Посмотрел по карте и оказалось, что я посетил практически все скиты нашего Заволжья, за редким исключением тех мест, которые я просто не смог найти (Смольяны, Семь Дев, например). Причем после разговора с одним из тех людей, которые помнят, где находятся все эти места, Авдеем Савельевичем Масловым, оказалось, что и он уже толком не помнит, где находится боярский скит Смольяны (или, как его называют у нас, Смоляны) — места там дремучие, да к тому же сильно поменялась местность благодаря лесозаготовкам. Боюсь, в скором будущем уже никто не сможет найти эти места…
Сейчас я вам покажу, что осталось от четырех когда-то действующих скитов: Одинцовского, Фундриковского, Улангерского и Осинковского. Причем с Осинковским у меня выходит какая-то оказия — дело в том, что самих этих Осинок довольно много. На месте одной деревни, которая находится около Семенова, расположен святой источник, часовенка и могилы монахов, которые предпочли смерть в огне, нежели сдаться властям.
В прошлый раз я вам рассказал, что именно тут располагался Осинковский монастырь. Однако после этого я съездил ещё в одни Осинки — оказалось, что там находится здание какого-то разрушенного монастыря. Спросил местных — единоверческий. И именно он оказался тем самым Осинковским монастырем, насельников которого Мельников-Печерский убедил перейти в единоверие и позже они были переселены в Благовещенский единоверческий монастырь (ныне не сохранившийся). Вот такие запутанные истории приходится распутывать!
Одинцовский скит был основан в XVIII веке и был беглопоповского согласия, рядом с ним находился Корельский скит, до которого я не стал идти, так как от него не осталось вообще ничего. Так как Одинцовский скит располагался относительно недалеко от Семенова, то именно сюда ездили крестьяне для совершения треб, как утверждает история, в основном погребения умерших. Скит этот был небольшой, всего на 9 обителей.
В 1840 году тут случился пожар и почти все скитники перешли в Гордеевский скит (кстати, один из немногих так мной и не посещенный из-за своего удаленного местонахождения относительно остальной части скитов) и в соседние деревни Одинца и Корельское. Поселений на месте самого скита никаких не осталось, однако жители местных деревень сходились на поклонение к могиле святой Маргариты, инокини Одинцовских келий, и ее колодчику со святой водой. Согласно легенде, матушка Маргарита вознеслась на том месте, где образовался колодец. Главным объектом паломничества является могила матери Маргариты и расположенный рядом с ней источник воды, почитаемой староверами как целебная. К ней мы и прогуляемся.
Доехать на машине туда нереально, пришлось оставить её в соседней деревне у дома местных и идти дальше пешком. Дороги исключительно лесовозные, так что тут или на шишиге, или на велосипеде.
Дальше я поехал в Фундриковский скит, по пути спрашивая людей, как же к нему проехать. Ориентиром служит деревня Фундриково, которая появилась на месте скита
«Дворянам Свечиным, владевшим здешними землями и крестьянами, в скиту принадлежала обитель с часовней. В начале ХIХ в. ее унаследовала от дочери помещика Свечина — Павлы Андреевны — основательница Улангерского скита дворянка Федосья Федоровна Сухонина, переселившаяся в Фундриково.
Службы и требы в Фундриковском скиту отправлялись беглыми священниками. В 1826 г . здесь насчитывалось две обители. Официально скит был закрыт в 1852 г .
В начале ХХ в., по свидетельству Ю. Прилуцкого, в Фундриково имелась моленная, которая стояла в укромном месте в гумнах. В моленной стояли на почетных местах старинные святыни из Улангерских обителей: иконы святителя Николы, Божьей Матери и Животворящий крест, о которых рассказывались интересные предания. Икона Святой Троицы — новая, хорошего письма и большой стоимости — была пожертвована Зинаидой, сестрой Н. А. Бугрова».
Совсем рядом с Фундриково находится ныне заброшенная деревня Улангерь. Внезапно нахожу тут вот такую вещь
«Улангерский скит был основан на р. Козленце в 80-х годах ХVIII в. при активном участии Галицкой помещицы Феодосии Федоровны Сухониной и дворянки Акулины Степановны Свечиной.
Скит был выстроен взамен "старого Улангера", находившегося в Макарьевском уезде Костромской губернии и сгоревшего от молнии в крещенский сочельник. Разбежавшихся стариц сгоревшего скита Сухонина собрала в новую обитель. До середины ХIХ в. в Улангере почитался трехметровый деревянный крест, будто бы поставленный на выбранном дворянкой месте.
В разное время в скиту насчитывалось от 12 до 20 женских и мужских обителей, принадлежащих к беглопоповскому толку. Некоторые скитники придерживались безпоповского согласия. Улангерский скит считался боярским — в нем селились представители знатных родов, а в ХIХ в. его стали населять и выходцы из купечества вместе с домочадцами. Вдовые купчихи возглавляли обители и принимали схиму, их челядь постригалась в иноческий чин.
Скит поддерживал тесные связи с московским Рогожским кладбищем, славился богатством и величием церковной службы — в отдельные праздники службу вели 12 иереев. На территории Улангеря почитались три старых кладбища. На одно из них, при бывшей мужской обители, приходили на поклонение Ионе и Илии, называемыми преподобными, а также в Порфирину обитель на поклонение святой Фекле, мощи которой были найдены нетленными, когда копали могилу для игуменьи.
В 1838 г . Улангерский скит был переименован в селение. До самого разорения здесь жили две дворянки. В ходе разорения скитов в 1855 г . планировалось переселение в Улангерский скит насельниц Оленевского и Комаровского. В 1856 г . часть жительниц д. Улангерь была вынуждена формально присоединиться к Осиновской единоверческой общине. После разорения скита его жители переселились в д. Ивановское и д. Фундриково, куда были перевезены все ценные книги и иконы.
28 февраля 1858 г . Улангерский скит был окончательно уничтожен, моленная обращена в жилую избу, в которой жила одна единоверка.
Улангерский скит — ныне д.Улангерь. Три самых старых дома — жители утверждают, что строили их 150 лет назад, — находятся на северном конце деревни по восточному порядку. По западному порядку в центре деревни располагается кладбище. Самая старая его часть — юго-западная. Здесь сохранилось 3 могилы с голбцами, на двух из которых есть медные иконы.
В южной части деревни в 20- 25 м от дороги по западному порядку растет старая сосна, почитаемая местными жителями святою».
Антон «cheger» Афанасьев
Комментариев пока нет