В Музее имени преподобного Андрея Рублева открывается второй сезон кинолектория, посвященного жизни современных староверов России. Цикл кинолекций в этом году называется «Свидетели истории: портретная галерея старообрядчества». На занятия Вас приглашают специалисты Центра визуальной антропологии МГУ — Евгений Васильевич Александров и Елена Сергеевна Данилко.
Как популяризовать историю и культуру? На Урале ответили на этот вопрос по-своему и провели байк-пробег по самым значимым историческим местам региона, после чего доверили известному российскому певцу рассказать о наследии предков в эфире государственного телеканала. Что из этого вышло и почему благодаря уникальной, в том числе и богатой старообрядческой истории, Свердловская область получит из государственного бюджета в ближайшие годы немало средств?
Утром 14 сентября на улице моросил дождь, москвичи спешили на выборы, а в Музее имени преподобного Андрея Рублева шли последние приготовления к открытию второго сезона сразу двух музейных программ, посвященных истории русского старообрядчества. В прошлом году портал «Русская вера» подробно рассказывал об этой программе. Продолжая эту традицию в этом году, публикуем репортаж, посвященный этому знаменательному событию.
Политики часто живут одним днём. Они всегда говорят, что имеют рецепты будущих успехов, однако стараются быстро забыть о своих словах в случае неудач. Писатели же стараются жить не только настоящим, но также прошлым и будущим, а потому чаще и точнее чувствуют ткань нынешнего дня и уже ушедшей истории. Их наблюдения, мысли, литературные переживания остаются в веках и дают потомкам хорошую пищу для размышлений. Сегодня в гостях портала «Русская вера» один из самых известных писателей современности Захар Прилепин.
В начале сентября в Москве, на Рогожском, состоялся Совет Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви. Помимо прочего, на нём было принято решение о восстановлении старой формы ектении (священнической молитвы) о милости Божией на укрепление воинства и одоление врагов. Это решение широко комментируется в электронных СМИ и интернете.
Известную пословицу можно вполне поставить под сомнение, когда речь идет о поисках общин староверов или телефонов священников. Старообрядческая Церковь, готовая, казалось бы, к проповеди «вовне», на деле остается все такой же закрытой от общества и… от самих себя. Многие, посмотрев фильм «Раскол», неожиданно заинтересовались старообрядчеством, захотели ощутить сопричастность к русской старине. Но как найти старообрядческий храм или хотя бы общину?
В последние годы вопрос границы и рамок Церкви становится вновь актуальным. Тесные экуменические контакты, с одной стороны, и радикализация ортодоксальных сил — с другой, заставляет пристальней задумываться о степени дозволенного и недозволенного в межконфессиональных отношениях. Интересно, что разные христианские конфессии очень по-разному оценивают саму возможность взаимодействия. Иные готовы к совместным служениям Литургии, молитве. Другие считают недопустимыми даже социальные контакты. Сегодня на эту тему размышляет настоятель храма свт. Николы на Берсеневской набережной о. Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП).
В августе 2014 года в Российском центре науки и культуры в Кишинёве прошёл круглый стол, посвящённый итогам 2-й полевой археографической экспедиции по старообрядчеству в Молдавии, которую поддержал фонд «Русский мир». Встречу организовал Координационный совет русских общин при содействии посольства России и Российского центра науки и культуры.
Сегодня книжные магазины переполнены самой разной литературой. В советское время, чтобы достать редкое издание, нужно было получить особый талон. А он выдавался только усердным сборщикам макулатуры. Однако и при наличии талона далеко не все книги были доступны простому читателю. Особенно же недоставало книг по религии, искусству, дефицитом считалась зарубежная классика. В наши дни книг много, а ассортимент, на первый взгляд, может угодить самому взыскательному читателю. Так это или нет, нам рассказывает известный уральский журналист Максим Гусев.
По многочисленным просьбам читателей наш постоянный автор, сотрудник музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Т. Игнатова продолжает рассказывать о педагогических методах, позволяющих рассказывать детям о древнерусской культуре.
С 3 по 7 августа 2014 года состоялась туристическая паломническая поездка староверов Литвы в Эстонию, которую организовала Каунасская староверческая община во главе с духовным наставником о. Сергием Ивановичем Краснопёровым. Около 60 человек собралось из Каунасской, Вильнюсской, Данилишкской, Юргялишкской, Паневежской, Паскутишкской общин.
В сентябре 2014 года в Музее имени Андрея Рублева возобновляется цикл лекций и встреч с известными учёными, посвященных культуре старообрядчества. На этот раз программа носит название «Знакомство с Москвой старообрядческой» и, соответственно, посвящена истории, культуре и современному дню старообрядческих общин российской столицы и её окрестностей. Сайт «Русская вера» продолжает рассказывать читателям о наиболее интересных событиях этого уникального лектория.
Какие последствия ожидают российское правительство а также обычных людей от введения антисанкций? Что ждет сельхозпроизводителей уже этой осенью? Почему Россия должна сменить экономическую модель? Доктрина продовольственной безопасности — красивые слова или реальность? На эти и другие вопросы отвечает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
История старообрядчества, этого самого мощного духовного движения русского народа, переполнена неординарными личностями разного уровня и масштаба. Отдельная строка такой истории может быть посвящена деятелям Старого обряда в лоне синодальной Церкви. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» мы беседуем с одним из самых интересных и загадочных представителей старообрядного крыла в новообрядчестве — священником Сергием Мацневым. О. Сергий, принадлежащий к юрисдикции РПЦЗ В-В (Русская православная церковь Заграницей под омофором митр. Виталия (Устинова) и архиепископа Владимира (Целищева)), широко известен как один из самых авторитетных собирателей аудиозаписей старообрядческих богослужений, песнопений и духовных стихов.
Уральцы, день за днем, месяц за месяцем и год за годом открывающие для себя историю старообрядчества на родных местах, и сами далеки от того, чтобы знать все. А каково гостю этим мест — оказаться там, куда тысячами бежали староверы от гонений?! В августе на Средний Урал приехал блогер-тысячник из Нижнего Новгорода, чтобы познакомиться с этими местами. Думается, подобного ранее видеть ему еще не приходилось…
Наверное, нет более уникального материала, использовавшегося на Руси, который можно было бы сравнить с берестой. Что только не делали из этого чрезвычайно податливого инструмента — верхнего слоя коры березы. Это и обувь (лапти), и лодки, и самые разнообразные сундуки, корзины и туеса. В старину береста могла служить крышей дома, из неё же делались летние, защищающие от зноя шапки. Ну и, конечно, всем памятны берестяные грамоты, найденные археологами в Великом Новгороде и Пскове и ставшие настоящей энциклопедией жизни древнерусского народа. В последние времена береста оказалась вытесненной другими материалами, однако берестяной промысл не забыт в народе. Мы беседует с Анной Николаевной Николаевой, мастерицей изделий из бересты, традиционным участником Рогожской старообрядческой ярмарки.
«Я хочу исправиться…», «А как жить? Ведь есть же какие-то правила, по которым жить надо?» — подобные вопросы приходится слышать всё чаще, особенно в современном крайне нестабильном мире со стремительно меняющимися ценностными ориентирами. Автор предлагает довольно интересный материал в стиле рассуждения, дающего некоторые советы, а также уместные цитаты из Священного Писания.
Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает об истории происхождения древнерусских кодексов, о положении кодикологии в России в XX веке и в настоящее время. Также автор приводит интереснейшую историю переписчика книг попа Саввы, которая может стать основой бытописательного рассказа.
Лицевой свод Ивана Грозного, который публикуется на сайте «Русская вера», дает широчайший исторический материал разных эпох. Среди знаковых трудов, находящихся в этой древней рукописи — сочинения знаменитого еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия. Он известен, прежде всего, дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66-71 годов), «Иудейские древности», «О древности иудейского народа» или «Против Апиона».
Мы уже рассказывали о том, что несколько лет назад два брата — Иосиф и Терентий Мурачёвы — променяли солнечную Бразилию на суровую Россию. О нашей стране они знали только по рассказам. Недавно братья оформились как частные предприниматели. Как им живется в калужской глубинке? Чтобы выяснить это, корреспондент КП-Калуга отправилась в село Огорь Жиздринского района.
