О работе археографической лаборатории МГУ, современном старообрядческом информационном пространстве и его знаковом явлении — сайте «Русская вера», мы беседуем со старшим научным сотрудником, заведующей межкафедральной Археографической лабораторией исторического факультета МГУ Натальей Викторовной Литвиной.
***
Я стала начальником лаборатории в 2013 году, а до этого много лет была лаборантом под руководством организатора и многолетней заведующей лабораторией Ирины Васильевны Поздеевой. Она была моим дипломным руководителем, я занималась полевой научной работой и ездила в экспедиции. Если говорить о современной исследовательской практике, то, несомненно, некоторые изменения имеются. Во-первых, во время экспедиций мы стали чаще стараться жить непосредственно в старообрядческих общинах или приходах, настолько близко и настолько долго, насколько позволяют возможности. Это может быть даже жизнь со старообрядцами в одном доме, такую методику можно назвать «включенным наблюдением».
Если говорить вообще, в целом, про взаимодействие со старообрядцами, то, мне кажется, что только регулярное общение и установление долгосрочного контакта обеспечит доверие к исследователю и нормальную научную работу.
В противном случае исследователь будет довольствоваться одними ответами на свои вопросы. А, как показывает практика, схематичные ответы на вопросы не дают полной картины того, чем живет человек, семья, община.
Подлинную картину жизни можно увидеть только изнутри. Опять же, и нам люди начинают доверять только тогда, когда мы годами к ним приезжаем. Показываем им результаты работы, дарим книги, научные сборники.
Есть еще одно интересное новшество. Сейчас мы вообще перешли на формат, когда работаем над исследованиями и изданиями вместе с нашими героями.
Сегодня, как и раньше, в центре наших исследований книжность, поскольку, по-моему, люди в последние годы стали, наконец-то, особым образом ценить книги. Больше внимания мы уделяем камеральным работам. Недавно мы завершили описание книгохранилищ Костромской области. Перед этим были описаны книжные собрания Ярославского региона. Будем и дальше заниматься этой темой в регионах Верхнего Поволжья, затем мы будем двигаться, скорее всего, тоже по Волге. Это будет, возможно, Казань или Саратов.
Домашние библиотеки мы изучаем для составления портрета современного книжника. Нас в этом смысле интересуют не только раритеты, кириллическая литература, которая интересовала наших предшественников в науке. Сегодня нас интересует полная библиотека, включая беллетристику, которая может быть читаная или же нет. Часто в личных библиотеках попадаются современные книги, даже издания РПЦ, которые, за неимением старообрядческих, читают современные староверы.
Антропологическая часть экспедиций, составляющая ту самую комплексность наших археографических исследований, тоже очень разнонаправленна. Мы занимаемся изучением общины и роли человека в этой общине. В наших экспедициях работают фольклористы, этнографы, лингвисты. Исследования последних пяти лет войдут в сборник, посвященный Ярославско-Костромской епархии РПСЦ, который мы планируем издать в ближайшее время. И насколько хватает наших временных ресурсов, мы, конечно, в основном взаимодействуем с авторитетными представителями старообрядчества — священством, клиром, известными прихожанами.
В последние десятилетия наметился серьезный количественный прирост трудов по старообрядческой тематике, особенно в последние годы, просто валом идут самые разные издания. Издаются литературные памятники и малые, и великие с более-менее приличными комментариями. Количественные изменения мало-помалу перерастают в качественные.
Современные фундаментальные работы — это пример отличной систематизации и глубоких архивных поисков, многие монографии — это не только блестящие исторические, музыковедческие, этнографические труды, но они вполне могут служить примером для начинающих исследователей.
Мне в моей работе очень помогают обобщающие труды, опубликованные в последние годы. В странах Балтии по каждому региону выпущены фундаментальные исследования, как справочные издания, так и тематические монографии. Много литературы издано по старообрядческим местам Придунавья, основная заслуга в этом принадлежит Александру Анатольевичу Пригарину (Одесский государственный университет им. И. И. Мечникова, Украина).
У Натальи Васильевны Абакумовой недавно вышла большая монография, посвященная знаковому старообрядческому молдавскому селу Кунича, я все мечтаю ее раздобыть. Это серьезный опыт, который нам стоит перенимать. Ты можешь, изучая эту монографию, понять, как нужно работать.
Если говорить про меня, например, то я очень часто беру у вас справочную информацию по самым разным вопросам. Мне нужны были дополнительные сведения по сгоревшему в Иванове храму РПСЦ, ближайший запрос в Яндексе выдает сразу вашу статью. Поэтому для меня «Русская вера» — это практическая энциклопедия под рукой, которую можно полистать. Конечно, к материалам сайта я отношусь как исследователь. По тексту сразу понятно, какую информацию можно воспринимать нейтрально, какую критически, а где нужна лайткритика, так скажем, проверка акцентов публикации. В любом случае базовая информация на сайте всегда доступна. Для меня это большое подспорье. Вот даже сейчас, мы готовим издание, нам нужны сноски, в большей части сносок ссылаемся на ваш сайт.
Также я пользуюсь «Русской верой» как информационным ресурсом для обучения студентов. Нужны некие «азы», особенно тем ребятам, которые в церкви бывали в лучшем случае один раз в детстве. Им часто приходится «разжевывать» простые вещи, и я это делаю на ваших примерах, потому что все, что касается старообрядческой Литургии, у вас доступно объяснено с прекрасными картинками.
