Праздник Воскресения Христова, или иначе — Пасха, в православии считается центральным событием богослужебного года. Это торжество связано со многими народными и церковными обычаями. Некоторые обычаи, например, красить яйца и печь куличи, являются общепринятыми, другие — Причащение св. Христовых Тайн на Пасхальную службу и посещение на Пасху кладбищ — воспринимаются неоднозначно. О пасхальных обычаях, принятых в Русской Древлеправославной Церкви, мы сегодня беседуем со старообрядческим священником, протоиереем Андреем Марченко.
Для современного человека кажутся несколько необычными «ломти киселей», так вкусно описанные И. Шмелевым в романе «Лето Господне». А ведь действительно, в старину кисель готовили на заквашенных отварах злаков и зерновых — гороховый, овсяный, ржаной, гречневый, пшеничный. Способ приготовления и дал название «кисель» — кислый. Получался в результате густой студень, который можно было резать ножом. Именно в Великий пост кисель был частым гостем за семейным столом и одним из самых излюбленных десертов. Сегодня редакция нашего сайта предлагает вам один из рецептов приготовления очень полезного блюда, так несправедливо забытого — овсяного киселя.
25 марта 2017 г. в краеведческом музее «Жемгале» Пакруойского района, расположенном в городке Жеймелис на северо-востоке Литвы, недалеко от границы с Латвией, прошла международная конференция «Староверы Жеймелиса: прошлое, настоящее, будущее». Конференция приурочена к предстоящему празднованию 100-летия восстановления независимости Литвы, которое будет отмечаться в 2018 году, и посвящена истории и культуре четырех религиозных конфессий, издавна существовавших в Жемгальской низменности: древлеправославию, католичеству, лютеранству и иудаизму.
В этом году исполнилось 100 лет со дня февральской революции. В последнее время появились многочисленные конспирологические версии о причинах и движущих силах этой революции, все чаще звучит версия о якобы причастности к ее организации старообрядчества. В этой связи интересны решения, принятые на Всероссийском съезде староверов-поморцев в 1917 г., которые отражали подлинную политическую и социальную позицию староверов-поморцев на то время.
Два с лишним столетия назад федосеевское согласие стало господствующей «умеренно радикальной» линией развития, однако параллельно существовали и другие точки зрения на эсхатологическую теорию. Федосеевские духовные учителя пытались путем критического рассуждения показать неразумность буквального понимания священного писания, что наиболее наглядно проявилось в сочинении конца ХVIII в. «Всепокорнейшее прошение Алексея Андреевича Каретника», в котором излагается теория духовного антихриста.
Главнейшей торжественной службой Великого поста является Литургия преждеосвященных Даров. В древности благочестивые христиане имели святое обыкновение причащаться святых Даров за каждой Литургией. Но в дни поста, как дни печали, отцы Церкви не могли совершать такого радостно-торжественного богослужения, как святая Литургия. В то же время им не хотелось оставлять благочестивых христиан без причащения, хотя бы и на одну неделю. Ввиду этого Церковью и было установлено предлагать для причащения Дары, освященные раньше. Служба эта редкая и сегодня служится далеко не во всех приходах, поэтому несомненно интересным и ценным будет полное видео Преждеосвященной Литургии, снятое текущим Великим постом в Покровском соборе г. Ростова-на-Дону.
В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов, то есть максимум 4 раза в год. Однако Апостольские и Соборные правила четко указывают об осуждении непричащающихся: если человек пропустил три воскресных Литургии, то он отлучался от Церкви. Мы собрали мнения нескольких старообрядческих священнослужителей по вопросу практики причащения Святых Таин и подготовки к нему.
19 марта 2017 года в Доме причта, что на Рогожском, в рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума, состоялась лекция профессора Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура». Своими впечатлениями о прошедшей лекции с нашими читателями делится настоятель московского храма святителя Николы на Берсеневке РПЦ игумен Кирилл (Сахаров).
16 марта 2017 года в Московском старообрядческом духовном училище состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы старообрядчества». В конференции приняли участие ученые, преподаватели и студенты Московского старообрядческого духовного училища. Прозвучали доклады на тему психологических аспектов знаменного распева, старообрядческого начетничества и духовной секуляризации в Российской империи.
Большой интерес читателей вызвала статья настоятеля Покровской общины г. Ростова-на-Дону иерея Иоанна Севастьянова «Не ставят светильник под спудом», посвященная возможности присутствия инославных на службе в старообрядческих (белокриницкого согласия) храмах. Эта статья особенно интересна тем, что в ней перечисляются многочисленные исторические примеры присутствия лиц разных вероисповеданий на старообрядческом Богослужении. Свой отклик, критический разбор этой публикации прислал прихожанин Рогожской старообрядческой общины, член Рогожской казачьей станицы Даниил Добыш.
