От редакции:
В старообрядческой среде, в отличие от новообрядческой, очень распространена книга Кормчая — сборник церковных и светских правил, в том числе принятых на Вселенских и Поместных Соборах. Однако ни для кого не секрет, что сегодня эти правила исполняются избирательно и некоторые из них давно утратили первоначальный смысл. При этом среди нас есть «ревнители», которые понимают абсолютно все указания Кормчей как догму и настаивают на четком их соблюдении. Так, например, некоторые наши читатели сейчас обсуждают тему о несоблюдении возраста хиротонии во священнослужители. Высказываются суждения, что там, где священствуют не по правилам поставленные, общины становятся беспоповскими, потому что это не священники, а простолюдины, не имеющие священнической благодати. Выдвигаются опасения о предстоящей геенне огненной такой пастве: «они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». (Мф. 15:14). Наши аргументы и апеллирование к множеству исторических случаев нарушения данного правила прославленными святыми не действуют: оппоненты утверждают, что эти случаи никак не указывают, что кому-то можно отменить правила Кормчей. Якобы обоснование возможности такого рукоположения на примерах исторических прецедентов — это нововведение от плотского мудрования. Так как относиться к довольно частому нарушению этого правила в старообрядческих поповских согласиях? Действительны ли Таинства, совершаемые такими рукоположенными? На эти вопросы сегодня отвечает настоятель храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге иерей Иоанн Курбацкий.
***
Действительно, правила о возрасте рукоположения довольно часто нарушаются. У всех интересующихся жизнью Церкви и Ее канонами это вызывает недоумение и множество вопросов. Неужели архиереи, совершавшие такие хиротонии, не знали и не знают об этих правилах? Или сами поставляемые тоже их не читали? А если знали, то почему нарушили? Считали такое нарушение допустимым? Почему? Может быть, есть какие-то правила, которые дозволяют совершать некоторые отступления от общей нормы?
Признаюсь, мне потребовалось время, чтобы обдумать эти вопросы и найти на них ответы. И вот мои рассуждения. Сначала прочитаем сами правила. Откроем Кормчую, изданную при патриархе Иосифе в середине XVII в. и вновь отпечатанную в Москве с подлинника в 2010 году. Страницы укажем по этому изданию.
Правило 11 Новокессарийского Собора: Аще не будет тридесяти лет, да не будет презвитер. Аще есть и достоин, но да имать Спасово крещение указание.
Толкование: Не подобает никому же меньшу сущу возрастом тридесяти лет поставлену быти презвитером, аще и зело достословен будет человек и учителен. И се правило не повелевает. И 14 правило Шестаго Собора иже в Трулле полатнем (стр. 243).
Правило 14 Шестаго Вселенского Собора: Презвитер прежде 30 лет, и диакон прежде 25 лет, и диакониса прежде 40 лет, да не будут поставлены.
Правило 15 Шестаго Вселенского Собора: И прежде 20 лет иподиаконы да извергнутся.
Толкование обою правилу: Аще и зело неции обретаются достойни, но никто же прежде уреченного времене коемуждо чину степень получит, но аще кто или презвитером прежде 30 лет станет, или диаконом прежде 25 лет, или иподиаконом прежде 20 лет, поставлен будет, такожде и диакониса, аще прежде 40 лет поставленаа будет, вси сии извержению повинни бывают» (стр. 498-499).
От свитка божественных новых заповедей иже в божественном наследии царя Иустиниана. О поставлении церковных чинов, колика лета подобает коемуждо в чин введену быти. Презвитеру менши возрастом тридесяти лет быти не повелевает, но ни диакону же менши двадесяти пяти лет ни иподиакону же меньше двадесяти лет, но ни чтецу меньши пятинадесяти лет. Диаконисы же во святую церковь не поставляти, аще будет менши возрастом четыредесяте лет, или ко второму браку приходила. Аще же во время поставления причетнику коего любо чина клеветник нань явится, вся почину да сохранятся, яко же во епископских поставлениих выше повелехом (с. 779-780).
Итак, правила однозначно требуют, чтобы рукополагаемый во священники был не моложе тридцати лет. Основной аргумент — это возраст Спасителя, с которого Он начал Свою проповедь. Да и само греческое слово «презвитер» переводится как «старейшина». К тридцати годам личность человека сформирована, его жизненные устои определены, он имеет уже достаточно опыта и зрелости, чтобы исполнять сложнейшие обязанности священнослужителя и пастыря человеческих душ.