Указана разница между поповцами и беспоповцами, особенности вероучения согласий. Более доступного ресурса, тем более для современного студента, который в первую очередь пользуется интернетом, на самом деле нет. Если дальше мы углубляемся в какие-то подробности современного состояния, то тогда мы уже переходим на другие сайты, на «Невскую обитель» и «Старообрядческую мысль», например.
С другой стороны, я, конечно, просто слежу за новостями. Для меня ваш сайт — это своего рода телевизор, я смотрю, что происходит в старообрядчестве. То же самое касается и новостей о научных событиях, которые часто бывают у вас.
Это, мне кажется, очень правильно, потому что мы тоже, хотя вроде бы сами всегда участвуем во всяких конференциях, но из-за большого их количества, не успеваем сориентироваться. А на «Русской вере» все, что произошло можно прочитать.
Честно сказать, мне, в ваших публикациях, посвященных конференциям и прочим научным событиям, не всегда хватает подробностей. Иногда в материалах акцент делается на деталях, которые удивили автора обзора, например.
Мне кажется, не хватает воли администратора модерировать комментарии. Бывают сюжеты, казалось бы, нейтральные с точки зрения обычного читателя. Но они неожиданно вызывают сильнейшие эмоции, начинается «битва на мечах» с применением «набрасывания на вентилятор». Возникают неприятные ощущения, вроде бы прочитала нормальный текст, а внизу там такое творится, что лучше бы не видеть.
Я знаю, что к вам претензии предъявляли, что у вас есть материалы об инославии и иноверцах, но люди, которые читали журнал «Церковь» начала XX века, должны знать, что в нем была целая рубрика, посвященная инославию.
Вообще, честно сказать, жаль, что практически заглохли старообрядческие форумы, там было много всего спорного, но это была такая площадка, которая позволяла оперативно дискутировать. Очень важно, мне кажется, человеку иметь вот такую отдушину, потому что вопросов масса, и они зачастую однозначного ответа не имеют, а на форумах можно было выяснить весь спектр ответов.
С другой стороны, с точки зрения антрополога, который специально занимается электронным пространством, комментарии под вашими публикациями могут показать лицо современной старообрядческой полемики, точнее активистов, готовых выступать и комментировать.
Да, на сайте вы неоднократно указываете, что называете статус того или иного клирика или мирянина так, как он сам себя называет, то есть, если он называется епископом, то вы его так и представляете. Это разумно с точки зрения стандартов независимой журналистики. Но я бы добавляла какие-то разъяснения для посторонних читателей, какую-то историческую справку: относится тот или иной человек к Митрополии РПСЦ или другому согласию, какие должности, титулы и саны признаются в Митрополии. Тогда читателю будет понятно, что, если какой-то человек возникает, с другими «позывными», он пользуется неутвержденным самоназванием.
Мне очень нравится, что вы даете высказаться и так называемым «отщепенцам», старообрядческим диссидентам. Я так понимаю, не очень редактируете и цензурируете их выступления и интервью. И это очень важно — давать мнения самых разных представителей старообрядчества близко к тексту, без особого редакторского вмешательства. Для читателя важно мнение из первых уст, а не пересказ и не тенденциозная передача информации.
Меня саму интересует тема «отщепенцев» — тех, кто отошел от магистральной линии своего согласия. Я исследую архив о. Елисея Елисеева, общалась с другими приморцами — его оппонентами.
Мне, например, были известны высказывания разных лиц о деятельности владыки Антипы (Схулухия) и владыки Алимпия, но мне было важно прочитать их собственные слова. Я знала, что владыка Антипа вообще завел свой видео-канал на фейсбуке, где транслирует беседы и проповеди. Но связного текста об истории его жизни и видении церковной ситуации там нет.
Интервью вл. Антипы (Схулухия) на «Русской вере», на мой взгляд, очень важный (со всеми противоречиями, которые он излагает) и реальный устный исторический источник, переложенный в текст.
Выскажу свое субъективное мнение. Всем очевидно, что межстарообрядческие контакты финансируются государством.
Если бы не было огромных денежных вливаний в виде грантов, которые получают на проведение форумов, круглых столов и всего прочего, что и было в основе межстарообрядческого, периодически действующего органа, мне кажется, ничего бы не получилось. Только посидев в одном зале за казенный счет, эти люди смогли как-то понять, что рядом сидит сосед, он не зверь никакой, а нормальный человек.
Поэтому, мне кажется, что в современных межстарообрядческих контактах, которые старообрядцами рассматриваются не как религиозное сотрудничество, а именно как объединенное взаимодействие с властью, сама власть, видимо, и заинтересована.
Какие подводные течения были задействованы в этом процессе изначально, наверное, интересно. Ясно, что старообрядцы эту власть расшевелили, но, тем не менее, все это происходит за казенный счет, я бы так сказала. И если уж говорить про «Русскую веру», которую тоже иногда обвиняют в том, что она существует на какие-то неправильные деньги, здесь та же самая логика, именно независимое финансирование позволяет спокойно работать и сотрудничать. Ваша площадка позволяет удовлетворить любопытство, причем достаточно объемно. То есть, если тебя что-то интересует, что происходит не в твоем согласии, ты можешь посмотреть это на «Русской вере».
Комментариев пока нет