В последние годы российские кинодокументалисты все чаще обращаются к теме старообрядчества. Фильмы на исторические, культурно-бытовые и духовные темы приобретают немалый интерес у зрителей. Большой резонанс вызвали фильмы телеканала «Москва -24», посвященные истории и современному дню духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви Рогожской слободе. Сегодня в гостях у редакции сайта «Русская Вера» автор этих фильмов Александра Лукьянова.
С 21 по 26 июля 2014 года на берегу Чудского озера прошли очередные Летние детские староверческие дни в Эстонии. Представляем вашему вниманию фоторепортаж о жизни лагеря.
Книга — это универсальное хранилище всего того, что составляет нашу культуру и самую жизнь. Как говорил академик Д. С. Лихачев, даже если все на Земле погибнет, но останутся библиотеки и книги, останется и надежда на вечность, потому что книги сохранят жизнь. История изготовления книг сложна и извилиста. О том, как создавались книги, стили рукописания, шрифты, виды пергамента и бумаги на страницах сайта «Русская вера» рассказывает доктор исторических наук Л. В. Столярова.
Сайт «Русская вера» продолжает рассказ о забытых страницах русской воинской истории, связанных с Первой мировой войной. Сегодня в гостях редакции кандидат исторических наук, автор ряда трудов, посвященных Первой Мировой войне, член Ассоциации историков Первой Мировой войны С. Г. Нелипович. Он расскажет о достижениях военных технологий этой войны, о тайных геополитических альянсах и событиях, послуживших причинами передела мирового господства в начале ХХ века.
До изобретения книгопечатания богослужебные книги, творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература ценились на вес золота. Вклад книги в монастырь или храм нередко приравнивался к стоимости земельного надела. Высокое мастерство древней рукописи, необычно уважительное отношение к книге в народе делали ее изготовление крайне почетным занятием. Перепиской книг стремились заниматься даже князья. Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает о роли Церкви и княжеской власти в организации древнерусского книгописания.
Сайт «Русская вера» продолжает беседы с видными общественными и политическими деятелями современной России. Как представить русский мир на международной сцене? Куда делась православная интеллигенция? Могут ли христианские общины стать значимым элементом гражданского общества? Что такое социальная революция в современном мире? Какую роль в украинском кризисе играет днепропетровская мафия? Сегодня мы продолжаем беседу с российским журналистом, создателем приложения «НГ-религии», ведущим «Первого канала», главным редактором портала «Кавполит» Максимом Шевченко.
Одной из основ русского старообрядчества была глобальная книжная культура, созданная на Руси до раскола Русской Церкви. Историк старообрядчества Сенатов отмечает, что проникновение книги в толщу народной массы было уникальным явлением в мировой истории. Благодаря ему старообрядчество и выстояло в годы жесточайших гонений и западных соблазнов. Мы предлагаем нашим читателям серию уникальных очерков по истории русской книжности. Их автор — доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Любовь Викторовна Столярова.
Сайт «Русская вера» продолжает беседы с видными общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора — проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Сегодня мы беседуем с российским журналистом, создателем приложения «НГ-религии», ведущим «Первого канала», главным редактором портала «Кавполит» Максимом Шевченко.
Мы продолжаем разговор о том, что современным детям, воспитанным на мультфильмах и компьютерных играх, сложно познавать древнерусскую культуру, традиционные религиозные и духовные ценности. Однако опыт ряда современных педагогов показывает, что подобрать ключик к сердцу даже совсем невоцерковленного ребенка всё же возможно. Этой публикацией мы продолжаем серию эссе Татьяны Игнатовой на тему популяризации древнерусской культуры через музейно-образовательные программы. Выполняя просьбу одного из читателей, Татьяна сделала большую подборку фотографий детских работ.
Представляем вашему вниманию уникальный фоторепортаж из жизни одного дня (8 июля 2014 года) общины РПСЦ храма Рожества Богородицы подмосковного села Селиваниха.
За последние годы по фактам осквернения могил в России возбуждены десятки тысяч уголовных дел, однако в основном вандалы отделываются штрафом, а большинство из них даже не удается найти. Проблема вандализма на кладбищах не нова, как и не ново разрушение человеческого сознания, утрата традиционных ценностей и серьезные проблемы в современном воспитании детей.
Всё большее развитие в последние годы приобретают отношения между Белокриницкой и Московской Митрополиями РПСЦ. В прошлом 2013 году Россию посетил архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Изот). Он принял участие в торжествах, посвященных празднику иконы Пресвятыя Богородицы Казанской. В этом году Москву посетила делегация Белокриницкой митрополии во главе со старообрядческим архиепископом Флавианом Славским. О традициях румынских старообрядцев, особенностях их церковной жизни и личных впечатлениях о России читайте в эксклюзивном интервью владыки Флавиана на сайте «Русская вера».
8 июля в селе Шамары (Свердловская область) состоялся традиционный крестный ход к могилам местночтимых святых Константина и Аркадия, мощи которых были обретены в 1996 году. Рано утром верующие отправились в 30-километровый путь по берегу реки Сылва в окрестности села Платоново, где похоронены святые. Предлагаем фоторепортаж одной из участниц Крестного хода, Анны Немешиной.
Сайт «Русская вера» открывает серию бесед с общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Мы также постараемся выяснить, что известно видным политикам и общественным деятелям России о старообрядчестве, о русской церковной традиции. Разумеется, в первую очередь, нас интересуют представители патриотического крыла российской элиты. Люди, для которых понятие «русская цивилизация» не является пустым звуком. Сегодня мы беседуем с главным редактором телеканала «День», заместителем редактора газеты «Завтра» Андреем Фефеловым.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию доклада, посвященного старообрядчеству Молдовы и представленного Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». На этот раз авторы рассказывают об уникальных исследованиях, публикациях и новейших открытиях по теме старообрядчества, сделанных молдавскими и российскими учеными.
Эка невидаль — каша! — вдруг воскликнет какой-нибудь читатель. — Тоже мне, серьёзное блюдо! Наполнение для бедного стола. И будет совершенно не прав. Любой мало-мальски грамотный историк расскажет вам, что испокон веков каша на русском столе была не только любимым, лакомым, но и обрядовым блюдом. Сегодня мы представим вашему вниманию несколько старинных рецептов приготовления различных каш.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию доклада, посвященного старообрядчеству Молдовы и представленного Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». На этот раз авторы рассказывают о сотрудничестве старообрядцев Молдовы и ученых.
Все слегка читающие люди слышали, что экономический скачок России конца XIX-начала XX веков связан с фамилиями Рябушинских, Рахмановых, Кузнецовых, Морозовых. В несколько раз меньше тех, кто знает, что это все — кланы старообрядцев. И уж совсем мало кто готов осознать, что старообрядцы — не фрики, которые отрицают прогресс ради пути к Царствию Небесному. Старообрядец, профессор истории, заместитель директора Московского духовного училища Русской православной старообрядческой церкви Алексей Муравьев определил основные преимущества модели управления старообрядцев.
Еще на соборе 2004 года митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) предложил собрать разрозненную информацию об истории и современном дне старообрядческих общин, создать своеобразную летопись епархий Русской Православной старообрядческой Церкви. За прошедшие годы появилось немало публикаций, посвященных этой теме. Однако обобщающих материалов подготовлено не так много. Один из них, посвященный старообрядчеству Молдовы, был представлен Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе».
Около двух лет назад, размышляя об очередном общественном расколе, мы обнаружили, что его исторический источник — движок непрекращающейся «гражданской войны» — находится в Расколе XVII в. Не преодолев его, невозможно преодолеть раскол сегодняшний. И мы обратились к живой половине и задали вопрос: Зачем нам старообрядчество и что нам до него?
Известно, что монастыри имели непреходящее значение в становлении и жизни древней Руси. Немалое значение играли монастыри и в старообрядчестве. Вместе с тем приходится констатировать непростое состояние нынешнего монашества в старообрядчестве. Количество иноков и самих обителей весьма невелико. Тем не менее интерес к истории русского монашества и русских монастырей не ослабевает. Об исторических особенностях становления и развития монастырской культуры Древней Руси рассказывает научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор ряда публикаций по истории древнерусской церкви, письменности и культуры, кандидат исторических наук Артамонов Юрий Александрович.
