14 ноября (1 ноября по старому стилю) исполняется 106 лет со дня смерти выдающихся старообрядческих деятелей — Дионисия Васильевича Батова и Андрея Александровича Надеждина. По случайному стечению обстоятельств, оба светильника благочестия и ревностных защитника Христовой Церкви оставили мир в один и тот же день — в 1910 году.
В сентябре 2016 года на экраны вышел новый фильм Н. Н. Досталя — «Монах и бес». По словам режиссера, идея фильма появилась достаточно давно, после чтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. И вот, наконец, задумка осуществлена. Фильм будет показан на предстоящем Международном кинофестивале имени Саввы Морозова. Учитывая авторитет режиссера по сериалу «Раскол», многие люди из старообрядческой среды уже посмотрели этот фильм. Предлагаем первую рецензию нашего постоянного автора.
9 ноября исполнилось 100 лет со дня трагической безвременной кончины епископа Михаила (Семенова) — одного из самых ярких апологетов православия начала XX века. В честь этого события на Рогожском, в духовном центре РПсЦ, был проведен вечер памяти, на котором присутствовал, в частности, наш постоянный автор игумен Кирил (Сахаров) (РПЦ). Представляем его заметку о епископе Михаиле и памятном вечере на Рогожском.
Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов, на состоявшейся 23 и 24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей международной старообрядческой конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» выступил с докладом о современном положении старообрядческих согласий в России и их численности.
Сегодня, 9 ноября, исполняется 100 лет со дня трагической безвременной кончины епископа Михаила (Семенова). Епископ Михаил был одним из ярких апологетов православия начала XX века. Сотни глубоких, ярких и оригинальных по стилю и содержанию статей епископа Михаила в старообрядческих журналах за девять лет его сотрудничества в них, а также его книги составляют золотой фонд старообрядческой литературы. Представляем самую полную биографию владыки Михаила, а также отзывы о нем известных соотечественников.
«Исповедь» епископа Михаила (Семенова) впервые была опубликована в газете «Наш понедельник» за 1908 г. Владыка рассказывает, почему он стал старообрядцем. Почему он «ушел туда, где истина Евангелия не на службе человеческой».
Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) в программе «Образ» на телеканале Царьграде рассказал о своем участии в ВРНС, его общественно-политических и духовных итогах. Также митрополит рассказал, в чем состоят разногласия старообрядцев и новообрядцев и какие задачи их объединяют.
9 ноября исполняется 100 лет со дня трагической безвременной кончины епископа Михаила (Семенова). Статья «Святая капля (легенда). Будьте выше себя. К живой воде», опубликованная в одном из периодических изданий начала ХХ века, впервые размещается нами в сети интернет. Живая вода, как трактовал эту метафору епископ Михаил, — именно та, которая, как в сказке, возвращает к жизни, воскрешает, утверждая веру. Предназначение творчества, литературного в частности, он видел в том, чтобы оно служило человеку именно такой живой водой. Прекрасная статья о теории воспитания детей.
Большим почитанием у уральских старообрядцев часовенных пользуются места бывших скитов и могилы некоторых иноков и инокинь, прославившихся своей подвижнической жизнью. В «Урало-Сибирском патерике», в частности, есть сведения о старице Платониде. Представляем рассказ путешественника к ее могиле.
Возможно ли в будущем примирение «никониан» и старообрядцев? Почему религиозные споры в середине XVII века в России приняли форму вялотекущей гражданской войны? Как на раскол Русской Православной Церкви повлияло присоединение левобережной Украины? Об этом «Ленте.ру» рассказала кандидат исторических наук Ирина Карацуба.
Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов, безусловно, является одним из самых активных и авторитетных представителей Древлеправославной Поморской Церкви. Сегодня мы беседуем с ним о современной истории старообрядческой общины Великого Новгорода, молодежной политике в ДПЦ, возможности почитания послераскольных святых в безпоповстве и современной ситуации в области прав верующих.
31 октября в англоязычных странах отмечается Хэллоуин. Нарядившись в костюмы нечистой силы, дети, подростки, молодежь веселятся, ходят от дома к дому, выпрашивая сладости. В некоторых регионах на Хэллоуин принято организовывать аттракционы, населенные «призраками», чтобы попугать народ. Немаловажный атрибут праздника — гадания. Но так ли уж безобиден этот Хэллоуин, как мы уже привыкли к нему относиться? На вопросы портала «Наш город» ответил наставник Малюткинско-Юдовской староверческой общины (Латвия) отец Иоанн Жилко.
