Полемическое сочинение против духовного понимания Антихриста
От редакции:
В продолжение серии статей, касающихся различных вопросов безпоповского вероучения и мировоззрения — духовном причастии, о чувственном и духовном антихристе, предлагаем сочинение Афанасия Герасимовича Мурачева.
В среде староверов часовенного согласия существует разное понимание природы Антихриста: одни считают ее духовной, а другие — чувственной. К этой многолетней полемике привели разные способы понимания текстов Писания и Предания — чувственного (буквального) и духовного (иносказательного, сокровенного), а также их толкования.
Первые чувственники среди часовенных беспоповцев появились в 20-е годы нашего века в знаменитых Дубчесских скитах, о которых много писал Н.Н. Покровский. В 1970-е и 80-е годы, когда спор чувственников с духовнопонимающими приобрел особую остроту, среди чувственников выделился своими сочинениями А.Г. Мурачев, проживающий на Енисее, а среди духовнопонимающих прославился Ананий Клеонович Килин, живущий на Кубани.
Представляемое нами сочинение А. Г. Мурачева было написано в 1977 г. и переписано им же в 1986 г. (рукопись Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Российской академии наук, № 6/90). Мы публикуем его по автографу 1986 г., с сохранением орфографии (при этом не соблюдается словоразделение подлинника и выносные буквы вводятся в строку; буквенные обозначения чисел заменяются цифровыми). Пунктуация приближена к современной.
***
Жили два соседа, обои ложнодуховномудренники, и часто они один к другому гостевали и о своем фанатисме разсуждали. И вот шестаго декабря, в Рожественском посте, поспешил состед придти к своему другу, котораго и застал за трапезой, и как только порт перешагнул, так и напахнуло ему жареным мясом, и он, хотя с разсеянными мыслями, но положил три поклона, поздравил хозяина и трапезу его, и мгновенно обратил взор на трапезу хозяина и видит — у него стоит на столе сковорода, а на ней зажаренная человечья нога, и гость от удивления и от ужаса стал как ошеломленный. А хозяин ему ответил: милости просим, — и приглашает его за трапезу, говоря:
— Давай, братец, добавляй три поклона, добро жаловать со мной за трапезу.
А гость едва собрался с мыслями и говорит:
— Ах, как приятно пахнет твоим жаревом, из чего же оно у тебя?
Хозяин ответил:
— Хвостовую часть от рыбы зажарил, — а сам облизывал испачканныя пальцы.
Гость, сомневаясь по-премому уличить, и говорит:
— Прости, братец, а мне кажется, что у тебя что-то не рыба на сковороде.
Хозяин говорит:
— Но, а что скажешь, капуста, или картовь? Сегодня в уставе разрешается поисть рыбу.
Гость:
Да, мне кажется, что у тебя на сковороде человечья нога.
Хозяин:
Ну, а что, если нога, но не человечья, как ты говоришь, а рыбья?
Гость:
— Я век прожил, не видал рыбьих ног и от людей не слыхивал, что у рыбы есть ноги.
Хозяин повысил голос и говорит:
А ты кто, духовнопонимающий или чувственник-буквоед?
Гость:
Ну, конешно, духовнопонимающий, ты и сам меня знаешь.
Хозяин:
— Нет, я вижу тебя, что ты еще не совсем духовнопонимающий, а только исполу, ты разве не знаешь, кого Божественное Писание называет рыбой? Давай, раскроем Евангелие от Матфея, 13, стих 47, о неводе. Не думай, что это чувственный невод и для чувственной рыбы, нет. А также и от Луки, глава 5, стих 10. Исус Христос сказал Петру: «Не бойся, отселе будеши человеки ловя». И в недельном Евангелии, в неделю 18, на листе 298 об. говорит: «Таже и обещався (Исус) ловца человеком сотворити их (учеников). Вместо мрежия, еже имеяху, даде им от всех словес законных же и пророческих, еще же и от божественнаго поучения Своего сплетену мрежу, даже вверзают в море человеческаго жития, и объимут елицех аще обрящут исполняюще своя словесная мрежия, от всякаго рода словесных рыб, еллин же и варвар, и привлекут сих от смерти на живот».
