Всегда интересно гулять по улочкам древних городов, любоваться старинной архитектурой, роскошными местными пейзажами… Однако так сложилось, что старинная архитектура сохраняется главным образом в городах так называемого Золотого кольца — туристической Мекки среднерусской возвышенности. В других населенных пунктах, исторически не менее значимых, но не внесенных в туристические каталоги, архитектурный ландшафт милой родной старины медленно разрушается, гибнет, уходит в небытие.
Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы.
Нынче Оренбургскому казачеству исполнилось ни много ни мало — 440 лет. Дата масштабно отмечалась, да вот беда — старообрядцев позвать забыли. Впрочем, староверы и сами не жаждали в этом участвовать, хотя должны бы. Казачество, появившееся в годы, когда далеко еще было до Церковной реформы, впитало в себя всю суть и истину незамутненного Православия. А что сегодня? Об этом — в нашем материале.
В Покровской общине Русской православной старообрядческой церкви в г. Барнауле берегут традиционные ценности и стараются привить их подрастающему поколению. О том, чему стоит учить детей, от чего уберегать, корреспонденты газеты «АиФ» поговорили с протоиереем Николой Думновым, настоятелем храма, а также Ольгой Нехаевой и Виктором Баумтрогом, преподавателями воскресной школы.
Создавая новые формы работы с юными посетителями, Музей имени Андрея Рублева начал сотрудничество с московским агентством исторических проектов «Ратоборцы». Мы продолжаем публиковать цикл эссе Татьяны Игнатовой, научного сотрудника Музея имени преподобного Андрея Рублева, посвящённый авторскому курсу занятий для младших школьников по древнерусской культуре «Нарисуй мне чудо!».
Научные конференции, посвященные истории, культуре и современному дню старообрядчества — это не только сухие научные доклады, но и живое общение между исследователями, староверами и всеми интересующимися темой старообрядчества, духовной традицией и культурой нашей страны. В кулуарах III Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья» мы беседуем с настоятелем Невской старообрядческой поморской общины, председателем Российского Совета ДПЦ Олегом Ивановичем Розановым.
7 и 8 июня в Москве в музее-заповеднике «Коломенское» пройдет четвертый международный исторический фестиваль «Времена и эпохи». На военной площадке развернутся военные лагеря европейских армий и пройдут целые серии сражений, реконструирующие баталии разных лет Первой мировой войны. О проекте «Времена и эпохи», а также о предстоящем фестивале 2014/1914 рассказывает организатор агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко.
Старинные лики, пострадавшие в пожарах, пребывающие в сырости, потрескавшиеся и даже почти полностью стертые. Что делать с такими иконами? «Платежеспособные» коллекционеры ответы знают и, вкладывая средства, воссоздают, казалось бы, напрочь утраченное. А староверы? Слышать о том, что верующие умельцы что-то воссоздали из небытия, мне лично не приходилось. Эта история про то, что лучше, наверное, отдать лик профессионалу, чем «похоронить» образ в кладовке…
В Общественной палате РФ прошел круглый стол с участием представителей современных российских конфессий. На нём прозвучали заявления о невозможности пересмотра установившегося конфессионального паритета, были названы цифры религиозных предпочтений россиян, а также прозвучали выступления старообрядческих экспертов.
В статье рассказывается о том, как новосибирская семья умудряется в городской квартире жить по старинке. Образ жизни Карасёвых — не от темной боязни прогресса, не от отрицания нового. Это их собственный свободный выбор. Образование позволяет им самостоятельно создавать комфортную среду, определять приоритеты, выбирать, как будут жить их дети.
23-24 мая на историческом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова открылась III научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Корреспонденты и авторы сайта «Русская вера» присутствовали как на открытии этого научного форума, так и сами выступили в качестве докладчиков и участников. Всего в аудиториях Шуваловского корпуса МГУ прозвучало несколько десятков уникальных докладов и сообщений. Большой интерес присутствующих вызвал доклад игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ МП), посвященный его собеседованиям с греческими иерархами и богословами на тему древневизантийского и древнерусского богослужебного благочиния и обряда. Сегодня мы публикуем это интереснейшее сообщение.
