История Городца второй половины XIX — начала XX в. тесно переплелась с историей целого ряда купеческих родов. Дома местных предпринимателей — антикваров и благотворителей, содержателей роскошных моленных — были одним из центров культурной жизни села, средоточием социальных и духовных связей. Особой популярностью среди городчан пользовался особняк балахнинского купца-мануфактурщика 2-й гильдии, известного скупщика старины и попечителя городецкой старообрядческой часовни Григория Матвеевича Прянишникова.
В Челябинске может возродиться старообрядческая культура. В этом уверен председатель челябинской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной Поморской церкви Дмитрий Каргаполов. На данный момент старообрядческой церкви в городе нет.
Военно-исторические реконструкции значимых для прошлого России и отдельных ее территорий событий в последние годы набирают все большую популярность и охватывают едва ли не все регионы страны. Уральские старообрядцы приняли участие в исторической реконструкции сражения времен Гражданской войны 98-летней давности, организованной в июле в селе Кислянка, под городом Реж.
Современному читателю хорошо известны такие старообрядческие центры, как Рогожское и Преображенское кладбища в Москве, Рижская Гребенщиковская община в Риге. В исторической памяти еще сохраняются образы северной старообрядческой «фиваиды» Выга, поволжских Керженца и Иргиза. Однако крайне мало известно и почти ничего не пишется о центрах старообрядчества, появившихся в XX веке. Сегодня мы предлагаем рассказ об истории старообрядчества в Грузии, основных его лицах, событиях и духовных центрах. Официальная история Грузинской Древлеправославной Церкви публикуется на нашем сайте в сокращении.
23 августа 2016 года, в день св. мч. архидиакона Лаврентия, отмечает День ангела и 50-летний юбилей Белокриницкий Митрополит Леонтий (Изот). Митрополит Леонтий — двенадцатый митрополит Белокриницкий, ныне здравствующий предстоятель Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии. К памятной дате представляем лучшие фотографии Белокриницкого первосвятителя в разделе «Галерея». Многая лета!
Развитие взаимодействия между старообрядческими согласиями, контакты Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Православной Церкви по вопросам каноничности иерархий, диалог Русской Древлеправославной Церкви с восточными старостильными церквями актуализировали богословскую проблематику вероисповедальных различий между этими конфессиями. Доклад настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково, руководителя просветительского отдела РПсЦ Михаила Родина о разнице в богословии «старой» и «новой» веры прозвучал в рамках ежегодных образовательных чтений во Ржевской обители.
16 августа 2016 года исполняется 40-й день по упокоении архипастыря Киевской и всея Украины епархии Русской Православной старообрядческой Церкви архиепископа Саватия (Козка). Сегодня во многих храмах РПсЦ Украины, России, а также в Беларуси совершается заупокойная Божественная Литургия по архиепископу Саватию. Мы приводим текст прощального слова, сказанного в день погребения настоятелем Одесской старообрядческой общины протоиереем Ильей Косыревым, а также несколько воспоминаний о владыке, присланных на почту редакции.
В июне 2016 г. в Москве состоялось награждение активного общественного деятеля Австралии, создателя первого русского музея в Австралии, атамана сводно-казачьей станицы Михаила Моисеевича Овчинникова.
Рассказ погрузит читателя в тяжёлый быт старообрядцев-беспоповцев Сибири часовенного согласия. Суровая природа и люди, старающиеся выжить вдали от мира, не теряющие веру в Бога. Жизненные истории этих людей не оставят равнодушными ни одного читателя.
Храм Казанской Пресвятой Богородицы Русской православной старообрядческой церкви в г. Самаре недавно отметил вековой юбилей. Все попытки приспособить его под мирские нужды в советские годы заканчивались трагедиями. Складывалось ощущение, что старообрядческая церковь всеми силами пытается оградиться от вторжения посторонних на свою территорию. Сегодня эта церковь входит в ТОП-10 самых загадочных мест в Самаре.
«Апокалипсические чудовища»… — наиболее яркое эсхатологическое произведение XX века. Не менее яркой, насыщенной и динамичной была и жизнь их автора, владыки Иннокентия, в миру Ивана Григорьевича Усова. Впрочем, обо всем по порядку.
По данным переписи 2011 г., в Литве проживают более 23 тысяч староверов, а по данным Церкви почти 40 тысяч. Важное место в жизни литовского старообрядчества занимает Каунасский Свято-Никольский храм, который в мае этого года отметил свое 110-летие. Представляем интервью с духовным наставником каунасской общины о. Сергием Ивановичем Краснопёровым.