А еще в Благовестнике и в Нравоучительном Евангелии прочти на ети зачалы и более уверишься. Да, если хочешь, я тебя завалю свидетельствами от Божественнаго Писания, я в Писание верю более всего на свете, и Писание нужно понимать только духовно. Если июдеи пророческое Писание понимали чувственно, то мы наперекор им святоотеческое Писание будем понимать духовно. А вы должны смотреть на нас, грамотеев: мы для вас свет миру и соль земли (Мф., 5, 13). Вы должны полностью доверяться нам: ведь ключ разумения в наших руках (Лк., зач. 62). Ну, и как теперь, ты согласен со мной, что Писание говорит о духовной рыбе, которую я действительно поджарил на сковороде?
Гость:
— Конешно, ты грамотный, я верю тебе. Но почему раньше этого не было, чтобы такую духовную рыбу исть?
Хозяин:
— Говоришь, почему не было? Это потому, что Писание еще не совсем понимали духовно. А чем понимать духовнее, тем оно спасительнее; уже человек убивающей буквы не будет касаться, она полностью останется в чувственном понимании. Но если допустим, к слову, что это говорит устав о чувственной рыбе (только не искусил бы лукавый на деле), то надо будет сети, надо лодку, надо то, надо другое, а ето ведь любоимение и любостяжание, которое Писанием запрещается, говорит Евангелие от Луки, зач. 9: «Если имеешь две ризе, подаждь одну неимущему», а у апостолов были даже сети свои и лодка, но Христос велел оставить все» (Лк., зач. 17). А для духовной рыбы все это ненужное — ни лодка, ни сети — она живет на суше, и нужен только один топор, которым дрова рубишь, тем и эту рыбу добудешь — конешно, и ножом можно, Христос не запрещал апостолом иметь нож. Он сказал: «Да продаст ризу свою, и купит нож». А апостоли ответили, что у нас уже два ножа, и Он сказал: «Довольно есть» (Лк., зач. 108)
Говорит гость:
— Ну, хорошо, братец, я люблю слушать твое поучение.
Хозяин:
— Конешно, любить и надо, я ведь говорю не от себя, а от Христова Евангелия. А в Евангелии Христовы словеса, а Христос сказал:
Небо и земля прейдут, а словеса Моя не прейдут (Лк., зач. 107).
Гость:
— Добре, добре, я верю тебе, братец; да, еще, братец, протолкуй мне, вот местом говорится в уставе: дважды с маслом или однажды маслом и вино пием — как ето надуховно толкуется?
Хозяин:
— Я знал, что ты должен меня спросить об этом, но у меня уже приготовлен ответ для тебя. Евангелие от Луки, зачало 53, в котором говорится, что иерей и левит пренебрегли человека уязвеннаго на пути, самарянин же некто грядыи, прииде над него и, видев его, умилосердися. И, приступль, обяза раны его, возливая масло и вино. В недельном Евангелии в слове 46 (лист 356) говорит: «Полия же елеом и вином, словом поучения, елей бо еже благими кротко призывая, вино же еже страшнейшими возводя на добродетели». Ниже: «Вино же еже поученному и свирепому слову. Елей же к человеколюбному и милостивому слову». Ниже: «Полием утешения вином, помажем человеколюбия елеом». Вот так толкуется о масле и вине. Это мы должны к людям подмазываться и льстить их или же криком и угрозой брать над ними верх. И вот если не будешь этому верить, будешь противник Евангелию.
Гость:
— Добре, добре, братец, я охотно верю тебе, но еще мне протолкуй, братец, вот местом говорится в уставе: разрешаем на мясо и млеко, это 25 декабря.
Хозяин:
— С Божиею помощию отвечу и на это, опять же от Евангелия; от Луки, зач. 87, говорит: «Идеже тело, тамо соберутся и орли». А у Марка, зач. 100, вместо тела называется труп. Вот это и есть мясо, под этим трупом разумеется Христос умерший. И Христос Сам говорил:
И хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира.
И паки:
Рече им Исус: Аминь, аминь, глаголю вам, аще не шесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядыи мою плоть и пияи мою кровь, имать живот вечный.
