Старообрядческие ярмарки в последние годы стали своеобразной формой общения для людей, интересующихся русской традицией и культурой. На них можно встретить не только собственно староверов, но и не менее заинтересованных этой темой людей, не принадлежащих к старообрядческой Церкви. Среди них немало увлеченных разными направлениями народного творчества, промыслами и коллекционированием. Галина Горюнова, архитектор по профессии, уже много лет занимается коллекционированием старинной русской одежды.
Парная баня (мыльня, мовня, мовь, влазня), которую любили и князья, и знатные люди, и простой народ, была известна у славян ещё в V–VI веках. Помимо своего чисто функционального назначения баня играла большую роль в различных обрядах. Например, посещения бани считались необходимыми накануне венчания и на другой день свадьбы и сопровождались особым церемониалом.
Духовные стихи являются одним из мало изученных и даже загадочных видов народного искусства. В старину на Руси духовные стихи играли больше значение в обрядовой, праздничной, музыкальной и поэтической жизни русского народа. По сути, они заполняли культурную нишу, свободную от непосредственно церковной христианской музыки и являлись антиподом протоязыческого, скоморошьего музыкально-танцевального творчества. Сегодня наш сайт публикует беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
Степан Бахтияров, живущий в уральской тайге и принадлежащий к древней народности вогулов, недавно крещен в старообрядчестве и вошел в ивдельскую общину Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Хотел бы кратко поделиться своими впечатлениями от участия в нескольких собраниях, посвященных обсуждению проектов решений грядущего Архиерейского Собора, главным образом, на тему: «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века».
Можно ли россиянам вернуть бывшие у них до октябрьской революции права, обсуждали 31 октября на II съезде движения «Право на оружие». Как выяснилось, в Российской империи и древнерусском государстве права граждан на ношение оружия были гораздо более широкими, нежели во времена Советского Союза и в наши дни.
С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, издавший в 1698 году знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший ношение бород. Таким образом, в 2013 году исполнилось 315 лет налогу на бороду.
Каток сталинских репрессий прошел по старообрядчеству как ни по одной другой конфессии России. Были уничтожены целые социальные классы, религиозные группы, выкорчеваны роды и фамилии. При изучении документов 30-40-х годов современного исследователя и читателя поражает хладнокровная и последовательная методичность, с которой истреблялись лучшие представители русского народа. Сайт «Русская вера» продолжает публикацию цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он рассказывает о драматических судьбах старообрядцев и пытается осмыслить уроки, которые должно вынести общество из этой трагедии XX века.
Присоединение общины угандийских христиан подтвердило факт, что основы старообрядчества, по своей сути, являются вселенскими и универсалистскими. Вместе с тем нельзя не признать невысокую активность самих старообрядческих согласий в проповеди. Об этом явлении немало говорилось на состоявшемся соборе РПСЦ. Известный старообрядческий священник о. Михаил Родин предложил ряд мер, призванных укрепить миссионерское направление деятельности Церкви. Сегодня мы публикуем беседу с ним.
Что такое суп, знают все. По крайней мере, в России без супа невозможен никакой обед. И поэтому недаром суп называют у нас первым блюдом, первым и по порядку, и по смыслу. Обычно супы готовят повара более высокой квалификации, чем те, что готовят вторые блюда, пусть даже и порционные. Выше по кулинарному рангу стоят только творцы соусов.
Одним из важных тем состоявшегося Освященного Собора РПСЦ стала современная проповедническая деятельности Церкви и, в частности, духовное окормление недавно присоединившейся христианской общины Уганды. В пункте четвертом своих решений Собор постановил: «Создать фонд содействия православной миссии в Уганде. Организацию фонда поручить иерею Николе Бобкову». Сегодня мы публикуем фрагменты выступления о. Николы Бобокова на Соборе, посвященные его впечатлениям от поездки в старообрядческую общину Уганды.
Очамчира, равно как и соседний Ткварчели (теперь — Ткуарчал, по-абхазски) — памятники эпохи освоения Абхазии, память о которой хранится некоторыми людьми, среди которых Виктор Иванович Онипко.
Не так давно нижегородский педагог Анна Сырцова подготовила и издала учебное пособие для желающих научиться древнерусскому церковному пению. Можно сказать, что это не только личный авторский дебют, но и на самом деле первая попытка создать учебное пособие, повествующее об азах знаменного пения и крюковой нотации. Сегодня на страницах нашего сайта Анна Сырцова размышляет о возможных путях обучения детей певческому церковному искусству.
Автор этого очерка, блогер Дмитрий Строганов, до недавнего времени, как и большинство жителей нашей страны, считал старообрядцев сродни динозаврам, вымершими. Оказалось, что приверженцев разнообразных старообрядческих течений в России около двух миллионов, а один из их духовных центров и вовсе до сих пор существует на своем историческом месте, на Рогожском.
Мы продолжаем публиковать фоторепортажи известных путешественников. Сегодня предлагаем вниманию наших читателей страничку фотографа и блогера Олега Смолия, посвященную староверам Тувы.
Секретариат Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви разослал постановления Освященного Собора РПСЦ (состоявшегося в граде Москве 16–17 октября 2013 г. по н. ст.).
Обращение к Президенту Российской Федерации В. В. Путину. Об отношении Русской Православной Старообрядческой Церквик пропаганде содомского греха. Принято Освященным Собором Русской Православной Старообрядческой Церкви 17 октября 2013 г.