Каждому православному при крещении дают имя. Желая иноческого жития, человек меняет имя, доказывая свою готовность к полному духовному перерождению. Все народы мира знают, что перемена имени — перемена судьбы. А что происходит, когда меняется не все имя, а только его часть? Сава и Савва — одно и то же имя или два разных?
Вокруг Кенчурки в конце XIX века действовали два староверческих скита, в которых получали духовные советы местные жители. На днях журналист газеты «Диалог» пообщалась со многими жителями деревни и убедилась, насколько крепки здесь традиции старообрядчества.
В Московском Доме национальностей 23–24 июня 2016 года прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В первый день конференции с докладом «Современное состояние Древлеправославной Поморской Церкви в Литовской республике» выступил Председатель Высшего Совета ДПЦ Литвы о. Григорий Алексеевич Бояров.
Горный Алтай, по мнению Александра Ситникова, путешественника, врача, писателя и фотографа из Перми, интересен прежде всего людьми….Александр в одиночку путешествует по Горному Алтаю с 1989 года. Последние три года его «бродяжничество» связано со старообрядцами. Он бывал в Верхней Бухтарме, Уймонской долине, Хакасии, Тыве… Летом 2013 года прошел, как сам говорит, дорогой в алтайское Беловодье — Бийск (это был перевалочный пункт для старообрядцев), Солоновка, Солонешное, Сибяричиха, Топольное…
Предлагаем вашему вниманию очередную статью теоретика знаменного пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева, составленную на основании конспекта лекции от 20 марта 2016 года в Нижегородской Воскресной школе им. Преподобного Сергия Радонежского. Автор продолжает свое исследование о древнерусской музыке. На этот раз речь пойдет о знамени, по имени которого часто называют старообрядческое пение крюковым, т.е. о «Крюке». Интересна подача автором духовного понимания этого знака. Исследование будет интересно как знатокам, так и всем любителям древнерусского знаменного пения.
Почему-то считается, что в расколе русского православия, окончательно произошедшего после Большого Московского Собора Русской церкви (1666-1667), немаловажную роль сыграли и интриги католиков. Однако имеются и серьёзные возражения против версии о зловещем «латинском» следе. Автор В. Воронов представляет свое очередное исследование.
На международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире», прошедшей 23–24 июня 2016 г., выступила с докладом «Первый русский музей в Австралии и сохранение старообрядческих традиций на пятом континенте» Ларкина Людмила Леонидовна. Более 90 лет назад кровавые события в России послужили причиной исхода казаков во главе с атаманом Владимиром Сергеевичем Толстовым. Они прошли 1100 километров по пустыням Средней Азии, страдая от голода, болезней, жары и морозов. Из 4000 человек до австралийского порта Бризбен добрались только 66.
На прошедшей конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» редакции нашего сайта удалось побеседовать с ведущим конференции, профессором М.О. Шаховым. В частности, обсудили вопросы этики межстарообрядческих отношений, взаимодействия старообрядческих согласий с государством, особенности современного российского законодательства о возвращении религиозным объединениям их собственности.
Крестные ходы возникли в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Прошло много веков, но крестные ходы повсеместно совершаются как необходимая данность, как единение в вере. 30 июня 2016 г. прошёл Крестный ход с Губинской иконой Пресвятой Богородицы в п. Шувое Московской области. Об история как самого Губинского образа Богородицы, так и связанной с ним традиции крестного хода, читайте в статье.
Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих пор считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани. В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
В первой части публикации нашего постоянного автора, историка и публициста Глеба Чистякова, было рассказано об антистарообрядческих фальсификациях, сделанных в ходе церковных реформ патриарха Никона и императора Петра Первого. На этой неделе, в рамках Образовательных чтений 2016 года в лагере «Ржевская обитель», прозвучало продолжение этого интересного исследования. В нем было рассказано об исторических фальсификациях в отечественной историографии XIX века, сознательном дополнении жития новообрядческих святых антистарообрядческими фактами и современными подлогами. Публикуем текстовую версию выступления (в сокращении).
В 2016 году отмечает свое 800-летие один из древних городов России, город воинской славы Ржев. Во Ржеве жили древнерусские святые князь Владимир и княгиня Агриппина, родился великий подвижник, защитник Троице-Сергиевой лавры в Смутное время — преподобный Дионисий Радонежский. Город в свое время дал Российскому государству немало имен ученых, изобретателей, представителей купечества. Ржев справедливо будет называть центром старообрядчества Тверского края. В конце XIX — начале XX вв. в городе большую часть населения составляли старообрядцы, и насчитывалось не менее пяти старообрядческих храмов.