23-24 июня в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». На нашем сайте уже опубликован репортаж с первого дня конференции и дискуссия. Сегодня вниманию читателей предлагаем подробный рассказ о втором дне конференции.
Сегодня стало общим местом утверждение, что старообрядчество внесло большой вклад в сохранение и развитие русской культуры. Память услужливо называет фамилии: Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Солдатенков, — им же несть числа. Однако вклад каждого отдельно взятого старовера в культуру бывает удивителен и поучителен одновременно. Славу Сергея Тимофеевича Морозова несколько затмевает его брат Савва, о котором говорят и пишут чаще, чем о Сергее. Именно поэтому, восстанавливая историческую справедливость, хотелось бы немного рассказать о незаурядном человеке, которого мы назвали «адмирал культуры».
Вопрос о Конце света и Страшном суде волновал христианское сознание испокон веков, отражаясь в литературе и изобразительном искусстве. В России наибольшей остроты апокалипсический дискурс достигает в середине — второй половине XVII столетия, когда «святая простота» Средневековья сменялась утилитарным рационализмом Нового времени. Начавшаяся в 1653 г. книжная справа уже наложилась на крайне напряжённую атмосферу тех дней, буквально пропитанную эсхатологическими ожиданиями.
Большой резонанс в российских СМИ вызвал проект закона депутата ГД Ирины Яровой о внесении поправок в федеральный закон «О противодействии терроризму». Внимание большинства людей приковано к статьям закона, касающимся конституционных прав граждан страны на тайну переписки, телефонных переговоров и вообще личной жизни. В меньшей степени известно о статьях закона, которые затрагивают изменения в религиозном законодательстве страны и непосредственно касаются повседневной жизни верующих и религиозных организаций. 7 июля 2016 года президент Российской Федерации подписал этот закон. По просьбе наших читателей публикуем статьи закона, непосредственно касающиеся религиозной жизни граждан нашей страны.
23-24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В ней приняли участие представители основных старообрядческих согласий из России, ближнего и дальнего зарубежья. В рамках конференции состоялась дискуссия между участниками, которая затронула многие насущные вопросы, в частности, о форматах сотрудничества. Представляем полную версию состоявшейся дискуссии в текстовом виде.
Традиционная русская баня – это не просто заведение, где можно вымыться. Баня – это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. Тот, кто не любит баню, просто ни разу в ней не был.
Во вторую неделю после Троицы в Русской Православной старообрядческой Церкви поминают свв. священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земли за веру Христову от безбожник пострадавших. Сайт «Русская вера» публикует уникальную старообрядческую Службу святым мученикам, пострадавшим за веру в годы репрессий.
3 июля 2016 года, во вторую неделю после Троицы, в Русской Православной старообрядческой Церкви поминают свв. священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земли за веру Христову от безбожник пострадавших. В 1937 году в Барнауле бывшими сотрудниками УНКВД было сфальсифицировано дело на духовенство. Среди обвиняемых по этому делу были два старообрядческих священника — Григорий Мишуров и Иаков Чучалин. Они оба были расстреляны, а храм, в котором они совершали богослужения, конфискован, а вскоре снесен.
Принятый Госдумой РФ в пятницу 24 июня в окончательном чтении пакет «антитеррористических» поправок в законодательство, получивший известность как «закон Яровой», является крайне недоработанным, оскорбляет миллионы россиян и способен создать массу проблем для государства и общества. Такую оценку высказали опрошенные REF News авторитетные российские эксперты в области права и религии, а также известные священнослужители.
Исследователь-практик экологичного существования человека на Земле, инициатор создания экопоселения в Подмосковье Александр Бабкин в мае 2016 года несколько дней прожил в закрытой общине староверов, которая располагается в тысяче километров от Хабаровcка и в 300 километрах от Комсомольска-на-Амуре. Он вывел 17 фактов, которые присущи жизни староверов-часовенных.
От пятидесяти до ста рублей просят торговцы банными вениками, если остановиться на любой загородной автомобильной трассе. Их «витрины» выглядят оригинально: березовые и еловые веники развешены на длинной жерди, покачивающейся от проходящих машин или налетевшего ветра. Однако куда приятнее заготовлять их самому, переживая то, что понятно будет лишь тем, кто сохранил в себе бесценный русский дух. В зависимости от региона березовые веники запасают с середины июня до середины июля, чаще в период между Троицей и «Петровками» — днем святых апостолов Петра и Павла.