Но посмотрим, как исполнялись указанные правила на практике. Подобно тому, как нельзя правильно уразуметь смысл Священного Писания вне Церкви, так и читая правила надо обязательно смотреть на практику правоприменения на протяжении всей истории Церкви.
Очевидно, что церковные иерархи всегда стремились к исполнению этого правила и на Святых Соборах неоднократно подчеркивали необходимость его соблюдения. Однако довольно часто эти нормы все же не соблюдались. Профессор А.С. Павлов в книге «Курс Церковного права» пишет, что в ранней Церкви были случаи поставления в епископы в 20-летнем возрасте. Хрестоматийные примеры рукоположения молодых: Ахолий, епископ антиохийский, Павел и Афанасий, епископы александрийские. Отметим, что это не какие-нибудь незначительные кафедры, а, напротив, первенствующие.
Читая жития святых, мы тоже видим случаи поставления в священные степени в молодом возрасте. Яркий пример — преподобный Симеон Дивногорец. Он был поставлен в дьякона на 11-м году жизни! Вот цитата из жития: «Придя в монастырь с клиром своим, они, взяв с благоговением блаженного отрока, повели его с возженными свечами сначала в церковь, — во святой алтарь, где посвятили его в сан диакона, а затем с пением псалмов возвели его на столп тот. И пребывал на этом столпе святой восемь лет».
В возрасте около 27 лет Иоанна Златоуста принуждали принять епископский сан. Он уклонился по смирению в пустыню, считая себя недостойным. Но интересен сам факт, что архиереи того времени (IV в.) признавали такую хиротонию возможной.
В средние века можно вспомнить святителя Виссариона Лариского (1490-1541 гг.), который стал епископом в 20 лет. Правда, паства долгие годы не принимала юношу в таком высоком сане. Но в византийской истории случались и более вопиющие случаи, когда патриархами ставили 16-летних мальчиков.
Святителя Григория Паламу (1296-1359) рукоположили в священники в 29 лет, в 1325 г. Вот, что пишет об этом в его житии патриарх Филофей: «Тут, в Фессалонике, Григорий принял и великий сан священства по общей просьбе преподобных собратьев …Но так как необходимо было, чтобы такой высокий по добродетели муж во всяком начинании всегда руководился высшими соображениями и указаниями, то Григорий с благоговейною молитвою обратился к Богу, прося Его наставить, как ему поступить в данном случае. Он берет в руки свиток посланий апостольских и, возведши с умными очами очи телесные к Богу, в нем искал с верой надлежащего указания. Когда он раскрыл свиток, то взор его упал на слова, которыми апостол Павел начинает свое послание к галатам: «Павел, апостол ни от человеку ни человеком, но Исусом Христом» (Гал. 1:1). Из сего он уразумел, что происходящее совершается не без Божия соизволения и что человеческое и земное не в состоянии сопротивляться вышнему и божественному, и таким образом принимает священство». Отметим, что будущий великий святитель не считал препятствием к рукоположению свой возраст.
————
Так было в древней Церкви, было и на Руси, встречается и сейчас.
————
Естественно, каждый старообрядец знает, что священномученик и исповедник Аввакум был рукоположен в диаконы в возрасте 21 года. А через два года, в 1644 году, поставлен в попы.
У нас в Калуге в советское время служил замечательный священник — протоиерей Маркел Кузнецов (22.12.1893 — 01.02.1988). Он был рукоположен в сан дьякона 1 октября 1913 г. в возрасте 20 лет. А в священники — в 28 лет. Хиротонию совершил епископ Петроградский и Тверской Геронтий (Лакомкин), временно управлявший Калужско-Смоленской кафедрой. В 29 лет о. Маркел был уже протоиереем и в этом сане прослужил до начала 1980-х годов, почти шестьдесят лет, пять из которых были проведены в лагерях за веру Христову!