Одним из увлечений игумена Кирилла Сахарова являются путешествия по старообрядческим общинам. И хотя сам игумен Кирилл является чадом Московской Патриархии, старообрядцы охотно рассказывают ему о своих традициях и церковной жизни. Благодаря его очеркам, мы имеем возможность узнавать о бытии самых отдаленных старообрядческих общин, приходов и монастырей. Сегодня о. Кирилл рассказывает о своем путешествии в штат Орегон, где находятся общины христиан-старообрядцев разных упований.
Вот уже более 30 лет судьба семьи Лыковых занимает умы всех интересующихся бытом и особенностями жизни таежных отшельников, некогда бежавших от царских, а потом и большевистских гонений на Старую Веру в бескрайние леса Сибири и Забайкалья. Фотограф-натуралист Игорь Шпиленок, недавно побывавший на заимке Агафьи Лыковой, сегодня публикует свой репортаж.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он размышляет о судьбах старообрядческих начетчиков и рассказывает нам о трагической истории начетчиков Богородской общины.
Имя уральского предпринимателя и общественного деятеля Евгения Ройзмана хорошо известно в России. Прежде всего, его связывают с основанным им фондом «Город без наркотиков» и политической деятельностью в Екатеринбурге. Гораздо меньше известно о его главном увлечении — коллекционировании старообрядческих икон. Евгений Ройзман не только создал первый в России частный музей икон, спас сотни произведений церковного искусства от хищения или гибели, но также способствовал распространению и научному признанию самого термина «невьянская икона».
Нередко в храмах и музеях можно встретить иконы с переделанным перстосложением. Некоторые горе-изографы умудрялись нарисовать Спасителю все шесть пальцев. Об этом и многом другом будет рассказано на лектории, который состоится 13 октября в Музее имени преподобного Андрея Рублева.
История Спасо-Андроникова монастыря связана с именами великих русских святых, чтимых как новообрядческой, так и старообрядческой Церквями, — это святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Андрей Рублев. Однако стены этого монастыря помнят и собственно старообрядческих святых.
Статья М. Волосковой «Святые бренды», опубликованная на нашем сайте, вызвала большой интерес у читателей. Сегодня по нашей просьбе тему «церковных» торговых марок комментируют старообрядцы и специалисты в области медийных отношений и рекламы.
Следы усыпальницы известных старообрядцев, почетных граждан города И. П. Оконишникова и его супруги, были обнаружены под завалами мусора на одном из городских кладбищ Казани.
В подмосковном городе Орехово-Зуево состоялось долгожданное событие: Преосвященнейший митрополит Корнилий освятил отреставрированное здание старообрядческого храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. Этому посвящен небольшой фильм, который вы можете посмотреть на нашем сайте.
Мы публикуем текст и видеозапись лекции историка и религиоведа, кандидата исторических наук Алексея Муравьева, прочитанной 10 сентября 2013 года в рамках площадки НИУ ВШЭ и «Полит.ру» «Нация и культура» на «Дне Вышки» в Парке Горького.
В длинном списке удивительных явлений, с которыми сталкиваешься, путешествуя по Южной Америке — русские старообрядческие поселения в Боливии. Русские старообрядцы появились в Боливии ещё во второй половине XIX века, но началось всё намного раньше.
Вслед за А. И. Солженицыным главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков ищет причины бед и нестроений современной России во временах раскола Русской Церкви XVII века.
Трудно ли боливийскому крестьянину, даже и старообрядцу, работать на земле в современной России? Какие опасности и препоны подстерегают человека, решившего связать свою жизнь не с модной ныне карьерой чиновника или офисного клерка, а с матерью-землей? Мы продолжаем беседу с главой семьи старообрядцев Мурачёвых Терентием.
29 сентября в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открывается лекторий, посвященный теме культуры и искусства старообрядчества. Первая лекция посвящена теме «Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания».
Старообрядческие начетчики представляли собой особую группу внутри старообрядческих согласий. В цикле своих новых статей историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев размышляет о судьбах старообрядческих начетчиков и рассказывает нам о трагической истории начетчиков Богородской общины.
Наш информационный портал продолжает публикацию беседы о фильме Н. Досталя «Раскол» со специалистом по древнерусской литературе, доктором филологических наук, заведующей отделом Института русской литературы Российской академии наук Натальей Владимировной Понырко.
Некоторое время назад на телеканале «Россия-Культура» состоялась премьера фильма «Раскол», посвященного теме церковного раскола XVII века. Корреспондент старообрядческого интернет радио задал несколько вопросов одному из известных ученых, специалисту по литературе этой эпохи, доктору филологических наук, заведующей отделом древнерусской литературы Пушкинского дома Наталье Владимировне Понырко.
Как сообщает информационный портал г. Новозыбкова, 28 августа 2013 г., на праздник Успения Пресвятыя Богородицы, жители Святска отметили 300-летний юбилей своего родного села.
На официальном сайте Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви появился документ под названием «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века».
Прогуливаясь по дорожкам старинных кладбищ, человек поневоле погружается в прошлое. Словно корабли проплывают мимо надгробия, кресты и памятники. Каждый со своей судьбой, со своей историей, со своей тайной. По намогильным памятникам некоторых кладбищ можно узнать историю семей и родов…
4-5 сентября 2013 г. в Москве состоялся очередной, осенний Совет Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви. На заседании Совета были заслушаны вопросы и доклады, поступившие в Митрополию для рассмотрения на Освященном Соборе.
К дате освящения храма, которое состоится 8 сентября 2013 года в городе Орехово-Зуево, наш портал публикует статью исследователя истории подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, посвященную трагическим страницам в истории Орехово-Зуевской общины.