Вот о каком мясе говорит устав: плоть Христова — его и есть мясо, устав разрешает причащаться телу Христову, а не сахатину или оленину варить и исть. А под млеком разумеется кровь Христова — его мы также говорим на основании Святаго Писания, если хочешь, я тебе десяток свидетельств приведу. 27 июля святаго великомученика Пантелеймона, когда усекнуша ему главу, вместо крове истече млеко. Да я говорю тебе, что я найду в Четиях не один десяток случаев, только нет мне время с тобой заниматься, да и что толку от сего, если ты невежа и слепец — сегодня я тебе говорю, а завтра ты все забудешь.
Гость:
— Нет, братец, не стесняйся, и не ленися учи, твое дело учить, а наше дело слушать и подчиняться. Да еще я спрошу: как ты, братец, духовную-то рыбину поймал и какой она породы?
Хозяин:
— Породы она татарской. За рекой татарин ночью выжигал извеску и потом заснул, а я подкрался и топориком стукнул по голове, и он перестал трепескаться, а потом приволок его домой.
Гость:
— А все же страшно ету духовную рыбу добывать. Если узнает начальство, то в тюрьме сгноят или сразу жизни лишат.
Хозяин:
— Да что и смотреть на ето? Хоть лося или осетра или духовную рыбу, все надо тайком добывать: если узнает рыбнадзор, то за лося и осетра не погладит по головке.
Гость:
— А вот у меня никак не поднимается рука добывать духовную рыбу; мне кажется, это человекоубийство.
Хозяин:
— Я уже сказал тебе, что ты не совсем духовнопонимающий, а только исполу. Тебя убьет убивающая буква, ты должен бояться ее, как зверя она тебя ужалит, она тебя уест: гоните, гони от себя прочь, как волка в лес, как вепря в дубраву. Она для вас явная пагуба, она для вас как волосяная петля. Вот меня она уже не убьет, я ее выгнал из всех книг, я смотрю на нее, как на крокодила, я следую животворящему духу, я испытываю Писание по Господню гласу (Ин., 5, стих 39). Я извлекаю из Писания внутрь лежащий смысл, я ненавижу июдейскую лень, которые понимали Писание по букве, я осуждаю всех чувственников, буквоедов, буквожоров. За то, что они толкование святых отцов понимают по букве, то есть, по письму. А ведь писмя убивает, а дух живит. А если дух живит, то нужно понимать все Писание духовно, вплоть до детской азбуки. Ну и как, теперь ты согласен со мной?
Гость:
— Ну, это я понимаю и также говорю, что писмя убивает, а дух живит. Но я смотрю, братец, на тебя, что ты что угодно вынешь из Писания.
Хозяин:
— Почему ты так глупо думаешь? Что для тебя Божественное Писание леменева проволока или свинцовая пластина, чтобы выгибать его куда нужно? Нет, в етом ты резко ошибаешься. Да и что мне с тобой терять время, какая польза? Говорит Христос:
Не дадите святая псом, ни помятайте бисер ваших пред свиниями, да не попрут их ногами своими (Мф., зач. 20).
Ты же — явный блудник, и не только блудник, а даже кровосмесник.
Гость:
— Нет, братец, мы с женой сведены по закону, и родства между нами никакого нет.
Хозяин:
— Ха-ха-ха, по закону! Давай раскроем божественное Писание, и сам увидишь, какой ваш закон. В Шестодневе третияго гласа на утрени на блаженных 1-й стих говорит: «Отвергшаго Христе заповедь твою праотца Адама из рая изгнал еси». А праотец это кто, ты думаешь?
Гость:
— Дак ето всем понятно, что его дедушко.
Хозяин:
— Вот, Адам дедушко, а вы обои с женой от Адама от дедушки, и между вами только четыре степени по низходящей линии, а вы сродные брат с сестрой. И ты говоришь, между вами никакого родства нет. И ето не одно свидетельство, я тебе приведу еще целый ряд. Шестаго гласа на троичном каноне песнь девятая: «Врача человеком, Пречистая, родила еси, всесильна Христа и Господа, прародительныя язвы всех исцеляюща». И на утреннем каноне песнь седмая, первый творец: «Праотец же веселия исполнен явися». Прародитель или праотец — ето одно и то же, опять же говорит о Адаме. Пятаго гласа на утреннем каноне песнь пятая, первый творец: «Свободно содеяла еси от клятвы, Богородице, естество праотца». Там же, песнь осьмая, третий творец: «Преста ныне праотец печаль, яже радость приемши ти Богомати». Третияго гласа на утрени канон, песнь девятая, первый творец: «Из тли смертныя спасл еси, Христе, праотца, положея во гробе, яко мертв». А также и о Евве говорит. Четвертаго гласа на утрени канон, песнь шестая, третий творец: «Древле убо прельсти мя змий, и умори мя ради праматере моея Еввы». Ну, и что ты теперь думаешь? Живешь в таком беззаконии и за грех не считаешь, говоришь, вы сведены по закону.
