В начале октября 2016 года президент России Владимир Путин во время встречи с лауреатами конкурса «Учитель года» в Кремле предложил изучать в школах древнерусский язык. На это, конечно же, одним из первых откликнулся Егор Холмогоров — профессиональный и, пожалуй, самый востребованный в электронных СМИ русский националист и историк-любитель.
14 октября 1733 года скончался Даниил Викулин (1653–1733 гг.) — основатель Выгорецкой обители, видный деятель старообрядчества, духовный писатель, соавтор «Поморских ответов».
Церемония открытия памятника Ивану Грозному в Орле состоится 14 октября — в день православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Вокруг установки памятника в российских СМИ и сети интернет разразилась нешуточная полемика. К сожалению, как это часто бывает, большинство комментаторов, несмотря на свои громкие заявления, совершенно не в курсе событий, как говорится, не владеют темой. Сегодня мы беседует с непосредственным участником проекта установки памятника царю Ивану Васильевичу художником Олегом Молчановым.
Проблемы проповеди веры сейчас как никогда актуальны для старообрядчества. С одной стороны, гонения на веру закончились более 28 лет назад, а в последние 10 лет вокруг старообрядчества сложилось позитивное медийное пространство. Но, с другой стороны, выяснилось, что по объективным историческим причинам современному старообрядчеству не хватает действенной позитивной стратегии. Выступление настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково, руководителя просветительского отдела РПсЦ иерея Михаила Родина в рамках ежегодных образовательных чтений во Ржевской обители было посвящено непростой теме результативности проповеди Старой Веры и обращено в первую очередь к молодежи.
Глава старообрядческой церкви в Татарстане епископ Евфимий (Дубинов) в своем интервью рассказывает о том, чем плоха Казань, как правильно венчать, крестить и отпевать, об отношении к интернету, а также о принципиальных отличиях РПЦ и РПСЦ, о встречах с митрополитом Феофаном (РПЦ) и многом другом.
Вопрос посещения старообрядческого храма не старообрядцами по-прежнему остается одним из актуальных в современной жизни старообрядческих согласий. Сегодня мы беседуем с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону иереем Иоанном Севастьяновым. Он рассказывает, как происходит в его приходе катехизация, что делается для научения новопришедших азам старообрядной церковности, как объясняется случайно попавшим в храм людям об особенностях старообрядческого богослужения, а также советует литературу для оглашенных.
Русская баня — это не только печка, не только пар и банная полка, но и разнообразные методики парения и целительства. Мы продолжаем беседу с преподавателем русской академии ремесел, специалистом по истории русской бани, экспертом по парению Сергеем Ермолаевым.
По сообщению ТАСС от 22 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил наместникам и настоятелям монастырей иметь дорогие жезлы и призвал заказать взамен простые деревянные посохи. Что тут скажешь? Патриарх возмутился не только драгоценным убранством жезлов, но и тем, что они превращаются в «патриаршие жезлы». Однако мало кто обращает внимание на тот факт, что не столько богатое или бедное украшение имеет значение, сколько символика, заложенная в жезле. А символика, употребляемая ныне в современных посохах, очень разная и временами вызывает серьезные вопросы.
Европейские медиа нечасто балуют своих читателей публикациями, посвященными русскому старообрядчеству. Можно сказать прямо, не только простые европейцы, но и многие специалисты-религиоведы континента совсем не в теме этого вопроса. На этом фоне весьма примечательной становится подборка материалов, посвященных старообрядчеству, опубликованная одним из крупнейших французских изданий — газетой «La Сroix». Самюэль Ливен, специальный корреспондент этой газеты, смог побывать в России и своими глазами увидеть жизнь русских старообрядцев.
На сайте «Русская вера» в разделе «Библиотека» размещена электронная копия архива старообрядческой Архиепископии, находящегося в фонде № 1475 Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА). Так, сразу в нескольких делах заключены повороты судьбы старообрядческого святителя Арсения, епископа Уральского. Будучи епископом Уральско-Оренбургским, Арсений был избран временным управляющим Московским Архиепископским престолом. Многие христиане хотели его видеть Архиепископом Московским и всея Руси, называя его «великим светильником», «учителем православия». Но вследствие клеветнических измышлений недоброжелателей Освященный Собор решил иначе. Богословские труды владыки Арсения вызывали неоднозначную реакцию среди старообрядцев, неоднократно в письменную полемику с ним вступал священник Василий Механиков.