В конце 2010 года члены Древлеправославной Поморской Церкви Литвы в г. Клайпеде рядом со старым, совсем небольшим по размеру храмом, начали возведение нового. В начале июня 2013 года строящийся храм был оснащен двумя новыми позолоченными куполами и крестами. Вес каждого купола достигает 1 тонны, а вес каждого возведенного креста около 200 кг.
21 ноября, на праздник Собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, был освящен новый старообрядческий Свято-Успенско-Михайловский поморский храм.
В торжественном богослужении, которое началось в понедельник в 5 часов утра и продолжалось до полудня, приняли участие несколько сотен верующих.
На освящение храма приехали гости из Польши, Беларуси, России, Украины, Литвы.
Над новым иконостасом для храма трудился поморский иконописец Георгий Георгиевич Яковлев (Вильнюс) — ученик известного иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова.
Основной целью строительства новой церкви в г. Клайпеде стало приобщение подрастающего поколения к христианским ценностям, издревле передаваемым из поколения в поколение, а также сплочение староверов-поморцев Клайпедского прихода.
В этом году Клайпедская община отмечает двойной праздник — освящение нового храма и 70-летие со дня образования общины. Клайпедская община была основана старообрядцами-поморцами в 1946 году, когда в опустевший после Второй мировой войны город переселялись старообрядцы из разных мест Литвы и других регионов СССР. На первые богослужения, которые проходили в комнате по ул. Минийос, 94, собиралось около 25 человек.
Первым настоятелем и председателем совета общины стал Исидор Николаевич Соловьев. В 1947 году Клайпедская община, стараниями ее руководителя, получила для совершения богослужений комнату в каменном здании. Через два года община насчитывала уже 600 прихожан. В августе 1948 года Клайпедская община была зарегистрирована советскими властями. В 1950-х годах старообрядцы собирались на молитву уже в трех местах: в комнате по ул. Красной Армии, где богослужения проводил настоятель И. Н. Соловьев; в комнате по ул. Нямуно 32, квартира 3, где служил А. Т. Москалев, и по ул. Марю 8 во главе с К. И. Ермолаевым.
Численность старообрядцев в Клайпеде росла, появилась необходимость в большом молитвенном доме, поэтому старообрядцами был куплен и переоборудован под церковь жилой дом по ул. Статибининку 84. Однако по требованиям советских властей церковь не должна была иметь внешних признаков — креста, купола, колоколов. 28 августа 1960 года настоятель А. Т. Москалев освятил новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 2 августа 1969 года Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР утвердил второго избранного настоятеля — Григория Лазаревича Легензова, служившего в этой общине уже 34 года. Г. Л. Легензов стал одним из авторитетнейших духовных отцов Литвы. В 1989–1990 годах его стараниями храм был переоборудован и отремонтирован, воздвигнуты маленький и большой купол с осьмиконечным крестом.
В 1990 году при Клайпедском храме была открыта воскресная школа, где взрослые и дети старообрядцев-клайпедчан изучают Закон Божий, церковнославянский язык и знаменное пение. В конце XX века Клайпедская община стала одной из самых крупных в Литве, в 1990-х годах она насчитывала до 5 тысяч прихожан. В 2003 году, в связи с преклонным возрастом настоятеля Григория Лазаревича Легензова, его помощником был избран Евгений Арсеньевич Лебедев.
Старообрядцы Литвы — одна из девяти традиционных религиозных общин страны. По данным последней переписи населения, старообрядцами считает себя более 23 000 верующих. В последние годы Древлеправославная Поморская Церковь в странах Прибалтики переживает подъем. Возвращаются к вере отцов многочисленные русскоязычные жители этих стран, предки которых поселились здесь в XVII–XIX веках. Увеличивающееся число старообрядцев заставляет общины ДПЦ строить новые храмы, моленные, открывать духовные курсы и воскресные школы.
Источник: klaipeda.diena.lt
Молодых на фото как-то совсем мало.
Это и интересно. Это означает, что в конце 80-х этим людям было по 45-55 лет, следовательно, можно сказать, что к началу "перестройки" в приходе было среднее поколение, а не только старики. Это не так часто встречается, потому что старики 80-х в своем большинстве отошли в мир иной, а их место заняла молодежь (причем не всегда постоянна в своих убеждениях) . А целое поколение (которое сейчас бы ходило с седыми бородами) так и не появилось.
Скорее интересно на что строят храм сейчас. Если там одни бабули сейчас и дедули, то на строительство кто денег даёт? Не с пенсий же.
Снаружи очень похоже на кирху, если бы не кресты с куполами. И личный состав в основном ровесник общины…
Не сразу приметил, но и внутри по архитектуре скорее базилика, чем православный храм. Жалко, нет хорошего фото рассмотреть крест на потолке (т.к. свода нет)
<был освящен> мирянами с "глухим" иконостасом без царских врат для Господа…
Храмы (моленные) старообрядцев-безпоповцев это по сути часовни, раз нет апсиды с алтарем то нет необходимости и в царских вратах.
Во время недавнего выступления в Рогожском поселке, о. Алексий Жилко сказал, что в Латвии более 70 000 староверов. А тут — только 23 000.
Написано, что на богослужении присутствовало несколько сотен старообрядцев, а на фотографии едва сто человек насчитывается.
Не понятно.
Неужели настолько меньше община в Литве, чем в Латвии?
И никого не было гостей из Латвии.
Не понятно.