Ростов Великий издавна считается красивейшим городом центральной России, входящим в ожерелье «Золотого кольца», — туристического маршрута, проходящего по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры нашей страны. Однако, этот, казалось бы, почетный статус формирует некий стереотип. Город представляется скорее лубочной туристической витриной, нежели культурным, духовным и историческим центром. Мало говорится о его древней истории, традициях и артефактах. Почти ничего не известно о старообрядческой истории города и региона.
В современных СМИ о Ростове Великом рассказывают лишь как о провинциальном городке, достойном упоминания исключительно в туристических каталогах. А на самом деле этот центр играл огромную роль в духовной, административной и политической жизни древней Руси.
Белый клобук святителя Леонтия
Малоизвестным фактом истории Ростова Великого и России является то, что именно ростовские первосвятители (митрополиты и архиепископы) первыми стали носить белые клобуки, которые впоследствии стали символизировать патриаршее достоинство.
На иконописных изображениях святитель Леонтий Ростовский и другие ростовские митрополиты, в числе которых Игнатий, Исаия и другие, предстают в белых клобуках. Все это подтверждает особый статус города, который, вероятно, был древней столицей Руси.
В известном памятнике древнерусской литературы XV-XVI веков «Повести о белом клобуке» говорится о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима». Первая часть повести — это «Послание Димитрия Грека Толмача новгородскому архиепископу Геннадию», в которой Димитрий Толмач (он же Митька Малый) рассказывает о том, что по велению Геннадия он добрался до Рима и там в римских летописных книгах с трудом смог найти сказание о белом клобуке, которое тщательно скрывают по причине того, что боятся позора. Для этой цели Митька при помощи даров вошел в расположение к книгохранителю церкви римской по имени Яков. Яков и рассказал Митьке данную повесть, а Митька ее записал. В повести также рассказывается, что царю Константину после перечисленных событий вновь явились во сне святые апостолы Петр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру, после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенес свою столицу из Рима в Константинополь. Преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что они должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху явился ночью «юноша светлый» и велел отправить клобук в русское государство. Этому свидетельство многочисленные иконы, где ростовские первосвятители изображены именно в белых клобуках.
В 1564 году при царе Иване IV традиция ношения первосвятителями белого клобука была возрождена: «И, когда сошлись наши богомольцы, мы с теми своими богомольцами совет держали, с архиепископами и епископами… и с архимандритами и с игуменами и со всем освященным собором о том, что отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук. А прежние русские первопрестольники митрополиты и чудотворцы Петр и Алексий, и Иван, архиепископ Новгородский, и Леонтий, и Игнатий, и Исайя, ростовские чудотворцы, носили белые клобуки. И отцу нашему и богомольцу митрополиту (следует) эту высокопрестольную древнюю почесть восстановить: носить бы ему белый клобук с рясами, потому что прежние русские первопрестольники и чудотворцы Петр и Алексий, митрополиты, писаны на иконах в белых клобуках, да и Ивана, архиепископа Новгородского, и Леонтия и Исайю и Игнатия, ростовских чудотворцев, пишут в белых клобуках» [1].
После установления в 1589 году в России патриаршества, белый клобук стали носить патриархи московские, так продолжалось до церковного раскола, когда ношение таких клобуков было поставлено под вопрос. Уж очень эти клобуки отличались от того, что носили греки. В 1667 году «Повесть о белом клобуке» подверглась осуждению участниками Большого Московского Собора как «лживая и неправая», поскольку она мешала утверждению греческого авторитета на Руси. Видимо, в качестве компромисса, белые клобуки все-таки остались в употреблении новообрядческой церкви, но их форма была полностью исправлена по греческим образцам.
Центр духовного притяжения Европы
Хорошо известно, что европейские государи на протяжении всей истории неоднократно пытались породниться с русскими династиями или даже пытались поставить своих отпрысков на русский престол. Так, например, принцесса английская Гита Уэссекская, дочь последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II и Эдгиты, по прозванию Лебединая шея, стала женой великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха. А в 1613 году на русский престол претендовал сын короля Швеции Карла IX, Карл Филипп, и сын короля Речи Посполитой Сигизмунда III, Владислав.
Однако, гораздо меньше известно о духовных исканиях европейцев, искавших подлинную православную веру на территории Руси. В XV-XVII веках отмечаются не только многочисленные случаи паломничества европейцев к русским святыням, но и факты присоединения их к православию, которые наблюдались и на древней Ростовской земле.
