Тема взаимоотношений старообрядцев разных согласий с внешним миром сложна и обширна — в каждом согласии проблема «мирщения» решалась по-разному. В целом староверов всегда волновала проблема, как не смешиваться с людьми иной веры. В каждом из согласий была выработана своя система запретов, касающихся еды, питья, внешнего вида и поведения.
Настенные картинки, или рисованные лубки — одна из разновидностей народного изобразительного примитива. Своим появлением рисованный лубок обязан Выго-Лексинскому общежительству. Испытывая настоятельную потребность в обосновании истинности своей веры, старообрядцы, наряду с перепиской сочинений своих апологетов, пользовались наглядными способами передачи информации, в том числе рисованием настенных картинок.
Тема реституции — возврата собственности, отнятой у граждан в ходе экспроприации, коллективизации, репрессий и т.д. изначальным их владельцам — уже не раз поднималась на сайте «Русская вера». Сегодня речь пойдет о бывших московских храмах Русской Древлеправославной Церкви, которые вопреки современному российскому законодательству до сих пор не возвращены христианам.
В последние годы всё большую активность в ведении диалогов между церковными упованиями проявляют представители Русской Древлеправославной Церкви. В качестве основы своей богословской позиции РДЦ выработало «Краткое уведомление о Большом Московском соборе 1666-67 годов». На днях оно подверглось осмыслению на круглом столе российских ИПЦ.
Без этого невозможно представить старообрядчество в целом и его безпоповскую ветвь в особенности. Сохранились свидетельства, что даже единоверцы, побывав на «торжище», испрашивали у своих священников молитву от скверны. Раньше все староверы четко различали чистую и поганую посуду. Например, чистая тарелка, которую «всего лишь» понюхала кошка, считалась поганой и ее нужно было «святить». После бани принято было как минимум умываться, а строгие установления безпоповцев предписывали читать молитву от скверны или отмаливаться лестовку — 100 поклонов.
Провинциальная Россия всегда была богата активными, деятельными людьми, которые радели о культурном развитии своей малой родины. Еще до революции 1917 года такие люди шли в авангарде культурного развития регионов страны. Они открывали театры, строили богадельни, помогали нуждающимся, несмотря на то, какой веры был тот или иной человек, благоустраивали жизнь своих сограждан. Сегодня мы расскажем о двух провинциальных династиях, некогда сыгравших большую роль в культурном облике старинного Ржева и самым интересным образом повлиявших на отечественную культуру уже во времена СССР.
Когда в последние годы говорят о диалоге между старообрядчеством и новообрядчеством, то часто подразумевают контакты между Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Православной Церковью Московского Патриархата. На самом деле диалог между церковными упованиями имеет гораздо более широкий охват. В последние годы всё возрастающую активность проявляют представители Русской Древлеправославной Церкви, которые уже много лет ведут диалог с представителями греческих старостильных деноминаций. В качестве основы своей богословской позиции РДЦ выработало «Краткое уведомление о Большом Московском соборе 1666-67 годов». На днях оно подверглось осмыслению на круглом столе российских ИПЦ.
Сегодня в России вспоминают одну из самых трагических дат в нашей истории: 22 июня на территорию СССР вторглись немецко-фашистские войска — началась Великая Отечественная война. В связи с этой датой представляем читателям историю спасения жителей Ржева в старообрядческом храме Покрова Пресвятыя Богородицы — один из знаменательных и отчасти даже чудесных случаев в период войны.
Христиане часовенного согласия во все века после раскола Русской Церкви продолжали созывать Съезды и Соборы, на которых решали важные вопросы церковного бытия, взаимоотношения с обществом и другими религиозными упованиями. Осенью 2014 года в городе Ревде Свердловской области состоялся очередной Собор христиан-часовенных. Заседания этого собора ознаменовались принятием некоторых важных решений, а также прозвучало объяснение, почему христиане часовенного согласия не принимают старообрядческое священство РПСЦ и РДЦ.
Выговская школа книгописания оформилась приблизительно к 20-м гг. XVIII столетия. Качество продукции местных мастеров отмечал еще П. И. Мельников-Печерский. Рукописи, созданные в скрипториях Выголексинской обители, явились своеобразным эталоном художественного мастерства не только для книжно-рукописного творчества крестьян Олонецкого края, но и для всех без исключения старообрядческих книгописных центров от Ветки до Сибири, послужив образцами для многих последующих поколений мастеров-каллиграфов и миниатюристов вплоть до периода затухания славянорусского книгописного искусства в 1920-х — 1930-х гг.