От редакции:
Соборность, участие духовенства, иночества и мирян в делах Церкви всегда являлась одной из отличительных черт староверия. Некоторые авторы относят соборность к вероисповедальным отличиям старообрядческих согласий. В частности, среди таких писателей можно называть представителей белокриницкого согласия: митрополита Иннокентия (Усова), епископа Михаила (Семенова), начетчиков Михаила Бриллиантова, Никифора Зенина. На недавно прошедшей XIII международной научно-практической конференции «Старообрядчество: История, культура, современность» преподаватель Московского Старообрядческого Духовного Училища, руководитель пресс-службы РПСЦ Р.Ю. Аторин в докладе «Некоторые положения богословия епископа Михаила (Семёнова)» отметил: «В частности, почему Михаил Семенов переходит в старообрядчество? Причина первая: уничтожение соборности в синодальной церкви. Автор констатирует факт, что миряне фактически бесправны, а развитие всей внутрицерковной жизни сосредоточено исключительно в руках Синода и приближенных к нему архиереев, и соборная деятельность новообрядческой церкви, по меткому выражению епископа Михаила, называется «религиозным режимом». Михаил Семенов пишет: «Народ церковный давал силу самим соборам, изгнать его из церкви — значит признать хранителями веры только епископов, а это значит разрушить дело Христово. Такое положение дел противно самому духу церкви как Богочеловеческому учреждению».
Подобные же мысли высказывал митрополит Иннокентий (Усов). В своем сочинении «Разбор ответов на сто пять вопросов» (Нижний Новгород, 1908 г.) он указывает учение об «учащей и учимой церкви», господствующее в синодальной церкви, и полное отсутствие соборности. В частности, он говорит: «Их собор 1667 года издал такое постановление: “Во имени великаго Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа соборно заповедуем всем вам: архимандритом, и игуменом и всем монахом, протопопом и старостам поповским и всем священником местным и неместным: клириком же и всякаго чину православным христианом великим и малым: мужем и женам и повелеваем покарятися вам во всем без всякаго сумнения и прекословия святой восточной и апостольской церкви Христовой” (Соборн. деяния, л.5 по изд. 1881 г.). При чтении этого определения о безусловной покорности святой Христовой церкви бросается в глаза то, что перечислены все чины христиан, все члены церкви, а епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи вовсе не упомянуты. Этого умолчания о епископах ничем иным нельзя объяснить, как только тем, что под словом святой восточной и апостольской церкви Христовой собор разумел именно одних только епископов, которым и требовал от всех безусловного послушания. Это подтверждают и богословы, знаменитые в новообрядческой церкви. Макарий говорит: «Мы, как чада церкви православной, когда говорим, что хранительницею и истолковательницею божественного откровения поставлена быть церковь, то разумеем одну церковь учащую, или священную иерархию. (Введение в православное богословие, стр. 135)». Итак, вот что значит принадлежать к Церкви по учению богословия и определению великого собора новообрядческой церкви: во всем покоряться без всякого прекословия учащей церкви, или иерархии — епископам, потому что они непогрешимы».
Наш сайт начинает серию публикаций, посвященных соборности в жизни старообрядческих согласий. Сегодня мы публикуем один из проектов положения о Епархиальном Собрании в Русской Православной старообрядческой Церкви. Этот документ разработан во исполнение решений Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в феврале 2006 года. В частности, там было сказано:
«12. О подготовке новой версии Устава Церкви, о разработке положений:
- об Освященном Соборе;
- об Архиерейском Соборе;
- о Совете Митрополии;
- о Епархиальном Съезде;
- о должностных обязанностях икономов и благочинных
12.1. Выразить христианскую благодарность Алексею Рябцеву за понесенные труды по подготовке новой версии Устава Церкви.
12.2 Комиссии по Уставу Церкви продолжить работу».
Поскольку данный документ является только проектом, впоследствии в него могут быть внесены соответствующие пожелания духовенства и мирян РПсЦ, изменения и дополнения.
Проект положения о Епархиальном Собрании (съезде)
- Епархиальное Собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, является органом управления епархией и состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии (либо постоянно посещающих приход епархии). Епархиальные Собрания бывают очередные и чрезвычайные.
- Епархиальные Собрания созываются два раза в год, для рассмотрения текущих вопросов епархиальной жизни.