Кстати, напомню, что владыка Геронтий (1872-1951) — святой, он был прославлен на освященном соборе Русской Православной старообрядческой Церкви 2012 г. Епископом он стал в 39 лет, а брат его, священномученик Геннадий, епископ Донской (1867-1933), стал священником в 24 года. В наше время (1996 г.) в сан митрополита Белокриницкого был рукоположен владыка Леонтий. Ему исполнилось тогда 30 лет. Это событие обсуждалось среди клириков. Отмечалось, что это, возможно, самый молодой митрополит в истории Церкви.
В отношении низших клириков правила также часто нарушались. Так, о. Георгий Устинов, служивший секретарем московской старообрядческой архиепископии в 1970-е годы, был поставлен в чтецы, когда ему было всего 6 лет. Одаренный мальчик мог уже свободно читать Апостол. Напомню, что по канонам чтец должен быть не младше 15 лет. В дьяконы Георгия поставили в 20 лет, в 1947 г.
Если взять синодальную церковь, то и там рассматриваемые каноны часто нарушались. Знаменитый священник Иоанн Кронштадтский был поставлен в попы в 26 лет.
Но нельзя сказать, что правила о возрасте совершенно забыты или ими пренебрегают. Аз грешныи стал священником в возрасте 30 лет. В 25 лет был поставлен в свещеносцы и чтецы, в 28 — в дьяконы. Правда, и мне предлагалось стать священником раньше — наш приход остро нуждался в постоянном священнике, но я сумел убедить митрополита Корнилия отложить рукоположение, в том числе ссылаясь и на правило о возрасте.
Итак, мы видим, что на практике допускались и допускаются отступления от правила о возрасте рукополагаемых. Во всяком случае неизвестны факты применения санкций, предусмотренных 15 правилом Трулльского Собора. Имеются в виду слова «извержению повинни бывают». Надо сказать, что санкция изложена не в самом правиле, а в толковании на него. И хотя толкование напечатано в Кормчей наряду с правилом и имеет юридическую силу, но все же меньшую, чем само правило. Толкование — это мнение комментатора.
————-
При этом заметьте, что и толкователь использует мягкую формулу: «повинни бывают». Это не одно и то же, что приговор «да будут извержены». Иными словами, фраза «извержению повинни бывают» означает, что провинность есть и можно извергать из сана. Но можно и не приводить эту норму в исполнение. Это право, а не обязанность архиерейского суда. В юриспруденции такие нормы права называются диспозитивными.
————-
Еще раз подчеркнем, что история таких фактов не знает: сана не лишались ни ставленники, ни архиереи, нарушившие эти каноны.
Теперь посмотрим, только ли эти нормы церковного права не исполнялись. Возьмем аналогичное правило о том, что новокрещеного нельзя тотчас рукополагать во епископа. Это 80-е правило святых Апостол, 2-е правило Первого Вселенского Собора, 3-е правило Лаодикийского Собора. Процитирую 2-е правило Первого Вселенского Собора:
От поганского жития пришедшаго, не вскоре презвитером поставляти. Аще бо временем не искусится, зло новосажденыи. Аще же кто и по поставлении презвитерства, в прежних гресех обличен будет, и тако да престанет от службы.
Итак, здесь не сказано, что если правило нарушено и быстро поставили новопросвещенного, то его надо извергать их сана. Это делается лишь в том случае, когда обнаружится какой-то грех, препятствующий дальнейшему служению человека.
Правило это также неоднократно нарушалось. Приведу наиболее яркие примеры. Святитель Амвросий Медиоламский (339-397) жил после Второго Вселенского Собора. Названные правила уже были известны и приняты Церковью. Амвросий по образованию был адвокатом, потом государственным чиновником. С 370 г. он был губернатором в Медиолане (современный Милан). Осенью 374 г. умер Медиоламский епископ Авксентий, сторонник арианства, что повлекло за собой острую борьбу между православными и мирянами за епископскую кафедру. В городе начались беспорядки, и Амвросий для их пресечения вынужден был лично явиться в собор, где происходили выборы нового епископа. Руфин Аквилейский пишет в «Церковной истории»: «Когда он увидел, что городу угрожает погибель, в соответствии с положением своим и должностью желая устранить разногласия народа, он немедленно отравился в церковь. И когда он там много говорил в соответствии с законом и народной традицией ради установления покоя и мира, неожиданно поднялся крик и единый голос сражающегося между собой и спорящего народа. Жаждавшие видеть Амвросия епископом призывали немедленно крестить его (ведь он был оглашенным) и поставить над ними епископом: народ будет единым и единой вера, только если Амвросий будет дан им священником». Вскоре Амвросий был крещен и, пройдя все церковные степени в течение семи дней, на восьмой был рукоположен во епископа Медиоламского. На хиротонии присутствовал сам император Валентиниан.
