Статьи
Будущее христианского воспитания детей и подростков
25 июля 2013 г. в городе Ржеве, в актовом зале Покровской общины, состоялась Церковно-практическая конференция «Христианское воспитание детей и подростков в летний период: особенности, проблемы и пути их решения», приуроченная к XX -летию деятельности детского христианского оздоровительного лагеря «Ржевская Обитель».
Убийство священника
5 августа в Псковской области был убит известный священник о. Павел Адельгейм (РПЦ МП). Это злодеяние всколыхнуло российское общество. О трагической кончине о. Павла и его личности успели высказаться представители самых разных конфессий, общественные деятели и светские публицисты. Сегодня наш сайт публикует мнения некоторых старообрядческих авторов.
Летние каникулы с пользой для души
В 90-е годы в стране стартовали проекты, имеющие своей целью христианизацию молодежной жизни. Среди подобных проектов можно назвать появление в России христианских молодежных лагерей. Один из первых таких лагерей под названием «Ржевская обитель» был создан в районном центре Ржев Тверской области. В этом году он отмечает 20-летний юбилей.
О староверах на Нижегородчине: Комаровский скит и скит Новый Шарпан
Впервые слово «скит» я услышал тогда, когда начал заниматься кладоискательством. Местоположения их я раскрывать не буду, найти их довольно сложно. Но гуляя по таким местам невольно ощущаешь чувство какой-то запредельной древности. Знаете, у меня такого не было даже внутри пирамид, а когда гулял по комаровскому кладбищу — было. Тут ты соприкасаешься со своей родной историей, уже далекой, но все ещё доступной.
«Никакого юридического определения, что такое чувства верующего, быть не может в принципе»
Этим летом Государственной Думой Российской Федерации был принят закон «о защите чувств верующих», предусматривающий уголовное наказание за действия, оскорбляющие религиозные и иные чувства верующих. По поводу этого закона высказывались представители самых разных конфессий. Сегодня на вопросы сайта отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону (РПСЦ) о. Иоанн Севастьянов.
Староверы Тувы. Забытые дети тайги
«Впечатлен…что еще есть такие искренние, бесскорыстные, незапятнаные цивилизацией люди. Живут скитами, в глухой непроходимой тайге, до ближайшего города несколько сотен км. Здесь, в верховье Енисея, в глухой непроходимой тайге, их родной дом. Суровый сибирский климат и изоляция от внешнего мира делают этих людей только сильнее, здесь они сами себе хозяева и надеются только на себя…»
«Судьба епископа»
7 июня — день преставления святителя Геронтия, епископа Петроградского и Тверского. Написать о святителе Геронтии меня побудила найденная в моем домашнем архиве его фотография с надписью: «25 мая (с. ст.) 1951 года преставился епископ Тверской и Петроградский Геронтий. Был помощником архиепископа Иринарха (Парфёнова) Московского и всея Руси».
«…Божией помощию писал сию икону иконописец…»
С 1 июня 2013 года в Москве, в выставочных залах Академии художеств, на Пречистенке-19 открыта выставка «Романовские письма. Старообрядческая иконопись Ярославской провинции XVIII-XIX веков из музейных и частных собраний». Экспозиция посвящена духовной культуре и искусству иконописцев-староверов, живших во второй половине XVIII-XIX веках в небольшом городке Романове-Борисоглебске (ныне Тутаеве) Ярославской губернии. Монографическая выставка, специально посвященная исключительной красоты феномену «романовской иконы», в Москве экспонируется впервые. На выставке представлено около 70 икон и 20 иконных образцов из музейных, церковных и частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Череповца.
Как изучать и сохранять культурное наследие старообрядчества?
Научные конференции и семинары по вопросам исследования истории, культуры и современной жизни старообрядчества в последние годы все чаще стали проходить не только в университетах и научных учреждениях, но и непосредственно в старообрядческих духовных центрах. 17 мая в духовном и административном центре РПСЦ на территории Рогожской слободы состоялся круглый стол «Комплексный подход в изучении истории и культуры старообрядчества».
«Старообрядческие скиты, пустынники и святые на Южном Урале»
Именно окраинное положение южноуральского казачества относительно традиционно сверхгибкого российского центра, по мнению многих серьезных историков, стало определяющим фактором для сохранения в его среде дореформенного варианта восточного православия. Даже жесточайшие репрессии, неоднократно применяемые к уральским казакам за их религиозные убеждения, не приводили к ожидаемому результату, а только укрепили в них вольнолюбие и жертвенную преданность традиционному жизненному укладу.
