В понедельник, 1 мая 2017 г., в Свято-Никольском храме Каунасской староверческой поморской общины большим духовным торжеством, в молитвословии, открылся Собор Древлеправославной Поморской Церкви Литвы. Подобно предыдущему Собору, проходившему в мае 2012 г. в храме Зарасайской староверческой поморской общины, на нынешнем Соборе присутствовали не только духовные наставники и делегаты от всех староверческих общин Литвы, но и многочисленные зарубежные гости — духовные наставники и представители поморских общин России, Украины, Беларуси, Латвии, Польши. По древней русской традиции, переданной благочестивыми предками нашими, — начинать каждое Богоугодное дело с молитвы — в храме был отслужен торжественный молебен Пасхе с участием всех духовных наставников, а также причетников Вильнюсской, Каунасской и Клайпедской общин.
Собор открыл председатель Высшего Совета Церкви Литвы, духовный наставник Вильнюсской староверческой поморской общины о. Григорий Алексиевич Бояров. В своей речи он призвал собравшихся быть стойкими блюстителями Божиих и Апостольских заповедей, свято хранить завещанное нам староотеческое благочестие. Председатель мандатной комиссии, исполняющий обязанности духовного наставника Утянской староверческой поморской общины Антоний Васильевич Лесников ознакомил делегатов и гостей Собора с краткой статистикой работы комиссии: на участие в Соборе зарегистрировалось 128 из 136 делегатов, представляющих 60 общин ДПЦ Литвы с расположенными на их территории 54 храмами.
В президиум Собора были избраны:
Председатель — о. Григорий Алексиевич Бояров.
Члены президиума:
• о. Алексий Николаевич Жилко, председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии;
• о. Александр Николаевич Белов, председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Беларуси;
• о. Никола Викторович Бабичев, председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Украины;
• о. Никола Евстафьевич Владимиров, духовный наставник Панявежской староверческой поморской общины, председатель Духовной Комиссии ДПЦ Литвы;
• Алексий Александрович Безгодов, председатель Новгородской староверческой поморской общины, член Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви.
По избрании секретариата и счетной комиссии к делегатам и гостям Собора с приветственной речью обратился о. Алексий Николаевич Жилко:
Сегодня у нас троекратная радость: первая — продолжающийся Светлый праздник Пасхи; вторая — возможность свободного исповедания Веры Христовой; третья — радость неограниченного духовного общения… Сегодняшний Собор проходит в Каунасе — древней столице Литвы, где в 30-е г.г. ХХ в. действовали Высшие старообрядческие курсы подготовки вероучителей, давшие поморскому староверию замечательных духовных наставников.
Алексий Александрович Безгодов зачитал приветственное слово Собору Председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Олега Ивановича Розанова. В своем слове о. О. И. Розанов подчеркнул особую роль староверов Литвы: в советские богоборческие годы находившийся в Вильнюсе Высший Старообрядческий Совет фактически являлся центральным руководящим органом всего поморского староверия. Прошедшие под его духовным водительством Поморские Соборы 1966, 1974 и 1988 г.г. были, по сути, Соборами всесоюзными.
Далее были вручены почетные грамоты за многогранный вклад в деле духовного окормления и просвещения:
• от Российского Совета ДПЦ — Центральному Совету ДПЦ Латвии и Каунасской староверческой поморской общине;
• от Центрального Совета ДПЦ Латвии — духовным наставникам Вильнюсской и Каунасской староверческих поморских общин о. Г. А. Боярову и о. С. И. Красноперову.
Отец Александр Николаевич Белов (Беларусь) и о. Никола Викторович Бабичев (Украина) также поприветствовали Собор, подчеркнув, что принятые Собором решения могут быть актуальны для всего поморского староверия.
Духовный наставник Каунасской староверческой поморской общины о. Сергий Иванович Красноперов выступил с докладом об истории Каунасской общины и ее духовных наставниках.
Председатель Высшего Совета Церкви (ВСЦ) о. Григорий Алексиевич Бояров выступил с отчетом о работе ВСЦ за прошедшие 5 лет. Древлеправославная Поморская Церковь Литвы — признанное Литовским государством традиционное староверческое религиозное сообщество. Государственная поддержка, многолетнее сотрудничество с музеями и научными организациями позволили ВСЦ провести в отчетный период ряд культурно-исторических мероприятий; период также ознаменовался знаковым событием в жизни поморского староверия Литвы — завершением строительства и освящением Клайпедского Свято-Успенско-Михайловского храма. Все это — свидетельство сохранения живоносной поморской ветви Древлего Православия. Для того, чтобы ветвь росла и процветала, необходимо активное вовлечение прихожан в Богослужебную жизнь общин; на сегодняшний день ощущается нехватка как грамотных причетников, так и вероучителей-преподавателей воскресных школ. Эта проблема решается путем подготовки квалифицированных церковнослужителей-вероучителей в Рижском Гребенщиковском Духовном Училище (РГДУ).