Но самый яркий, пожалуй, пример — это рукоположение Нектария в патриарха Константинопольского. В 381 году, когда в Константинополе проходил Второй Вселенский Собор, Нектарий — солидный женатый человек, исповедовавший христианство, но некрещеный — собрался посетить родной город и спросил у епископа Тарса Диодора, не хочет ли тот передать с ним какие-нибудь письма. И вдруг Диодору пришла в голову идея рекомендовать Нектария на место патриарха Константинополя. Место было свободно, потому что в результате ожесточенной борьбы с него согнали святого Григория Богослова, а Нектарий, лишенный каких-то видимых недостатков, был человеком нейтральным. Диодор предложил кандидатуру Нектария патриарху Антиохийскому Мелетию, тот улыбнулся, но все же внес имя в список, представленный императору Феодосию, а тот и выбрал Нектария — видимо, увидев в списке единственного человека, не замаранного фракционной борьбой. Собор утвердил решение императора, Нектарий был крещен и рукоположен. Об этом пишет Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» (Кн. 5 гл. 8).
Примечательно, что нарушение допустили святые отцы Второго Вселенского Собора! И Церковь это не осудила, хотя и прежнего правила не отменила. Многие из этих «нарушителей» даже просияли в лике святых, мы им молимся и совершаем службы.
Так что же, воскликнет кто-либо, никаких правил соблюдать не надо? Нет. Каноны остаются канонами. Как говорит по этому поводу выдающийся канонист Матфей Властарь, «ибо хотя некоторые не таким порядком произведенные (в епископское достоинство) и просияли добродетелью и просветили подчиненные им Церкви, но редко бывающее мы не полагаем в закон для Церкви».
Выше я упомянул о мягкой формуле «извержению повинни бывают». Есть и жесткая формула. Речь идет о правилах, в которых четко сказано, что нарушители их лишаются сана. Например, 52-е правило святых Апостол, подвергающее извержению священника пьяницу и пристрастного к азартным играм. Также извергается священник, совершивший убийство (66-е правило святых Апостол). 4-е правило Лаодикийского Собора запрещает священникам брать лихву, т.е. проценты.
В перечисленных правилах (я привел только три, но их много больше) четко сказано: «да извержется». Это императивные нормы — категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Хотя даже в них иногда имеется оговорка (как в случае с пьянством или лихвой) «аще не останется», т.е. если не оставит сей грех. Случаев применения этих санкций можно привести сколько угодно. Хотя такие горе-священники, бывает, продолжают служить, пока архиерей не узнает об этом и не проявит свою власть. Но и в таких случаях, пока священник не извержен, все таинства, совершенные им, действительны. В одном патерике рассказывается случай, как некий подвижник не хотел причащаться у недостойного священника. Ригористы и ревнители могут возразить на это словами патриарха московского Иосифа: «Аще рекут кому правила: да извержется, — таковый есть да извержен, хотя бы и не было над ним формального суда церковнаго». Эта цитата приводится в книге святителя Арсения Уральского «Оправдание старообрядствующей Христовой Церкви». Но надо прочесть всю главу, в которой св. Арсений приводит эту цитату. Книга эта была переиздана в 1999 г. в издательстве «Китеж». На странице 147 владыка отвечает на следующий вопрос: «Если недостоинством священных лиц священство не уничтожается, то почему священныя правила наводят на них суд извержения, отлучения и проклятия, и когда же сие предосуждение может иметь силу на своих виновников?» и убедительно доказывает, что «правильный суд извержения, отлучения и проклятия причетникам хотя и крайне необходим…, однако же и законный суд Церкви не только во извержении, но даже и во отлучении и проклятии не лишает вконец осужденных причетников раз преподанного им по нисходящему от Христа рукоположению священного сана». И далее приводит пример, как были признаны хиротонии, совершенные египетским епископом Мелетием после того, как он за разные преступления, в том числе за принесение жертвы идолам (!), был извержен из сана (с. 148). Кстати, надо прочесть ответ и на предыдущий вопрос в книге св. Арсения: «Уничтожается ли священство недостоинством священных лиц?». Святитель однозначно говорит, что Таинство Священства никогда не уничтожается (с. 139-145). Подобного же мнения держался, в частности, профессор Василий Экземплярский. В книге «Библейское и святоотеческое учение о сущности священства» он пишет: «Священник может быть отрешен от своего служения на время или навсегда, но внешний суд Церкви не простирается на невидимые действия благодати и потому последней по существу не касается. Последняя, таким образом, является неизгладимою ни личным несовершенством священника, ни приговором церковного суда, а самое Таинство Священства — неповторяемым».