Корреспондент «Комсомольской правды» побывал в гостях у русских старообрядцев, живущих в Бразилии, и узнал, в частности, об их отношении к проходящему сейчас в этой стране чемпионату мира по футболу. Оказалось, билетов на матчи в самой Бразилии никак не достать, даже по интернету…
Бритье бороды издревле осуждалось христианской Церковью. Искажение облика, данного Богом, в угоду внешней красоты и мнимой молодости считалось делом весьма греховным. Во времена никоно-петровских церковных реформ государство поменяло политику. Власти стали бороться с бородоношением как символом старой Руси, которую нужно было во что бы то ни стало искоренить.Однако времена меняются. Меняется мода, меняется и отношение к бороде. Светская культура, еще недавно резко выступавшая против ношения бороды, сегодня не только смирилась с бородой, но и активно соглашается с её высоким статусом. О том, что думают обычные, нецерковные люди о ношении бороды, рассказывается в публикации на нашем сайте. Также в материале дается комментарий настоятеля старообрядческого храма г. Ржева протоиерея Евгения Чунина.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж из села Тарбагатай (р-ка Бурятия) известного путешественника и блоггера, в котором он познакомит вас с самобытной культурой староверов Забайкалья и расскажет о местном музее, в котором собраны различные предметы, отражающие культуру «семейских».
На минувшей неделе завершился цикл лекций Homo religiosus, организованный Фондом Егора Гайдара, Российской экономической школой и фондом «Династия». В рамках лекции «Экономика и православие» Данила Расков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал о том, как формировались экономические отношения у староверов и почему они оказались настолько эффективны как предприниматели. Представляем вашему вниманию ту часть лекции, которая непосредственно посвящена анализу экономической активности староверов в России.
Русские и древнерусские духовные стихи получают всё большую популярность среди российских слушателей современных музыкальных коллективов и отдельных исполнителей. Неслучайно поэтому в последние годы всё чаще стали проходить мероприятия, посвящённые духовным стихам как отдельному жанру. Фестиваль традиционной русской музыки в селе Воздвиженском — одно из таких. Сайт «Русская вера» публикует репортаж об этом интересном событии и документальный фильм.
В конце мая 2014 г. на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла III Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Секция «Современное старообрядчество» проходила в помещении Археографической лаборатории, больше похожей на музей старины. Представляем интересный рассказ руководителя издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке (РПЦ МП) после знакомства с экспонатами музея.
Сегодня, 20 июня, Всемирный день беженцев. Этот день как констатация факта, что войны на земле не прекращаются. Самое страшное, что одна из таких войн происходит не где-нибудь на другом континенте или части материка, а у наших соседей, братьев-славян. На вопрос о том, сможет ли Россия достойно принять беженцев из Украины, отвечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Муравлевка — одно из живописных поселений дунайских старообрядцев на берегу Китая. В основном оно повторяет общую историю всех ревнителей «древлего благочестия» в регионе. Представляем вам историю старообрядцев этого села, от возникновения до настоящего времени, подробно представленную исследователем Александром Пригариным.
На территории восточной Украины имеется немало старообрядческих общин разных согласий. Об истории староверов Донецкого края, проживающих в селе Ольховатке, пишет известный старообрядческий блоггер, прихожанин Никольского храма РПСЦ г. Москвы Михаил Панкратов.
Всегда интересно гулять по улочкам древних городов, любоваться старинной архитектурой, роскошными местными пейзажами… Однако так сложилось, что старинная архитектура сохраняется главным образом в городах так называемого Золотого кольца — туристической Мекки среднерусской возвышенности. В других населенных пунктах, исторически не менее значимых, но не внесенных в туристические каталоги, архитектурный ландшафт милой родной старины медленно разрушается, гибнет, уходит в небытие.
Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы.
Нынче Оренбургскому казачеству исполнилось ни много ни мало — 440 лет. Дата масштабно отмечалась, да вот беда — старообрядцев позвать забыли. Впрочем, староверы и сами не жаждали в этом участвовать, хотя должны бы. Казачество, появившееся в годы, когда далеко еще было до Церковной реформы, впитало в себя всю суть и истину незамутненного Православия. А что сегодня? Об этом — в нашем материале.
В Покровской общине Русской православной старообрядческой церкви в г. Барнауле берегут традиционные ценности и стараются привить их подрастающему поколению. О том, чему стоит учить детей, от чего уберегать, корреспонденты газеты «АиФ» поговорили с протоиереем Николой Думновым, настоятелем храма, а также Ольгой Нехаевой и Виктором Баумтрогом, преподавателями воскресной школы.
Создавая новые формы работы с юными посетителями, Музей имени Андрея Рублева начал сотрудничество с московским агентством исторических проектов «Ратоборцы». Мы продолжаем публиковать цикл эссе Татьяны Игнатовой, научного сотрудника Музея имени преподобного Андрея Рублева, посвящённый авторскому курсу занятий для младших школьников по древнерусской культуре «Нарисуй мне чудо!».
Научные конференции, посвященные истории, культуре и современному дню старообрядчества — это не только сухие научные доклады, но и живое общение между исследователями, староверами и всеми интересующимися темой старообрядчества, духовной традицией и культурой нашей страны. В кулуарах III Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья» мы беседуем с настоятелем Невской старообрядческой поморской общины, председателем Российского Совета ДПЦ Олегом Ивановичем Розановым.
7 и 8 июня в Москве в музее-заповеднике «Коломенское» пройдет четвертый международный исторический фестиваль «Времена и эпохи». На военной площадке развернутся военные лагеря европейских армий и пройдут целые серии сражений, реконструирующие баталии разных лет Первой мировой войны. О проекте «Времена и эпохи», а также о предстоящем фестивале 2014/1914 рассказывает организатор агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко.
Старинные лики, пострадавшие в пожарах, пребывающие в сырости, потрескавшиеся и даже почти полностью стертые. Что делать с такими иконами? «Платежеспособные» коллекционеры ответы знают и, вкладывая средства, воссоздают, казалось бы, напрочь утраченное. А староверы? Слышать о том, что верующие умельцы что-то воссоздали из небытия, мне лично не приходилось. Эта история про то, что лучше, наверное, отдать лик профессионалу, чем «похоронить» образ в кладовке…
В Общественной палате РФ прошел круглый стол с участием представителей современных российских конфессий. На нём прозвучали заявления о невозможности пересмотра установившегося конфессионального паритета, были названы цифры религиозных предпочтений россиян, а также прозвучали выступления старообрядческих экспертов.
В статье рассказывается о том, как новосибирская семья умудряется в городской квартире жить по старинке. Образ жизни Карасёвых — не от темной боязни прогресса, не от отрицания нового. Это их собственный свободный выбор. Образование позволяет им самостоятельно создавать комфортную среду, определять приоритеты, выбирать, как будут жить их дети.
23-24 мая на историческом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова открылась III научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Корреспонденты и авторы сайта «Русская вера» присутствовали как на открытии этого научного форума, так и сами выступили в качестве докладчиков и участников. Всего в аудиториях Шуваловского корпуса МГУ прозвучало несколько десятков уникальных докладов и сообщений. Большой интерес присутствующих вызвал доклад игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ МП), посвященный его собеседованиям с греческими иерархами и богословами на тему древневизантийского и древнерусского богослужебного благочиния и обряда. Сегодня мы публикуем это интереснейшее сообщение.
В современном старообрядчестве продолжает сохраняться проблема духовного лидерства и формирования интеллектуальной элиты. Несмотря на иерархическое и административное развитие, в старообрядческих согласиях еще не сформировались пассионарные группы, которые могли бы интенсивно продвигать идеи старообрядчества в самые разные социальные страты русского народа. Однако исторический опыт старообрядчества показывает, что такие люди обязательно появятся. В своей новой статье А. А. Пригарин рассказывает о судьбе и деятельности знаменитого начетчика и публициста Ф. Е. Мельникова, а также его сподвижников. Также сайт «Русская вера» публикует уникальные фотографии начетчика, сделанные в эмиграции.
Сайт «Русская вера» представляет премьерную видеоверсию нового интервью предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия (Титова).
В мае этого года епископ Русской Православной старообрядческой Церкви Силуян (Килин) отметил свой 75-летний юбилей. Сайт «Русская вера» публикует биографию преосвященного владыки и его раритетные фотографии.