Старообрядческие паломники на Тверской земле
20 мая 2013 г, в дни празднования недели св. Жен-Мироносиц в московском духовном центре РПСЦ, что на Рогожском, мне довелось принять участие в паломнической поездке по историческим и святым местам в Тверской области. Маршрут пролегал по городам Тверь-Старица-Ржев. Хотелось бы поделиться небольшим очерком событий, которые сопутствовали этому путешествию.
Деяния Освященного Собора РДЦ
Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви, состоявшегося 13 – 19 мая 2013 года. В деяниях Собора приняли участие священнослужители и миряне Русской Древлеправославной Церкви, представившие на Соборе многие древлеправославные общины, как России, так и ближнего, и дальнего зарубежья.
Купола рогожских колоколен засияют золотом
16-17 мая в приемной Московской митрополии состоялся очередной Совет Митрополии. На нём было принято решение одобрить проект золочения глав храма-колокольни Успения Пресвятыя Богородицы. В полном объёме становления Совета Митрополии публикуются ниже.
Правила поведения в старообрядческих храмах
В последние годы большое число россиян и граждан других государств приходит в старообрядческие храмы, чтобы ознакомиться с древлеправославным богослужением, пением, иконописью. Не всегда, однако, приходящие знают об особом этикете, принятом в таких местах. Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся в мае 2013 года, разработал и утвердил особые правила для посещения храмов нестарообрядцами.
Старообрядцы и Великая Отечественная Война
В день Победы, 9 мая, мы вспоминаем, что христиане-старообрядцы наравне со всеми остальными жителями страны проливали кровь, сражаясь на фронтах войны, и, не разгибая спин, работали на предприятиях тыла. Интересно, что немалое количество старообрядцев-фронтовиков впоследствии стали священниками и даже епископами Церкви.
«Сто новых храмов в один год»: старообрядческий прообраз «Программы – 200»
В Москве активно рекламируется т.н.«Программа – 200» — совместные планы Московской Патриархии и Правительства Москвы воздвигнуть в столице в спальных районах 200 новых храмов. Одобренная на самом верху и планомерно проводимая в жизнь, программа вызвала оживленное обсуждение в СМИ. В социальных сетях даже возникли ожесточенные споры противников и сторонников этой инициативы.
Традиция росписи пасхальных яиц
Традиция росписи Пасхальных яиц на Руси имеет древнюю историю. Сегодня мы расскажем о писанках — яйцах, расписанных пчелиным воском и окрашенных в различные цвета всевозможными красителями. Освященными на Пасху писанками украшали дом, вешали их под иконами, ими христосовались и поздравляли родных и близких в День светлого Христова Воскресения!
Валерий Волков: «Старообрядческая апологетика представляет собой нечто похожее на систему Менделеева…»
Вопрос книжного и архивного наследия продолжает оставаться одним из самых значимых в развитии старообрядческого культурного и медийного пространства. Об издательской и публикаторской деятельности библиотечно-архивного отдела Московской митрополии РПСЦ старообрядческое интернет-радио беседует с его сотрудниками Валерием Волковым и Виктором Боченковым.
Ирина Скибинская. Единая вера двух церквей
Ровно сто лет назад был освящен и начал действовать когда-то один из самых красивых храмов Тулы — единоверческий храм Святителя Иоанна Златоуста. Ныне от былого великолепия пятиглавого, построенного в русском стиле храма сегодня почти ничего не осталось. В 2004-м храм был передан тульской старообрядческой общине, которая своими силами пытается привести его в порядок. Хотя их, своих сил, немного: в общине — около 50 человек…
Б. Бабилуа. К истории древлеправославных общин в Кременчуге
В XVII в. в Русской Церкви в результате так называемых «реформ» Патриарха Никона произошел раскол. В результате преследований противники «реформы» вынуждены были бежать, скрываться, переселяться в отдаленные районы Империи или за ее пределы, в том числе и в Малороссию-Украину. Сначала они селились в северо-восточном регионе, а в XVIII в. стали продвигаться на Правобережье и Юг.
