Предлагаем нашим читателям ознакомиться с повестью «У стен града невидимого», написанной известным русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным в 1908 году, после путешествия в Заволжье по традиционно старообрядческим местам. Повесть посвящена впечатлениям писателя от знакомства со старообрядцами и их святынями. Текст публикуется впервые после советского издания 1982 года.
На Совете Митрополии РПсЦ, прошедшем 4-5 февраля 2015 г., был поднят вопрос о продолжении диалога с Русской Православной Церковью и о признании законности Белокриницкой иерархии. Сегодня об этом вопросе рассуждает игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП) в интервью газете «Берсеневские страницы».
Как известно, Великий пост — время молитв, покаяния и воздержания. В том числе и воздержания в трапезе. «Во дни печальные Великого поста» православные люди не едят ничего мясного, рыбного и даже молочного. Тем не менее неправильно думать, что это время скудной, невкусной пищи, когда русские люди либо голодают, либо питаются кое-как. Многие кушанья, приготовленные из овощей, фруктов и грибов не только питательны, но и изысканны. И в этой статье мы вам это покажем.
Знаменное пение было в Древней Руси элитарной культурой. Профессиональных певцов было очень мало. Царский певец назывался дьяком, что эквивалентно современному званию «сотрудник министерства». После раскола Русской православной церкви высокая, профессиональная культура перешла к старообрядцам — людям, не приемлющим нового партесного пения, нотной системы записи. Сторонники древних обрядов были преимущественно из представителей социальных слоев общества. О том, как развивалось и изменялось богослужебное старообрядческое пение, о том, как его открыли светские ученые-музыковеды, о единственном в советские годы выступлении церковного певческого коллектива — Стрельниковского хора перед научной общественностью мы беседуем с известным исследователем знаменного пения, доктором искусствоведения Николаем Григорьевичем Денисовым.
Известный российский блогер-тысячник Антон Афанасьев, действительный член Русского Географического Общества, недавно вернулся из г. Семенова. Основной целью поездки было посещение местного музея, в котором есть экспозиция, посвященная старообрядчеству. В этом уникальном фоторепортаже автор показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда.
6 февраля в Москве состоялось заседание круглого стола, на котором обсуждалось создание Всероссийского общественного старообрядческого движения, которое будет координировать деятельность старообрядческой общественности по социально значимым, национально-культурным, общественно-политическим проблемам. Представляем мнение одного из участников круглого стола — Алексея Шишкина.
21 февраля по новому стилю исполняется 185 лет со дня рождения Марии Федоровны Морозовой (1830-1911 гг.) — известной благотворительницы Орехово-Зуева, Москвы и России, матери Саввы Морозова. Ореховозуевцы, безусловно, должны сохранить благодарную память и осознать свой неоплаченный долг перед предпринимателями-благотворителями Морозовыми…
Эта история — пример того, как могут власти сделать доброе дело для старообрядцев и показать свою порядочность и элементарное уважение к верующим и на бумаге, и на деле. Курган — город суровых контрастов: летом здесь может быть крайне жарко, а зимой весьма холодно. Но когда подобное пугало ревнителей древлей веры? Они массово селились здесь в XIX веке, правда, с годами община стала распадаться на отдельные толки. И все же упокоение находили они на одном кладбище. На исходе XX века его снесли…
Несколько недель назад в редакции новгородского еженедельника «Волховъ» зашел разговор про старообрядцев. Оказалось, что все представляют их нелюдимыми, скрытными и «странными». Мужчины непременно должны быть с бородой, а женщины — в платке, длинном платье и без косметики. Но как и чем живут старообрядцы — тайна за семью печатями. Также выяснилось, что один из сотрудников газеты знаком с председателем правления Новгородской Старообрядческой Поморской общины Алексеем Безгодовым. На следующий день его пригласили в редакцию на интервью и, к всеобщему удивлению, он охотно согласился.
Продолжается строительство старообрядческого храма в старинном поволжском городе Балаково, однако этот процесс сильно затягивается из-за отсутствия значительных средств, которые требуются на заказ сруба и другие работы, а главное, на изготовление иконостаса. В древности была практика (которая сохраняется и в наше время), когда иконы в иконостасе «выкупаются» доброхотными благотворителями. Стены многих древних храмов несут на себе надписи имён благотворителей этих храмов.То же самое хотят сделать для иконостаса члены общины г. Балаково. Они заводят специальную книгу для вечного поминовения в их храме его благотворителей. На оборотной стороне иконы, оплаченной благотворителем, будет написано: «Сия святая икона внесена рабом Божиим имярек».Это самое лучшее вложение денег. Это то, что не тлеет и не гниёт.