Духовный наставник Панявежской староверческой поморской общины, председатель Духовной Комиссии ДПЦ Литвы о. Никола Евстафьевич Владимиров выступил с отчетным докладом о работе Духовной Комиссии. В своем докладе о. Никола отметил, что, несмотря на полную свободу вероисповедания, общество продолжает захлестывать волна безбожия: в Литве, согласно социологическим исследованиям являющейся самой религиозной страной в Прибалтике, лишь 47% (менее половины) опрошенных заявили о своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии.
Староверческие Богослужения активно посещаются лишь по Великим праздникам, то же самое относится и к исповеди. Еще 50 лет назад на имя Духовной Комиссии ежегодно поступало около 1500 писем с вопросами дисциплинарно-канонического характера, современных прихожан подобная тематика интересует все меньше. Нынешние времена — суть времена духовного оскудения, потери стойкости в вере и страха Божия, а также недостатка христианского воспитания в семьях. Эта проблема решается ежегодной работой детско-молодежного лагеря «Лествица», нацеленного на сплочение староверческой молодежи, ее воспитание в Древлеправославных традициях и укрепление в вере Христовой. В отчетный период Духовной Комиссией был составлен «Чин освящения церкви», по которому впервые был освящен новопостроенный Клайпедский Свято-Успенско-Михайловский староверческий поморский храм.
Ректор РГДУ Илларион Иванович Иванов рассказал делегатам и гостям Собора о многолетних духовных связях ДПЦ Латвии и Литвы. Примечательно, что первым председателем Виленской (Вильнюсской) староверческой поморской общины был рижский купец — попечитель РГДУ Григорий Симеонович Ломоносов (1823–1885). Он вносил щедрые пожертвования, в том числе на открытие школ для детей староверов и на дома призрения для престарелых. Похоронен Григорий Симеонович на Вильнюсском старообрядческом кладбище. Возвращаясь к теме Духовных курсов в Каунасе в 30-х г.г. ХХ в., Илларион Иванович подчеркнул, что их опыт использовался при составлении учебной программы РГДУ. Староверы издревле уделяли большое внимание духовному просвещению, поэтому РГДУ, возобновившее в 2006 г. свою работу, продолжает принимать учащихся как на очную, так и заочную формы обучения. Многие духовные наставники ДПЦ Литвы являются выпускниками училища, обучение студентов из Литвы и из других стран продолжается. Примечательно, что в настоящее время учатся не только духовные наставники, но и причетники и даже прихожане.
Председатель ВСЦ о. Г. А. Бояров возглавил прения по теме новой редакции Устава ДПЦ. Новая редакция определяет и разграничивает компетенции духовного наставника и исполняющего обязанности духовного наставника, более развернуто проясняет другие положения Устава. Новый Устав — основной акт канонического права ДПЦ был принят абсолютным большинством голосов.
Собор также избрал:
• председателя, членов и кандидатов в члены ВСЦ и Духовного Суда;
• членов ревизионной комиссии;
• секретаря и казначея ВСЦ.
Председатель Каунасской общины Феодор Артемьевич Пономарев в заключительном слове поблагодарил делегатов за верность принципу христианской соборности — как в душе, так и в жизни.
Делегаты и гости Собора получили на память труд писателя Василия Савича Барановского «Мужи Выгореции», посвященный истории и выдающимся деятелям Выго-Лексинского староверческого общежительства. Заседание Собора завершилось совместной молитвой и братской трапезой.
Мгновения Собора ДПЦ Литвы:
Отдельные фотоматериалы Собора предоставлены Зоей Деревянко («FOTO studija», г. Йонава, Литовская Республика).
"В отчетный период Духовной Комиссией был составлен «Чин освящения церкви», по которому впервые был освящен новопостроенный Клайпедский Свято-Успенско-Михайловский староверческий поморский храм." — откуда "святость" у мирян? из 2-го правила 6-го Вселенского Собора : "Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною."
Смотришь так но фото: сидят в зале миряне, а перед ними другие миряне за столами и на кафедре. Если бы не иконы на фоне, то внешне протестантсткое собрание :)
Уж не папизм и не клерикализм это точно. Лишь в Церкви где остались одни миряне в полной мере осуществляется Соборность Церкви.
Мне тоже отчасти нравится отсутствие явного разделение на касту жрецов и остальных.
Даже лица на коллективном фото духовных наставников уже настраивают на связь времен, разных этапов в жизни поморцев в Балтии. Так уж получилось, что и гонения в царский период там были послабее, избежали ужасной участи 30-х годов в СССР, да и в период т.н. развитого социализма в Прибалтике и Украине отношение государства было все таки помягче, чем в России. И вот уже более четверти века в условиях, когда русофобия возведена в Балтии в ранг государственной политики , живут и развиваются, хотя и не без проблем. Вот где действительно интереснейший пласт для серьезного историко-социологического исследования, но власти могут " о руке Москвы" хай поднять.
Кажется большинство поморцев из России (СССР) в последние 50-70 лет переместилось в Прибалтику (Литва, Латвия) ……….
А при чем тут Москва и почему русофобия должна к поморцам относиться? Христианство, православие — это не собственность русских, в названиях церкви слова "русская" нет в отличие от других Р(какая-то)Ц. Русские (официальные) наоборот этих последователей гоняли.