В современном старообрядчестве продолжает сохраняться проблема духовного лидерства и формирования интеллектуальной элиты. Несмотря на иерархическое и административное развитие, в старообрядческих согласиях еще не сформировались пассионарные группы, которые могли бы интенсивно продвигать идеи старообрядчества в самые разные социальные страты русского народа. Однако исторический опыт старообрядчества показывает, что такие люди обязательно появятся. В своей новой статье А. А. Пригарин рассказывает о судьбе и деятельности знаменитого начетчика и публициста Ф. Е. Мельникова, а также его сподвижников. Также сайт «Русская вера» публикует уникальные фотографии начетчика, сделанные в эмиграции.
Сайт «Русская вера» представляет премьерную видеоверсию нового интервью предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия (Титова).
В мае этого года епископ Русской Православной старообрядческой Церкви Силуян (Килин) отметил свой 75-летний юбилей. Сайт «Русская вера» публикует биографию преосвященного владыки и его раритетные фотографии.
Считается, что современным детям, воспитанным на мультфильмах и компьютерных играх, сложно познавать древнерусскую культуру, принимать традиционные религиозные и духовные ценности. Однако опыт ряда современных педагогов показывает, что подобрать ключик к сердцу даже совсем невоцерковленного ребенка всё же возможно. Мы начинаем публиковать цикл эссе Татьяны Игнатовой, научного сотрудника Музея имени преподобного Андрея Рублева, посвящённый авторскому курсу занятий для младших школьников по древнерусской культуре «Нарисуй мне чудо!».
Старообрядческий епископ Евмений рассказал об отличии большевистских гонений от царских, о тайных старообрядцах среди членов КПСС и торжестве православия на излете советской истории.
Молодежная тематика остается одной из самых востребованных в современном старообрядчестве. Ни для кого не секрет, что молодые старообрядцы часто не могут найти себе применения на церковном поприще. С другой стороны, определенные проблемы возникают у молодых христиан во время светской социальной адаптации. О поисках своего пути христианского делания рассказывает редактор молодежного старообрядческого журнала Денис Иванов.
На территории восточной Украины имеется немало старообрядческих общин разных согласий и юрисдикций. Об истории староверов Луганского края, проживающих в селе Городищи, пишет известный старообрядческий блоггер, прихожанин Никольского храма в г. Москве Михаил Панкратов.
5 мая, после празднования недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском, группа паломников, состоящих из гостей и участников торжества, общим составом более 100 человек, на двух автобусах выехали к местам жизни и подвигов преподобного Сергия Радонежского. Предлагаем впечатления и фоторепортаж с поездки одного из её участников.
История старообрядчества знает немало биографий как подвижников веры, так и просто добропорядочных христиан. Хорошо известно о мучениках, пострадавших за правоверие во второй половине XVII века, немало информации имеется о ветковских и керженских отцах, подробно описана жизнь многих старообрядческих архиереев, печатаются статьи о репрессированных в 30-40-е годы. Однако значительно меньшее число материалов посвящено жизни старообрядцев в XVIII – первой половины XIX века. Сегодня мы публикуем интереснейший материал, посвященный жившему в этот период иноку-схимнику Евфимию (Мокееву).
В каком обряде, старом или новом, содержатся большая высота, глубина и цельность? Какую роль в процессе возрождения Русского мира и Русской цивилизации могло бы сыграть старообрядчество? Возможно ли духовное возрождение русского народа без переосмысления трагедии раскола XVII века? Об этом и многом другом читайте в интервью с известным деятелем старообрядного движения в лоне РПЦ МП игуменом Кириллом (Сахаровым).
22-26 апреля (5-9 мая н.ст.) 2014 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители, монашествующие и миряне Русской Древлеправославной Церкви. Размещаем материалы, обсуждаемые на Соборе, и его итоги.
В Московском Международном Доме Музыки 2 мая 2014 г. прошел уникальный концерт «Распевы святой Руси», в котором приняли участие семь хоров (почти 200 певцов). Публикуем интервью с одним из ведущих регентов — теоретиком и практиком знаменного пения из Новосибирска Александром Емельяновым.