Статьи
Откуда взялась «Повесть временных лет»
В прошлой нашей публикации мы рассказали, что термин «Киевская Русь» не употреблялся в древнерусской литературе. О том, что Киев был столицей Руси, не слышали ни в славянском мире, ни в странах Востока или Запада. Сегодня мы разбираем вопрос, какие документы могли ввести эти понятия в широкий общественно-исторический обиход, и являются ли эти источники подлинными.
Роль рыбы в истории Русского государства
«Обыкновенная пища русских — это рыба и соленая рыбья икра, красная и черная», — рассказывал герцогу Тосканскому дипломат Якоб Рейтенфельс в 1679 году. «С хлебом они обыкновенно едят свежую и соленую рыбу…», — доносил в Лондон из столицы России посланник английского короля граф Чарльз Карлейль. Рыба и рыбные продукты составляют наряду с драгоценными мехами и безбрежными пространствами едва ли не главный лейтмотив всех рассказов иностранцев о Московии допетровской эпохи.
Ветка: резные окна и столетние ставни
Многие провинциальные городки похожи друг на друга: типичные дома, небольшие магазины и центр, где выстроились административные здания. Но Ветка с первого взгляда отличается от остальных. Идешь по улице и ловишь себя на мысли: это в какое время я попал? Это точно Беларусь? Большие деревянные дома, резные окна, замысловатые узоры на стенах, птицы на заборе и ставни, которые можно рассматривать бесконечно.
Обретенный рай
Ни воров, ни пьяниц, ни чиновников, ни налогов, сладкий виноград, обильные хлеба и честная жизнь среди праведных людей — такой представляли русские старообрядцы легендарную страну Беловодье. И, конечно, искали ее из века в век — сперва совсем недалеко от Воронежа, потом все дальше на восток, аж до таинственной Японии. Где же обретается этот рай земной? Об этом рассказывает историк и путешественник Николай Сапелкин.
В поиске «враждебных сил»
Состоявшийся 31 января-1 февраля 2023 года Совет митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви в очередной раз подтвердил состояние глубокого кризиса управления в РПСЦ и неспособность ее руководства сконцентрироваться на решении насущных церковных задач. Среди главных церковных задач оказался поиск «враждебных сил».