Жизнь по старому стилю
Есть в Граверской волости замечательные люди, о которых хочется сказать самые хорошие слова. Я имею в виду староверов того поколения, которое, к сожалению, уходит от нас, унося с собой бесценный опыт – жизненный и духовный. Поэтому и взялась за эту интересную и сложную тему – создать небольшие портреты земляков староверов, чтобы было с чем идти дальше, в будущее!
Блаженны миротворцы…
Насколько красива и достойна всякого удивления и подражания внешняя сторона старообрядчества в его отношениях к никонианской церковной и гражданской властям, настолько грустно говорить о внутренней его истории.
2013.03.17 — Начало Великого Поста
Поздравляем всех православных христиан с началом Святого Великого Поста, временем покаяния и размышления о своих согрешениях, временем подготовки к Великому и Светлому празднику Воскресения Христова, Святой Пасхе.
Выборы нового Папы: Ставка больше, чем жизнь
Конклав по избранию нового Папы Римского должен открыться 12 марта. Такое решение приняла Коллегия кардиналов на восьмой сессии Генеральной конгрегации. Беспрецедентный поступок Папы Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера) уже вошел в анналы истории как самая добровольная отставка римского понтифика. Не менее историческими по своему значению должны статьи и выборы нового Папы.
Настоящее мужество. Вышла книга об отношениях старообрядцев и государства на территории Алтая
Свобода совести, записанная в Конституции и охраняемая государством, – гарантия того, что люди не будут ненавидеть и бояться других, непохожих на себя людей, – собственно, к этому выводу пришел историк Всеволод Ильин после двух лет плотной работы над диссертацией «Политика государственной власти и официальной церкви в отношении старообрядцев на территории Томской губернии в 1832–1905 годах»
Философия истории старообрядчества
Что такое старообрядчество? Как и когда оно возникло? Известно ли все о расколе русской церкви, сама сущность этого чрезвычайного явления? Выяснено ли духовное различие между старообрядчеством и господствующим исповеданием, различие именно духовное, а не обрядовое, различие мысли и жизни, а не внешних случайных одеяний? Эти и другие важные для православного старообрядчества вопросы ставил Гавриил Васильевич Сенатов в своей работе «Философия истории старообрядчества», опубликованной в журнале «Церковь» в 1912 г.
Письмо митрополита УПЦ КП Адриана Митрополиту РПСЦ Корнилию
Его Блаженству, Блаженнейшему Корнилию Митрополиту Московскому и всея РусиВаше Блаженство!
С. Панов. Уральский Иерусалим. Архивы вновь открывают свои секреты
О том, что Южаково когда-то было заметным центром Старой Веры, я узнал от Екатерины Григорьевны Бачининой, старожила села Арамашево. Сама она, правда, не старообрядка, но о хранителях «древлей веры» отзывалась уважительно и рассказала, как ее односельчане-староверы ездили в Южаково – на праздники, исповедаться, ребенка окрестить.
Поздравление с праздником Богоявления Господня настоятеля древлеправославной общины Венгрии, Австрии и Германии
Дорогие братия и сестры, древлеправославные христиане, проживающие в Венгрии, Австрии и Германии, от всей души поздравляю Вас с наступившим величайшим Праздником Святаго Богоявления и Крещения Господня, с Праздником Просвещения!
Рождественское послание Председателя РС ДПЦ
Рождественское послание Председателя РС ДПЦ, Настоятеля Невской общины О.И. Розанова.
Рождественское поздравление
Поздравление с Рожеством Христовым всем староверам древлеправославной поморской церкви Латвии от о. Алексия Жилко.
С Рожеством Христовым!
Союз старообрядческих общин Эстонии Рижская Поморская Богоявленская старообрядческая община и Староверческое общество им.И.Н.Заволоко поздравляют христиан с праздником РОЖЕСТВА ХРИСТОВА!!!
Памяти чтеца Ромила Хрусталёва
Два года назад, 7 мая 2008 г., после тяжелой болезни отошел ко Господу многолетний сотрудник Московской Митрополии чтец Ромил Иванович Хрусталев. Можно сказать, что Ромил Иванович явился для меня проводником к церковному служению. Именно он убедил меня оставить, следуя его примеру, светскую карьеру и пойти работать в Митрополию.
