Летом в Тверской области работает множество детских лагерей — от языковых и альпинистских до военных и компьютерных. Но один лагерь точно отличается от других, и попасть туда удается далеко не всем. Единственный в Тверской области старообрядческий храм — Покровский храм в Ржеве — уже много лет организует детский старообрядческий лагерь. О своем детище рассказывает настоятель Покровского храма протоиерей Евгений Чунин.
Сегодня мы представляем нашим читателям отрывок из «Рассказов о предстоятелях Старообрядческой Церкви послевоенного периода» игумена Кирилла (Сахарова) — воспоминания из беседы с архиепископом Алимпием (Гусевым) (из дневника настоятеля).
Исстари купеческие городки и села Верхнего и Среднего Поволжья славились своими многочисленными ремеслами. Среди них одно из первостепенных значений всегда занимало искусство переписки и оформления сакральных книг. Населявшие эти края трудолюбивые крестьяне, сметливые купцы, набожные иноки и инокини оставили нам колоссальное по объему и разнообразию книжно-рукописное наследие, многие образцы которого и сегодня пленяют нас своей красотой, оригинальностью и мастерством исполнения.
Некогда Невьянск был не только промышленным центром Урала, столицей демидовских владений, но и крупным духовным центром старообрядчества. «Кержаки» — так называли староверов, переселившихся на Урал из Нижегородских пределов, с реки Керженец. Многие из них, утратив священство, стали беспоповцами часовенного согласия. Но есть в Невьянске и община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Близится освящение храма, который строится на протяжении девяти лет.
В наши дни, когда любой пост уже давно перестал быть чем-то особо напряженным, когда в магазинах даже в говенье можно найти множество продуктов, с которыми стол в строгие дни воздержания от животной пищи может быть и без того прекрасным по своему содержанию, мало кто задумывается, каково было нашим предкам несколько десятилетий тому назад. Одна трава была в особом почете — ее люди постарше помнят и по сей день. И не прочь полакомиться ей…
С проведением коллективизации началось уничтожение не только отдельных слоев населения, «неблагонадежных» граждан, но и целых семей, улиц и даже деревень. Так, старообрядческое село Усень-Ивановское Белебеевского района БАССР постепенно уничтожалось следователями-фальсификаторами. Среди задавленных машиной террора был и местный старообрядческий священник протоиерей Сергий Белозеров.
29-30 мая 2015 г. в Казани прошла Международная научная конференция «Опыт межконфессионального взаимодействия в пространстве исторической памяти». Конференцию провели Казанский (Приволжский) федеральный университет и Академия наук Республики Татарстан. Кандидат исторических наук Игорь Евгеньевич Алексеев выступил с докладом «Староверы в Республике Татарстан», в котором изложил опыт формирования пространства государственно-конфессионального диалога. Представляем тезисы выступления.
Представляем отрывок из «Рассказов о предстоятелях Старообрядческой Церкви послевоенного периода» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Здесь он приводит свои воспоминания о иерее Георгии Устинове, старшем сыне о. Александра Устинова.
Имя изобретателя Ивана Кулибина в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос, «Кто такой Кулибин?», немногие смогут ответить что-то большее, чем «изобретатель». И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.