Гость:
— Да, братец, ты меня вовсе ввел в переполох. Ну, а почему же в Кормчей и в Номоканоне и в Матфеи Правильнике положены степени родства — по восходящей и побочной и по низходящей линии до осьми колен, и есть родство позволительное к браку и непозволительное. А если так понимать, как ты учишь, то ведь все человечество от Адама и до кончины века, все будут только в четырех степенях между собою. Как ето, я не могу понять?
Хозяин:
— Ты опять воротишь на чувственное понимание, опять воротишь на убивающую букву, опять понимаешь по письму: ведь там чисто плотьское понимание о родстве, а мы совершенно против плотскаго понимания и держимся только за дух. Но и сколько ты думаешь о родстве форм позволительных и непозволительных?
Гость:
— Да я думаю, поди, двадцать есть.
Хозяин:
— Нет, мало сказываешь, наверно дважды по двадцать, да и больше есть. Но для нас ето все чепуха, сколько буть. Если о пророках Илие и Енохе насчитывается более ста свидетельств, и более пятидесяти книг свидетельствуют о том, что оне будут чувственно предотечи пред вторым пришествием Христовым. А с нашей стороны и нет ни одного свидетельства, кромя ложнаго из Феодора Студита, втораго тома; а мы все ети свидетельствы накрыли убивающей буквой и взяли верх и победу над чувственниками. И для нас нет разницы, хоть сто свидетельств, хоть тысячу, одна и та же покрышка — как стеклянки литровые, и трех, все закрываются одной капроновой крышкой — вот тебе ясный пример.
У нас такая тактика — если прямое и неотвратимое свидетельство против нас, то мы его должны относить к духовному пониманию, и тогда мы будем непобедимы до смерти, а ты три книги помянул, и хотишь на них обосноваться. Но и как ты теперь думаешь, — согласен, нет, со мной по части духовного понимания?
Гость:
— Ты, братец, совсем меня привел в безвыходность. Конешно, я духовное понимание чествую, но меня касается вопрос о степенях родства, так как я вижу и наша братия — духовнопонимающие, а живут с женами, и никто о етом не мудрствует.
Хозяин:
— Конешно, вам поневоле приходится закрывать свое беззаконие, все вы женатые и все в грехе виноватые, и все будите оправдываться, а духовное понимание будите подрывать. Ето мне вас судить справедливо — я живу одинокую жизнь и свободен от вашей страсти. И если что я привел из Шестоднева — то что Адам праотец, то есть дедушко, и Евва пра матерь, то есть баушка, — и куда ты теперь попрешь? — ето тебе не сказки, — если, ты говоришь, духовное понимание чествуешь, — а ето как раз и есть духовное понимание. Послушай, что говорит блаженный Иероним, ч. 15, стр. 132: «Мы, носящий имя християн, оставляем убивающую букву и последуем животворящему духу». Того же, ч. 1, стр. 61, говорит: «Нет в писаниях слов простых, то есть имеющих только буквальный смысл, есть в них много сокровеннаго». Того ж, ч. 6, стр. 208: «Все, следующий закону и пророкам по букве убивающей, а не по духу животворящему, погибнут». Вот все вы, женатики, следуете по букве убивающей, поетому и погибнете. Вот поетому я с вами не ем, не пью и не молюсь. Вы отлучоны от Церкви ради беззаконных браков по Зонарю, правило 38. Вам епитимия на 12 лет по 170 поклонов на день.
Гость взял шапку в охапку и возвратился с горечью домой и встретился с чувственнопонимающим о временах и объяснил ему подробно о своем соседе-духовнопонимающем — как он толкует устав домашний и как понимает о степенях родства.
И говорит ему чувственник:
— Ну, и как, ты полностью с ним согласен?
Гость:
— Да у меня не сходится с ним понятие, мне кажется, он лишно духовно понимает, наша же братия только о временах духовномудрствуют, а домашний устав и о степенях родства не толкуют духовно.