Г. Чудинова. Шестые Аввакумовские чтения в Перми
Всякий раз перед началом Аввакумовских чтений, уже ставших традиционными в пермском приходе, в Храме во имя Святителя Стефана Пермского, мы, их организаторы, испытываем чувство волнения: приедут ли люди в столь морозную погоду, успешно ли пройдут чтения? Но и на сей раз всё, слава Богу, обошлось удачно.
Тураевское кладбище — Объект культурного наследия!
Тураевскому старообрядческому кладбищу присвоен статус выявленного объекта культурного наследия, расположенного на территории Московской области. Данный статус присвоен в соответствии с распоряжением Министерства культуры Московской области № 281-Р от 22.11.2012.
Трудовая этика старообрядчества и модернизация России в XIX и ХХ вв. Часть1
9 октября в редакции «Русского журнала» прошел круглый стол «Трудовая этика старообрядчества и модернизация России в XIX и ХХ вв.», организованный совместно «Русским журналом» и журналом «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом».
Трудовая этика старообрядчества и модернизация России в XIX и ХХ вв. часть2
9 октября в редакции «Русского журнала» прошел круглый стол «Трудовая этика старообрядчества и модернизация России в XIX и ХХ вв.», организованный совместно «Русским журналом» и журналом «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом».
Постановления Архиерейского Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшегося 16-18 октября 2012 г. в г. Москве
Постановления Архиерейского Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшегося 18 октября 2012 г. (н. ст.) в граде Москве «Об избрании кандидатов на архиерейскую степень».
28 сентября — обретение мощей первомученика архидиакона Стефана
28 сентября отмечается день обретения мощей первомученика архидиакона Стефана.
Знамение времени: протопоп Аввакум в числе замечательных людей
Закончил читать книгу Кирилла Кожурина «Протопоп Аввакум» из серии «Жизнь замечательных людей». Впервые эту книгу увидел у старообрядческого митрополита Корнилия во время встречи с ним группы писателей и общественных деятелей в этом году.
Поучение новобрачным
В начале сентября редактору сайта довелось побывать на настоящем старообрядческом венчании, которое проходило и отмечалось в славных городах Владимире и Суздале. Приятных впечатлений осталось масса, но поделиться хочется напутствием, сказанным во второй день настоятелем нашего храма в Суздале по окончании молебна свв. чудотворцам Петру и Февронии Муромским.
Предлагаемый список вопросов для рассмотрения на Освященном Соборе РПСЦ 2012 г.
Предлагаемый список вопросов для рассмотрения на Освященном Соборе РПСЦ 2012 г.
Официальный сайт Древлеправославной Церкви Иверии: Гость из Москвы
26 августа сего года к Владыке Антипе в г. Зугдиди в Иверию (Грузию) на великий праздник Успения Пресвятой Богородицы приехал гость из России – москвич, коренной старообрядец, инициатор и вдохновитель богоугодного дела – восстановления храма во имя Рожества Богородицы в с. Селиваниха Орехово-Зуевского района Московской области — прихожанин Алексей Иванович Сеноедов.
Новая Новгородская газета: Братство без равенства
Возможен ли пересмотр решения, к которому имел отношение скомпрометировавший себя федеральный чиновник? «ННГ» продолжает следить за тем, как развивается ситуация вокруг храма св. Димитрия Солунского. Храма, оказавшегося на пересечении интересов двух православных церквей: РПЦ и старообрядческой.
Двуперстное крестное знамение
Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству. О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Представляем статью из журнала «Старообрядец» 1907 г.
Отечественное лобби предпринимателей XIX века
Нынешний крупный и средний бизнес часто корят за политическую разобщенность. В поисках единой лоббистской «крыши» предприниматели пока только пытаются объединиться под вывеской Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). А вот в XIX веке у бизнеса было очень мощное лобби. Правда, пользоваться его прикрытием могли не все купцы и промышленники. Бизнес-сообщество старообрядцев имело доверительные отношения с московскими властями, а к началу XX века стало влиятельной силой и в Санкт-Петербурге.
Ярославско-Костромская епархия РПСЦ. Вы зашли в храм
Вы узнали , что храм, куда вы зашли, старообрядческий. Прихожан этого храма называют старообрядцами. Значит, очевидно, есть некий старый обряд, от которого и произошло название.
Где церкви брать средства?
Казалось бы нам, христианам, чадам Божиим, знающим слова Господа, провозгласившего: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31-34), и, что «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29).