Старообрядческие семьи Иосифа и Терентия Мурачёвых хорошо известны в современной России. Вернувшиеся из Южной Америки, они являют собой крайне интересный и важный опыт реэмиграции, когда коренные жители страны, сохранившие её древние устои, возвращаются на свою уже изрядно изменившуюся и полинявшую Родину.
Уральский священник из поселка Шамары Шалинского района, отец Михаил Татауров, благочинный приходов Свердловской области, хотя и видел меня впервые, но принимал, как старого знакомого — помог определиться с ночлегом, а наутро после богослужения пригласил к себе пообщаться. И долго-долго мы беседовали с ним о жизни и о вере, я рассказал ему о себе, а он мне — о себе. Его история поучительна для молодежи и наверняка будет интересна для людей уже поживших на свете.
Сайт «Русская Вера» публикует первую часть исторического очерка Михаила Бармина, посвященного истории старообрядческой общины г. Лыскова. В очерке рассказано о роли в становлении общины известных старообрядческих священнослужителей и иерархов, приведены уникальные исторические факты новейшей истории нижегородскго старообрядчества, публикуются редкие фотографии.
В продолжение темы «О традиции чтения Псалтыря на Руси» мы попросили настоятеля храма во имя святого пророка Илии в г. Гомеле, Беларусь, протоиерея Николу Косырева рассказать о чине чтения Псалтыря.
В 1863 году, 150 лет назад, определением Освященного собора российских епископов Белокриницкой иерархии архиепископ Владимирский Антоний (Шутов) был избран на святительский престол града Москва. Фактически была восстановлена московская первосвятительская кафедра, вдовствующая с середины XVII века.
Едва ли другая книга имела на русского человека такое влияние, как Псалтырь — она употреблялась и как книга богослужебная, и как книга учебная, и как книга назидательная для домашнего чтения, а в некоторых особых случаях и как книга спасительная.
Руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви А. В. Антонов — фигура заметная в современном медийном пространстве. Однако персональные интервью А. В. Антонов даёт крайне редко. Тем интересней для наших читателей станет материал, подготовленный корреспондентом газеты «Московские новости» Юлией Меламед.
Старообрядческий исследователь и коллекционер из Новозыбкова рассказывает о мистическом значении древнерусских рушников и своих новых открытиях в области фольклорной традиции.
В столичном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, расположенном в стенах древнего Спасо-Андроникова монастыря, состоится цикл уникальных лекций посвященных вопросам истории и искусства старообрядчества.
25 июля 2013 г. в городе Ржеве, в актовом зале Покровской общины, состоялась Церковно-практическая конференция «Христианское воспитание детей и подростков в летний период: особенности, проблемы и пути их решения», приуроченная к XX -летию деятельности детского христианского оздоровительного лагеря «Ржевская Обитель».
5 августа в Псковской области был убит известный священник о. Павел Адельгейм (РПЦ МП). Это злодеяние всколыхнуло российское общество. О трагической кончине о. Павла и его личности успели высказаться представители самых разных конфессий, общественные деятели и светские публицисты. Сегодня наш сайт публикует мнения некоторых старообрядческих авторов.
Мы публикуем пятый по счёту фоторепортаж известного путешественника и блогера Антона «cheger» Афанасьева. В этот раз речь пойдёт просто о людях-старообрядцах, в частности жителей единственного сохранившегося и действующего нижегородского скита — Малиновского.
В 90-е годы в стране стартовали проекты, имеющие своей целью христианизацию молодежной жизни. Среди подобных проектов можно назвать появление в России христианских молодежных лагерей. Один из первых таких лагерей под названием «Ржевская обитель» был создан в районном центре Ржев Тверской области. В этом году он отмечает 20-летний юбилей.
Мы продолжаем публикацию фоторепортажей известного путешественника и блогера Антона «cheger» Афанасьева. Сегодня он рассказывает об Одинцовсом, Фундриковском, Улангерском, Осинковском скитах.
Это третий фоторепортаж известного блогера и путешественника Антона «cheger» Афанасьева, связанный с нижегородскими строобрядцами в заволжских лесах. Здесь он рассказывает про могилы отцов Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия, информации про которых практически нет нигде.
Фото-дневник VI международный научный симпозиум «Культура русских-липован в национальном и международном контексте», организованный Общиной русских-липован Румынии (ОРЛР), посвященный истории и культуре старообрядчества.
Мы продолжаем публиковать фоторепортаж известного путешественника, фотографа и блогера Антона «cheger» Афанасьева, посвященный истории нижегородских старообрядческих скитов.
Впервые слово «скит» я услышал тогда, когда начал заниматься кладоискательством. Местоположения их я раскрывать не буду, найти их довольно сложно. Но гуляя по таким местам невольно ощущаешь чувство какой-то запредельной древности. Знаете, у меня такого не было даже внутри пирамид, а когда гулял по комаровскому кладбищу — было. Тут ты соприкасаешься со своей родной историей, уже далекой, но все ещё доступной.
Этим летом Государственной Думой Российской Федерации был принят закон «о защите чувств верующих», предусматривающий уголовное наказание за действия, оскорбляющие религиозные и иные чувства верующих. По поводу этого закона высказывались представители самых разных конфессий. Сегодня на вопросы сайта отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону (РПСЦ) о. Иоанн Севастьянов.
На днях на нашем сайте в разделе «новости» была опубликована информация о том, что новгородской общине передают здание Ильинской церкви. Сегодня мы предлагаем очерк священника РПСЦ Александра Панкратова, настоятеля церкви Иоанна Богослова на Витке.
