Сегодня латвийское общество обеспокоено вопросом массового оттока молодежи из страны, что несет для нее ряд негативных последствий. Разговоры о поиске решения этой актуальной проблемы идут на всех уровнях. Церковь также обеспокоена создавшейся ситуацией, и Екабпилсская старообрядческая поморская община не составляет исключения в этом отношении.
Старообрядческая православная община Нижнего Тагила официально зарегистрировалась в Министерстве юстиции. Сейчас председатель готовит письмо на имя главы города Сергея Носова, чтобы получить участок земли для строительства храма. Проект уже создан, по предварительной оценке, стоимость возведения объекта — 18 миллионов рублей.
На конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», прошедшей в конце января этого года, выступила Григорьева Вероника Юрьевна — кандидат искусствоведения, доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, головщик Покровского храма в Рубцове (РПЦ). В своем докладе «Некоторые вопросы богослужебной практики по дониконовскому чину: уставной аспект» она проанализировала тенденции уставного богослужения в старообрядных и единоверческих храмах Московской Патриархии. Представляем текст доклада В. Григорьевой.
Промышленник-старообрядец Николай Андреевич Папулин являлся одним из самых богатых людей Костромского края, владельцем маслобойного завода и полотняной фабрики. Ему принадлежала огромнейшая коллекция древних икон, книг и рукописей, им была написана «Летопись города Судиславля», которая бесследно исчезла в 1960-е годы. Все эти ценности хранились в его богадельне, которая являлась тайной моленной местных староверов. С именем купца также связан ряд таинственных историй, о которых и сегодня шепотом рассказывают в Судиславле.
На разных научных собраниях и круглых столах старообрядческой общественности высказывалось, что Древлеправославная Церковь и Община русских-липован Румынии — это два столпа, на которых в Румынии держится и сохраняется древлеправославие и исконная русская культура русских-липован. К сожалению, и сегодня продолжают выходить публикации, представляющие русских-липован в тенденциозном и искажённом свете. Поэтому весьма своевременно будет исследование доктора филологических наук, румынского профессора Ф. Кирилэ, в котором он подробно рассказывает о происхождении и расселении «русских-липован».
Храмовый праздник Знамения Пресвятой Богородицы (10 декабря) калужские христиане встретили красивым колокольным звоном: на звонницу наконец были подняты новые колокола. Все 5 колоколов имеют декоративное убранство, которое создано со слепков декора старинных колоколов и по стилю соответствует оформлению колоколов XVI–XIX веков.
27 октября (н. ст.) 2016 г. в граде Брэила (Румыния) в храме святителя Николы, Мир Ликийских чудотворца, состоялся ежегодный Освященный Собор. Публикуем протокол.
Иродин Уральский или просто «Родя». Это имя известно многим исследователям и собирателям традиционной книжности XX в. Но никто из них не знает его настоящего имени, не встречался с ним и не общался лицом к лицу. Что касается наследия Иродиона, то главным его творением является одно из последних по времени Толкований на Апокалипсис, которое составлялось с 1953-го, когда Родя начал свою «проповедь», а записывалось с 1974 по 1991 г. Автор погрузит любознательного читателя в «щекотливый» мир сей лицевой рукописи, а прежде сделает небольшой исторический экскурс.
В этой статье рассказывается о старообрядческом священнике, арестованном в 1931 году: внесудебным порядком он был приговорен к ссылке. После отбывания наказания вновь подвергся аресту, но в этот раз приговор уже был иной. Приведен в исполнение 11 декабря 1937 года.
Когда англичане попали в Русь через Русский Север, они отметили, что эти варвары топят избы «по-чёрному», потом в них семьями купаются каждую субботу, истязая друг друга битьём хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд, с которым рядом находилась баня. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв. стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.
16 ноября 2016 года в рамках Второго международного кинофестиваля имени Саввы Морозова был показан игровой фильм режиссера Е.Е. Барханова «Сошествие с креста». Съемки фильма проходили в Ржевском районе Тверской области. Представляем рецензию нашего постоянного автора М. Волосковой на этот фильм.
Продолжается публикация отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Сегодня расскажем об Александре Васильевиче Антонове — главном редакторе журнала «Церковь», руководителе информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, председателе Никольской старообрядческой общины г. Москвы. 6 декабря, в день преставления св. благоверного князя Александра Невского, А.В. Антонов отмечает день Ангела.
8 ноября 2016 г. состоялся круглый стол Общественной палаты Республики Бурятия. Председатель совета РОО «Общество культуры семейских РБ», член Общественной палаты Республики Бурятия, С. П. Петров, зачитал доклад, рассказывающий о состоянии и актуальности сохранения и развития этнокультурного образования семейских Республики Бурятия. Представляем полный текст доклада.
