Сегодня мы публикуем эксклюзивный фоторепортаж известного путешественника и блогера Антона Афанасьева («Сheger»). Сайт «Русская вера» уже представлял серию материалов, посвящённых истории нижегородских старообрядческих скитов:
- О староверах на Нижегородчине: Комаровский скит и Новый Шарпан;
- О староверах на Нижегородчине: Осинковский и Оленевский скиты, Шарпан, могилы отцов Иосифа и Даниила;
- К могилам старообрядческих отцов: Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия;
- Заволжские скиты: Одинцовский, Фундриковский, Улангерский, Осинковский;
- О староверах на Нижегородчине: люди.
Сегодня Антон «cheger» Афанасьев рассказывает нам про еще один центр старообрядчества — Невьянск. Материал подготовлен эксклюзивно для сайта «Русская вера».
*****
Невьянск, прежде всего, знаменит своей падающей башней и вообще всем, что с ней связано. Про это я уже как-то рассказывал пару лет назад. Сегодня же мне хотелось бы больше рассказать про тот Невьянск, который туристам не показывают — старообрядческий. Рассказ коснется не только самого Невьянска, но и его окрестности (прекрасную церковь в Быньгах тоже покажу, правда, она нестарообрядческая уже), которые мне любезно показал местный старовер-активист, «ходячая энциклопедия» Мефодий Константинович Тюкин.
Погода, к сожалению, не удалась — накрапывал дождь. «Да ничего, все равно приезжай!», — ответил мне по телефону Мефодий Константинович, когда я заранее позвонил поинтересоваться, надо ли приезжать, так как мне было не очень удобно в такую погоду вытаскивать человека на улицу. Я прикатил в Невьянск немного раньше, чтоб сделать пару кадров падающей башни и церкви — одних из главных достопримечательностей города.
На этом с Демидовым и Петром закончим, а переместимся на оговоренное место встречи — к строящейся старообрядческой церкви во имя Всемилостивого Спаса. Церковь эта ещё до конца не построена, но, надеюсь, в ближайшее время работы здесь закончатся. Вообще старообрядцев в Невьянске всегда было много, так что недостатка прихожан точно не будет.
Показать окрестности Невьянска, как я уже сказал, мне любезно предложил подполковник в отставке, человек, который участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — Мефодий Константинович Тюкин.
Однако прежде чем начинать рассказывать вообще про уральское старообрядчество, надо будет немного рассказать, откуда оно тут взялось и как развивалось. В общих чертах, без каких-либо подробностей.
После раскола церкви староверы в основной массе своей бежали на север и на восток. Кто-то, конечно, бежал и на запад, скрываясь от преследования на территории соседних государств Восточной Европы, но все же это не было основным направлением переселения старообрядцев. Как я уже неоднократно рассказывал, именно Нижегородское Заволжье, а точнее район реки Керженец, со временем становится одним из главнейших старообрядческих центров. Однако, несмотря на непроходимые леса и болота, посланники официальной церкви добираются и сюда и производят так называемые «выгонки», последствием которых являются многочисленные гари (когда староверы узнавали, что приближаются войска, часто целыми деревнями запирались в избах и, если войска не уходили, сжигали себя в буквальном смысле того слова). И это были не единичные случаи: описание подобных гарей мы находим довольно много в документах тех лет…
Так вот именно эти выгонки и стали основной причиной переселения староверов из керженских лесов на Урал и дальше в Сибирь. И именно поэтому в тех местах их и называют «кержаки» — житель Керженца, часто забывая истинное значение этого слова.
На Урале в то время как раз начинают очень сильно развиваться заводы, где нужна рабочая сила и где находят себе работу убежавшие из Центральной России старообрядцы. Здесь, на заводах, вдалеке от центра государства, им предоставлялось значительно больше свободы в исповедании старой веры.
Сколько там их было? Сосчитать это не представляется возможным, так как мало кто себя записывал старовером. Однако только по официальным ревизиям на демидовских заводах их было 43%. И это только тех, кто открыто говорил, что он придерживается старой веры! А сколько было таких, кто открыто об этом не говорил?
Вообще старообрядцы играли весомую роль и в управлении заводами. Первых приказчиков и управляющих назначали непосредственно сами промышленники-Демидовы.
Сейчас здесь преобладают несколько толков (после разгрома поморского центра на Таватуе этот толк так и не смог восстановить здесь свое влияние), основными из которых являются поповцы Белокриницкой иерархии и часовенное согласие. Последнее является одним из самых закрытых среди всего старообрядчества.
Вернемся в Невьянск. Сначала Мефодий Константинович провел небольшую экскурсию по самому Невьянску. Как и во многих других городах Урала, в Невьянске сохранилось довольно много «бронебойной» деревянной архитектуры (около шестидесяти памятников!). Этот забавный термин я употребляю потому, что все старые уральские избы строились на века и представляли собой не просто дом, а буквально крепость, огороженную высоким забором, почти всегда состоящую из двух строений, с дощатым настилом по дворе; толщина бревен иногда была такой, что и обхватить её человеку просто нельзя. Про уральскую деревянную архитектуру я обязательно расскажу отдельно и более подробно.
Вот в таком виде сейчас стоит Свято-Троицкая церковь. В советские времена ее, как это водилось, разрушили, а вот восстановить никак не могут… Построена она была в 1853 году на месте располагавшейся на этом же месте старообрядческой часовни как единоверческая церковь.
После прогулки по Невьянску садимся в машину и едем на старое невьянское кладбище. Одна их частей этого кладбища была отведена староверам, где они в 1815 году построили Крестовоздвиженскую старообрядческую часовню, принадлежащую часовенному согласию.
Теперь давайте немного отвлечемся от Невьянска и перенесемся в его пригород, точнее в лес, недалеко от поселка Нейво-Рудянка. Именно здесь когда-то располагались места, которые притягивали староверов со всего Среднего Урала — Шайтанские скиты. Тут, на берегу Шайтанского озера, с незапятнанных времен селились и сооружали святилища люди.
Чтоб попасть в эти места, надо очень хорошо знать местность — просто так сюда не пройти. Места эти мне показались даже намного более непроходимыми, чем те, в которых я бывал при поиске Керженских скитов. Но со мной был Мефодий Константинович, который эти места знает, как свои пять пальцев.
Оставив машину около трассы, мы пошли сначала по небольшой тропке, а после свернули в глухой лес, который по мере приближения к озеру превращался в непроходимое верховое болото. Все-таки знали староверы того времени, где прятаться от властей!
Немного не доходя берега озера, оказываемся на скошенной поляне, окруженной вековыми липами, — это и есть то место, где когда-то были Шайтанские скиты. Если не знать, ни за что и не подумаешь, что когда-то здесь был один из главных центров уральского старообрядчества!
Озеро располагается совсем рядом. Очень красивое, с чистейшей водой, оно образовалось в конце последнего ледникового периода.
Если немного пройти влево вдоль берега озера, то вскоре натыкаешься на древние скальные святилища, которыми сейчас активно занимаются археологи.
Комментариев пока нет