Фото-дневник VI международный научный симпозиум «Культура русских-липован в национальном и международном контексте», организованный Общиной русских-липован Румынии (ОРЛР), посвященный истории и культуре старообрядчества.
С 12 по 16 июня в румынском городе Тульча прошел VI международный научный симпозиум «Культура русских-липован в национальном и международном контексте», организованный Общиной русских-липован Румынии (ОРЛР), посвященный истории и культуре старообрядчества.
Мы продолжаем беседу со старообрядческой семьёй из Белоруссии, прихожанами Гомельской старообрядческой общины во имя св. пророка Илии. Они согласилась рассказать нам историю усыновления в их семье (по их просьбе в интервью даются только имена детей).
По разным оценкам сегодня в Российской Федерации насчитывается от 700 000 до 900 000 детей-сирот. Даже если брать меньшую цифру, то количество сирот запредельно и сопоставимо с демографическими последствиями Великой Отечественной Войны.
«Впечатлен…что еще есть такие искренние, бесскорыстные, незапятнаные цивилизацией люди. Живут скитами, в глухой непроходимой тайге, до ближайшего города несколько сотен км. Здесь, в верховье Енисея, в глухой непроходимой тайге, их родной дом. Суровый сибирский климат и изоляция от внешнего мира делают этих людей только сильнее, здесь они сами себе хозяева и надеются только на себя…»
7 июня — день преставления святителя Геронтия, епископа Петроградского и Тверского. Написать о святителе Геронтии меня побудила найденная в моем домашнем архиве его фотография с надписью: «25 мая (с. ст.) 1951 года преставился епископ Тверской и Петроградский Геронтий. Был помощником архиепископа Иринарха (Парфёнова) Московского и всея Руси».
С 1 июня 2013 года в Москве, в выставочных залах Академии художеств, на Пречистенке-19 открыта выставка «Романовские письма. Старообрядческая иконопись Ярославской провинции XVIII-XIX веков из музейных и частных собраний». Экспозиция посвящена духовной культуре и искусству иконописцев-староверов, живших во второй половине XVIII-XIX веках в небольшом городке Романове-Борисоглебске (ныне Тутаеве) Ярославской губернии. Монографическая выставка, специально посвященная исключительной красоты феномену «романовской иконы», в Москве экспонируется впервые. На выставке представлено около 70 икон и 20 иконных образцов из музейных, церковных и частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Череповца.
Научные конференции и семинары по вопросам исследования истории, культуры и современной жизни старообрядчества в последние годы все чаще стали проходить не только в университетах и научных учреждениях, но и непосредственно в старообрядческих духовных центрах. 17 мая в духовном и административном центре РПСЦ на территории Рогожской слободы состоялся круглый стол «Комплексный подход в изучении истории и культуры старообрядчества».
Именно окраинное положение южноуральского казачества относительно традиционно сверхгибкого российского центра, по мнению многих серьезных историков, стало определяющим фактором для сохранения в его среде дореформенного варианта восточного православия. Даже жесточайшие репрессии, неоднократно применяемые к уральским казакам за их религиозные убеждения, не приводили к ожидаемому результату, а только укрепили в них вольнолюбие и жертвенную преданность традиционному жизненному укладу.
26 мая 2013 г в районном Доме культуры посёлка Шувое состоялся второй детский православный фестиваль старообрядческих приходов Подмосковья «Гуслицкие пасхальные встречи». Эту встречу уже можно назвать традиционной, так как проходит она второй раз и планируется быть ежегодной.
20 мая 2013 г, в дни празднования недели св. Жен-Мироносиц в московском духовном центре РПСЦ, что на Рогожском, мне довелось принять участие в паломнической поездке по историческим и святым местам в Тверской области. Маршрут пролегал по городам Тверь-Старица-Ржев. Хотелось бы поделиться небольшим очерком событий, которые сопутствовали этому путешествию.
Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви, состоявшегося 13 – 19 мая 2013 года. В деяниях Собора приняли участие священнослужители и миряне Русской Древлеправославной Церкви, представившие на Соборе многие древлеправославные общины, как России, так и ближнего, и дальнего зарубежья.
20 мая в Твери произошло историческое событие. На Соминке, в сквере на перекрестке улиц Грибоедова и Скворцова-Степанова, был установлен крест на месте постройки будущего старообрядческого храма в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской.
16-17 мая в приемной Московской митрополии состоялся очередной Совет Митрополии. На нём было принято решение одобрить проект золочения глав храма-колокольни Успения Пресвятыя Богородицы. В полном объёме становления Совета Митрополии публикуются ниже.
16-17 мая 2013 г. по н. ст. на Рогожском прошло заседание Совета Митрополии под председательством митрополита Корнилия. Публикуем постановления Совета Митрополии.
В последние годы большое число россиян и граждан других государств приходит в старообрядческие храмы, чтобы ознакомиться с древлеправославным богослужением, пением, иконописью. Не всегда, однако, приходящие знают об особом этикете, принятом в таких местах. Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся в мае 2013 года, разработал и утвердил особые правила для посещения храмов нестарообрядцами.
В день Победы, 9 мая, мы вспоминаем, что христиане-старообрядцы наравне со всеми остальными жителями страны проливали кровь, сражаясь на фронтах войны, и, не разгибая спин, работали на предприятиях тыла. Интересно, что немалое количество старообрядцев-фронтовиков впоследствии стали священниками и даже епископами Церкви.