23-24 июня в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В ней приняли участие представители основных старообрядческих согласий из России, ближнего и дальнего зарубежья.
В прошедшей 23-24 июня Международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» приняли участие представители старообрядческих Церквей и общин, старообрядческих общественных организаций из многих стран мира. Координатор межстарообрядческой рабочей группы, профессор Михаил Олегович Шахов выступил с докладом «Проблемы и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений», текст которого мы публикуем.
23–24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей проходит международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». Наш сайт впервые среди старообрядческих СМИ проводит полноценную онлайн-трансляцию данного мероприятия.Перейти к трансляции →
В последние годы в сети интернет всё чаще появляются материалы, обращающие внимание на сходство протестантов и старообрядцев. На эту тему размышляет наш новый автор, и в конце делает вывод, что аналогом старообрядцев в Западной христианской церкви все-таки будут католики, как сохранившие бо́льшую преемственность с изначальной традицией.
Сайт «Русская вера» продолжает исследование событий, ставших причиной раскола Русской Церкви в ХVII веке, в частности, Большого Московского Собора 1666-1667 годов, со дня открытия которого в этом году исполняется 350 лет. Мы планируем привлечь к размышлениям на эту тему представителей всех старообрядческих и нестарообрядческих деноминаций, в той или иной степени имеющих отношение к тем давним событиям. Сегодня на наши вопросы отвечает благочинный Западносибирского благочинья (Сибирская епархия Русской Древлеправославной Церкви) протоиерей Андрей Марченко.
Предлагаем Вашему вниманию вводную статью теоретика знаменного древнерусского пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева. Автор начинает свое исследование с объяснения древнерусского музыкального знака «параклита» и пытается понять причину его выделения в богослужебной практике. Напомним, что с этого знамени начинается большинство церковных песнопений. Интересна подача автором духовного понимания «параклита». Знамя параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.
Несмотря на то, что сегодня название «кириллица» носит современная нам южно- и восточнославянская письменность, так было далеко не всегда. Какое же письмо «сотворили» «святые мужи» Кирилл и Мефодий, как оно называлось и какова его историческая судьба?
350 лет назад, в 1666 году, находился в самом разгаре созванный царем Алексеем Михайловичем Большой Московский собор Русской церкви, который положил начало тому, что позднее назовут Великим расколом.
Сегодня не так часто пишут о бытовых традициях древней Руси — историки изучают главным образом политическую историю. Однако в русской историографии есть имена исследователей, которые уделяли внимание жизни русского народа не меньше времени, нежели завоевательным походам, сражениям и экономическим реформам. Среди таковых исследователей — замечательный русский историк-археолог Иван Егорович Забелин. Публикуем главу из его книги «Домашний быт русских царей», посвященную царской бане.
Ни для кого не секрет, что со временем старообрядчество меняется: что было раньше допустимым, сейчас считается невообразимым. Само отношение к никонианам и инаковерным стало другим, агрессивным. О присутствии инославных в старообрядческих храмах сегодня на страницах сайта размышляет иерей Иоанн Севастьянов.
Сердце любой бани — это печка. Печка даёт температуру, дышит паром — словом, создаёт банное настроение. Как устроена печка-каменка в русской бане, почему старинные схемы печек оказываются лучше «новоизобретённых» и какими дровами есть смысл топить баню, нам рассказывает преподаватель Русской Академии Ремёсел, специалист по истории русской бани, эксперт по теме банных печей и парения Сергей Ермолаев.
Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».
Часто приходится слышать о том, что многие изобретения, сделанные в России, присваивались за рубежом, а наши таланты оказывались забытыми и никому не нужными. Так происходило не всегда. Корреспонденты газеты «Аргументы и факты» собрали ряд изобретений, которые прославили наших самородков на весь мир, а саму Россию показали передовой страной.
Много ли в Тамбовской области осталось староверов, чем они отличаются от паствы РПЦ и почему курение и бритьё бороды у них под строгим запретом? Корреспондент портала «Твой Тамбов» провел свое расследование.