Чувственник:
— Как имеющий одну анафему, так и имеющий три анафемы, обои не внидут в Царство Небесное. У тебя совершенно безосновательное ложнодуховное понимание только о временах, а у него еще два ложно духовных понимания — как домашнего устава, так и о степенях родства. И чем ты лучше его? Только тем, что у тебя лукавства и плутовства поменьше, а закваска у вас обоих одна, у обоих основание ложное: придумали ложную убивающую букву, которой в святоотеческом писании совсем нет. Ты послушай, что говорит блаженный Иероним (ч. 6, стр. 208):
Все, следующие закону и пророкам по букве убивающей, а не по духу животворящему, погибнут.
Вот и смотри, где лежит убивающая буква? Она лежит в Моисейских и пророческих книгах. Говорит: «Все, следующие законам и пророкам по букве». Под именем закона называет Моисейския книги, в которых изложен ветхий закон; а под пророками — пророческия книги. Поетому и блаженный Иероним не сказал, что все, следующие святоотеческому писанию по букве убивающей, погибнут. И зачем он скажет, если в нем нет? Ты пожалей свою душу и поверь мне, что для нас теперь нет убивающей буквы, потому что духовнобожественное писание, как ветхозаветное, так и новоблагодатное, все святыми отцами растолковано. А теперешним всем толкователям святии отцы отрубили язык 19-м правилом Шестаго вселенскаго собора, потому что толковать больше нечего, а только читать и следовать готовому толкованию. А если кто вопреки святым отцем будет излагать свое толкование, то его противник Христу, а сотрудник — дияволу, и от таковых нужно отвращаться.
Гость:
— Беда мне от вас, неграмотному, обои вы на меня, и я не знаю, кому верить из вас.
Чувственник:
— Конешно, нужно верить тому, кто говорит истину, а если кто лжет, зачем верить ему?
Гость:
— Но, а как узнать, толи лжет, или правду говорит?
Чувственник:
— Узнать очень просто: если человек говорит правду, то он подтверждает Писанием и читает целые главы, листы и страницы по ряду, а если человек лжет, то он выхватывает из Писания строки и полустроки, и делает ложный вывод и заключение, и тогда легко обольщает людей. Как говорит Ефрем Сирин:
Ложь из истины извлекает самый смертоносный яд.
Вот ваша лжебратия лжедуховномудренники так и делают. А теперь еще не жгет и не морозит, и его тебе еще не беда. Если не покаетесь, то беда вам будет после смерти, Христовы слова сбудутся и на вас, как Он говорит в Евангелии (Мф., зач. 35): «Отраднее будет земли содомстей и гоморстей в день судный, нежели вам». Ты подумай, как вы Богу и святым Его досаждаете, когда берете словеса святых и на свой ложнодуховный смысл насильственным образом извращаете, и Церковь Христову раздираете, и незлобивые души во ад утопляете, за которых Исус Христос кровию пострадал. И если о едином грешнице кающемся бывает радость на небеси, а вы от Церкви Христовой полками людей отторгаете и во ад утопляете, то что же бывает на небеси, если не скорбь? Вот насколько тяжек ваш грех: для Христа вы явные враги, а дияволу верные слуги.
Гость:
— А я давно замечаю лукавство за своими стариками, поетому и защищать их не хочу. Провалитесь они во ад со своим лжедуховным мудрованием ко отцу своему дияволу, его же волю творят. А я отселе причитаюся Христу и к вам, чадом Его.
Теперь еще, боголюбче, скажи мне, в каких книгах говорится о пророках, что они будут предотечи второму пришествию Христову? Мой собеседник мне сказал, что более пятидесяти книг, в которых говорится о пророках, что они будут чувственно предотечи второму пришествию Христову, а по имени книги не назвал.
Чувственник:
— А вот, смотри, на следующей странице, по числу их 59, но я думаю, ето еще не все.Книги, в которых говорится о пришествии пророков
- В Евангелии, напрестольном.
- Евангелии недельном.
- Евангелии благовестном.
- Евангелии нравоучительном
- Евангелие от Матфея беседа Златоуста, 57, страница 402
- Беседы апостольския, лист 343.
- Апостол толковый, лист 383 обор.