Считается, что современным детям, воспитанным на мультфильмах и компьютерных играх, сложно познавать древнерусскую культуру, принимать традиционные религиозные и духовные ценности. Однако опыт ряда современных педагогов показывает, что подобрать ключик к сердцу даже совсем невоцерковленного ребенка всё же возможно. Мы начинаем публиковать цикл эссе Татьяны Игнатовой, научного сотрудника Музея имени преподобного Андрея Рублева, посвящённый авторскому курсу занятий для младших школьников по древнерусской культуре «Нарисуй мне чудо!».
Старообрядческий епископ Евмений рассказал об отличии большевистских гонений от царских, о тайных старообрядцах среди членов КПСС и торжестве православия на излете советской истории.
Молодежная тематика остается одной из самых востребованных в современном старообрядчестве. Ни для кого не секрет, что молодые старообрядцы часто не могут найти себе применения на церковном поприще. С другой стороны, определенные проблемы возникают у молодых христиан во время светской социальной адаптации. О поисках своего пути христианского делания рассказывает редактор молодежного старообрядческого журнала Денис Иванов.
На территории восточной Украины имеется немало старообрядческих общин разных согласий и юрисдикций. Об истории староверов Луганского края, проживающих в селе Городищи, пишет известный старообрядческий блоггер, прихожанин Никольского храма в г. Москве Михаил Панкратов.
5 мая, после празднования недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском, группа паломников, состоящих из гостей и участников торжества, общим составом более 100 человек, на двух автобусах выехали к местам жизни и подвигов преподобного Сергия Радонежского. Предлагаем впечатления и фоторепортаж с поездки одного из её участников.
История старообрядчества знает немало биографий как подвижников веры, так и просто добропорядочных христиан. Хорошо известно о мучениках, пострадавших за правоверие во второй половине XVII века, немало информации имеется о ветковских и керженских отцах, подробно описана жизнь многих старообрядческих архиереев, печатаются статьи о репрессированных в 30-40-е годы. Однако значительно меньшее число материалов посвящено жизни старообрядцев в XVIII – первой половины XIX века. Сегодня мы публикуем интереснейший материал, посвященный жившему в этот период иноку-схимнику Евфимию (Мокееву).
В каком обряде, старом или новом, содержатся большая высота, глубина и цельность? Какую роль в процессе возрождения Русского мира и Русской цивилизации могло бы сыграть старообрядчество? Возможно ли духовное возрождение русского народа без переосмысления трагедии раскола XVII века? Об этом и многом другом читайте в интервью с известным деятелем старообрядного движения в лоне РПЦ МП игуменом Кириллом (Сахаровым).
22-26 апреля (5-9 мая н.ст.) 2014 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители, монашествующие и миряне Русской Древлеправославной Церкви. Размещаем материалы, обсуждаемые на Соборе, и его итоги.
В Московском Международном Доме Музыки 2 мая 2014 г. прошел уникальный концерт «Распевы святой Руси», в котором приняли участие семь хоров (почти 200 певцов). Публикуем интервью с одним из ведущих регентов — теоретиком и практиком знаменного пения из Новосибирска Александром Емельяновым.
9 мая 2014 года отмечается 69-летие победы Советской Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Сейчас совсем мало осталось в живых очевидцев, участников Великой войны. Не многие из них оставили свои письменные воспоминания о тех страшных событиях. Сегодня на страницах нашего сайта представляем уникальные мемуары.
Очередной Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви состоялся в Москве на Рогожском 1-2 мая 2014 г., перед празднованием недели свв. Жен-мироносиц. Публикуем его материалы.
Уральский старовер Леонид Плюхин взялся за, казалось бы, невозможное: засучив рукава, строит подворье, держит лошадей, ведет хозяйство, а гостям рад: охотно везет их к родовому поместью, показывает, чем богат. Интересную заметку о необычном человеке представляет наш постоянный автор Максим Гусев.
В духовном центре РПСЦ состоялись торжества, посвященные неделе свв. Жен-Мироносиц. Причиной особенно торжественного почитания старообрядцами белокриницкого согласия праздника стали страницы истории. В страстную субботу 1905 года были распечатаны алтари храмов, закрытые по приказу царя 50 лет назад. В память о великой радости московские старообрядцы заложили колокольню и определили во второе воскресение после Пасхи обходить Крестным ходом Рогожский поселок. Публикуем фоторепортаж с нынешнего празднования.
В пятницу 2 мая в Московском Доме музыки состоялся концерт духовных старообрядческих песнопений фестиваля «Распевы Святой Руси». Сайт «Русская вера» представляет читателям фотоотчёт и аудиозапись с концерта.
Во дни празднования Недели св. Жен-Мироносиц пройдут два вечера духовных песнопений, состоится старообрядческая ярмарка на Рогожском и откроется выставка «Тканая летопись земли Брянской». В этом году в столичных мероприятиях праздника примут участие не только старообрядцы из Москвы и Московской области, но и многочисленные паломники практически изо всех уголков России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
3 мая, как уже сообщал сайт «Русская вера», Рогожская казачья старообрядческая станица представляет выставку произведений традиционного народного искусства «Тканая летопись земли Брянской» из собрания краеведа, коллекционера и исследователя русского фольклора Алексея Беласа. Сегодня мы задаем ему несколько вопросов.
В неделю святых Жен-Мироносиц духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви переполняется гостями практически из всех стран мира, в которых проживают древлеправославные христиане. В один из прошлых праздников российскую столицу и Рогожскую слободу посетила делегация Белокриницкой Митрополии во главе со старообрядческим архиепископом Флавианом Славским. Публикуем интервью с ним.
24 апреля в Одесском художественном музее состоялось открытие персональной фотовыставки работ архиепископа Киевской и всея Украины епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви Савватия «Ностальгия о прекрасном». Продлится выставка по 18 мая.
Завершилась почти полугодовая реставрация центрального купола Покровского собора в г. Боровске, и 23 апреля состоялось поднятие Креста. Праздник не только для насельниц Покровского девичьего монастыря и старообрядческой общины, но и для всех людей, любящих Боровск. Представляем фоторепортаж блогера, местного жителя.
Последние политические события, проходящие на территории бывшего СССР, показывают, что русские начинают возвращаться к осознанию своей роли в истории евразийского пространства. О пробуждении русского народа, проблемах и сложностях в развитии русской цивилизации мы беседуем с председателем совета директоров группы компаний «Новое содружество», Президентом ассоциации «Росагромаш» Константином Анатольевичем Бабкиным.
Пасхальное послание Преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, усердным диаконам, всечестному иночеству, благочестивым мирянам Русской Древлеправославной Церкви от предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Пасхальное поздравление председателя Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, наставника и председателя Совета 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) старообрядчесской общины отца Алексия Николаевича Жилко.
Вопрос застройки старинных кладбищ остается одним из наиболее спорных в сфере освоения городских территорий. Очень часто под ковш бульдозера попадают некрополи, имеющие непреходящее историческое и конфессиональное значение. Сайт «Русская вера» продолжает серию статей, посвящённых этой весьма болезненной и актуальной теме.
Советская следственная и судебная система 30-40-х годов поражает не только своей жестокостью, но и зачастую абсурдностью, фантасмагоричностью обвинений. Рассказывают, что среди сообщников «врагов народа» в следственных документах 30-40-х годов упоминались имена литературных злодеев. Мотивы преступлений, приписываемые обвиняемым, зачастую не поддавались никакой логике. Сегодня сайт «Русская вера» публикует статью Юрия Исаева, посвященную делам старообрядцев Трегубовых и Ешковых, в которох самым наглядным образом представлена абсурдность подобных следственных процессов 30-х годов.
Первоиерарх Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий посетил обитель известной таежной отшельницы Агафьи Лыковой. Представляем очерк и фотографии с этой поездки.
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялась научно-практическая конференция, посвященная популяризации древнерусского и старообрядческого церковного искусства через музейно-образовательные программы.
Вопрос застройки старинных кладбищ остается одним из наиболее спорных в сфере освоения городских территорий. Очень часто под ковш бульдозера попадают некрополи, имеющие непреходящее историческое и конфессиональное значение. Еще несколько лет назад под угрозой сноса было знаменитое старообрядческое Громовское кладбище Санкт-Петербурга. К счастью, его удалось спасти. Однако менее известные некрополи исчезают на глазах…
Семейским старообрядцам, несмотря на гонения, удалось сохранить свои традиции. Наряду с восемнадцатью наименованиями других традиций из различных регионов мира их культура попала в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Историческое здание старообрядческого храма в Екатеринбурге, экспроприированное в годы большевистских репрессий и гонений на религию, судя по всему так и не будет возвращено верующим. Несмотря на все свои обещания, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев решил закрепить итоги советской экспроприации через продажу здания коммерческим структурам.