С великой духовной пасхальной радостью приветствую и поздравляю всех Вас, дорогие о Христе Воскресшем: архипастыри, пастыри, священнический и иноческий чин, братия, сестры и дети — с великим праздником праздников и торжества торжеств, со Светлым Христовым Воскресением — Священной Пасхой.
В Москве активно рекламируется т.н.«Программа – 200» — совместные планы Московской Патриархии и Правительства Москвы воздвигнуть в столице в спальных районах 200 новых храмов. Одобренная на самом верху и планомерно проводимая в жизнь, программа вызвала оживленное обсуждение в СМИ. В социальных сетях даже возникли ожесточенные споры противников и сторонников этой инициативы.
О старообрядческих апологетах, писателях и начетчиках нам продолжают рассказывать сотрудники библиотечно-архивного отдела Московской митрополии РПСЦ Валерий Волков и Виктор Боченков.
Традиция росписи Пасхальных яиц на Руси имеет древнюю историю. Сегодня мы расскажем о писанках — яйцах, расписанных пчелиным воском и окрашенных в различные цвета всевозможными красителями. Освященными на Пасху писанками украшали дом, вешали их под иконами, ими христосовались и поздравляли родных и близких в День светлого Христова Воскресения!
Благопочитаемые духовные отцы и деятели Поморской Церкви, дорогие о Христе братие и сестры! Посылаем вам сердечные поздравления с Величайшим Всемирным Праздником всех земных праздников и Торжеством всех земных торжеств — СВЕТЛЫМ И СЛАВНЫМ ХРИСТОВЫМ ВОСКРЕСЕНИЕМ!
Сей день, иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. (Пс.117). Преосвященные владыки, честные отцы, благочестивые иноки и инокини, возлюбленные о Христе братие и сестры! Христос воскресе!
Вопрос книжного и архивного наследия продолжает оставаться одним из самых значимых в развитии старообрядческого культурного и медийного пространства. Об издательской и публикаторской деятельности библиотечно-архивного отдела Московской митрополии РПСЦ старообрядческое интернет-радио беседует с его сотрудниками Валерием Волковым и Виктором Боченковым.
Ровно сто лет назад был освящен и начал действовать когда-то один из самых красивых храмов Тулы — единоверческий храм Святителя Иоанна Златоуста. Ныне от былого великолепия пятиглавого, построенного в русском стиле храма сегодня почти ничего не осталось. В 2004-м храм был передан тульской старообрядческой общине, которая своими силами пытается привести его в порядок. Хотя их, своих сил, немного: в общине — около 50 человек…
В XVII в. в Русской Церкви в результате так называемых «реформ» Патриарха Никона произошел раскол. В результате преследований противники «реформы» вынуждены были бежать, скрываться, переселяться в отдаленные районы Империи или за ее пределы, в том числе и в Малороссию-Украину. Сначала они селились в северо-восточном регионе, а в XVIII в. стали продвигаться на Правобережье и Юг.
Есть в Граверской волости замечательные люди, о которых хочется сказать самые хорошие слова. Я имею в виду староверов того поколения, которое, к сожалению, уходит от нас, унося с собой бесценный опыт – жизненный и духовный. Поэтому и взялась за эту интересную и сложную тему – создать небольшие портреты земляков староверов, чтобы было с чем идти дальше, в будущее!
«Обращение к Правительству Российской Федерации о борьбе с пьянством», 6 марта 2013 г. Составлено по решению Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 16-18 октября 2012 г.
В конце февраля произошло историческое событие. Впервые в истории России глава Старообрядческой Церкви встретился с главой российского государства. Президент Путин В.В. принял в своей резиденции Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия (Титова).
Насколько красива и достойна всякого удивления и подражания внешняя сторона старообрядчества в его отношениях к никонианской церковной и гражданской властям, настолько грустно говорить о внутренней его истории.
Поздравляем всех православных христиан с началом Святого Великого Поста, временем покаяния и размышления о своих согрешениях, временем подготовки к Великому и Светлому празднику Воскресения Христова, Святой Пасхе.
Конклав по избранию нового Папы Римского должен открыться 12 марта. Такое решение приняла Коллегия кардиналов на восьмой сессии Генеральной конгрегации. Беспрецедентный поступок Папы Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера) уже вошел в анналы истории как самая добровольная отставка римского понтифика. Не менее историческими по своему значению должны статьи и выборы нового Папы.
Более 300 лет тому назад, после раскола Русской Православной Церкви, часть староверов-поморцев, уходя от гонений, поселилась в Польше. Так недалеко от Литвы появились русские поселения. Люди обустраивались, трудились, занимались земледелием и свято хранили свою веру, традиции, обряды и обычаи.
Вчера, 10 марта, в селе Замежная Усть-Цилемского района прошла конференция «За веру и крест», посвященная 300-летию основания и 270-летию самосожжения Великопоженского скита.
Традиция обращаться с вероучительными и каноническими вопросами к наиболее знающим и уважаемым наставникам и начетчикам всегда существовала в староверии.
Глава российских старообрядцев был вынужден противостоять как непримиримым староверам, так и государственной Церкви. Жизнь и судьба архиепископа Антония (Шутова).
В начале марта екатеринбургские старообрядцы отметили юбилей – ровно 20 лет назад, после десятилетий поругания, администрация Верх-Исетского завода передала им ключи от храма во имя Рожества Христова.
Быть в Риге и не зайти к рижским староверам было бы непростительным для меня! Каждый раз в Старообрядческом обществе Латвии я узнаю об интересных событиях, имею возможность познакомиться с новинками издательского отдела.
