Статьи
Исправленному верить?
Судьбы старообрядческих икон, как и судьбы людей, очень разные, но чаще — трагические. До 1905 года во время святотатственных актов в старообрядческих храмах и моленных многие иконы изымались полицией и представителями господствующей Церкви. Часть икон уничтожалась, другие попадали в бедные новообрядческие храмы и монастыри, где нередко «исправлялись» и зарисовывались. Однако были и парадоксальные случаи, когда сами старообрядцы перерисовывали именословное перстосложение на двуперстие. Об этом и многом другом читайте в статье Татьяны Игнатовой, написанной на основе лекции, состоявшейся 13 октября в музее имени Андрея Рублева.
Галина Горюнова: «Этим вещам более ста лет»
Старообрядческие ярмарки в последние годы стали своеобразной формой общения для людей, интересующихся русской традицией и культурой. На них можно встретить не только собственно староверов, но и не менее заинтересованных этой темой людей, не принадлежащих к старообрядческой Церкви. Среди них немало увлеченных разными направлениями народного творчества, промыслами и коллекционированием. Галина Горюнова, архитектор по профессии, уже много лет занимается коллекционированием старинной русской одежды.
Кто в бане главный?
Парная баня (мыльня, мовня, мовь, влазня), которую любили и князья, и знатные люди, и простой народ, была известна у славян ещё в V–VI веках. Помимо своего чисто функционального назначения баня играла большую роль в различных обрядах. Например, посещения бани считались необходимыми накануне венчания и на другой день свадьбы и сопровождались особым церемониалом.
«Память о смерти была очень важна в жизни русского человека»
Духовные стихи являются одним из мало изученных и даже загадочных видов народного искусства. В старину на Руси духовные стихи играли больше значение в обрядовой, праздничной, музыкальной и поэтической жизни русского народа. По сути, они заполняли культурную нишу, свободную от непосредственно церковной христианской музыки и являлись антиподом протоязыческого, скоморошьего музыкально-танцевального творчества. Сегодня наш сайт публикует беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
«Конно, людно и оружно»
Можно ли россиянам вернуть бывшие у них до октябрьской революции права, обсуждали 31 октября на II съезде движения «Право на оружие». Как выяснилось, в Российской империи и древнерусском государстве права граждан на ношение оружия были гораздо более широкими, нежели во времена Советского Союза и в наши дни.
В 2013 году исполнилось 315 лет налогу на бороду
С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, издавший в 1698 году знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший ношение бород. Таким образом, в 2013 году исполнилось 315 лет налогу на бороду.