В Сочи накануне начала Олимпийских игр появился один необычный объект инфраструктуры — магазин «Невьянская икона». Никто не ожидал, что будет такой большой наплыв покупателей. Уральские иконописцы уже давно отошли от уникальной старообрядческой традиции, однако охотно пользуются этим брэндом, который привлекает и россиян, и иностранцев. Бизнес есть бизнес.
Сайт «Русская вера» начинает публикацию электронного издания одного из самых известных памятников древнерусской письменности — Лицевого летописного свода. Этот монументальный памятник древнерусского книжного искусства по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеет аналогов в мире.
Как найти подходящую пару для будущего супружества? Как повысить уровень благолепия старообрядческого богослужения на Украине? Нужно ли молодым подстригать бороду? Об этом размышляет выпускник Московского старообрядческого Духовного Училища Денис Иванов.
Еще совсем недавно знаменное пение считалось практически забытым видом древнерусской церковной музыки. Сегодня оно становится несколько более известным — концерты и вечера духовных песнопений, организованные старообрядцами, делают его доступным большему кругу слушателей. Вместе с тем, в истории мировой культуры имеется ряд примеров полноценного возрождения древних, практически утраченных форм искусства. О некогда забытом, а ныне широко известном григорианском распеве мы беседуем со специалистом в области старинной музыки Даниилом Рябчиковым.
В Екатеринбурге открылась этнографическая выставка старинных самоваров, которая проводится в рамках культурно-образовательного проекта «Забытые промыслы и ремесла Среднего Урала». Рассказывает нам об этом наш постоянный автор Максим Гусев.
В ХIХ в. на Азовском побережье Крыма рядом с поселком, основанным крымскими татарами и называемым Мамáт (или Мамак), возникло старообрядческое поселение, получившее название Мама Русская. В 1948 году село Мама Русская было переименовано в поселок Курортное. Это единственное место в Крыму, где до сих пор живут старообрядцы. Керченский приход входит в состав епископии Киевской и всея Украины РПСЦ.
Расписывают под хохлому нынче не только ложки-плошки, но все, что душе угодно. Клюшки хоккейные, лопаты саперные, яйца пасхальные и даже самолеты реактивные. Чтобы выяснить, чем сегодня живет знаменитый промысел, мы отправимся в Семенов — центр золотой хохломы.
В середине февраля Московский старообрядческий хор Рогожской общины выступил на фестивале православных песнопений в Гродно. Сегодня наш сайт публикует впечатления одного из участников коллектива об этой поездке и рассказывает о том, как все это было, глазами очевидца.
Генеалогию уфтюжской росписи, как и генеалогию весьма схожей с ней ракульской, бытовавшей также на правом берегу Двины чуть выше по течению, принято вести от старообрядческих промыслов — «выродившихся» книжной миниатюры и иконописи.
Фестиваль ледяных фигур «Вифлеемская звезда», который вот уже третий год подряд по традиции проходит в Екатеринбурге у Храма-на-Крови, нынче преподнес зрителям подлинный сюрприз. Идеально-правильное двуперстие, наравне с десятком других околоправославных фигур, простояли здесь ровно два месяца, с первых чисел января до конца февраля, вплоть до наступления оттепели.
15 марта телеканал «Россия-24» показал телевизионный фильм, посвященный жизни современного старообрядчества. Помимо тематических сюжетов в фильме было представлено интервью с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви. Сайт «Русская Вера» публикует его расшифровку.
Как вопрос о государственных языках делит Украину на разные лагеря? Почему давно ушедший из жизни В.И. Ленин объявлен главным виновником нынешних неурядиц в стране? Отчего раб, севший на трон хозяина, не может дать людям свободы? Сайт «Русская вера» продолжает публикацию очерка доцента Одесского национального Университета им. Мечникова, кандидата исторических наук, старообрядца Александра Анатольевича Пригарина.
В начале весны в Новгородском музее-заповеднике состоялась публичная лекция, посвященная расколу в Русской православной церкви в XVII веке. Читал её историк-музеевед, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке отец Александр Панкратов. Корреспондент газеты «Новгородские ведомости» встретился с историком-старообрядцем, чтобы поговорить, почему церковный раскол пришёл на Новгородскую землю и как формировались крупные центры старообрядчества на новгородской земле.
По какой причине восточные и южные регионы Украины протестуют против действий новой власти? Как карнавально-демократическая окраска киевского майдана приобретает землисто-милитаристские тона? Почему вчерашние борцы за свободу и права личности сегодня призывают к арестам и репрессиям? Об этом и многом другом в своем очерке размышляет исследователь старообрядчества, доцент Одесского национального Университета им. Мечникова, кандидат исторических наук, старообрядец Александр Анатольевич Пригарин.
Отчётный доклад Председателя Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии о. Алексия Жилко о работе Совета в 2014 году. Обращение к собранию членов I-ой Даугавпилсской (Новостроенской) староверской общины и подведение годовых итогов.
В старину чтение Житий святых являлось одним из излюбленных занятий всех слоев русского народа. Их читал и стар, и млад. При этом читателя интересовали не только исторические факты из жизни христианских подвижников, но и глубокий назидательный и морально-нравственный смысл. Сегодня Жития святых отошли на задний план. Христиане, особенно молодежь, предпочитают просиживать в интернет-форумах и социальных сетях. Однако, можно ли считать это нормальным?
В отличие от некоторых современных предпринимателей, создавших состояния «из воздуха» в течение считанных лет или даже месяцев, промышленники-старообрядцы шли к своему деловому успеху многими десятилетиями. Дело передавалось из поколения в поколение, прежде чем достигало серьезного масштаба. Трудолюбивые, смекалистые и предприимчивые, они стали жертвой революционного молоха, уничтожавшего всякую инициативу и самостоятельность.
3 марта 2014 года отмечается 71 год со дня освобождения города Ржева от немецко-фашистских захватчиков. К моменту освобождения город был полностью разрушен. Единственным сохранившимся зданием оказался старообрядческий храм Покрова Пресвятыя Богородицы, в котором прятались оставшиеся жители города. Но и он был подготовлен к взрыву. Тем не менее чудесным образом взрыва не произошло. О новых, доселе неизвестных фактах этой таинственной истории рассказывается в статье нашего постоянного автора.
На исходе светлая, радостная масленица. Эта неделя всегда особняком стояла в череде других дней, недель и даже месяцев. И дело даже не в блинах. Дело в том особом духе, в той непередаваемой изустно атмосфере, которые царят в эту седмицу, именуемую в православном календаре сырной. Наш постоянный автор с Урала Максим Гусев рассказывает о масленичных традициях.
Трагическая ситуация на Украине, когда прежняя власть свергнута, нынешняя власть не имеет достаточной легитимности, нарастает напряжение в межнациональных отношениях и продолжаются столкновения, приводящие к человеческим жертвам, не может не беспокоить каждого из нас. Однако труднее всего в эти дни приходится самим гражданам Украины. О ситуации в Одессе, настроениях жителей южных регионов Украины, нам рассказал исследователь старообрядчества, доцент Одесского национального Университета им. Мечникова, кандидат исторических наук, старообрядец Александр Анатольевич Пригарин.
Сайт «Русская вера» внимательно следит за старообрядческой миссией в африканской стране Уганде. Несмотря на всю необычность этого феномена, многие с интересом наблюдают за развитием событий. Действительно, сможет ли на этом континенте прижиться истинно православная русская вера? Некоторое время назад из Уганды вернулась делегация старообрядческой Церкви. Представляем читателям впечатления об этой поездке руководителя фонда православной миссии в Уганде иерея Николы Бобкова.
Ситуация на Украине уже третий месяц находится в центре внимания мировых средств массовой информации. Фактически состоявшаяся революция не только заставляет задуматься о её возможных последствиях, но и переоценить некоторые, казалось бы, устоявшиеся аксиомы общественного бытия. Сегодня мы публикуем посвященный это теме комментарий настоятеля кафедрального собора Русской Православной Старообрядческой Церкви в Ростове-на-Дону иерея Иоанна Севастьянова.