Сколько стоит спасение?
Дух коммерции, захлестнувший Московскую Патриархию, начал потихоньку, но весьма настойчиво стучаться в двери русского старообрядчества. И хотя он не приобрел еще размаха эпидемии, думается, что им все же нужно заниматься, ибо лучше предупредить болезнь, нежели в последствии, когда она поразит весь организм, с ней бороться.
Почему мы не проявили интереса
«Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» (Из Деяний новообрядческого собора 1971г.).
Дом Мой — дом торговли?
«Исус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул» (Мар.11:15).
Митрополит Амвросий
28 октября 1846 года к старообрядческой Церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий. О митрополите Амвросии писалось и говорилось много. Значительное внимание уделил его личности известный писатель П. И. Мельников (известный под псевдонимом Андрей Печерский), служивший чиновником министерства внутренних дел и ведавший делами раскола.
Письмо митрополита Амвросия белокриницкой братии от 16 августа 1849 года из города Цилли
Приводимое ниже послание митрополит Амвросий направил из места ссылки в Белую Криницу. Это письмо, проникнутое духом искренней христианской любви к духовенству и пастве, представляет собою одно из ярких свидетельств глубокой преданности владыки Амвросия святой древлеправославной вере.
Поиски архипастыря
Когда в Боснии славянский народ изнывал под тяжелым турецким игом, в России в это время старообрядцы терпели гонения и преследования от своего же русского правительства. В 1825 году стал царствовать император Николай I, который издал ряд указов с целью полностью уничтожить старообрядчество в России. Старообрядцам воспрещены были богослужения, у них отбирались и уничтожались храмы и монастыри. Они были лишены гражданских прав. Их положение в России было хуже, чем положение славян в Турецкой империи.
Церковные разногласия
Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы уничтожить Белокриницкую иерархию. Оно не ограничивалось прямым преследованием, были пущены в ход и разного рода нелепые слухи, вымыслы и клевета против старообрядческой иерархии и против личности митрополита Амвросия.
Запечатленная святыня
В 2005 году исполняется сто лет со дня объявления в России свободы вероисповедания. Это знаменательное событие стало возможным благодаря указу «Об укреплении начал веротерпимости», подписанному императором Николаем Вторым. Документ увидел свет 17 апреля 1905 года.
Михаил Естафьев. Русский хозяин в Орегоне
Вновь перечитываю перед поездкой в Орегон работы Владимира Павловича Рябушинского (1873-1955), старообрядца, представителя видного рода купцов и предпринимателей. Умер он в Париже, похоронен на известном “русском” кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Духовные центры старообрядчества
Духовными центрами становились места, где сохранялась возможность вести духовную деятельность. Преимущественно это были монастыри и скиты.
Современное устройство древлеправославной Церкви
Гонители древнего православия лишили старообрядческую Церковь епископов. Когда епископ Павел Коломенский мужественно выступил против реформ Никона, он был предан мученической смерти. Остальные архиереи, опасаясь участи Павла, молчаливо согласились с новыми церковными порядками. Таким образом, древняя святая Церковь временно осталась без епископов, лишь со священниками и диаконами.
Начало гонений на старообрядчество
Мучения и казни совершались и в других местах Московского государства. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мученической смерти сотни преподобных отцов и исповедников истинной веры в славной Соловецкой твердыне. Эта обитель вместе со многими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые книги.
Собор 1666-1667 гг.
Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой.
Исповедники древлего православия
Реформы Никона встретили сильное сопротивление со стороны ряда духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным уважением за их истовое пастырское служение. Они смело говорили правду в глаза сильным мира сего, не заботились о своих личных выгодах, служили Церкви и Богу со всей преданностью, с искренней и ревностной любовью.
Двуперстие и троеперстие
Поскольку самым известным примером реформ Никона является перемена перстосложения, остановимся на этом вопросе. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого.
Реформы патриарха Никона. Начало раскола
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем.
Рогожский некрополь
Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.
Павел Великодворский, блаженный ктитор Белокриницкой Митрополии
Великий подвижник Старой Веры Павел Белокриницкий (в миру Петр Великодворский) родился в 1808 году в старинном селе Зимогорский Ям валдайской возвышенности. Родители Петра были христиане древлеправославного исповедания. Отец Василий Великодворский служил при зимогорском волостном правлении писарем и одновременно содержал постоялый двор, где по обыкновению останавливались его многочисленные одноверцы ездившие в Петербург из разных губерний.