Игумен Кирил (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), недавно побывал в одном из духовных центров старообрядцев-безпоповцев — Преображенском. В интересном, ярком стиле рассказывается о встрече с одним из главных наставников Московской поморской общины — Василием Федотовичем Нечаевым.
28 ноября исполняется 110 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева — русского мыслителя, ученого и писателя, жизнь которого стала великим подвигом за духовность русского народа и родную культуру. В его жизни, которая охватила почти целиком весь XX век, было многое: арест, лагерь, блокада и большая научная работа. Современники называли Лихачева «последней совестью нации».
26 ноября (13 ноября по старому стилю) Церковь чтит память иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царь-града (в честь его восшествия в этот день на архиепископскую кафедру). Представляем размышления иерея Иоанна Севастьянова (г. Ростов-на-Дону) после прочтения «Слова о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего» Иоанна Златоустого.
Раскол русской церкви XVII в., вызванный реформами патриарха Никона, глубоко потряс всю Россию. Гонение за веру вынудило многих покинуть обжитые места, бежать из центра России на окраины. Выго-Лексинский монастырь, или общежительство, — один из крупнейших в Императорской России старообрядческих центров поморцев, был основан в 1694 году приверженцами дораскольных традиций русской церкви как некий «остров истинного благочестия».
С конца 90-х годов на соборах Русской Православной старообрядческой Церкви периодически обсуждается тема цифровых кодов и электронных документов. Эта проблема тем не менее беспокоит и наших читателей. На тему «опасности» или «полезности» так называемых цифровых кодов, электронных карт и прочих модных «печатей антихриста» сегодня размышляет выпускник Московского Старообрядческого Училища, уставщик Боровской общины — Даниил Ермохин.
В 1930 году подверглись репрессиям семь прихожан Покровского старообрядческого храма г. Ржева, в том числе и священство. Среди осужденных Тройкой ПП ОГПУ были певчие Покровской церкви — Валентина Цыбина и Екатерина Куричкова, о которых рассказывается в этой статье.
21 ноября (8 ноября по строму стилю) исполняется 135 лет со дня упокоения архиепископа Антония (Шутова). Божиим промыслом было так устроено, что владыка Антоний стал первым предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви, восстановив тем самым преемственность русской архиерейской кафедры, утраченной после раскола Церкви в XVII веке. Его жизнь была наполнена многочисленными подвигами по устроению земной Церкви, которые сопровождались необычными событиями и чудесами. Стараниями святителя Антония было учреждено большинство старообрядческих епархий, рукоположено шесть епископов и более 70 священников. О нелегкой жизни, судьбе и подвигах архипастыря читайте в нашей статье.
Вернувшиеся из Южной Америки в Россию старообрядческие семьи Иосифа и Терентия Мурачевых не раз сетовали на то, что они не могут получить в пользование землю, рассказывали и о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при переселении. Участники состоявшейся 23–24 июня международной старообрядческой конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» с большим сочувствием отнеслись к тяжелому положению переселенцев, призвав оргкомитет обратиться к органам государственной власти с просьбой решить эту проблему. В связи со сложившимся крайне тяжелым положением Терентий Мурачев снова обращается за помощью.
В ноябре 2015 в городе Брэила состоялся научный коллоквиум «Традиционные браки, семья. Образование на родном языке. Религия». Один из основателей Общины русских-липован Румынии Ф. Кирилэ представил доклад, где описал проблему формирования ценностей у молодого поколения. Ф. Кирилэ очень убедительно подводит к тому выводу, что мировоззрение русских-липован должно и дальше опираться на древлеправославную веру и древлеправославную Церковь, а Домострой должен вернуться в наши семьи.
15 ноября (2 ноября по старому стилю) — день памяти одной из самых известных и замечательных женщин на Руси — святой преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой, принявшей мученический венец за верность древлеправославному благочестию. Ее духовный подвиг на протяжении столетий являлся высоким примером и светильником для всех желающих следовать узким и тернистым путем исповедания веры и истины.
15 ноября 1675 года (по новому стилю) скончалась Феодосия Морозова. Она ревновала о старой вере отцов, душа ее отторгала нововведения Никоновской реформы. Не боялась боярыня Морозова быть гонимой, не страшилась физической расправы. Непоколебимая вера дала ей силу и мужество.
13 ноября в старообрядческом центре Москвы — Рогожской Слободе состоялось открытие Второго международного кинофестиваля имени Саввы Морозова. Программу кинофестиваля составляют более 30-ти игровых и неигровых кинолент, главным образом — это картины 2016 года, а также выставки, лекции и мастер-классы. Представляем вниманию наших читателей эксклюзивный фоторепортаж и отчет с открытия фестиваля.