19 февраля в Калужском государственном университете состоялась встреча с историком, писателем и литературоведом Виктором Боченковым. В беседе, посвященной истории Церкви и старообрядчеству Калужского края, приняли участие преподаватели, представители калужской старообрядческой общины и, конечно, студенты, готовящиеся стать профессиональными историками. Также состоялось представление новой книги В. Боченкова «Старообрядчество калужского края», вышедшей в 2014 году.
Наш сайт уже опубликовал первые 2 части интереснейшего рассказа Надежды Усик, бывшей послушницы самой известной «таёжной отшельницы» Агафьи Лыковой. Сегодня мы предлагаем нашим читателям последнюю, заключительную часть этого интервью, никого не оставившего равнодушным.
В субботу мясопустную совершается заупокойное богослужение вселенской родительской субботы. В этот день христиане поминают всех усопших от сотворения мира и до наших дней. Однако прежде всего люди молятся об усопших родственниках, друзьях, духовных отцах и пастырях. О том, как и о чём надо молиться в этот день, размышляет в своей проповеди о. Иоанн Курбацкий.
В этой статье наш постоянный автор Максим Гусев рассказывает о том, как случайно познакомился с интересным проектом «Куклы в народных костюмах». Журналы и в приложении к ним серия кукол для детей и для женщин, как предподлагается, будут реально заинтересовывать аудиторию своей географической и краеведческой историей, а оригинальная идея будет служить просвещением по тематике Старой Веры.
Почти полгода в музее преп. Андрея Рублева продолжается лекторий, посвященный вопросам искусства и культуры старообрядчества. На страницах сайта «Русская вера» мы регулярно даем анонсы этих лекций и сообщаем о некоторых из них более подробно. Сегодня наш постоянный автор Татьяна Игнатова рассказывает о лекции Елены Яковлевны Зотовой, посвященной истории и художественному значению старообрядческого иконного литья.
Как уже сообщал наш сайт, в конце января состоялась встреча бывшей послушницы Агафьи Лыковой Надежды Усик с прихожанами старообрядческого храма Николы чудотворца у Тверской заставы в Москве. Надежда рассказала о своем духовном пути, о том, как она пришла к Старой вере и как жизнь в тайге повлияла на ее судьбу. Мы продолжаем публикацию этого захватывающего повествования.
Художник Аркадий Панкратьев из карельского города Олонец известен далеко за пределами республики. Его картины выставлялись в Германии, несколько находятся в галереях Голландии. Cемья Аркадия живет в двух комнатах, безвозмездно предоставленных краеведческим музеем города Олонца, непосредственно в доме самого музея…
Известный старообрядец, религиовед, публицист, завуч Московского духовного училища Алексей Владимирович Муравьёв в этой статье рассуждает о том, зачем нужны старообрядцы, кто такие старообрядцы и когда завершится «холодная гражданская война».
Раньше в городе Людиново Калужской области не было храма. Есть сведения, что до революции сюда был направлен старообрядческий священник, оставивший неокружический раздор, чтобы налаживать молитвенную жизнь. Теперь в Людиново проживает много старообрядцев, людей крещеных, либо имеющих родственников старообрядцев, а потому встал вопрос о строительстве церкви.
На днях магистр истории Игорь Платонов провел беседу с Председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко. Тема беседы — 25-летие служения духовным наставником в 1-ой Даугавпилсской Новостроенской общине и 50-летие служения в Церкви Христовой в качестве причетника.
В последние годы тема репрессий против религии в СССР претерпевает определенные метаморфозы. Появляются статьи, реабилитирующие отдельных гонителей и богоборцев, высказывается мнение, что период правления И.В. Сталина был весьма плодотворным для православия в России. Появляются даже комментарии, в которых репрессированных называют «случайными жертвами», «незначительными брызгами великой стройки», «щепками исторического прогресса Империи».
Рыба — продукт, по пищевым и кулинарным качествам не уступающая мясу. Она легко усваивается, богата витаминами А и D, группы В (В1, В2, В12), а также фосфором и кальцием, йодом, медью. Но только определённые знания о классификации и пищевой ценности, о секретах хранения, обработке и приготовления рыбы помогут кулинару сохранить и подчеркнуть достоинства этого замечательного продукта.
Очередной Совет Митрополи Русской Православной Старообрядческой Церкви состоялся в Москве 4-5 февраля 2014 г. Публикуем постановления, принятые в ходе Совета.
Серый, блеклый, хранящий тяжелый отпечаток времени иконостас в старообрядческом храме села Пристань Артинского района Свердловской области недавно изменился до неузнаваемости и теперь иначе, как «золотой», его и не опишешь. И потому гости Свято-Троицкого храма в последнее время не перестают удивляться тому, насколько изменились внешний вид и внутреннее убранство здешнего дома Божия.
В январе 2014 года таежная отшельница-староверка Агафья Лыкова снова запросила «большую землю» о помощи. Многие люди пробовали поселиться на заимке в качестве Агафьиных помощников, но не выносили таежной жизни, уезжали. Поэтому «большая земля» Агафью старается без помощи не оставлять. На этот раз отшельницу выручило главное управление МЧС России по Хакасии: просьба о помощи как раз совпала с плановой разведкой снегозапасов в верховьях реки Абакан, где среди саянских гор и живет самая знаменитая российская отшельница.
На традиционное зимнее торжество в поселок Шамары нынче собрались гости не только из приходов Свердловской области, но и из соседней Перми. По незыблемой уже традиции, в конце января здесь чтут и поминают молитвой святых преподобномученников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев — 31 января по новому стилю, как следует из их «Жития», верующие вспоминают их мученическую кончину.
После Октябрьской революции уникальная старообрядческая общинная культура, построенная на разветвленных связях по всей стране и за ее границами, гарантировавшая выживание во время гонений в царской России и формировавшая яркие и сильные характеры, в новых условиях тотальной индустриализации страны, «находящейся во враждебном окружении», стала основным фактором риска для старообрядцев.
Агафья Лыкова давно стала символом русского человека в экстремальных условиях, наедине с суровой природой. В воскресенье, 26 января, состоялась встреча бывшей послушницы Агафьи Лыковой Надежды Усик с прихожанами старообрядческого храма Николы чудотворца у Тверской заставы в Москве. Надежда рассказала о своем духовном пути, о том, как она пришла к Старой вере и как жизнь в тайге повлияла на ее судьбу.
Федор Афанасов — председатель Палаты по экономическому и культурному сотрудничеству между Румынией и Россией. Это независимая некоммерческая, неправительственная, неполитическая организация, которая стремится содействовать сотрудничеству между Румынией и Россией в экономической, культурной и социальной сфере. Федор, молодой активный человек с бородкой, объясняет, почему он решил заняться этой деятельностью.
Сейчас очень многие люди не знают своих «корней», как и чем жили их предки. Некоторые начинают задумываться об этом только тогда, когда тех, кто располагает нужной информацией, уже нет в живых. Пытаются что-то узнать, кто-то даже приступает к архивным изысканиям, но порой бывает поздно. Автор сайта «Русская вера» Марина Волоскова пытается восстановить трагическую биографию ржевского краеведа и писателя Василия Иголкина.
К написанию этой небольшой заметки автора подтолкнули те события, которые происходят на Украине, и о которых, не умолкая, говорят средства массовой информации последние несколько месяцев. Как мне, христианину, относиться к этим событиям? Должны ли они меня волновать? Должен ли я не обращать внимания на то, что в центре Киева, этой колыбели Святой Руси и православия, происходят ужасные столкновения? Или мне нужно бороться за правду и самому выйти на Майдан?
Епископ РПСЦ Силуян, Новосибирский и всея Сибири, в интервью корреспонденту интернет-журнала о жизни в Сибири Сиб.фм рассказал об условиях воссоединения старообрядцев с «официальной» Русской православной церковью (РПЦ), врагах православия и о том, почему мужчина без бороды не получит Божью помощь.
Значительную долю в новостных лентах информационных агентств сегодня занимают революционные потрясения, происходящие на Украине. Однако в пылу этих событий многие забывают об исторической близости братских народов. Одной из интересных страниц истории, связывающих русских и украинцев, является бытование старообрядческих общин на территории Малороссии и Украины в XVIII-XX веках. Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с историком, автором монументального двухтомного труда «Старообрядчество в Российской империи», старшим научным сотрудником Института украинской археографии и источниковедения Сергеем Васильевичем Таранцом.