16 марта 2017 года состоялась встреча президента РФ В.В. Путина с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым). Сегодня об этом событии высказываются член комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством Л.М. Севастьянов и руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира М.Л. Шевченко.
19 марта (по новому стилю) Церковью празднуется явление иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». Но все ли мы знаем об этой иконе? И почему существует две разные иконографии с одним и тем же названием? Наш автор Юлия Маслова поможет нам разобраться, в чем же тут дело.
В эти дни проходит юбилей февральской революции 1917 года. 15 марта 1917 года (по новому стилю) произошло одно из ключевых её событий и истории России XX века в целом: русский Император и верховный главнокомандующий Николай II вынужден был подписать отречение от престола. Свой комментарий на это событие дал старообрядческий историк и филолог Михаил Александрович Дзюбенко.
Не так давно на Рогожском состоялась встреча московских старообрядцев белокриницкого согласия, на которой обсуждались актуальные вопросы и проблемы современного старообрядчества. Сегодня на страницах нашего сайта об этих проблемах размышляет заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств России Олег Молчанов.
Южная Эстония славится своей природой, так напоминающей Россию. Именно сюда, на живописные берега Чудского озера, от преследований российских властей в конце XVII века бежали русские староверы. Они разбили несколько деревень, где и по сей день сохраняют свои традиции и культуру и называют себя эстонской достопримечательностью.
26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Григорьева Вероника Юрьевна — кандидат искусствоведения, доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, головщик Покровского храма в Рубцове, выступила с докладом «Песнопения Божественной Литургии наонной редакции: проблемы прочтения древнерусских источников и пути их адаптации для современных богослужебных хоров».
Сегодня в старообрядческих согласиях действует Богослужебный устав Иерусалимского монастыря — один из самых строгих уставов, который стал использоваться на Руси в 15–16 веках. Согласно этому уставу в великий Пост христианам необходимо воздерживаться даже от масла кроме суббот, воскресных дней и дней празднуемых святых, когда по уставу разрешается пища с маслом. Однако всем известно, сколь непросто людям, занятым в динамичных профессиях, находящихся в командировках или по другим причинам не имеющих возможностей заниматься приготовлением пищи на дому, организовать стабильное постное питание. Сегодня представители популярных в России сетей общепита «Теремок» и «IL Патио» рассказывают нам о том, предусмотрены ли в их меню блюда постного стола.
Согласно старообрядческой традиции, в Великий пост считается обязательным посетить своего духовного отца и совершить Таинство исповеди. В старообрядческих согласиях, приемлющих священство, также принято после исповеди приобщиться Святых Тайн (Тела и Крови Христовой). Безпоповские же старообрядческие согласия убеждены в том, что после раскола XVII века прервалась благодать священства и воцарился духовный антихрист, поэтому они обосновали учение о духовном причащении.
Как современным христианам надо относиться к политике и власти? Как относились к государственным деятелям наши благочестивые предки и какой образец завещали нам? На эти и другие вопросы рассуждает наш автор на основе памятника православной старообрядческой апологетики «Поморские ответы».
Где в действительности кроется древнерусская культура? Есть ли шанс ее сохранения и кто поможет в этом? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в статье.
«Лето Господне» — роман русского писателя И. С. Шмелёва. Это автобиографическое произведение, в котором глазами маленького мальчика описывается русский уклад жизни через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста. Показаны не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и семейный быт патриархальной купеческой семьи: традиционные праздничные и постные блюда, обычаи. Предлагаем для прочтения небольшой отрывок, который перенесёт читателя на изумительный по описанию постный рынок.
«Приспе время, духовных подвиг начало», — сподобились услышать мы призыв церковный к Великому посту. Снова пришло время дать Богу «десятину всего лета» — Великий пост. Пост не должен быть просто переменой пищи. Вот слагаемые нашего постного пути к Пасхе Христовой: прощение и примирение, воздержание, чистота душевная и телесная, милостыня и молитва, и даже просто чтение Святого Писания.
«Широкая Масленица» испокон веков была любима в русском народе. Праздник Масленицы с её обильными блинами, пирогами, кулебяками, расстегаями и ватрушками заканчивается Прощёным воскресеньем, предваряя строгий Великий пост.
Еще в начале прошлого столетия в деревне Дмитрово Калининской области существовал старообрядческий храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1930 году настоятелем церкви стал о. Макарий Васильев, уроженец деревни Сысоево. В 1937 году священник был арестован и осужден на 10 лет ИТЛ, а его семья была выселена из церковного домика. Вскоре был разорен и храм. С этими печальными событиями закончилась история местного старообрядчества.
В конце декабря 2016 г. на радио «СОЛЬ» в программе «Угол зрения» была поднята тема «Вымирание российской деревни: причины и последствия». Поводом для программы стала недавняя публикация на сайте Центра экономических и политических реформ статьи под названием: «Россия — страна умирающих деревень».