Значительную долю в новостных лентах информационных агентств сегодня занимают революционные потрясения, происходящие на Украине. Однако в пылу этих событий многие забывают об исторической близости братских народов. Одной из интересных страниц истории, связывающих русских и украинцев, является бытование старообрядческих общин на территории Малороссии и Украины в XVIII-XX веках. Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с историком, автором монументального двухтомного труда «Старообрядчество в Российской империи», старшим научным сотрудником Института украинской археографии и источниковедения Сергеем Васильевичем Таранцом.
В музее преп. Андрея Рублева состоялась премьера документального фильма «Кадушка», посвященного жизни и быту староверов-часовенных поселка Килинск Таштагольского района Кемеровской области.
Фамилия Мараевых стала известна в Серпухове со второй половины XIX века. Четыре брата — Фрол, Василий, Константин и Родион — были крепостными крестьянами графини М.В. Орловой-Давыдовой, но занимались отхожими промыслами. К моменту, когда в 1839 году они были отпущены в вольные хлебопашцы, братья имели значительные капиталы и свою мануфактуру, оставаясь при этом приписанными к крестьянскому сословию.
Жития святых были одним из излюбленных чтений в древней Руси. Ими зачитывались и старые, и малые, и бедные, и богатые, и простолюдины, и великие князья. Современные историки культуры уделяют немалое внимание этому жанру, исследуя не только сами жития, но и историю их возникновения, и личности авторов. Сегодня мы беседуем с исследовательницей древнерусских житий, написанных Епифанием Премудрым —Александрой Владимировной Духаниной.
Святыня «Дары волхвов», привезенная из далёкого афонского монастыря, побывала уже в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и готова к отправке на Украину. Вместе с тем, участившиеся случаи привоза зарубежных святынь и ажиотаж вокруг них вызывают закономерный вопрос у россиян: почему не уделяется соответствующее внимание отечественным, российским святыням, древностям и прочим духовно-историческим ценностям? На этот вопрос отвечают представители старообрядческой интеллектуальной элиты.
Где ставить запятую в этой фразе? Старообрядцы и бизнесмены отвечают по-разному…Уральские старообрядцы выражают обеспокоенность ситуацией, которая складывается в Екатеринбурге вокруг территории бывшей Свято-Троицкой церкви, ныне оказавшейся в буквальном смысле окруженной активным застройщиком.
Визит митрополита Корнилия, предстоятеля РПСЦ, на Средний Урал летом 2013 года получил широкий общественный резонанс — о нем несколько дней рассказывали местные общественно-политические СМИ. Накануне своего отъезда владыка ответил на вопросы читателей уральской старообрядческой газеты «Община».
20 января на телеканале «Россия–1» в рамках программы Бориса Корчевникова «Прямой эфир» состоялась передача, посвященная известной сибирской отшельнице Агафье Лыковой. Посмотреть эту вызвавшую неоднозначные мнения передачу вы можете прямо на нашем сайте.
Парадоксальная ситуация, которая так и осталось бы местечковой, если бы не получила широкой огласки, сложилась в одной из старообрядческих общин Свердловской области. Речь о городке Ревда, где несколько лет назад верующие приняли решение зарегистрировать собственную общину во имя Святителя Николы, просить у местных властей землю и строить храм.
Имеретинская долина, расположенная неподалеку от города Сочи, издревле являлась местом расселения старообрядцев-некрасовцев. Теперь этот край застроен спортивными объектами, но в память о проживавших тут еще несколько лет назад старообрядцах сохранено старинное кладбище. Как оказалось, увидеть его можно только со спутника или самолета.