В музее преп. Андрея Рублева состоялась премьера документального фильма «Кадушка», посвященного жизни и быту староверов-часовенных поселка Килинск Таштагольского района Кемеровской области.
Фамилия Мараевых стала известна в Серпухове со второй половины XIX века. Четыре брата — Фрол, Василий, Константин и Родион — были крепостными крестьянами графини М.В. Орловой-Давыдовой, но занимались отхожими промыслами. К моменту, когда в 1839 году они были отпущены в вольные хлебопашцы, братья имели значительные капиталы и свою мануфактуру, оставаясь при этом приписанными к крестьянскому сословию.
Жития святых были одним из излюбленных чтений в древней Руси. Ими зачитывались и старые, и малые, и бедные, и богатые, и простолюдины, и великие князья. Современные историки культуры уделяют немалое внимание этому жанру, исследуя не только сами жития, но и историю их возникновения, и личности авторов. Сегодня мы беседуем с исследовательницей древнерусских житий, написанных Епифанием Премудрым —Александрой Владимировной Духаниной.
Святыня «Дары волхвов», привезенная из далёкого афонского монастыря, побывала уже в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и готова к отправке на Украину. Вместе с тем, участившиеся случаи привоза зарубежных святынь и ажиотаж вокруг них вызывают закономерный вопрос у россиян: почему не уделяется соответствующее внимание отечественным, российским святыням, древностям и прочим духовно-историческим ценностям? На этот вопрос отвечают представители старообрядческой интеллектуальной элиты.
Где ставить запятую в этой фразе? Старообрядцы и бизнесмены отвечают по-разному…Уральские старообрядцы выражают обеспокоенность ситуацией, которая складывается в Екатеринбурге вокруг территории бывшей Свято-Троицкой церкви, ныне оказавшейся в буквальном смысле окруженной активным застройщиком.
Визит митрополита Корнилия, предстоятеля РПСЦ, на Средний Урал летом 2013 года получил широкий общественный резонанс — о нем несколько дней рассказывали местные общественно-политические СМИ. Накануне своего отъезда владыка ответил на вопросы читателей уральской старообрядческой газеты «Община».
20 января на телеканале «Россия–1» в рамках программы Бориса Корчевникова «Прямой эфир» состоялась передача, посвященная известной сибирской отшельнице Агафье Лыковой. Посмотреть эту вызвавшую неоднозначные мнения передачу вы можете прямо на нашем сайте.
Парадоксальная ситуация, которая так и осталось бы местечковой, если бы не получила широкой огласки, сложилась в одной из старообрядческих общин Свердловской области. Речь о городке Ревда, где несколько лет назад верующие приняли решение зарегистрировать собственную общину во имя Святителя Николы, просить у местных властей землю и строить храм.
Имеретинская долина, расположенная неподалеку от города Сочи, издревле являлась местом расселения старообрядцев-некрасовцев. Теперь этот край застроен спортивными объектами, но в память о проживавших тут еще несколько лет назад старообрядцах сохранено старинное кладбище. Как оказалось, увидеть его можно только со спутника или самолета.
В декабре в один из приемных дней к мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману, который, как известно, был избран в сентябре 2013 года на высокий пост, а до этого занимавшийся борьбой с наркоманией и коллекционированием икон невьянского старообрядческого письма, пришли люди с искренней просьбой, о которой при прежнем руководстве города услышать бы явно не пришлось. Переживают они о важном и значимом для большинства жителей городов, имеющих собственную историю.
В Россию прибыли так называемые «Дары Волхвов». Эта ранее неизвестная в России святыня, возраст которой составляет якобы около 2000 лет, хранилась в одном из Афонских монастырей. На поклонение этим дарам выстроились очереди в десятки тысяч человек. Вместе с тем многие верующие, в том числе и христиане старообрядцы, недоумевают о происхождении этих «даров», а также о богословском смысле факта поклонения им. Сегодня наш сайт публикует комментарии старообрядческих священников на эту тему.
Гуслицы не отыскать на карте. Село переименовано, разве только речка Гуслица выдаст названием эти места. А вместе с тем эта обширная местность на востоке Подмосковья широко известна и за пределами области. В прошлом Гуслицкий край по праву именовали «Старообрядческой Палестиной». Край этот и сегодня населён преимущественно старообрядцами.
В музее преподобного Андрея Рублёва, что в Москве, продолжаются уникальные занятия научно-просветительского лектория, посвященного культуре и искусству старообрядчества. 12 января 2014 года в рамках курса «Старообрядческая иконопись» пройдет лекция, посвящённая истории медного литья подмосковного центра старообрядческих промыслов — района Гуслиц.
Исаевы, Федосеевы, Хахаевы, Хазовы, Бариновы, Степановы… Почти все потомки многочисленных ветвей нашего гуслицкого рода рассеяны и не знают о существовании друг друга. И даже те, на кого изредка удается наткнуться, далеко не всегда идут на контакт. Следствием сложных и травматичных процессов в нашем обществе в XX веке стало то, что сейчас наши фамилии — срезаны под корень.
Культура Руси всегда отличалась большим разнообразием национального костюма. Особенности кроя сарафанов, узоры платков и поясов, формы шапок и колпаков отображали национальные и местные традиции, воплощали не только утилитарный, но и мировоззренческий, философский характер костюма. Страшный удар по бытованию русского костюма был нанесен реформами Петра I, а спустя двести лет — большевистской «культурной революцией». Возможно ли возрождение русского костюма в повседневной жизни нашей страны, размышляет в своём творческом проекте «Против течения» фотохудожник Алла Соловская.
В последние годы историки часто обращаются к взаимоотношениям между святителем Филиппом, митрополитом Московским, и царём Иоанном IV Васильевичем. Появляются новые исторические версии этих событий. Сквозь призму противостояния светской и духовной власти второй половины XVI века исследователи пытаются понять и более поздние события русской истории. Свой взгляд на эти события изложил известный режиссер Павел Лунгин.
Преосвященным архиереям, благоревностным священнослужителям и всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым.
Пока на лужайке у храма бегали козы, выискивая, чем бы травянистым полакомиться во время затянувшейся декабрьской оттепели, к храму степенно пришел настоятель — сегодня суббота и пора готовиться к вечернему богослужению. Калитка уже открыта — внутри трудятся две старушки: моют пол, чистят подсвечники и протирают стеклянные оклады икон.
Мы предлагаем вниманию читательниц выкройку косоклинного распашнго сарафана. За основу взят крой сарафана Богородского района Нижегородской области начала XX века.
22-25 декабря 2013 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов Древлеправославной Церкви, приняли участие благочинные отцы, сотрудники различных отделов и комиссий.
О непростой жизни, быте и традициях старообрядческих общин Аляски рассказывают журналисты западноамериканского издания «The Atlantic» Венди Йонассен (Wendi Jonassen) и Райан Лафлин (Ryan Laughlin).
На совещании редакторов старообрядческих СМИ было отмечено, что в современной ситуации широкого распространения аудиовизуальной продукции всё большую популярность приобретают аудиокниги. Не имея возможности, как в старину, посидеть с обычной книгой, многие готовы слушать часами аудиоверсии мировой классики. Настало время оцифровывать в виде аудиофайлов и старообрядческую литературу. Назначению и особенностям аудиокниг посвящена статья старообрядческого священника, настоятеля калужской общины РПСЦ о. Иоанна Курбацкого.
Почему после церковного Раскола XVII века десятки русских святых оказались вычеркнутыми из святцев, а могилы некоторых из них были преданы поруганию и забвению, можно было узнать во время лектория, состоявшегося в музее преп. Андрея Рублёва в г. Москве. Сегодня мы публикуем часть лекции, посвященной деканонизации святых в синодальной церкви.
Первое упоминание о сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей рассказ Евгении Полежаевой, потомка известных местных предпринимателей, об истории рода Полежаевых, внесших большой вклад в развитие Боровска.
Сайта Ruvera.ru уже не раз рассказывал о старообрядцах, живущих в общинах за рубежами нашей страны. Сегодня мы публикуем очерк американской журналистки Maeve McDermott «The Hidden Village of Alaska’s», посвященный старообрядцам старинного городка Николаевска, а также фрагмент фильма о них, снятого компанией National Geographic.