- Чрезвычайные Епархиальные Собрания созываются при возникновении чрезвычайных обстоятельств, мешающих мирному течению епархиальной жизни и требующих их быстрого устранения. В отличие от очередных Собраний, Чрезвычайные Собрания могут созываться не только по решению епархиального архиерея, но и по требованию не менее 1/3 членов Епархиального Собрания.
- Полномочными участниками Епархиальных Собраний являются:
- все клирики епархии, включая кафедральный собор, приходы и монастыри;
- мирянин (или двое) от прихода, избранные на общем собрании общины;
- инок (или двое) от монастыря;
- полномочия мирян и иноков, участников Епархиального Собрания, действуют год (вариант — два года).
- Участниками Собрания без права голоса могут являться:
- сотрудники аппарата правящего архиерея;
- приглашенные клирики и миряне из других епархий, специалисты по текущим вопросам, включая лиц иного вероисповедания.
- Председателем Епархиального Собрания является по должности епархиальный архиерей, который и открывает Епархиальное Собрание. В случае отсутствия правящего архиерея, заседание ведет архиерей, временно окормляющий епархию. В случае отсутствия окормляющего архиерея, заседание ведет председатель, избранный собранием епархии.
- Все расходы по созыву Епархиального Собрания покрываются из епархиальных и приходских средств.
- Деяния Епархиального Собрания составляются Протокольной комиссией, которую избирает Епархиальное Собрание.
Права Епархиального Собрания:
- Разрабатывает и принимает вопросы к Освященному Собору; вопросы, поддержанные Епархиальным Собранием, вносятся в повестку дня Собора без дополнительного голосования на Соборе;
- выносит суждения о кандидатах во священники, предполагаемых епархиальным архиереем к возведению в соответствующий сан;
- обсуждает и избирает кандидатов во епископы для дальнейшего утверждения на Освященном Соборе;
- утверждает членов Епархиального Церковного Суда;
- утверждает наименование и состав церковных комиссий;
- заслушивает отчет епархиального архиерея, председателя ревизионной комиссии, настоятелей приходов, руководителей иных комиссий и другие тематические доклады;
- рассматривает и благословляет почитание местночтимых святых и святынь;
- рассматривает представленную Епархиальным Советом или епархиальным архиереем финансовую отчетность;
- устанавливает смету приходов и расходов по содержанию епархиального архиерея;
- утверждает состав ревизионной комиссии;
- утверждает проекты в сфере церковно-просветительской и благотворительной деятельности (крестные ходы, концерты духовных песнопений, издательскую деятельность);
- формирует повестку дня во взаимоотношениях с местными властями, политическими и общественными организациями, институтами гражданского общества;
- обсуждает и решает все вопросы, предложенные Епархиальному Собранию епархиальным архиереем.
9. Все вопросы на Епархиальном Собрании решаются простым большинством голосов в открытом голосовании. В случае необходимости (например, при избрания кандидата во архиереи) допустимо тайное голосование.
10. Постановления Епархиального Собрания подписываются епархиальным архиереем перед завершением Собрания и публикуются на официальном сайте РПсЦ не позже чем через неделю после завершения Собрания.
11. В случае несогласия правящего или окормляющего архиерея с решением Епархиального Собрания, на котором он председательствовал, дело переносится на рассмотрение Освященного Собора.
И где же теперь Алексей Рябцев — вышеупомянутый ?
Прежде чем начинать тратить время на прочтение — хотелось бы узнать, кто автор проекта. Может быть, лучше время сберечь для более важных дел
по п.2. Седьмой Вселенский постановил единожды в год быть собору в области быти.
3-4. «полномочия мирян и иноков, участников Епархиального Собрания, действуют год (вариант — два года).»
Как реализовать положение «…по требованию не менее 1/3 членов Епархиального Собрания», если полномочия истекли? Может установить действие полномочий до следующих выборов?
«Права ЕС» — «заслушивает отчет епархиального архиерея». А разве епископ подотчетен кому-либо, кроме Бога?
9. Я бы дополнил: «меньшевики» вправе занести в протокол ЕС формулировку своего видения решения вопроса.
11. Также дополнил бы примерно: при несогласии с решением ЕС по конкретному вопросу данный пункт Постановления подписывается с оговоркой.
Пожелаю Администратору в дальнейшем указывать е-адрес для предложений к нормативным документам.