Так, известный ростовский святой Исидор на самом деле родился в Пруссии, в окрестностях города Бранденбург. Он был сыном знатных и богатых родителей, исповедующих католицизм. По преданию, он приходился ближним родственником Великого Магистра Немецкого ордена и участвовал в крестовых походах. Но однажды, покинув свой дом, он, одетый в лохмотья и с посохом в руках, прошел пешком многие страны и веси, пока не остановился, наконец, в городе Ростове. Здесь блаженный Исидор принял православие и возложил на себя особый подвиг — юродство Христа ради. Под видом безумца он смело обличал людские грехи и пороки, особенно — власть имущих, смиренно переносил побои и насмешки неразумных горожан, терпел голод и холод, был лишен всякого земного утешения. Святой поселился в убогой хижине из хвороста, которую сам соорудил на островке, посреди городского болота. Благодаря своим подвигам, Исидор сподобился дара чудотворения и прозорливости, ростовчане прозвали его «твердисловом» за то, что предсказания его всегда сбывались. Особенно много пророчеств Исидор сделал в отношении сановитых бояр и ростовских князей. Благодаря этому его личность и осталась в истории.
Ростовский храм во имя Вознесения Господня, который был построен на месте погребения мощей святого, называют также и его именем — блаженного Исидора. Сейчас в Ростове можно посетить каменную церковь, построенную в 1566 году.
Еще один ростовский святой, Иван, по прозвищу Власатый, также был из западной Европы. Этот «немец» (возможно голландец или датчанин — прим.) тоже вел жизнь юродивого и имел дар исцелений, за что его именовали не только Власатым, но и Милостивым. Отмечен тем, что не расставался с Псалтырью. Читал ее постоянно. С нею и погребен. Интересно, что, судя по всему, он при жизни молился (келейно) на латинском языке, о чем говорят книги, оставшиеся после него. Время упокоения — 1581 год.
Мощи Ивана Милостивого ныне находятся в церкви Толгской иконы Богородицы, которая в народе носит имя самого святого. Храм Иоанна Милостивого — единственный в Ростове, который не закрывался при советской власти, поэтому сохранил свои уникальные и необычные интерьеры.
Эти случаи присоединения жителей западной Европы к православию (а на деле таких случаев было гораздо больше, не все же становились святыми) дают, наконец, понять, почему в начале XVII века большую популярность на Руси приобрела книга «Сын церковный». Ныне она воспринимается лишь как исторический памятник, имеющий хождение лишь в старообрядчестве. Но на самом деле книга была написана специально для иностранцев, желающих принять русскую православную веру. В ее предисловии автор, очевидно, обращается к иноземцу: «Ивану, рабу первому, новому среди чад сыну Церкви, от которой все через купель святого крещения порождаемы, в ней же и ты захотел креститься святым крещением, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Помни же сам, что ни мучениями, ни какой-либо угрозой никто тебя к этому не принуждал. Но ты сам, по своей воле, увидев, что наша православная вера во Христа Бога непорочна и чиста, захотел креститься и быть равным с нами, православными христианами. И случилось это с тобой не во младенчестве, а в совершенном возрасте, и не много лет назад, а недавно».
С началом реформ патриарха Никона, книга «Сын церковный» стала восприниматься в официальной церкви как «раскольничья». С другой стороны, авторитетные духовные писатели беспоповста — братья Андрей и Семен Денисовы и Феодосий Васильев — ссылались на эту книгу в важных полемических вопросах.
Высокий духовный авторитет древней Руси сохранялся и после церковного раскола. Известны имена европейцев, которые и в конце XVII, и в XVIII веке приходили на Русь принимать старую веру. Среди них, например, француз, получивший в крещении имя Вавила, этот блестящий ум, до своего обращения в православие, получил образование в Сорбонне. Прибыв в Россию, этот человек провел всю оставшуюся жизнь в старообрядческом скиту рядом с Вязниками, как сказано в его Житии: «долготерпением равный совершенному алмазу».
Ростовские древности
Просто сказать, что в Ростове Великом много достопримечательностей, это ничего не сказать. На самом деле история Ростова хранит огромное количество тайн, исторических артефактов, православных святынь, замутненных, а иногда совсем скрытых романовской и советской историографией. Это касается истории и всей Владимирской Руси, где перестройка и снос храмов, кладбищ и других объектов в значительной степени изменили исторический ландшафт. Однако, если вглядываться внимательно, то год за годом можно восстановить подлинную историческую картину, и Ростов как раз то место, где это делать интересней всего.