Чем вятская община староверов отличается от старообрядцев Латинской Америки? Почему ходят в Великорецкий крестный ход в августе, а не в июне, как РПЦ? Как складываются отношения с властью, когда и где будет строиться новый храм? Журналист портала «Навигатор-Киров» побеседовал с настоятелем кировского храма РПСЦ во имя святителя Николы иереем Германом Чуниным и познакомился с укладом жизни вятских старообрядцев.
Старообрядческие семьи Иосифа и Терентия Мурачёвых хорошо известны в современной России. Вернувшиеся из Южной Америки, они являют собой крайне интересный и важный опыт реэмиграции, когда коренные жители страны, сохранившие её древние устои, возвращаются на свою уже изрядно изменившуюся и полинявшую Родину. Сегодня Терентий Мурачёв рассказывает об отношении к почитанию Ивана Грозного, часовенном согласии, жизни в Южной Америке, коммунизме и электронных чипах.
Новгородская София, Георгиевский собор Юрьева монастыря, Преображенская церковь на Ильине улице, храм в честь Успения Богородицы в Колмово и многое другое. Репортаж нашего постоянного автора-путешественника из г. Великого Новгорода.
24 октября (11 октября ст. ст.) Церковь празднует память святых отец (числом 367) седьмого Вселенского собора, проходившего в 787 году в г. Никее против нечестивых иконоборцев, отрицавших почитание святых икон и честных мощей. Церковная служба, посвященная этому событию, всегда совершается в ближайшее воскресенье.
Секретариат Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви разослал постановления Освященного Собора РПсЦ, состоявшегося в граде Москве 18–20 октября 2016 г. по н. ст.
Фрагмент заамвонной молитвы на Литургии «сходяи от Тебе Отца светов» неоднозначно воспринимается в старообрядческой среде. В частности, священники РПсЦ разделились во мнениях: некоторые читают «светом», а некоторые — «светов». Об одном изменении богослужебного текста периода литургической реформы патриарха Никона рассуждает профессор Томского государственного педагогического университета Н.И. Сазонова.
Психологические сложности в адаптации новопришедших в церковь являются проблемой всех существующих старообрядческих согласий, а также старообрядных приходов в лоне РПЦ (единоверие). Сегодня мы беседуем с игуменом Кириллом (Сахаровым), настоятелем московского храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ МП). Что в единоверческой общине делается для научения новопришедших азам старообрядной церковности? Что малоцерковных людей настораживает или отталкивает в старом обряде? Кто и как объясняет случайно попавшим в храм людям об особенностях богослужения, внешнего вида, крестного знамения? Из интервью узнаем ответы на эти и другие вопросы.
В дореволюционной России Уральские казаки-староверы были весьма заметным явлением — это были крупные промышленники, торговцы, меценаты — те слои, которые большевики физически уничтожили. Несмотря на гонения и наказания, казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, стойко защищая свою веру, обычаи и традиции предков.
14 октября в г. Орле прошла церемония открытия первого памятника русскому царю Ивану IV, более известному как Иван Грозный. Вокруг установки памятника в российских СМИ и сети интернет разразилась нешуточная полемика. На днях мы публиковали беседу с непосредственным участником проекта установки памятника царю Ивану Васильевичу художником Олегом Молчановым. Сегодня на данное событие откликнулся наш автор Юлия Маслова.
В начале октября 2016 года президент России Владимир Путин во время встречи с лауреатами конкурса «Учитель года» в Кремле предложил изучать в школах древнерусский язык. На это, конечно же, одним из первых откликнулся Егор Холмогоров — профессиональный и, пожалуй, самый востребованный в электронных СМИ русский националист и историк-любитель.
14 октября 1733 года скончался Даниил Викулин (1653–1733 гг.) — основатель Выгорецкой обители, видный деятель старообрядчества, духовный писатель, соавтор «Поморских ответов».
Церемония открытия памятника Ивану Грозному в Орле состоится 14 октября — в день православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Вокруг установки памятника в российских СМИ и сети интернет разразилась нешуточная полемика. К сожалению, как это часто бывает, большинство комментаторов, несмотря на свои громкие заявления, совершенно не в курсе событий, как говорится, не владеют темой. Сегодня мы беседует с непосредственным участником проекта установки памятника царю Ивану Васильевичу художником Олегом Молчановым.
Проблемы проповеди веры сейчас как никогда актуальны для старообрядчества. С одной стороны, гонения на веру закончились более 28 лет назад, а в последние 10 лет вокруг старообрядчества сложилось позитивное медийное пространство. Но, с другой стороны, выяснилось, что по объективным историческим причинам современному старообрядчеству не хватает действенной позитивной стратегии. Выступление настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково, руководителя просветительского отдела РПсЦ иерея Михаила Родина в рамках ежегодных образовательных чтений во Ржевской обители было посвящено непростой теме результативности проповеди Старой Веры и обращено в первую очередь к молодежи.