Мы продолжаем публиковать серию фоторепортажей известного путешественника, фотографа и блогера Антона «cheger» Афанасьева, посвященных истории нижегородских старообрядческих скитов.
Так исстари повелось у верующих — приезжать на престольный праздник в тот или иной храм, чтобы поздравить прихожан, разделить с ними радость совместной молитвы, пообщаться. И такие поездки, пожалуй, большая часть информационной повестки в старообрядческой среде. Торжество ценно само по себе, но, когда к тебе приезжают гости, его значимость возрастает многократно. Однако бывают случаи, когда гости, особенно священники, приехать ну никак не могут!
Почему на «загнивающем» западе растет интерес к старинной музыке, а в России о знаменном пении знают только старообрядцы и специалисты? Есть ли выход из этой ситуации? Мы продолжаем беседу с исполнительницей духовных стихов, музыковедом Полиной Терентьевой.
«Как появился наш храм в Омске? Можно сказать, что чудом, — продолжила свой рассказ Марина Калистратовна, — Общины-то не было в Омске, в Новосибирск ездили причащаться к батюшке Михаилу».
На Урале — бум интереса жителей к собственной генеалогии. Люди все активнее интересуются жизнью своего рода, особо старательные в этих поисках «уходят» вглубь веков, «вспахивая» почву аж в XVII или XVIII веке.
На прошлой неделе вышла в свет книга «Иконы старообрядцев Причудья» — итог многолетних изысканий активиста объединения «Русская школа Эстонии», бывшего инженера, а ныне исследователя художественного творчества староверов Эстонии Юрия Мануйлова.
Трапеза на Руси всегда объединяла людей. И радость, и горе, и торжественные события, и знаменательные даты, и радостные встречи, и тяжкие расставания — всё россияне привыкли отмечать за обеденным столом. Кроме того, всякая крепкая русская семья ежедневно непременно собиралась и собирается за столом для семейного обеда или ужина, которые сами по себе всегда были на Руси вековым обрядом: мистически общее застолье — трапеза любви. И остаётся такой в хороших русских семьях до сих пор.
Православная старообрядческая церковь в Зыбково на Кировоградщине — ровесница села, основанного переселенцами с Брянщины в 1766-м. Всего на территории Кировоградской области, кроме зыбковской, осталось еще четыре старообрядческие общины — в селах Клинцы и Красный Яр Кировоградского района, Никольское и Золотаревка Светловодского.
Что-то мне в последнее время все труднее вести разговор с людьми, у которых нет детей. Они по-чернышевски требовательны к человечеству и по-достоевски снисходительны к себе. Честно признаюсь — не люблю я бездетных. И чем дальше, тем больше. Старею, наверное.
Предпринимательская династия Рябушинских выделялась своей «всеядностью» — ее представители занимались производством текстиля и древесины, металлургией и тяжелым машиностроением, торговлей и финансами. А некоторые нашли себя в искусстве, науке и политике.
Наш рассказ об истории русской печи, хоть и основывается на документальных источниках, но явно не слишком соответствует сложившимся стереотипам о ней. Ведь нам с детства говорили, что русская кухня и русская печь — неразлучны. И одно не существует без другого. А жизнь, оказывается, была сложнее…
Общественные деятели и депутаты предлагают вернуть православию официальный, государственный статус. Некоторые полагают что это подготовит Россию к реставрации монархии, другие указывают на похожий европейский опыт. Однако есть и немало критиков этой идеи.
Храм во имя исповедника Аввакума возводится на севере Свердловской области, в городке Ивдель. По словам отца Михаила Лоскутова, окормляющего эту общину староверов, «имя» для храма выбрано не случайно — в городе размещены сразу несколько исправительных колоний. А протопоп, как известно, немало времени провел в темнице… Зеки помогли общине возвести сруб — место под строительство освятили минувшим летом.
В уходящем 2013 году в России широко отмечается 400-летие династии Романовых, правившей нашей страной в течение 300 лет. Апогеем торжеств стала грандиозная выставка «Православная Русь. Романовы. Моя история», организованная в выставочном комплексе Манеж г. Москва. Правление династии Романовых представлено как необычайно плодотворный и положительный период в истории России. Все исторические проблемы идеологи выставки связывают с «врагами», среди которых кроме анархистов, террористов и большевиков называются и … старообрядцы.
По старообрядческому летоисчислению сегодня 7522 год от сотворения мира. Но, сохраняя древнюю веру, живут они в 2013-м, считают, что конец света близок, однако не уходят «в затвор» или в катакомбы. Казанские старообрядцы старо-поморского согласия занялись делом, до которого ещё ни у кого из нас руки не дошли.
Юрий Швец постоянно открывает новые страницы истории родного города. Совсем единицы вспомнят о небольшой деревянной церквушке, стоявшей в самом центре старого Кишинёва. Данная церковь — Покрова Пресвятой Богородице — принадлежала старообрядческой общине Кишинёва.
Русская печь совсем не сразу стала такой, как мы ее представляем по фильмам и сказкам. И совсем не быстро превращалась в тот универсальный кулинарный инструмент, который сегодня связывается с русской кухней.
В 30-е годы XX века в подмосковных Гуслицах шли коллективные процессы против «врагов народа». По многим делам были расстреляны десятки человек. В современной исторической литературе можно найти информацию об этих процессах и этих людях. Однако нигде не сказано, что по многим таким делам проходили старообрядцы. О трагической истории общины беглопоповского согласия «лушканов» рассказывает историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев.
Многих читателей нашего сайта интересует жизнь и традиции старообрядцев, проживающих за пределами России. Мы стараемся регулярно публиковать статьи, посвященные этой теме. Так, например, не так давно были опубликованы материалы о жизни староверов в США, странах Латинской Америки и Австралии. Сегодня мы публикуем выступление латвийского старовера Д. А. Жилко, посвященное современной жизни старообрядцев Латвии.
На губернском телеканале Екатеринбурга стартовал показ многосерийного документально-игрового фильма «Новости. Документы. Екатеринбург». Впервые в нём будет рассказано о роли старообрядчества в истории края. По мнению экспертов, этот фильм в определенной степени является информационным прорывом. До этого тема исторического влияния старообрядчества на становление уральского региона тщательно замалчивалась…
Сегодня мы продолжаем разговор о непростой судьбе христианских духовных стихов и публикуем статью авторитетного в этой области специалиста Александра Емельянова.
Среди русских эмигрантов Австралии старообрядцы занимают особое место. Это заметно, прежде всего, в области, по тому, как они оценивают свое место в австралийском обществе и, конечно, по тому, как они ходят по воскресеньям молиться. Русская иммиграция в Австралии делится на несколько слоев в зависимости от волны, в которой прибыли мигранты.
Считается, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи — с ее медленным многочасовым томлением пищи, особым температурным режимом и т.п. В принципе, это мнение верно. Действительно, приготовление в печи придает блюдам удивительную индивидуальность, свойственную нашей исторической кулинарии. Но не все так просто. И сводить русскую кухню к русской печи — наивное заблуждение.
Печально закончилась попытка екатеринбургской поморской общины построить долгожданный храм. Фирма-подрядчик, взявшая на себя обязательства помочь в строительстве, отказалась передать храм верующим.
О духовных стихах, народной музыкальной культуре и её современной деградации мы продолжаем беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
12 ноября 2013 года святая Церковь отмечает день памяти иже во святых отца нашего святителя Амвросия, митрополита Белокриницкого и всех Древлеправославных христиан. В этом году также отмечается 150 лет со дня его упокоения.
Судьбы старообрядческих икон, как и судьбы людей, очень разные, но чаще — трагические. До 1905 года во время святотатственных актов в старообрядческих храмах и моленных многие иконы изымались полицией и представителями господствующей Церкви. Часть икон уничтожалась, другие попадали в бедные новообрядческие храмы и монастыри, где нередко «исправлялись» и зарисовывались. Однако были и парадоксальные случаи, когда сами старообрядцы перерисовывали именословное перстосложение на двуперстие. Об этом и многом другом читайте в статье Татьяны Игнатовой, написанной на основе лекции, состоявшейся 13 октября в музее имени Андрея Рублева.