Но не только отсутствием наказания за нарушение правила о возрасте рукополагаемых объясняется его довольно частое нарушение. Этот вопрос имеет и практический аспект. Возьмем молодого человека, решившего посвятить себя служению Богу в сане священника. Он оканчивает духовное училище, как и всякий студент, в 21-22 года. Ему надо начинать жить самостоятельно, создавать семью. Вот он женится, появляются дети, но статус его не определен, зарплата мизерная: едва ли найдется община, способная полноценно содержать уставщика. Выходом из положения видится рукоположение раньше предусмотренного канонами возраста. Если же человек идет на мирскую работу, то есть риск потерять кандидата: «лесть богатства», различные искушения, карьерный рост и налаживание связей в иной профессии и т.п. могут помешать впоследствии кардинально изменить жизнь и идти в попы. Ведь те же каноны запрещают совмещение священнослужения с мирскими попечениями. Но главное — человек перестает профессионально расти в той сфере, к которой себя готовил и к которой чувствует свое призвание. Далеко не всякий ведь может за короткое время обучиться богословию, как св. Амвросий Медиоламский. Хотя, с другой стороны, священник, прошедший хорошую школу жизни, может лучше понимать свою паству и принести больше пользы общине и Церкви.
Что касается моей личной позиции, то я за то, чтобы каноны о возрасте соблюдались. А если есть нужда и они нарушаются, то это не тот вопрос, по поводу которого надо бить тревогу, заявлять о неканоничности Церкви или требовать, чтобы крестил непременно священник, поставленный старше 30 лет.
а где сказано во сколько лет поставлен сам Аввакум
Зачем вы лукавите? В 14-15 правиле, шестого Вселенского собора, написано «Да будут извержени» нет там такого как пишете вы, что «Извержению повинни бывают» там чётко написано, что да будут извержени, и в толковании написано так же. Не понятно, что у вас за правила, или же вы умышленно хотите ввести в заблуждение, или правила кривые. В номоканоне, изданном в 1908 году старообрядческой Церковью, под редакцией Арсения Уральского, в правиле 191, о возрасте рукополагаемых, то же написано «Да будут извержени». И ещё, вы не правильно пишете об 52 правиле святых Апостолов. Там, совсем про другое пишется, а именно об не приемлющих обращающихся от греха. Если же говорить о пьющем священнике, то в другом об этом правиле, как раз таки и даётся послабление, что либо престанет, либо запретится. Нет желания проверять остальные приведённые вами примеры. Статья, совсем не убедительная, да ещё и с искажением фактов. Митрополит Амвросий Белокриницкий, то же попадает под это правило и по факту должен быть извергнут. Он поставлен в 20 лет. Так что бескомпромиссность Арсения Уральского в этом правиле, наводит на мысль.
Обличение никониан, во время протопопа Аввакума, как доказательство того, что он был поставлен во священника после 30 лет! Ревнители древлего благочестия, первыми обличили бы его в том, что он по правилам не священник. Если бы Аввакум был поставлен раньше 30 лет, он бы не подписал этот документ, часть из которого представлена ниже.
Н. Субботин. том 6. 5-е послание в Москву из Пустозерска, стр. 63-65, 1881 г. ].