Александр Шмеман. Отрывок из книги «Исторический путь православия»
«Главной причиной его раскола был вопрос об исправлении церковных книг, но за этим вопросом в церковном сознании стояли более глубокие проблемы и сомнения.
Н.Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович (цитаты из книги)
«Двоеперстие является не искажением и порчею древнего обряда русским невежеством, а есть настоящий древний православный обряд, перешедший к нам от православных греков, у которых он ранее употреблялся».
Отрывок из интервью
Мы приводим отрывок из интервью Игумена Кирилла (Сахарова): «Чем скорее вернемся к дониконовскому богослужебному укладу, тем лучше».
Владимир Соловьев. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться?
Мы предлагаем читателям отрывок из статьи Владимира Соловьева «Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться?»
А.И. Солженицын (из послания Третьему Cобору Зарубежной Русской Церкви)
Мы предлагаем читателю отрывок из статьи Солженицына А. И. «Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви».
А. И. Солженицын. «И вновь о старообрядцах»
Мы предлагаем читателям отрывок из статьи А. И. Солженицына «И вновь о старообрядцах».
А.И. Солженицын (отрывок из эпопеи «Красное колесо»)
Мы предлагаем читателям отрывок из эпопеи А. И. Солженицына «Красное колесо».
Послание Собора Русской Православной Церкви за границей к приверженцам старых обрядов, октябрь 2000 г.
В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Русская вследствие богослужебных изменений, установленных в 17 веке.
Б. П. Кутузов. Предисловие к книге «Церковная «реформа» XVII в. как идеологическая диверсия или национальная катастрофа»
О церковной реформе XVII в. средний верующий имеет следующее стереотипное представление: на протяжении веков в тексты богослужебных книг вкрались какие-то ошибки, описки, патриарх Никон решил их исправить, а ревнители старины по своей косности и невежеству воспротивились («за один «аз» подобает нам в огонь идти», «коль положено до нас, лежи оно во веки веком» и т.п.) и произошел раскол. Однако такое понимание реформы XVII в. далеко от истины.
В.Г. Распутин. «Отрывок из книги Смысл давнего прошлого»
Религиозный раскол, который потряс Россию подобно землетрясению в XVII веке и продолжался до конца XX, сам по себе явление настолько же русское, насколько и общечеловеческое. Он возник на русской почве, произошел из русского характера и, в свою очередь, повлиял на развитие этого характера, протекал так, как нигде больше, ни в каком другом народе не мог протекать.
Возможен ли наш диалог с РПЦ?
Одной из актуальных тем для современного религиозного общества является возможность диалога между старообрядчеством и РПЦ. Эту проблему особенно активно стали обсуждать после известного Поместного Собора РПЦ 1971 года, когда были сняты клятвы со старых обрядов и тем самым, вроде бы, сделано все необходимое для плодотворного диалога.
После владыки Никодима. Часть вторая
Неожиданно для себя я получил массу откликов на статью «После владыки Никодима». Мне написали разные люди, многих из которых я даже и не знаю. Мне писали не только христиане РПСЦ, но и старообрядцы из РДЦ, старообрядцы – поморцы, и даже представители РПЦ МП. Писали и те, кто поддерживает мою оценку ситуации и те, кто категорически с ней не согласен.
После владыки Никодима
11 февраля был день памяти Преосвященнейшего архиепископа Никодима (Латышева) – одного из самых сильных и авторитетных Первосвятителей старообрядчества. В этот день, 26 лет назад, он скончался. К этому дню я хотел бы приурочить некоторые размышления о церковных событиях, которые начали разворачиваться сразу после кончины Преосвященного Владыки.
Был ли атаман Платов старообрядцем?
Старообрядчество играет значительную роль в истории донского казачества. С первых лет после начала церковных реформ XVII века подавляющая часть донских казаков стала на сторону защитников старой веры. Неприятие казачеством новой веры было ясно уже в 1687 году, когда в Черкасске, столице Войска Донского, был свергнут атаман Фрол Минаев, и главным требованием недовольных казаков во главе с соборным священником Самуилом было возвращение к старым церковным обрядам.