В своей новой статье игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), размышляет о мистическом смысле всенощного бдения — вечерней службы, совершаемой накануне воскресных и праздничных дней. Игумен Кирилл подробно описывает уставные особенности службы по старому обряду и сравнивает их с современной практикой РПЦ. Особенное внимание он обращает на самое большое отличие — знаменный распев. По мнению игумена Кирилла, это не просто древнее пение, но концепция жизни, где человек «связан родственными узами с миром, Богом и себе подобными».
Деревня Фокино находится примерно в 40 км от Витебска. Некогда это было поселение староверов, которые в середине XVII века не приняли реформы, проводимые патриархом Никоном. Сейчас здесь живут только две престарелые бабушки: 90-летняя Елена и 79-летняя Фима. Они сохраняют веру предков и смотрят за хозяйством.
Многие публикации нашего сайта посвящены древнерусской музыке. Сегодня мы говорим о том, что нужно для полноценного возрождения знаменного пения — в плане соотношения письменных и устных источников. Как сделать так, чтобы рукописи не были музейными экспонатами, а пение действительно наследовало бы дораскольные традиции? Каким было древнерусское пение? Чем отличается русское многоголосие от партеса? На эти вопросы отвечает исследователь древнерусского богослужебного пения Вероника Юрьевна Григорьева.
Несмотря на то, что изучением истории старообрядчества сегодня занимаются большое количество исследователей, остается немало белых пятен, одним их которых является история неокружничества — крупнейшего духовного движения христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию. Полноценной истории неокружничества также не написано, несмотря на то, что статьи по этой теме опубликованы в приложении к журналу «Церковь», «Во время оно» и на сайте «Самарское староверие». Редакция этого сайта несколько лет назад обещала опубликовать историю неокружничества под названием «История окружничесского раздора». Однако этот важный труд так до сих пор и не увидел свет. Сегодня мы публикуем статью, посвященную некоторым фактам из жизни противоокружников Ржева и судьбе последнего неокружнического епископа.
В рамках празднования Международного дня музеев на Рогожском прошел расширенный круглый стол. Руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии иерей Алексей Лопатин подвел культурные итоги прошедшего года. Историки и искусствоведы рассказали о старообрядческом отношении к иконам, об иконописцах, коллекционерах и реставраторах. Два доклада было посвящено иконам и фрескам храма-колокольни во имя Воскресения Христова на Рогожском.
Личность и творческое наследие городецкого каллиграфа и художника, старообрядца-беглопоповца Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944) стали привлекать исследователей довольно поздно: с начала 80-х гг. XX в. Господствовавшие в СССР идеологические установки не способствовали признанию и приятию его таланта. Между тем в предреволюционный период творчество И. Блинова было достаточно широко известно и ценилось даже в придворных кругах. Продолжаем интересное исследование жизни и творчества незаурядного человека.
У ревнителей русского старообрядчества недавно обнаружились единоверцы в Центральной Африке, на берегах великого озера Виктория. Чем старая вера оказалась так привлекательна для народов банту и как они наладили связь с далекой Москвой, редакции «НГР» рассказал священник Русской православной старообрядческой церкви Никола Бобков.
Старообрядческие начетчики представляли собой особую группу внутри старообрядческих согласий. Оказавшись в предельно сложных исторических условиях, защитники древлего благочестия выработали уникальную и исторически дотоле неизвестную (также мало изученную на данный момент) форму неотмирного существования, в центре которой лежала именно книжная культура. Публикуем последний материал из цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он описывает судьбы последних гуслицких начетчиков из сельца Богородское и размышляет о причинах разрушения старообрядческой общины и уникальной книжной культуры, лежащей в ее основе.
Вот уже более 350 лет прошло со времени церковного раскола XVII века, однако публицисты, исследователи и богословы до сих пор спорят о его причинах и глубине последствий. Сегодня глубокие онтологические темы, порожденные расколом, стали предметом художественного творчества. Так, в фильме Николая Досталя «Раскол» сделана попытка не только отобразить обрядовые стороны событий середины XVII века, но и проанализировать проблему взаимодействия Церкви и государства, религии и общества, христианской совести и служебного долга. По сути, эта же тема затронута в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева. В рамках проекта «Церковь и мир» эту тему обсуждают режиссер фильма «Раскол» Николай Досталь и глава отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (РПЦ) митрополит Иларион (Алфеев).
Старообрядческие села Малороссии представляли собой относительно замкнутые религиозные анклавы: будучи тесно интегрированными в местную экономическую жизнь, они тем не менее старались оградиться от чужого культурного и церковного влияния. Свидетельство этому — своеобразные «конституционные» документы, определявшие нормы нравственности и морали в этих общинах. Эти старинные старообрядческие кодексы удивительно похожи на древнеславянские документы, такие как «Русская правда». Вместе с тем запреты, имеющиеся в них, показывают, насколько распространены были в то время те или иные не вполне благочестивее народные обычаи, традиции и привычки.