«Оле, скаредия церковнаго и мерзости запустения на святом месте стоящия! Когда тако бысть у православных святителей? Во дияконы их 15-ти лет поставляют, в попы 20-ти лет, овых и менши! А священная правила вся сия отмещут беззакония и анафеме предают: вся, рече, кроме церковнаго предания содеянная и содеятися хотящая, анафема 3-жды. И они, слепыя вожди, сами себя проклинают на всяк год в неделю православия, и то дело яко игру вменяют глухия аспиды! Чтец бо и певец менши 15-ти лет отнюд не бывает по правилом, поддиякон 20-ти лет, диакон 25-ти лет поставляется, поп 30-ти лет рукополагается; а менше того возраста не поп по правилом святых отец. Сие бо им подобаше исправляти, а не догматы отеческия превращати. Да ослепи их сатана, и ум омрачил, не познати благаго во Церкви. Но паче беззаконие к беззаконию прилагают, и праведным отеческим законом досаждают преступлением своим. Паче же Святому Духу хулу приносят, глаголавшу усты Давыдовы, святых своих утвержающему предания. Всяко бо пророчество книжное по своему сказанию не бывает. Ни бо волею когда бысть (человеков) пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаше Божии пророцы, по божественному Апостолу. Плакати достоит о таковых продерзателей: яко сами бо не ведают, что творят, да и весь народ с собою погубляют прелагатаи онии злии. И не диво есть о них, что тако творят волю дияволю.И како нам с таковыми врагами Божиими сообщатися ныне? Не буди то. А иже глаголют нецыи слабострастнии человецы, от противных и верных безумныя глаголы на апостольское вещание ко евреом, сие: по нужи и закону пременение бывает, и сим апостольским гласом слабость свою и отступление подпирающе, и законы Христовы многия, и апостольския и отеческия превращающе, льстяще блудную свою мысль сим словом, не ведуще разума апостольскаго отнюд, ни силы в нем. Сие рече Апостол, избранныи сосуд Христов, о июдейском прешедшем священстве и законе их, на время данном им до Христа Исуса. И начало тамо речи сие есть: прелагаему священству по нужи и закону пременение бывает, сице понеже Аароново священство ветхаго завета преста, егда же Христос, архиерей грядущих благ, прииде и воплотися от Пресвятыя Девы, и егда священство их преста, тогда закон Моисеов пременил Христос на свой благодатный закон новый. Тамо безсловесная животная закалаху архиереи на жертву, овцы, и волы и птицы: зде же Христос сам изволи закалаем быти нашего ради спасения, словесный Агнец, ветхое же упраздни священство и закон порочный. Той же Апостол глаголет к жидом тамо: аще бы первый закон непорочен бы был, не бы второму искалося место: темже отъемлет первое, да второе поставит. И инде рече Павел: древняя мимоидоша, и се быша вся новая. И Богослов Иоанн глаголет: закон Моисеов дан бысть, благодать и истинна Исус Христом бысть. И се есть истинна апостольскаго разума: о закона ветхаго пременении, а не о догматех веры Христовы то речено бысть, и не апостольских и отеческих преданиих. За то бо должно есть всякому християнину страдати и умирати, а не пременяти и не предавати. Слышите апостола о догматех правых како глаголет страшно: аще, рече, ангел инако благовестити вам будет, анафема есть. Не токмо человека проклинает, но и ангела. Сия слышавшее, опасно разумеваем писание, что о чем глаголет. Неведение бо ересей породило, неведение церкви испревратило; неведение всех ересей злее, по Златоусту. Глаголет же Исидор Пилусит о кривотолкующих писание по своему разуму, и не християне их наричет, сице: яко ниже во Християнех сим быти праведно бо было, иже тако на священная досаду поносящим писания, и в неигрателних играющим, и проч. Аще кто не верит моим словесем, и отречение ему: растешет бо его Христос полма и часть его к неверным положит, Аминь.
[Ниже]: У подлинной епистолии, покрай ея, и рука приложена преосвященнаго Аввакума протопопа: Сие Аввакум протопоп чел и сие истинно разумел, к тому и руку приписал. Сия дозде. Аминь.
Сие послание от отца священнаго диякона Феодора, чернец Авраамий прочет, любезно целовав и рукою своею подписал, яко хотящим спастися тако достоит веровати воистинну»
[Материялы для истории раскола за первое время его существования, издаваемое братством св. Петра митрополита, под редакцией Н. Субботина. т. 6. 5-е послание в Москву из Пустозерска, стр. 63-65, 1881 г. ].