Несколько слов о примечательных древностях Ростова и ростовской земли, относящихся к истории дораскольной Церкви.
Самым древним монастырем в этих краях является обитель, возникшая вокруг кельи, построенной известнейшим святым древней Руси преподобным Авраамием Ростовским в XII веке. К сожалению, этот монастырь обновлен многочисленными перестройками XVIII-XIX веков, но само место продолжает сохранять историческую ценность. Увы, в наши дни древнейший храм обители, Богоявленский собор (1553 г.), находится в аварийном состоянии. Качество реставрационных работ вызывает претензии у градозащитников и органов охраны памятников. Элементы и конструкции, возводимые вместо утраченных, не соответствуют историческому облику.
В наилучшем состоянии находится надвратная Никольская церковь, построенная в XVII веке. И хотя здание выглядит симпатично, видны многочисленные «поновления» позднейшего времени, искажающие вид этого здания.
Одной из главных святынь монастыря несколько веков являлся жезл с крестом, принадлежащий преп. Авраамию. «Житие» святого повествует о его чудесной встрече с апостолом Иоанном Богословом, который вручил ему этот жезл и послал на проповедь веры. Убежденные Авраамием, многие местные жители крестились. Также существует предание, что Иван Грозный во время своего похода на Казань заехал в Ростов и взял жезл с собой, надеясь на его чудесную силу. Осенью 1552 года царь осадил Казань, и после продолжительной осады она была взята.
Сам крест Авраамия получил чрезвычайно широкую известность в старообрядческой среде. Его многочисленные реплики изготавливались в литейных мастерских XIX века, хотя в наши дни эта реликвия практически забыта. Известно, однако, что на 2000 год в Покровском соборе Рогожского кладбища сохранялись две копии этого креста.
Таким образом, с памятью Авраамия в Ростове связан Богоявленский монастырь, им основанный, церковь Иоанна Богослова на Ишне, построенная на месте, где преп. Авраамий встретил Иоанна Богослова, и Спасо-Яковлеский Дмитровский монастырь, в котором с 1991 года хранятся мощи святого.
Еще одна дораскольная святыня, Борисоглебский монастырь, возвышается возле дороги на Ростов и, благодаря этому, является одной из самых удобных для посещения достопримечательностей. Монастырь всего на 28 лет моложе Троице-Сергиевой Лавры. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители.
Основатели монастыря прославлены как святые. Особую известность получил инок монастыря преподобный Иринарх Затворник, живший здесь в конце XVI — начале XVII века. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Также в деревне Кондаково Ростовской района находится источник и келья на месте первого подвижнического подвига преп. Иринаха.
Известно, что Иринарх предсказал события Смуты и судьбы многих участников этого непростого исторического периода. Когда монастырь захватили интервенты, то в келью Иринарху зашел гетман Ян Сапега и удивился, что инок все еще молится за царя Василия Шуйского. Тот ответил Сапеге: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Согласно житию святого, у него получили благословение князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Конечно, не только церковные древности привлекают туристов в Ростов. Одной из достопримечательностей города являются Торговые ряды. Они появились в центре Ростова в конце XVIII — начале XIX века и призваны были обеспечить нужды ежегодной Ростовской ярмарки, ставшей популярной у купцов далеко за пределами ростовской земли и приносившей городу немалый доход. По своему размаху Ростовская ярмарка была третьей в России после Нижегородской и Ирбитской.
В некоторые годы одних лишь купцов съезжалось до семи тысяч. На ярмарке открывалось более тысячи лавок. В последние годы значительная часть ростовских торговых рядов (Гостиный Двор) была заброшена. Сейчас реконструкцией и восстановлением Гостиного Двора занимается ООО «Историко-культурный комплекс Вятское имени Е. А. Анкудиновой» который ранее, в 2008 году, основал музейный комплекс, расположенный на территории старообрядческого села Вятское в Некрасовском районе Ярославской области.
Продолжение следует
Источники:
[1] Лицевой Летописный свод. Русская летописная история. Книга 23. Л. 318-325
Еще лет 7-8 назад центр вместе с собором были в ужасном состоянии, наконец то дело сдвинулось к лучшему!