и ответ банален — взяли тех, кто пошел
михалычъ. ответ банален — "идущего ко Мне не прогоню вон". Что потом сделают и скажут принятые люди — то будут уже их слова и дела. Даже если предположить, что тут никто не наврал
без епископа нет Церкви. В результате трагических событий начала прошлого века верующие оказались в состоянии раздробленности, как всегда бывает во времена смуты. Вступив в общение с епископом Стефаном, беглопоповцы восстановили у себя начатки церковности и таким образом, хотя формально владыка Стефан не был в общении ни с Синодом митр. Сергия, ни с какими другими группами кроме своего духовного отца Еп. Андрея (Ухтомского) мы можем сказать, что некоторым образом произошло восстановление церковного единства. Вплоть до последнего времени, хотя формально и не был отменен чиноприем в отношении чад МП фактически в той или иной форме это неполное общение сохранялось. В храмах РДЦ молитвенно поминали крещенных в РПЦ на общих основаниях, я знаю что некоторые епископы РДЦ прямо давали указания, что поминать нельзя только безпоповцев, а церковных можно. Верующих допускали до святыни — ко кресту, просфоре и др.
Крещенные в РДЦ сами могли посещать храмы РПЦ, там где не было своего священника, окормлялись у священников РПЦ без какого бы то ни было чиноприема принимали св. Таинства Церкви.
Остается надеяться, что здравый смысл одержит верх, и временное разномыслие в различных вопросах уступит место подлинно христианскому согласию между нами и мы сможем вновь соединиться в общей молитве, как и прилично тем, за кого наш Христос пролил ОДНУ и ту же Кровь и сделал Он это не ради того, чтобы мы грызлись на пустом месте