Впервые слово «скит» я услышал тогда, когда начал заниматься кладоискательством. Сначала я не понимал вообще, что это такое, но многие копари очень любили бродить с металлоискателями в районе скитов, поэтому у меня сразу сложилось впечатление, что это были довольно богатые поселения. Позже я, конечно, разузнал, что это такое: скит — это своеобразное поселение, как правило, уединенное и монастырского типа.
Скажу сразу, местоположения их я раскрывать не буду, найти их довольно сложно. Но можно при желании. Поэтому те, кому это надо, сами найдут, это не секретная информация. Но, ещё раз, покататься и побродить на нашим полям-лесам мне пришлось порядочно. Причем местные жители часто и сами не знают, что живут рядом с бывшими скитами — и это понятно — часто от них остается только ветхое кладбище, а то и просто пара голбцов да прудик.
Но гуляя по таким местам невольно ощущаешь чувство какой-то запредельной древности. Знаете, у меня такого не было даже внутри пирамид, а когда гулял по комаровскому кладбищу — было. Тут ты соприкасаешься со своей родной историей, уже далекой, но все ещё доступной.
Ну все, хватит лирики, давайте немного окунемся в историю и посмотрим, что же осталось от прошлых центров старообрядчества в России.
На нижегородской земле было очень много скитов, и все они неразлучно связаны с таким событием XVII века, как раскол Русской православной церкви. Я не ставлю цели подробно рассказать о причинах раскола, если кто-то этим заинтересовался, можно почитать многочисленную литературу и информацию в интернете — её довольно много. Однако про сам раскол и его последствия я немного расскажу, чтоб вы представляли себе общую картину происходящего, без этого трудно будет полностью представить жизнь скитов до их разрушения. Я не историк и не религиовед, поэтому расскажу все "на пальцах".
Как известно, XVII век в России был веком, когда начала править новая династия царей — Романовы. После польской интервенции в стране царила разруха и хаос, государство практически заново строилось. В середине XVII века оно более менее поднялось с колен, разогнав оставшихся иностранцев и лжецарей. На этом фоне в духовенстве появилась группа так называемых "боголюбцев", которые боролись как за чистоту нравов, так и за верховную власть церкви в обществе. Среди них было много впоследствии известных людей — Неронов, будущий патриарх Никон, главный мыслитель старообрядчества Аввакум и некоторые другие.
Да, начинали они вместе и идеи у них были одинаковые, но немногим позже их взгляды разошлись — Никон, со временем приблизившийся к царю Алексею Михайловичу, был довольно властолюбивым человеком, мечтавшим о воцарении православной державы — Руси как преемницы единственно правой веры — византийской. Царь сначала поддержал эту идею, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы.
Однако греки сами давно отошли от византийской веры, как утверждают многие ученые, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой. Реформа была принята. Касалась она правки книг, богослужений, церковных обрядов и прочего. Все эти реформы были приняты в 1650-1660 годах, когда Никон был поставлен патриархом Руси.
Именно эта реформа и вызвала раскол в церкви: те, кто не принимал новые книги и богослужения, назывались раскольниками. Фактически приверженцы старой веры были объявлены вне закона. Сам же Никон из-за своего характера, желания преобладания церкви над светской жизнью в стране очень скоро лишился сана и был сослан в монастырь. При пересылке из одного монастыря в другой бывший Патриарх скончался…
После этого стали образовываться всевозможные деления на толки, основными были безпоповство и поповство. На самом деле эти толки тоже делились на огромное количество более мелких (нетовцы, федосеевцы, даниловцы, спасовцы и другие). Разница их была в том, что безпоповцы не признавали священство, которое бало рукоположено после раскола, а поповцы — принимали, причем часто "беглых" священников от новой церкви. Основным центром поповства был нижегородский край, а безпоповцы в основном проживали в северных областях страны.
Бывшие "коллеги" Никона были также сосланы в дальнюю ссылку на север. Большинство из них держали в темных землянках, пытали, морили голодом, но все равно такие люди, как Аввакум, и оттуда рассылали свои послания по всей Руси. Кстати, большинство из них до самой смерти надеялись, что царь отменит эти нововведения и восстановит старые порядки. Царь не отменил. Аввакума, как и многих других старообрядцев, казнили…
До сих пор РПЦ служит по исправленным книгам и новым канонам, правда, сейчас Русская Православная Старообрядческая церковь не находится в гонении и любой человек может стать её прихожанином.
Но не всегда было так. При Алексее Михайловиче их пытали, казнили, выдирали ноздри… При Петре, в детстве сильно напуганном стрелецким бунтом (практически все стрельцы были приверженцами старой веры), их также выслеживали, облагали огромными дополнительными налогами (на бороды, на старорусскую одежду…). Многие из старообрядческих толков даже считали его антихристом. Особенно после так называемого "питиримого разоренья", когда патриарх Питирим прошелся по скитам и многие из них разрушил, выгоняя жителей по деревням, а то и загоняя в тюрьмы. Правда позже, когда Петр понял, что большинство крупных промышленников и купцов тоже старообрядцы и приносят неплохой доход казне, немного смягчился к ним. Но все равно, до эпохи Екатерины II они были фактически вне закона.
Екатерина официально признала старообрядчество и даже насильно переселяла многие крупные заграничные поселения старообрядцев обратно в Россию (а за время гонений их за границей образовалось очень немало).
Вторым гонителем старообрядчества стал Николай I, который также посылал "разорять" керженецкие скиты, и не кого-то, а того самого Мельникова-Печерского, так хорошо описавшего быт и нравы старообрядческой среды в своих "В лесах" и "На горах"! Да, именно он, как бы казалось, любитель всей этой старины, заправлял николаевскими гонениями старообрядцев в нижегородской крае.
Почему именно нижегородский? Потому что, как я уже сказал, у нас, на реке Керженец, был центр поповства. Скиты тут появились еще до раскола, например, Смольяны, которые прошлым летом я так и не нашел.
Карта тех мест 1735 года
Сегодня я расскажу про два скита: самый крупный, Комаровский, и поменьше, Новый Шарпан.
Основан скит был в конце XVII века неким Комаром — отсюда и название. Как и многие другие керженецкие скиты, был разрушен во время питиримого разоренья, но при Екатерине вновь отстроен. До московской чумы 1771 года про него практически никто не знал, но в этом году сюда пришли люди, сделавшие его знаменитым на всю Россию: Иона Курносый и Манефа Старая.
Кстати, именно Комаровский скит — одно из главных мест, где проходят события, описанные в книге Мельникова-Печерского "В лесах".
Фотография скита конца 19 века
Видите на заднем фоне те же ворота? Только тополя ещё молоденькие…
Ну на первый раз это все, в следующий раз расскажу, если интересно, ещё про три скита, которые мне удалось найти в нашем заволжье.
Антон «cheger» Афанасьев
Комментариев пока нет