Свобода совести, записанная в Конституции и охраняемая государством, – гарантия того, что люди не будут ненавидеть и бояться других, непохожих на себя людей, – собственно, к этому выводу пришел историк Всеволод Ильин после двух лет плотной работы над диссертацией «Политика государственной власти и официальной церкви в отношении старообрядцев на территории Томской губернии в 1832–1905 годах»
Что такое старообрядчество? Как и когда оно возникло? Известно ли все о расколе русской церкви, сама сущность этого чрезвычайного явления? Выяснено ли духовное различие между старообрядчеством и господствующим исповеданием, различие именно духовное, а не обрядовое, различие мысли и жизни, а не внешних случайных одеяний? Эти и другие важные для православного старообрядчества вопросы ставил Гавриил Васильевич Сенатов в своей работе «Философия истории старообрядчества», опубликованной в журнале «Церковь» в 1912 г.
Томские газеты опубликовали заметку об открытии памятной доски рационализатору и изобретателю, заслуженному работнику лесной промышленности СССР Ивану Лупповичу Мерзлякову. Представляем жизнеописание.
Одной из основных характеристик и отличительных черт современного российского общества является его чудовищная разобщенность. Единства нет ни в народах, ни в социальных группах, ни в трудовых коллективах и творческих сообществах…
О том, что Южаково когда-то было заметным центром Старой Веры, я узнал от Екатерины Григорьевны Бачининой, старожила села Арамашево. Сама она, правда, не старообрядка, но о хранителях «древлей веры» отзывалась уважительно и рассказала, как ее односельчане-староверы ездили в Южаково – на праздники, исповедаться, ребенка окрестить.
Прошло Рождество и святки, совсем недолго и подойдет Масляная неделя, предвещающая Великий пост, особо сурово проводящийся старообрядцами города. Готовится к Великому посту и священник старообрядческого Спасо-Преображенского храма отец Михаил Смирнов.
Дорогие братия и сестры, древлеправославные христиане, проживающие в Венгрии, Австрии и Германии, от всей души поздравляю Вас с наступившим величайшим Праздником Святаго Богоявления и Крещения Господня, с Праздником Просвещения!
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2012-2013 г.) всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви от Предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия.
Всех Староверов Литвы с праздником Рожества Христова поздравляют зарубежные общины Древлеправославной Поморской Церкви, общины ДПЦ Литвы, а также Правительство Литовской Республики!.
Союз старообрядческих общин Эстонии Рижская Поморская Богоявленская старообрядческая община и Староверческое общество им.И.Н.Заволоко поздравляют христиан с праздником РОЖЕСТВА ХРИСТОВА!!!
Более ста лет между нами существует печальное недоразумение – разделение единоверных братьев о Христе, хранителей древлего благочестия, последнего в мире оплота неповрежденного православия.
21-25 декабря 2012 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви.
Главный собор этой Церкви находится напротив станции метро Павелецкая-кольцевая. Большой храм из красного кирпича, увенчанный мощным куполом, напоминает древнерусского витязя. Рядом примостился ресторан с названием «Революция».
Этот год для Кишиневской и всея Молдовы епархии был отмечен многими юбилейными датами. Можно отметить особенно яркие: 120-летие со дня освящения храма общины г. Кагула, 100-летие со дня освящения храма г. Оргеева, 70-летие преосвященного Евмения епископа Кишиневского и всея Молдовы.
Два года назад, 7 мая 2008 г., после тяжелой болезни отошел ко Господу многолетний сотрудник Московской Митрополии чтец Ромил Иванович Хрусталев. Можно сказать, что Ромил Иванович явился для меня проводником к церковному служению. Именно он убедил меня оставить, следуя его примеру, светскую карьеру и пойти работать в Митрополию.
Всякий раз перед началом Аввакумовских чтений, уже ставших традиционными в пермском приходе, в Храме во имя Святителя Стефана Пермского, мы, их организаторы, испытываем чувство волнения: приедут ли люди в столь морозную погоду, успешно ли пройдут чтения? Но и на сей раз всё, слава Богу, обошлось удачно.
О Николе, одном из самых почитаемых святых на Руси, знают все. И о том, что жил и упокоился он в Мире-Ликийской, на территории современной Турции, и о том, что после смерти мощи его были перевезены в итальянский город Бари, а также о том, что слава о нем распространилась по всему миру.
Тураевскому старообрядческому кладбищу присвоен статус выявленного объекта культурного наследия, расположенного на территории Московской области. Данный статус присвоен в соответствии с распоряжением Министерства культуры Московской области № 281-Р от 22.11.2012.
9 октября в редакции «Русского журнала» прошел круглый стол «Трудовая этика старообрядчества и модернизация России в XIX и ХХ вв.», организованный совместно «Русским журналом» и журналом «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом».
9 октября в редакции «Русского журнала» прошел круглый стол «Трудовая этика старообрядчества и модернизация России в XIX и ХХ вв.», организованный совместно «Русским журналом» и журналом «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом».
Все мы, в той или иной мере, наслышаны о деяниях наших единоверцев-поморцев в суровом пустозерском «крае земли». Прямо на наших глазах рождается легенда – быль о строительстве часовни, о Крестном ходе.
«Русское слово»: Наш собеседник – старообрядческий епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений. 20 ноября 2012 г. он отпразднует свой 70-летний юбилей.
Постановления Архиерейского Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшегося 18 октября 2012 г. (н. ст.) в граде Москве «Об избрании кандидатов на архиерейскую степень».