- Беседы на Евангелие Григория Двоеслова. Книга 1, страница 58.
- Его же книга 2, страница 110.
- Синоксарь в неделю мясопустную.
- Иоанна Дамаскина книга 4, слово 27
- Иоанна Римлянина книга «Метафраст», глава 20, лист 471.
- Иоанна Златоуста том II, страница 5.
- Его же, том III, страница 73.
- Его же, том VI, страница 474.
- Его же, том XI, страница 575.
- Преподобнаго Ефрема Сирина слово 105.
- Его же, часть VIII, страница 54.
- Андрей Кесарийский в Толковании на Апокалипсис.
- Андрея Юродиваго, глава 66.
- Альфа и Омега, глава 66.
- Большой соборник, глава 8, лист 127 и лист 523
- Книга о вере, глава 30, лист 270.
- Амвросий Медиоламский, глава 8, страница 17.
- Его же, Книга о девстве, глава 3, страница 6.
- Кассияна Римлянина, книга его, страница 360.
- Кирила Александрийскаго, том XII, страница 168.
- Феодорита Кирскаго, том V, страница 175.
- Его же, том VI, страница 81.
- Его же, часть 4, страница 238.
- Максим Грек, в слове о промысле Божий; глава 9, ч. 2, страница 189.
- Книга Козмы Индикоплова, лист 129.
- Пролог июля 20, слово Григория Мниха.
- Святцы с летописью, 20 июля.
- Книга Кирила, знам. 8, лист 47.
- Четь Минея 20 июля.
- Четь Минея Макарьевская, 20 июля.
- Четь Минея Макарьевская, февраль, лист 874.
- Четь Минея Макарьевская, сентября 23, лист 329.
- Страсти Христовы, глава 25, лист 140.
- Блаженный Августин, книга 5, часть VI, страница 264 и 256.
- Евфимий Зигабен, толкование на Матфея, глава 17, стих 10.
- Св. Мученик Иустин. Разговор с Трифоном, страница 73.
- В Служебной Минее стихера и тропари Илие.
- Книга Анфолагион, страница 995.
- Блаженный Иероним, творения его, часть 15, страница 234.
- Его же, часть 16, страница 169.
- Его же, часть 3, страница 174, письмо 47.
- Его же, часть 4, страница 345 и 348.
- Его же, часть 11.
- Феодора Студита т. 2, страница 274.
- Протопоп Аввакум. В кн. История… Бороздина, страницы 23, 19, 35, 36, 37, 70 и другие.
- Диякона Феодора. В кн. История раскола, VII, страница 186.
- Лазарь, страница 9, в кн. Внутренние вопросы Смирнова.
- Там же, страница 11. И том 4, страница 273.
- Авраамий. В кн. История раскола, т. VII, страница 419.
- Еще Аввакум протопоп… часть 2, страница 21.
- Торжественник на 20 июля.
- Поучение, лист 476.
Обезумевшия лжедуховномудренники против етих книг барахтаются со своим ложнодуховным мудрованием противу чувственнаго прихода пророков пред вторым пришествием Христовым.
Писал грешный Афанасий в марте 1977 г. на обличение Шурнишенской ереси.
Переписана в 1986 г.
Текст представлен в приложении к статье Б.А. Успенского «Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта (представления о рае в середине XIV в.)». Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сборник к 60-летию А.А. Зализняка. М., 1996. С. 134–142
хорошо было бы разместить и ответ Анания Килина. рукописи например есть у Е. Агеевой
Замечательный материал! Не хотел писать – Пост, но пройдя по ссылке на «духовное причастие», полагаю себя обязанным поделиться следующим. Представляется, что безпоповские авторы, занимаясь списанием выдержек из старых книг, и полагая их в основание своих заблуждений «от Церкви Христовой полками людей отторгающих и во ад утопляющих», не ведают важное. Многие слова со времен написания текста на старославянском, с развитием(?) русского языка значительно изменили свое значение. Только один пример. Царь Давыд глаголет «исповемъся тебе в людехъ Господи» (Пс.107). Конечно, для безпоповца эти слова – песня: пророк утверждает исповедь Господу не перед священником, а перед мирянином-наставником! Однако, точный перевод со старославянскаго — «восхвалю (прославлю) тебя в людях Господи», что подтверждает и контекст.
Простите Христа ради.