История старообрядческой Общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города. Первые упоминания о ростовском старообрядческом храме относятся к 1813 году.
В понедельник, 17 сентября 2012, года в 1100, в Даугавпилсе, в здании церковного дома по ул. Taутас, № 11/а, состоялось очередное совместное заседание ЦС и ДК Древлеправославной Поморской Церкви Латвии.
В августе 2012 года исполнилось 110 лет со дня рождения о. Андрея Андреевича Клычева, духовного наставника Бондаришской, а затем и Застенковской староверских общин Двинского уезда (затем Даугавпилсского района, Латвия).
Пожалуй, самый известный ростовский старовер прошлого века — Николай Алексеевич Панин, купец первой гильдии, промышленник и попечитель, Потомственный Почётный Гражданин города Ростова н/Д и «гвоздильный король»…
Закончил читать книгу Кирилла Кожурина «Протопоп Аввакум» из серии «Жизнь замечательных людей». Впервые эту книгу увидел у старообрядческого митрополита Корнилия во время встречи с ним группы писателей и общественных деятелей в этом году.
В начале сентября редактору сайта довелось побывать на настоящем старообрядческом венчании, которое проходило и отмечалось в славных городах Владимире и Суздале. Приятных впечатлений осталось масса, но поделиться хочется напутствием, сказанным во второй день настоятелем нашего храма в Суздале по окончании молебна свв. чудотворцам Петру и Февронии Муромским.
26 августа сего года к Владыке Антипе в г. Зугдиди в Иверию (Грузию) на великий праздник Успения Пресвятой Богородицы приехал гость из России – москвич, коренной старообрядец, инициатор и вдохновитель богоугодного дела – восстановления храма во имя Рожества Богородицы в с. Селиваниха Орехово-Зуевского района Московской области — прихожанин Алексей Иванович Сеноедов.
Работая над материалами о фальшивых российских деньгах, которые распространяли в нашей стране французские захватчики во время Отечественной войны 1812 года, мне приходилось встречать в исторических исследованиях несправедливые обвинения против российских старообрядцев-беспоповцев.
Возможен ли пересмотр решения, к которому имел отношение скомпрометировавший себя федеральный чиновник? «ННГ» продолжает следить за тем, как развивается ситуация вокруг храма св. Димитрия Солунского. Храма, оказавшегося на пересечении интересов двух православных церквей: РПЦ и старообрядческой.
3 марта исполняется 15 лет со дня кончины священноинока-схимника Амфилохия (в миру Александр Кузьмич Берестнев), который с 1984 по 1986 год являлся настоятелем Покровского кафедрального собора.
Вот уже в пятый раз Муро-Стревининкская староверческая община заполнилась молодёжью. 15 июля, в воскресенье, со всех уголков Литвы молодые староверы съехались в лагерь «Лествица».
Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству. О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Представляем статью из журнала «Старообрядец» 1907 г.
Нынешний крупный и средний бизнес часто корят за политическую разобщенность. В поисках единой лоббистской «крыши» предприниматели пока только пытаются объединиться под вывеской Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). А вот в XIX веке у бизнеса было очень мощное лобби. Правда, пользоваться его прикрытием могли не все купцы и промышленники. Бизнес-сообщество старообрядцев имело доверительные отношения с московскими властями, а к началу XX века стало влиятельной силой и в Санкт-Петербурге.
Вы узнали , что храм, куда вы зашли, старообрядческий. Прихожан этого храма называют старообрядцами. Значит, очевидно, есть некий старый обряд, от которого и произошло название.
Вы зашли в храм. Может быть, случайно. Но понятие случайности свойственно только нашему ограниченному разуму, а с точки зрения Божественного Разума каждое «случайное» событие имеет свой глубинный, хотя и скрытый от нас, смысл.
Судьбы многих российских промышленных династий удивительно похожи: в начале — разбогатевший таинственным образом основатель и национализация — в конце. История «фарфороваой» семьи Кузнецовых — не исключение.
Казалось бы нам, христианам, чадам Божиим, знающим слова Господа, провозгласившего: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31-34), и, что «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29).
Дух коммерции, захлестнувший Московскую Патриархию, начал потихоньку, но весьма настойчиво стучаться в двери русского старообрядчества. И хотя он не приобрел еще размаха эпидемии, думается, что им все же нужно заниматься, ибо лучше предупредить болезнь, нежели в последствии, когда она поразит весь организм, с ней бороться.
«Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» (Из Деяний новообрядческого собора 1971г.).
10 августа 2005 года окончил свои земные труды и предал дух Господу Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви преосвященнейший Андриан, митрополит Московский и всея Руси.
28 октября 1846 года к старообрядческой Церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий. О митрополите Амвросии писалось и говорилось много. Значительное внимание уделил его личности известный писатель П. И. Мельников (известный под псевдонимом Андрей Печерский), служивший чиновником министерства внутренних дел и ведавший делами раскола.
Приводимое ниже послание митрополит Амвросий направил из места ссылки в Белую Криницу. Это письмо, проникнутое духом искренней христианской любви к духовенству и пастве, представляет собою одно из ярких свидетельств глубокой преданности владыки Амвросия святой древлеправославной вере.
Когда в Боснии славянский народ изнывал под тяжелым турецким игом, в России в это время старообрядцы терпели гонения и преследования от своего же русского правительства. В 1825 году стал царствовать император Николай I, который издал ряд указов с целью полностью уничтожить старообрядчество в России. Старообрядцам воспрещены были богослужения, у них отбирались и уничтожались храмы и монастыри. Они были лишены гражданских прав. Их положение в России было хуже, чем положение славян в Турецкой империи.
Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы уничтожить Белокриницкую иерархию. Оно не ограничивалось прямым преследованием, были пущены в ход и разного рода нелепые слухи, вымыслы и клевета против старообрядческой иерархии и против личности митрополита Амвросия.
В 2005 году исполняется сто лет со дня объявления в России свободы вероисповедания. Это знаменательное событие стало возможным благодаря указу «Об укреплении начал веротерпимости», подписанному императором Николаем Вторым. Документ увидел свет 17 апреля 1905 года.
Вновь перечитываю перед поездкой в Орегон работы Владимира Павловича Рябушинского (1873-1955), старообрядца, представителя видного рода купцов и предпринимателей. Умер он в Париже, похоронен на известном “русском” кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Гонители древнего православия лишили старообрядческую Церковь епископов. Когда епископ Павел Коломенский мужественно выступил против реформ Никона, он был предан мученической смерти. Остальные архиереи, опасаясь участи Павла, молчаливо согласились с новыми церковными порядками. Таким образом, древняя святая Церковь временно осталась без епископов, лишь со священниками и диаконами.
Мучения и казни совершались и в других местах Московского государства. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мученической смерти сотни преподобных отцов и исповедников истинной веры в славной Соловецкой твердыне. Эта обитель вместе со многими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые книги.
Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой.
Реформы Никона встретили сильное сопротивление со стороны ряда духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным уважением за их истовое пастырское служение. Они смело говорили правду в глаза сильным мира сего, не заботились о своих личных выгодах, служили Церкви и Богу со всей преданностью, с искренней и ревностной любовью.
Поскольку самым известным примером реформ Никона является перемена перстосложения, остановимся на этом вопросе. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого.
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем.
Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.
Великий подвижник Старой Веры Павел Белокриницкий (в миру Петр Великодворский) родился в 1808 году в старинном селе Зимогорский Ям валдайской возвышенности. Родители Петра были христиане древлеправославного исповедания. Отец Василий Великодворский служил при зимогорском волостном правлении писарем и одновременно содержал постоялый двор, где по обыкновению останавливались его многочисленные одноверцы ездившие в Петербург из разных губерний.
Андрей Рублев (1365-1430) ныне является одним из наиболее известных древнерусских иконописцев. О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Наиболее вероятной датой рождения называют середину шестидесятых годов.
«Главной причиной его раскола был вопрос об исправлении церковных книг, но за этим вопросом в церковном сознании стояли более глубокие проблемы и сомнения.
«Двоеперстие является не искажением и порчею древнего обряда русским невежеством, а есть настоящий древний православный обряд, перешедший к нам от православных греков, у которых он ранее употреблялся».
В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Русская вследствие богослужебных изменений, установленных в 17 веке.
О церковной реформе XVII в. средний верующий имеет следующее стереотипное представление: на протяжении веков в тексты богослужебных книг вкрались какие-то ошибки, описки, патриарх Никон решил их исправить, а ревнители старины по своей косности и невежеству воспротивились («за один «аз» подобает нам в огонь идти», «коль положено до нас, лежи оно во веки веком» и т.п.) и произошел раскол. Однако такое понимание реформы XVII в. далеко от истины.
Религиозный раскол, который потряс Россию подобно землетрясению в XVII веке и продолжался до конца XX, сам по себе явление настолько же русское, насколько и общечеловеческое. Он возник на русской почве, произошел из русского характера и, в свою очередь, повлиял на развитие этого характера, протекал так, как нигде больше, ни в каком другом народе не мог протекать.
Одной из актуальных тем для современного религиозного общества является возможность диалога между старообрядчеством и РПЦ. Эту проблему особенно активно стали обсуждать после известного Поместного Собора РПЦ 1971 года, когда были сняты клятвы со старых обрядов и тем самым, вроде бы, сделано все необходимое для плодотворного диалога.
Неожиданно для себя я получил массу откликов на статью «После владыки Никодима». Мне написали разные люди, многих из которых я даже и не знаю. Мне писали не только христиане РПСЦ, но и старообрядцы из РДЦ, старообрядцы – поморцы, и даже представители РПЦ МП. Писали и те, кто поддерживает мою оценку ситуации и те, кто категорически с ней не согласен.
11 февраля был день памяти Преосвященнейшего архиепископа Никодима (Латышева) – одного из самых сильных и авторитетных Первосвятителей старообрядчества. В этот день, 26 лет назад, он скончался. К этому дню я хотел бы приурочить некоторые размышления о церковных событиях, которые начали разворачиваться сразу после кончины Преосвященного Владыки.
Культура Древней Руси представляет собой значительный пласт в истории духовного развития человечества. Древнерусское культурное наследие стало результатом восприятия отдельным сложившимся народом облагораживающего влияния самого прогрессивного в человеческой истории фактора – христианства.
Старообрядчество играет значительную роль в истории донского казачества. С первых лет после начала церковных реформ XVII века подавляющая часть донских казаков стала на сторону защитников старой веры. Неприятие казачеством новой веры было ясно уже в 1687 году, когда в Черкасске, столице Войска Донского, был свергнут атаман Фрол Минаев, и главным требованием недовольных казаков во главе с соборным священником Самуилом было возвращение к старым церковным обрядам.
Некоторое время назад на телеканале «Россия-Культура» состоялась премьера фильма «Раскол», посвященного теме церковного раскола XVII века. Своё мнение по этому поводу высказывает иерей о. Иоанн Севастьянов.